Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Особенности создания контента в зарубежных журналах и сетевых ресурсах «стиля жизни»
January 19, 2017, 10:58 am

Преподаватель: Бекуров Руслан Викторович, кандидат политических наук, доцент

Кафедра международной журналистики

В настоящее время чрезвычайно актуальным аспектом подготовки кадров для СМИ является обучение навыкам подготовки не только традиционных журналистских материалов, но и медиа-продукта, характерного для современного информационного пространства.

Кроме того, несмотря на многочисленные дискуссии о гибели «бумажной» прессы, рынок изданий в сфере досуга и, конкретно, журналов «стиля» жизни» продолжает динамично развиваться, что, безусловно, определяется большой популярностью данного вида прессы у разных сегментов аудитории. Люди любят и хотят читать о том, как им жить, какие смотреть фильмы и какую носить одежду. Более того, большие объемы рекламы в журналах и ресурсах «стиля жизни» также подтверждают тезис о их несомненной популярности и больших перспективах. Меняются технологии, способы подачи и монетизации контента – в конце концов, видоизменяется и сам контент таких медиа.

В настоящее время журналистика «стиля жизни» предполагает некую «универсализацию» журналистского творчества – современный журналист обязан обладать навыками полного самостоятельного «продюсирования» материала как в традиционном текстовом, так и в видео/аудио форматах. Иными словами, на смену узкоспециализированным «медийным» профессиям (репортер, оператор, продюсер, редактор, дизайнер, монтажер и т. д.) приходит модель универсального журналиста, способного мобильно и качественно создавать авторский контент и «продавать» его в различные СМИ.

Учитывая данные тенденции и тот факт, что (хотим мы этого или нет) большинство студентов факультета журналистики так или иначе видят свое будущее в качестве журналистов «стиля жизни», необходимо помимо базовых навыков журналистского творчества предлагать им и актуальный, современный, «альтернативный» взгляд на то, как создавать качественный и интересный продукт для журналов и сетевых ресурсов в сфере досуга с учетом их специфики.

Основная цель данного спецсеминара прежде всего предполагает обучение навыкам подготовки материалов для журналов и сетевых ресурсов «стиля жизни» с учетом специфических запросов и интересов аудитории, а также особенностей форм, предмета и объекта «сторителлинга» в сфере поп-музыки, спорта, путешествий, культуры и досуга.

Семинарские занятия будут проводиться на основе кейсов популярнейших международных журнальных брендов («Esquire», «New-Yorker», «Vice», «Vox», «New Musical Express») и российских «life-style» медиа («The Village», «Собака», «Афиша», «Русский Пионер», «Sports»). Кроме того, предполагается разбор особенностей «строителлинга» в проектах контент-лаборатории «Однажды» Дмитрия Соколова-Митрича.

В задачи спецсеминара также включена систематизация практического опыта журналов «стиля жизни», анализ их жанрово-тематического своеобразия. Значимым является и изучение способов визуализации контента.

Автор курса имеет практический и теоретический опыт в сфере журналистики «стиля жизни». В частности, он редактировал и вел колонку в глянцевом журнале «Famous», писал статьи для таких изданий, как: «Chief Time», «Звезда СКА», «Zagranitsa» (zagranitsa.com), а также в настоящее время ведет блог «Мой синий город» на портале «15 Регион» (region15.ru/blogs/bekurov).

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Бекуров Р., Литвиненко А., Смолярова А., Пую А., Глинтернинк Е. Mapping International Journalism in Post-Soviet Russia: Global trends versus national context // International Review of Management and Marketing. 2015. 5 (Special Issue). P. 49-54

2. Бекуров Р., Курышева Ю., Байчик А., Лабуш Н., Никонов С. Social Media in Sociopolitical Processes // International Review of Management and Marketing. 2015. 5 (Special Issue). P. 137-141

3. Бекуров Р., Вартанов М. Экспортный рынок информационной продукции США и глобальная музыкальная индустрия // Вестник СПБГУ. Серия 9. Филология, востоковедение, журналистика. № 2-2, СПб., 2009

4. Бекуров Р. СМИ: средства массовои информации или средства мультиинформации? // Материалы научно-практического семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов». СПб., 2000.

5. Бекуров Р. Роль личности в медиа-бизнесе // Тезисы научно-практическои конференции «СМИ в современном мире». СПб., 2007.

6. Бекуров Р. Логистика медиа-контента в сети // Тезисы научно-практическои конференции «СМИ в современном мире». СПб., 2012.

План семинарских занятий

Тема 1. Что такое журналистика «стиля жизни»?

Введение: понятийный аппарат, этапы развития журналистики «стиля жизни», её перспективы, форматы и жанры. Эстетика изданий «стиля жизни» в ретроспекции.

Тема 2. Обзор современного рынка глянцевой прессы.

Типология, аудитория, различие концепций, распределение функционала в редакциях, взаимодействие с digital форматом. Блоги и сетевые ресурсы «стиля жизни». Взаимовлияние «бумажных» журналов и новых медиа.

Тема 3. Как писать для журналов «стиля жизни»?

Поиск идеи. Сюжет. Создание интриги. Художественные приемы. Элементы контента (интервью, персонажи, факты, цифры, статистика). Роль заголовка и фотографии. Модные тенденции – как их выявлять, как о них писать и как иллюстрировать подобные материалы. Особенности журнального и online репортажа.

Тема 4. Обсуждение и распределение домашнего практического задания – подготовка статей для традиционного издания «стиля жизни», которые бы включали в себя текст, фотографии, иллюстрации и инфографику. Первый этап – поиск темы/проблематики; второй этап – поиск главных героев материала; третий этап – подготовка статьи; четвертый этап – презентация статьи в аудитории.

Тема 5. Просмотр видео-лекции экс-редактора журнала «GQ» Михаила Идова «О журнале «GQ» и журналистике «стиля жизни». Обсуждение и комментарии по результатам просмотра.

Тема 6. Как писать для сетевых ресурсов «стиля жизни»?

Особенности подачи мультимедийного материала. Как правильно оформить статью в сетевом издании? Стилистика текста, технические моменты. Виды лида, врезки. Заголовок. Чем привлечь читателя? Чем заголовок в сетевом журнале отличается от бумажной версии? Способы создания заголовков с примерами и пояснениями.

Тема 7. Обсуждение и распределение домашнего практического задания – подготовка мультимедийного проекта о стиле жизни на платформе atavist.com, который бы включал в себя как традиционный журналистский текст, так и фотографии, иллюстрации, инфографику, видео или аудио-подкаст. Подготовка проекта осуществляется или в группе (2 человека), или в одиночку – по желанию студентов. Первый этап – поиск темы/проблематики проекта, формирование группы; второй этап – поиск главных героев материала; третий этап – подготовка проекта; четвертый этап – презентация проекта в аудитории.

Тема 8. Просмотр видео-лекции Василия Эсманова («Look At Me») о сетевой журналистики «стиля жизни». Обсуждение и комментарии по результатам просмотра.

Тема 9. Travel-журналистика.

Типология и жанры. Особенности текста о путешествиях. Как превратить впечатления в темы будущих статей? Где и как редактора travel-изданий ищут тексты и авторов? Создание репутации. Почему необходимо иметь свой блог/сайт? Активная "сетевая" жизнь: что это и зачем она журналисту? Рынок изданий о путешествиях.

Тема 10. Просмотр видео-лекции Лавинии Спалдинг «Travel-writing and the global change». Обсуждение и комментарии по результатам просмотра.

Тема 11. Музыкальная и fashion-журналистика.

Типология и жанры. Особенности текста о музыке, моде и стиле. Какие темы интересны редакторам музыкальных и fashion-журналов? Как продать свой текст в журнал? Рынок изданий и сетевых ресурсов о музыке, моде и стиле. Музыкальные и fashion-блоги.

Тема 12. Просмотр видео-лекций: Пол Тини «The rise of fashion-blogger», «Fashion-journalist»; Дейва Симпсона «Guardian music journalist». Обсуждение и комментарии по результатам просмотра.

Тема 13. Как вести авторский блог о стиле жизни?

Выбор платформы для блога. Концепция блога. Ведение блога. Шаблон успешного поста. Оформление текста в блоге. Продвижение (монетизация) контента в социальных медиа.

Тема 14. Просмотр видео-лекции Ивана Засурского «Журналистика web 2.0.». Обсуждение и комментарии по результатам просмотра.

Тема 15. Презентация статей и мультимедийных проектов. Обсуждение.

Семинарские занятия проводит: Бекуров Руслан Викторович, кандидат политических наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Индивидуальное консультирование студентов по вопросам практических заданий – подготовке статей для традиционного издания «стиля жизни» и мультимедийного он-лайн проекта.

Занятие 2. Индивидуальное консультирование студентов по курсовым работам.

Текущии контроль (зачет)

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателеи, являются: посещаемость занятии – не менее 60%; активная работа на семинарах, не менее трех выступлении по темам семинаров; выполнение двух заданий (статья и мультимедийный проект).

В случае пропуска занятии, студент готовит два задания (статья и мультимедийный проект) и три выступления (в письменном виде, не менее 4 тыс. знаков каждая) по трем разным темам семинаров, и сдать их преподавателю до окончания семинарских занятии.

Формы самостоятельнои работы с использованием методических материалов включают в себя изучение списка обязательнои литературы, обзор актуальных исследовании (см. в списке дополнительнои литературы). В результате самостоятельнои работы студент готовит ридер по по исследуемой проблематике.

Текущии контроль (курсовая работа)

Тему курсовои работы необходимо предварительно согласовать с преподавателем. Объем курсовои работы – 40-45 тыс. знаков с пробелами, шрифт – Times New Roman, 14, полуторныи междустрочныи интервал.

График подготовки курсовои работы предполагает, что студент сдает курсовую работу преподавателю к семинару 15. В случае несоблюдения графика сдачи, оценка курсовои работы снижается на один балл. Если студент сдает курсовую работу после окончания семинарских занятии, оценка снижается на два балла.

Для подготовки курсовои работы студенты используют подготовленные в рамках самостоятельнои работы ридеры.

Вопросы к зачету

1. Журналистика «стиля жизни»: понятийный аппарат, этапы развития, перспективы, форматы и жанры.

2. Эстетика изданий «стиля жизни» в ретроспекции.

3. Обзор современного рынка глянцевой прессы: аудитория, различие концепций, распределение функционала в редакциях.

4. Блоги и сетевые ресурсы «стиля жизни»: взаимовлияние «бумажных» журналов и новых медиа.

5. Модные тенденции: как их выявлять и как о них писать.

6. Особенности журнального и online материла о стиле жизни.

7. Travel-журналистика: особенности текста о путешествиях.

8. Музыкальная журналистика: особенности текста о музыке.

9. Fashion-журналистика: особенности текста о моде.

10. Контент о стиле жизни в социальных медиа.

Рекомендуемые темы курсовых работ

1. Журналистика «стиля жизни»: типология, форматы, жанры

2. Современная travel-журналистика

3. Рынок «бумажных» изданий «стиля жизни» в ретроспекции и перспективе

4. Рынок сетевых ресурсов «стиля жизни»

5. Продвижение и монетизация контента о стиле жизни в социальных медиа

6. Современная fashion-журналистика

7. Особенности медиа-текста о стиле жизни

8. Журналистика «стиля жизни»: взаимовлияние и взаимопроникновение «бумажных» и новых медиа

9. Современная музыкальная журналистика

10. Блогосфера: стиль жизни в интерпретации «лидеров мнений» и дилетантов

Критерии оценки (зачет)

К зачету допускаются студенты, выполнившие условия текущего контроля. Форма промежуточнои аттестации по спецсеминару – зачет по билетам (два вопроса в билете).

Форма проведения зачета – устная. На подготовку ответа студенту дается 60 мин.

Оценка «Зачет» ставится, если студент выполнил необходимые задания во время практических занятии и ответил на два вопроса на устном зачете. При устном ответе слушатель показывает глубокое знание учебного материала, студент усвоил основную и знаком с дополнительнои литературои, рекомендованнои программои.

Оценка «Незачет» ставится, если студент не знает ответа на вопросы в билете, не знает базовых определении по теме билета, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя, связанные с темои вопросов в билете.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 4 часа. Условия для получения оценки «зачет» автоматом: посещаемость занятии составила 90% и выше; активное участие в работе семинаров, не менее трех устных выступлении по темам семинаров; соблюдение графика выполнения курсовои работы и практических задании.

Критерии оценки (курсовая работа)

При оценке результатов курсовой работы преподавателю рекомендуется использовать следующие условия:

«Отлично»: тема полностью раскрыта, стройная структура, использовано оптимальное количество источников и литературы, автор продемонстрировал высокий уровень источниковедческого и историографического анализа, владения исследовательскими методиками. Минимальное количество стилистических погрешностей. Правильное оформление.

«Хорошо»: тема в целом раскрыта, однако имеются недостатки в области источниковедческого и историографического анализа. Есть недочеты в оформлении.

«Удовлетворительно»: работа несамостоятельная, носит откровенно реферативный характер, то есть, переписана из нескольких книг, источников с минимальной авторской работой. Число источников, статей и книг, к которым обратился автор, явно недостаточно для качественного раскрытия темы. Ошибки в оформлении. Допущены нарушения графика представления работы.

«Неудовлетворительно»: тема не раскрыта, источниковедческая база слабая, установлен факт прямого плагиата, оформление не соответствует стандартам.

В случае, если курсовая работа незачтена (оценка «неудовлетворительно»), студент имеет возможность доработать её и повторно сдать преподавателю, но не позднее последнего практического занятия.

Список основной литературы

1. Амзин А., Гатов В., Кастельс М. Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016 / Под научной редакцией С. Балмаевои и М. Лукинои. Екатеринбург, 2016.

2. Журналистика сферы досуга. Под редакцией Дускаевой Л. Р., Цветовой Н. С. С. Петербург, 2012.

3. Ильченко С., Алексеев К. Спортивная журналистика. СПб., 2013.

4. Курышева Т. Музыкальная журналистика и музыкальная критика : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2012.

5. Медиа (второе издание). М., 2013.

6. Рейнольдс С. Ретромания: поп-культура в плену собственного прошлого. М., 2016.

7. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ / Под ред. А. С. Пую. СПб., 2010.

Список дополнительной литературы

1. Буряковская В. Глянцевый журнал как феномен массовой культуры: речевое и прагматическое представление. Волгоград, 2012.

2. Маркина Ю. Влияние глянцевых журналов на ценностные ориентации современной молодежи. Москва, 2013.

3. Чернова Ж. Глянцевые журналы: издания для “настоящих” мужчин и современных женщин. Екатеринбург, 2014.

4. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010.

5. Чепурова К. Актуальные проблемы становления fashion-журналистики. Оренбург, 2013.

Перечень иных информационных источников

1. Видео-лекция Михаила Идова «О журнале GQ и журналистике «стиля жизни».

2. Видео-лекция Лавинии Спалдинг «Travel-writing and the global change».

3. Видео-лекция Пола Тини «The rise of fashion-blogger».

4. Видео-лекция Пола Тини «Fashion-journalist».

5. Видео-лекция Дейва Симпсона «Guardian music journalist».

6. Видео-лекция Василия Эсманова «Look At Me и сетевая журналистика «стиля жизни».

7. Видео-лекция Ивана Засурского «Журналистика web 2.0.».

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация