Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Новостная журналистика: практика репортера
January 19, 2017, 12:12 pm

Преподаватель: Мисонжников Борис Яковлевич, доктор филологических наук, профессор

Кафедра периодической печати

Работа репортера предполагает владение автором технологиями сбора материала и написания текста произведения. Не умея выстраивать отношения с ньюсмейкерами, не понимая особенностей информационной жанровой системы, не обладая навыками работы над текстом, человек не сможет эффективно и качественно решать поставленную перед ним задачу. В редакциях газет – прежде всего общенациональных и региональных – репортеры обычно выделяются среди остальных сотрудников более высокой интенсивностью своей профессиональной деятельности, оперативностью в подготовке материалов, информированностью, что, к слову сказать, весьма положительно отражается и на уровне оплаты их труда.

Само собой разумеется, репортер в своем творчестве использует практически все информационные жанры – заметку, корреспонденцию, интервью, отчет. Но, пожалуй, самым значимым жанром является репортаж. Казалось бы, репортаж – это именно тот жанр, видовые признаки и свойства которого достаточно хорошо исследованы, прояснены генетические характеристики, выявлена специфика профессионального использования. Тем не менее данный жанр в силу многих своих особенностей – прежде всего, свойственной ему высокой динамичности, активной вовлеченности в практическую сферу – подвержен определенному внутривидовому модифицированию, истолкование которого, впрочем, не всегда носит объективный характер, может отличаться в той или иной мере казуальностью. Иначе говоря, этот жанр иногда оказывается подверженным факторам субъективного и случайного воздействия, не совсем оправданному стремлению «модернизировать» его и приспособить к неким капризам профессиональной моды. В то же время нельзя не учитывать и того, что жанровая система вообще чувствительна к внешним ситуативным проявлениям, в ней очень развито диалектическое начало. В связи с этим важно уточнить основные параметры жанровой системы информационной журналистики, а также исследовать методологию профессиональной деятельности журналиста в отношении его жанровых предпочтений и умения реализовать текстовой потенциал.

Автор курса имеет многолетний опыт сотрудничества с ведущими печатными изданиями нашего города, в частности, работал штатным репортером газеты «Вечерний Ленинград», которая в тот период была именно вечерней газетой с тиражом около трехсот тысяч экземпляров: каждый номер готовили в первой половине дня, а во второй половине он уже поступал к читателям. Это требовало умения работать оперативно, писать «в номер». Затем в редакции этой же газеты автор курса занимался аналитической работой и был заведующим отделом.

Авторские публикации по теме спецкурса (спецсеминара)

1. Мисонжников Б. Я. Современный репортаж (проблема и топика жанра) // Жанры в журналистском творчестве: материалы науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (19 марта 2003 года, Санкт-Петербург) / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. С. 104–124.

2. Мисонжников Б. Я. «Мускулатура репортажа»: кинестетический аспект текстуализации // Вестник Тверского государственного университета. Сер. филология. 2012. Стр. 177–182.

План лекционных занятий

Занятие 1. Специфика репортажа как жанра периодической печати, опыт практической работы ведущих отечественных репортеров.

План семинарских занятий

Занятие 1-2. Методология сбора материалы для репортажа. Работа над текстом, создание эффекта присутствия.

Занятие 3-4. Анализ темы для написания курсовой работы, методология работы по сбору материала.

Занятие 5-7. Специфика написания текста курсовой работы, умение выстраивать систему аргументации.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Индивидуальное консультирование студентов по предложенному преподавателем графику (выбор темы курсовой работы, обсуждение содержания и введения курсовой работы, поиск литературы, обсуждение структуры, основных тезисов курсовой работы), просмотр приложений и исследовательских материалов в оборудованной компьютерной техникой аудитории.

Внутрисеместровый контроль

Студент считается аттестованным, если посещает все занятия, выполняет задания преподавателя, активно участвует в дискуссиях на практических занятиях. Аттестация не ставится, если пропущено более, чем 40% занятий, не выполнены задания, предложенные преподавателем.

График подготовки курсовой работы: сентябрь 2015 – утверждение темы курсовой работы, октябрь – подготовка первой главы курсовой работы, ноябрь – черновой вариант курсовой работы предъявляется преподавателю, декабрь 2015 – сдача чистового варианта курсовой работы.

В курсовой работе должны быть обозначены цель, задачи, определены объект и предмет исследования, обозначена методологическая и эмпирическая база, описана методика проведения исследования.

Вопросы к зачету

1. Информационные жанры, их отличие от других групп журналистских жанров.

2. Работа репортера с ньюсмейкерами, умение находить факты.

3. Хроника и информационная заметка. Понятие лида.

4. Информационная корреспонденция и информационный отчет: специфика текстопостроения.

5. Подготовка, написание и визирование информационного интервью.

6. Репортаж и его отличительные особенности.

7. Репортаж, написанный с использованием метода включенного наблюдения.

8. Опыт лучших отечественных и зарубежных репортеров.

9. Заголовочный комплекс в информационном материале: назначение, функциональность, эффективность.

10. Стиль «жесткого» и «мягкого» информирования в информационной журналистике.

11. Понятия композиции, сюжетопостроения, архитектоники информационной публикации.

12. Репортер как повествователь (отраженное авторское «я» в тексте).

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Система информационных жанров в печати: тенденции развития и новые подходы.

2. Работа над информационным интервью (искусство диалога).

3. Анализ информационных публикаций одной из газет (по выбору студента).

4. Уникальный опыт репортера (по выбору студента исследование творческой лаборатории одного из известных репортеров).

5. Репортаж в газете (от темы и стиля произведения до его подачи на полосе).

6. Метод включенного наблюдения в репортерской практике.

7. Понятие лида: виды, функциональные особенности.

8. Материалы в стиле «жесткого» и «мягкого» информирования в информационной журналистике (сравнительный анализ).

9. Заголовочный комплекс в информационной журналистике.

10. Авторское «я» в тексте информационной публикации: специфика нарратива.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная. Студент отвечает на два вопроса. На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Оценка «Зачтено» ставится, если студент посетил более половины занятий, демонстрирует достаточно глубокое знание учебного материала, отвечает с достаточной уверенностью на вопросы, демонстрирует знакомство с литературой, рекомендованной программой спецсеминара, и успешно выполнил работу в рамках текущего контроля.

Оценка «Не зачтено» ставится в том случае, если студент имеет существенные пробелы в освоении учебного материала, делает серьезные фактические и методологические ошибки при ответе на вопросы, посетил менее половины лекционных занятий, а также если его работа в рамках текущего контроля не может быть признана положительной.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Критерии оценки (курсовая работа)

Защита курсовой работы проводится в группе: в течение пяти минут автор представляет свою работу, прежде всего сообщая о результатах исследования, о трудностях, с которыми столкнулся в ходе сбора материала, его систематизации и изложения текста. Затем члены группы высказывают свое мнение. Дается также оценка оформления материала, отмечается соответствие или не соответствие стандартным критериям оформления курсовых работ

Условия выставления оценок: «Отлично»: тема раскрыта с достаточной полнотой, композиция четкая, использован обширный круг литературы, оригинальный эмпирический материал, автор проявил компетентность и продемонстрировал отличный уровень владения методологией исследования, использовал метод компаративистского анализа. Сочинение содержит минимум ошибок. Оценка «Хорошо» ставится, если работа имеет некоторые изъяны в оформлении, содержит ошибки, структура недостаточно стройная и выводы не отличаются четкостью. В случае значительно большего количества погрешностей ставится оценка «Удовлетворительно». В данном случае во внимание принимается также срок сдачи завершенной работы, качественный и количественный аспект использованных источников. Оценка «Неудовлетворительно» свидетельствует о том, что автор не справился с поставленной задачей в отношении как содержания, так и формы работы: тема не раскрыта, литература приводится в недостаточном объеме, видно, что автор многое заимствовал и фактически не провел самостоятельного исследования.

В случае оценки «Неудовлетворительно» автор должен будет в срок работу доделать и представить преподавателю.

Список основной литературы

1. Воскобойников Я. С., Юрьев В. К. Журналист и информация: Профессиональный опыт западной прессы. М., 1993. 2. Ким М. Н. Новостная журналистика: Базовый курс. СПб., 2005.

3. Литвиненко А. А. Репортаж: искусство повествования. СПб., 2013. 4. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М., 1999.

Список дополнительной литературы

1. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста: учебник / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.

2. Пугачев В. В. Нужна ли нам старая система жанров // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: сб. материалов науч.-практ. конф. / отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова, М. В.

3. Шкондин. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. С. 310–311. 4. Шостак М. И. Журналист и его произведение. М., 1998.

Перечень иных информационных источников

1. www.mediasprut.ru/jour/theorie/genre/report-his2.shtml 2. allbest.ru/k-3c0a65635a3ad68a4d53a88521316d27.html

3. www.academia.edu

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация