Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Иллюстрация в дореволюционной журналистике России
January 19, 2017, 11:01 am

Преподаватель: Сонина Елена Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент

Кафедра истории журналистики

Изучение истории журналистики, как правило, шло с использованием традиционных «бумажных» методов. Но, реконструируя картину прошедшего, мы постоянно сталкиваемся с узостью доступных нам способов найти ответы на самые простые вопросы. Мы не знаем, как жили люди раньше; мы можем об этом только догадываться, составлять мозаичные кусочки из воспоминаний, документов, публицистики, писем. Нет ни одного источника информации, способного полностью воссоздать картину ушедшей эпохи, но стремление достичь исторической целостности вынуждает нас обращаться к новым (или давно забытым) способам отражения действительности.

Одним из способов понять прошедшее является изучение живописного, графического и любого другого визуального наследия. Визуальные объекты позволят историку быстрей и точней соприкоснуться с ушедшей эпохой. Уже давно никто не задает вопросов, зачем следует собирать всевозможные изображения ушедших людей. Каноническими стали понятия «иконография Пушкина», «иконография Достоевского» и т.д. Сегодня появляются новые методы и формы изучения выдающихся личностей. Среди относительно новых методов – изучение истории журналистики с помощью визуального наследия. История тиражной графики (прежде всего книжной и плакатной) поможет студенту взять на вооружение алгоритмы исследования для знакомства с газетной и журнальной иллюстрацией. Многочисленные и почти не изученные рисунки, карикатуры, шаржи русской периодики конца XIX – начала XX в. расскажут об общественных предпочтениях, о неожиданных трактовках крупных литературных произведений и фактов журнальной полемики. Фотографии расширят представления об историческом контексте. Рекламные полосы разрешат проанализировать приемы иллюстрирования газетно-журнальных страниц. Иллюстрированные приложения подскажут современным журналистам, какие формы привлечения читательской аудитории применимы и сегодня.

Малоисследованный оформительский пласт дореволюционной периодики позволит студентам стать первопроходцем в исследовании газет и журналов России XIX – начала XX в.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Петербургская универсальная газета конца XIX века. СПб., 2004.

2. Читатели газет в русской дореволюционной живописи // СМИ в современном мире. 2009. СПб., 2009. С. 124-125.

3. Крестьяне-читатели газет в русской живописи рубежа XIX –XX веков // Былое и мы. Воронеж, 2009. Т. I. С. 167-174.

4. Карикатура как источник информации о русской дореволюционной газете // СМИ в современном мире. Петербургские чтения. СПб., 2010. С. 33 – 34.

5. Прижизненная иконография «Мафусаила российской словесности» А.А. Краевского // Печать и слово Петербурга. Ч. I. Книжное дело, языковые аспекты подготовки специалистов, культурология. СПб., 2011. С. 213-224.

6. Сатирическая графика Российской империи о свободе печати // Печать и слово Санкт-Петербурга. Сборник научных трудов. Петербургские чтения-2011. Часть I. Книжное дело, культурология. СПб., 2012. С. 33-40.

7. Журналист-глупец в русской дореволюционной карикатуре // Печать и слово Санкт-Петербурга. Часть I. Книжное дело, культурология. СПб., 2013. С.77-83.

8. Иллюстрированные приложения к «Сыну Отечества» (1856-1900) // Газетная и журнальная иллюстрация. Материалы научной конференции. СПб., 2014. С.23-36.

9. Литературный журнал в русской карикатуре XIX века // Медиа в современном мире. 54-е Петербургские чтения. Материалы международного научного форума 22-24 апреля 2015 г. / ред.-сост. С.П. Корконосенко. СПб., 2015. С. 65-67.

10. «Я понимаю преувеличение, я допускаю карикатуру»: И. С. Тургенев и сатирическая графика // Печать и слово Санкт-Петербурга. Сборник научных трудов. Петербургские чтения-2014. Часть I: Книжное дело. Культурология. Лингвистика. СПб., 2015. С. 63-69.

11. Некрасовские журналы в русской карикатуре XIX века // Литературный журнал в контексте русской культуры. Сборник научных статей / Под ред. Е.Ю. Глевенко. СПб., 2015. С. 63-79.

12. Жизнь петербургской газеты в русской карикатуре второй половины XIX века // Петербург газетный. 1711-1917. Выпуск II / Под ред. Е.С. Сониной. СПб., 2016. С.118-141.

13. Образ военного корреспондента в мемуарах и карикатурах России второй половины XIX – начала XX в. // История газетно-журнальной иллюстрации. Сборник статей. Часть II / Сост.: О.Н. Ансберг, Е.С. Сонина. СПб., 2016. С.44-56.

14. Работы, в которых рассматривается проблема визуальности. 2013 – начало 2015 г. // История газетно-журнальной иллюстрации. Сборник статей. Часть II / Сост.: О.Н. Ансберг, Е.С. Сонина. СПб., 2016. С.100-110.

План семинарских занятий

Занятие 1. Взаимосвязь отечественной и иностранной журнально-газетной иллюстрации XVIII-XX веков. Проблемы изучения и сравнения. Доступность фондов.

Занятие 2. Вклад русских художников в становление русской журнально-газетной иллюстрации. Лубок, жанровые картины, иллюстрированные издания крупных русских художников. Оперативные отклики на события («теребеневская азбука» и пр.).

Занятие 3. Связь книжной и журнально-газетной иллюстрации дореволюционной России. Крупнейшие книжные издатели России; примеры отечественного книжного дизайна XIX – начала XX в.

Занятие 4. Рисунок на страницах дореволюционной журналистики России. Гравюра высокой, глубокой и плоской печати.

Занятие 5. Карикатура на страницах дореволюционной журналистики России. Основные теории комического.

Занятие 6. Схемы, карты, чертежи на страницах дореволюционной журналистики России (пресса специализированная и универсальная). Связь иллюстраций и текстов.

Занятие 7. Зарождение инфографических приемов в дореволюционной журналистике России. Фигурные диаграммы, картограммы и пр.

Занятие 8. Фотография на страницах дореволюционной журналистики России. Фотографы-профессионалы и любители.

Занятие 9. Оформление рекламных полос на страницах дореволюционной журналистики России. Объем полос, размеры объявлений, связь оформления и тематики.

Занятие 10. Визуальные способы привлечения читательского внимания в дореволюционной журналистике России. Использование визуального контента в конкурентной борьбе издателей.

Занятие 11. Борьба за подписчика газет и журналов. Оформление приложений, прибавлений, премий, вклеек в дореволюционной журналистике России.

Занятие 12. Борьба за подписчика газет и журналов. Иллюстрированные приложения дореволюционной журналистики России.

Занятие 13. Борьба за подписчика газет и журналов. Верстка, формат, шрифт дореволюционных изданий России.

Занятие 14. Газетные и журнальные художники, карикатуристы, фотографы дореволюционной России. Проблема раскрываемости псевдонимов.

Занятие 15. Художественные средства дореволюционной журнально-газетной иллюстрации (композиция, цвет, пропорции, штрих, акцент и пр.).

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Экскурсия в газетный фонд Российской национальной библиотеки; экскурсия в журнальный фонд Российской национальной библиотеки; групповое обсуждение ключевых проблем в ходе написания курсовых работ; индивидуальное консультирование студентов по составленному графику.

Внутрисеместровый контроль

На первом занятии студентам объясняются предстоящие задачи в связи с подготовкой курсовой работы, определяется график консультаций студента с научным руководителем. Студенты имеют возможность обсудить черновые варианты курсовых работ с преподавателем задолго до сроков сдачи. За полторы недели до официального дня защиты курсовые должны быть сданы в бумажном виде преподавателю, в электронном виде отправлены тому из однокурсников, кто будет выступать рецензентом данной работы.

Вопросы к зачету

1. Русские художники – мастера газетно-журнальной иллюстрации.

2. Газетные и журнальные художники дореволюционной России: забытые имена.

3. Фотографы в газетно-журнальной периодике дореволюционной России.

4. Карикатуристы в газетно-журнальной периодике дореволюционной России.

5. Иллюстрированные издания дореволюционной России.

6. Визуальные способы борьбы за подписчика в дореволюционной России.

7. Гравюра высокой, глубокой и плоской печати.

8. Основные теории комического.

9. Иллюстрированные приложения дореволюционной России.

10. Художественные средства дореволюционной журнально-газетной иллюстрации.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ (период, издания, персоналии уточняются с преподавателем).

1. Взаимосвязь отечественной и иностранной журнально-газетной иллюстрации XVIII-XX веков.

2. Вклад русских художников (А.Г. Венецианова, Н.А. Степанова, В.Ф. Тимма и пр.) в становление русской журнально-газетной иллюстрации.

3. Газетные и журнальные художники дореволюционной России: забытые имена.

4. Рисунок на страницах дореволюционной журналистики России.

5. Фотография на страницах дореволюционной журналистики России.

6. Карикатура на страницах дореволюционной журналистики России.

7. Схемы, карты, чертежи на страницах дореволюционной журналистики России.

8. Зарождение инфографических приемов в дореволюционной журналистике России.

9. Оформление рекламных полос на страницах дореволюционной журналистики России.

10. Оформление приложений, прибавлений, премий, вклеек в дореволюционной журналистике России.

11. Визуальные способы привлечения читательского внимания в дореволюционной журналистике России.

12. Иллюстрированные приложения дореволюционной журналистики России.

13. Верстка и формат дореволюционных изданий России.

14. Шрифтовое разнообразие дореволюционных изданий России.

15. Связь книжной и журнально-газетной иллюстрации дореволюционной России.

16. Прижизненная иконография издателя, редактора, журналиста.

17. Художественные приемы дореволюционной журнально-газетной иллюстрации.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная. На подготовку ответа студенту дается 10-15 минут.

Оценка «Зачтено» ставится, если студент хорошо ориентируется в иллюстрированных изданиях дореволюционной России; представляет основные визуальные тенденции отечественной журналистики XIX – начала XX в.; способен определить разновидности газетно-журнального рисунка, художественные приемы и связь с теориями комического в русской карикатуре; знает имена крупнейших художников, карикатуристов и фотографов прессы этого периода.

Оценка «Не зачтено» ставится, если студент не ориентируется в иллюстрированных изданиях дореволюционной России; не представляет основные визуальные тенденции отечественной журналистики XIX – начала XX в.; не может определить разновидности газетно-журнального рисунка, а также художественные приемы и связь с теориями комического в русской карикатуре; не знает имена крупнейших художников, карикатуристов и фотографов прессы этого периода.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета зависит от числа студентов.

Критерии оценки (курсовая работа)

Курсовая работа состоит из традиционных частей: введение, главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения (если нужно). Самые концептуальные части – введение и заключение. Во введении объясняются выбор объекта и предмета исследования, его хронология, историография и источники, актуальность данного труда, ставятся цель и задачи работы, раскрываются применяемые методы, называется структура работы. Заключение подводит итоги сделанному и определяет перспективы на будущее. Список использованных источников и литературы должен иметь обязательное членение (Источники: законы, мемуары, письма, архивы, периодическая печать. Литература: книги, статьи, диссертации/авторефераты, учебные пособия, справочные издания, электронные источники). В курсовой работе, как в любом научном труде, обязательна система аргументации и цитирования. Плагиат недопустим.

На защите курсовых работ сначала выступает автор данного труда с кратким рассказом о предмете и хронологии исследования, его цели и задачах, трудностях в работе и выводах. Затем однокурсниками задаются вопросы (если возникнут) по теме курсовой, выступает рецензент курсовой (студент) с рассказом о достоинствах и недостатках работы и научный руководитель (преподаватель). Защищающийся произносит заключительное слово, на этом защита курсовой работы закончена. Наличие электронной презентации в ходе защиты курсовой работы желательно. Оценка курсовой работы ставится преподавателем. Пересдача курсовых работ, получивших неудовлетворительную оценку, возможна – при исправлении указанных недостатков – в установленные деканатом сроки.

Оценка «Отлично» ставится, если курсовая работа выполнена и защищена в установленные сроки, написана самостоятельно. В работе аргументировано излагается суть проблемы, правильно используется цитирование, автор ориентируется в историческом контексте и демонстрирует хорошее знание периодической печати выбранного периода. Подобранный визуальный ряд (описание либо воспроизведение его) сопровождается грамотным историческим и искусствоведческим анализом.

Оценка «Хорошо» ставится, если курсовая работа выполнена и защищена в установленные сроки, написана самостоятельно. В работе излагается суть проблемы, используется цитирование, автор ориентируется в историческом контексте и демонстрирует знание периодической печати выбранного периода. Подобранный визуальный ряд (описание либо воспроизведение его) сопровождается историческим и искусствоведческим анализом.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если курсовая работа выполнена и защищена в установленные сроки, написана самостоятельно. В работе смутно, но излагается суть проблемы, используется чрезмерное цитирование, автор слабо ориентируется в историческом контексте. Подобранный визуальный ряд (описание либо воспроизведение его) не сопровождается анализом.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если курсовая работа выполнена позже установленных сроков, написана не самостоятельно, в тексте присутствует плагиат. В работе не излагается суть проблемы, не используется либо неграмотно используется цитирование, автор не ориентируется в историческом контексте. Визуальный ряд (описание либо воспроизведение его) отсутствует.

Список основной литературы

1. Ансберг О.Н. Жизнь Петербурга в иллюстрациях городских газет. Конец XIX — начало XX в. СПб., 2011.

2. Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М., 2011.

3. Воронкевич А.С. Иллюстрированные еженедельники в России (1808-1904 гг.). М., 1985.

4. Газетная и журнальная иллюстрация. Материалы научной конференции. СПб., 2014.

5. История газетно-журнальной иллюстрации. Сборник статей. В 2-х ч. / Сост.: О.Н. Ансберг, Е.С. Сонина. СПб., 2016.

6. Каск А.Н. Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России XVIII - XIX вв. Автореф. канд. дисс. М., 2011.

7. Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702 — 1917 гг.). М., 1990.

8. Лаптев В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. СПб., М., 2012.

9. Никитин В.А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л., 1991.

10. Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. Сборник статей. Челябинск, 2008.

Список дополнительной литературы

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

2. Артемова Е.А. Карикатура как жанр политического дискурса. Автореф. Волгоград, 2002.

3. Баренбаум И.Е. История книги. М., 1984.

4. Баренбаум И.Е. Книжный Петербург. М., 1980.

5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.

6. Бергсон А. Смех. М., 1992.

7. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х тт. М., 2009.

8. Глинтерник Э.М. Реклама в России XVIII – первой половины XX века. СПб., 2007.

9. Голиков А.Г., Рыбаченок И.С. Смех – дело серьезное. Россия и мир на рубеже XIX-XX веков в политической карикатуре. М., 2010.

10. Ефимов Б.Е. Основы понимания карикатуры. М., 1961.

11. Иттен И. Искусство цвета. М, 2002.

12. Колоницкий Б.И. «Трагическая эротика»: образы императорской семьи в годы Первой мировой войны. М., 2010.

13. Никитин В.А. Вторая реальность: Сб. Статей. Вып. 2. под ред. В. А. Никитина. СПб., 2008.

14. Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. Вып. 1. М., 2000.

15. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1999.

16. Ровинский Д.А. Русские народные картинки. СПб., 2002.

17. Сляднева О.В. Очерки истории российской рекламы. Ч. I. СПб., 2001.

18. Стернин Г.Ю. Очерки русской сатирической графики. М., 1964.

19. Стернин Г.Ю. Русская книжная иллюстрация 40-х годов XIX века: автореф. М., 1953.

20. Феноменология смеха: карикатура, пародия, гротеск в современной культуре: сборник статей. М., 2002.

21. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 2006.

22. Чичикина Н.Д. Искусство газетной графики. М., 1982.

23. Швыров А.В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. СПб., 1903.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация