Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Репортаж в глобальной журналистике
January 19, 2017, 10:56 am

Преподаватель: Тюркин Михаил Вячеславович

Кафедра международной журналистики

Спецсеминар предполагает овладение студентами комплексом

теоретических знаний и практических навыков по подготовке, написанию и редактированию репортажа в соответствии с современными международными стандартами. Студенты получают системное представление об истории развития и современном состоянии жанра в мировых СМИ, учатся проводить анализ композиции и стиля репортажа на примере лучших образцов в российских и зарубежных изданиях, а также на практике применять приемы подготовки и написания материалов в данном жанре.

Студенты узнают, почему репортаж считается королем журналистских жанров. В ходе практических занятий им предстоит убедиться в том, что хороший репортаж – это квинтэссенция журналистики, поскольку такой материал

информирует, увлекает, развлекает, образовывает, в нем поднимаются

актуальные для общества вопросы и идет поиск ответов на них. С помощью

репортажа студент научится переносить читателя в те места, где он никогда не

был, знакомить аудиторию с интересными людьми, поднимать важные вопросы в увлекательной форме, а также заставит читателя сопереживать и размышлять

В процессе изучения дисциплины слушатели семинара познакомятся с

классиками жанра и их творчеством, в числе которых Владимир Гиляровский,

Михаил Кольцов, Эгон Эрвин Киш, Гюнтер Вальраф, Том Вульф и другие. На

семинарских занятиях студенты также будут анализировать примеры

современных репортажей в ведущих СМИ России (например, в журнале «Русский репортер») и других стран. Благодаря этому они смогут самостоятельно найти ответ на вопрос, почему сегодня во всем мире происходит возрождение жанра репортажа. Проанализируют, как персонификация информации влияет на восприятие читателей, как этот аспект повышает градус общественного внимания к проблеме.

В рамках семинара осваиваются приемы написания репортажа. Практические задания включают работу над различными элементами репортажа (описание мест, героев, событий), а также над композицией и различными подходами к нарративу. В завершение семинарских занятий студенты пишут свой собственный репортаж на международную тематику, после чего происходит обсуждение и анализ выполненных работ.

Автор более десяти лет работает в практической журналистике, в том числе в жанре репортаж. В качестве репортёра освещал знаковые международные события и тенденции – провозглашение независимости края Косово от Сербии, президентские выборы на Украине, в Белоруссии и Грузии, события на киевском Майдане в 2014 году, референдум в Крыму и миграционный кризис в Германии. Сотрудничает с целым рядом российских СМИ, в том числе с аналитическим порталом «Столетие», информационным агентством «Росбалт» и деловой газетой «Взгляд». Обладатель журналистских премий: 2008 год – приз «Чеховского центра» за лучшую публикацию о Китае в региональных СМИ, 2013 год – премия им. Петера Бёниша российско-германского форума «Петербургский диалог» за серию публикаций «Уроки немецкого», и премия правительства Санкт-Петербурга за освещение саммита «Большой двадцатки» (G20) в Стрельне; 2014 год – премия деловых кругов «Pressзвание».

План семинарских занятий

Занятие 1. Репортаж как жанр.

История жанра. Особенности жанра. Известные репортеры и их творчество.

Почему репортаж считается «королем журналистских жанров». История развития жанра: литературная и журналистская традиция. Новый журнализм.

Задание: Найти определение репортажа и feature. Найти различия. Принести примеры обоих жанров в России и за рубежом.

Занятие 2. Творчество репортеров, повлиявших на развитие жанра репортажа в России и за рубежом.

Том Вольф, Эгон Эрвин Киш, Гюнтер Вальраф, Владимир Гиляровский, Михаил Кольцов, Габриэль Гарсиа Маркес и др.

Студенты получают темы докладов. Разбор домашнего задания.

Занятие 3. Анализ классических и современных примеров репортажа.

Выделение основных элементов композиции, анализ стилистических

средств, употребляемых авторами, приемов описания героев. Анализ Репортажа.

Домашнее задание: Проанализировать очерк с элементами репортажа

Маркеса «22400000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы», выделить элементы репортажа.

Занятие 4. Анализ классических и современных примеров репортажа.

Выделение основных элементов композиции, анализ стилистических

средств, употребляемых авторами, приемов описания героев. Анализ репортажа Маркеса.

Домашнее задание: подготовить доклад по технике письма одного из

известных репортеров. Написать креативную зарисовку по заданной теме (сценка в транспорте)

Занятие 5. Доклады студентов, разбор текстов.

Занятие 6. Доклады студентов, разбор зарисовок.

Домашнее задание: Найти и проанализировать репортаж (в русской или

англоязычной прессе), подчеркнув выделенные на занятии элементы.

Занятие 7. Приемы сбора информации и техники интервью при подготовке репортажа.

Техники нарратива, художественные приемы, стиль репортажа.

Разбор техники письма знаменитых репортеров. Репортаж о путешествии: особенности подготовки и написания.

Занятие 8. Разбор домашнего задание, техники интервью: ролевая игра.

Домашнее задание: написание креативной зарисовки «Помещение».

Занятие 9. Доклады о знаменитых репортерах.

Задание: написать зарисовку – описание класса.

Занятие 10. Доклады. Разбор зарисовок.

Занятие 11. Доклады о знаменитых репортерах.

Студенты пишут зарисовки – описание друг друга.

Занятие 12. Продюсирование репортажа, подготовка командировки:

организационные аспекты.

Задание: подготовить план командировки на определенное время в определенную страну. Выбрать тему и продумать все организационные аспекты

командировки, сдать задание в письменном виде преподавателю в конце занятия.

Занятие 13. Практический тренинг: написание репортажа.

Выбор студентами темы для собственного репортажа, обсуждение тем и

составление плана репортажа.

Занятие 14. Практический тренинг: написание репортажа.

Доклады о репортерах. Работа над редакцией собственных репортажей.

Занятие 15. Практический тренинг: написание репортажа.

Доклады о репортерах. Анализ и критика готовых репортажей.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Индивидуальное консультирование студентов по предложенному преподавателем графику, написание зарисовок, редактирование текстов в присутствии преподавателя.

Занятие 2. Индивидуальное консультирование студентов по предложенному преподавателем графику, написание зарисовок, редактирование текстов в присутствии преподавателя.

Внутрисеместровый контроль

Для успешного прохождения курса студенты должны выполнять все

задания, которые описаны в плане занятий. Особое внимание уделяется соблюдению сроков сдачи материалов студентами (все задания описаны в

плане, дедлайн для сдачи домашнего задания в электронном виде – за два дня до занятия, до 18.00). За каждый просроченный дедлайн объем работы по заданию удваивается (если нужно было написать одну зарисовку по теме «помещение», к следующем дедлайну студент пишет две, если он пропускает дедлайн второй раз, то пишет три и т. д.)

Тема курсовой работы определяется и согласовывается с преподавателем

не позднее второго занятия. План курсовой работы должен быть готов к четвертому занятию. Черновик курсовой работы студенты должны представить за две недели до защиты.

Вопросы к зачету

Зачет проводиться в виде защиты портфолио, составленного из всех

заданий, выполненных в рамках семинара.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Особенности стилистики репортажа (на примере творчества одного из репортеров).

2. Становление жанра репортажа (страна по выбору).

3. Новая журналистика и ее особенности.

4. Международные стандарты и национальные особенности жанра репортажа (страна по выбору).

5. Мультимедийный репортаж: особенности жанра в конвергентной журналистике.

6. Сравнение российской и зарубежной традиции репортажа (страна по выбору).

7. Специализированный репортаж (отрасль по выбору студента).

8. Репортаж о путешествии (страна по выбору студента).

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная.

Оценка «Зачет» ставится, если студент выполнил все необходимые

задания во время практических занятий, написал и сдал репортаж,

соответствующий требованиям, установленным в начале семинара. За каждый

пропущенный в течение семестра дедлайн студент выполняет штрафное задание

(по одному за каждую пропущенную неделю). Для получения зачета досье должно

содержать все задания, включая штрафные.

Оценка «Незачет» ставится, если в творческом досье студента отсутствует

одно или несколько заданий, которые необходимо было выполнить в течение семинара.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 4 часа.

Условия для получения оценки «зачет» автоматом:

• посещаемость занятий составила 90% и выше;

• активное участие (выполнение поставленных преподавателем задач)

• во время практических занятий;

• соблюдение сроков сдачи (дедлайнов) практических заданий;

• успешная подготовка и защита курсовой работы (оценка «отлично» или «хорошо»).

Критерии оценки (курсовая работа)

Оформление курсовой работы должно соответствовать стандартным критериям оформления курсовых работ. Объем курсовой работы – минимум 25

страниц, кегль 14, Times New Roman, полуторный междустрочный интервал.

При оценивании курсовой работы преподавателю рекомендуется

использовать следующие условия выставления оценок:

«Отлично»: тема полностью раскрыта, стройная структура, использовано

оптимальное количество источников и литературы, автор продемонстрировал

высокий уровень источниковедческого и историографического анализа, владения

исследовательскими методиками. Минимальное количество стилистических погрешностей. Работа правильно оформлена.

«Хорошо»: тема в целом раскрыта, однако работа имеет недостатки в области источниковедческого и историографического анализа. Есть недочеты в оформлении работы.

«Удовлетворительно»: работа несамостоятельная, носит откровенно

реферативный характер, то есть, переписана из нескольких книг, источников с

минимальной авторской работой. Число источников, статей и книг, к которым

обратился автор, явно недостаточно для качественного раскрытия темы. Работа

является «подражательной». Ошибки в оформлении работы. Допущены

нарушения графика представления работы.

«Неудовлетворительно»: тема не раскрыта, источниковедческая база

слабая, установлен факт прямого плагиата, оформление не соответствует

стандартам.

В случае если курсовая работа не зачтена (оценка «неудовлетворительно»), студент имеет возможность доработать ее и повторно сдать преподавателю, но не позднее последнего практического занятия.

Защита курсовой работы производиться в устной форме. До этого производиться взаимное рецензирование курсовых работ. Рецензия должна содержать оценку работы, описание достоинств и недостатков курсовой работы и быть не менее 2000 знаков (с пробелами).

Список основной литературы

1. Ермилов А. Живой репортаж: Профессиональные советы тележурналисту. М., 2010.

2. Информация и общественное мнение: От репортажа в СМИ к реальным переменам. М., 2010.

3. Литвиненко А. А. Репортаж: искусство повествования. СПб., 2013.

4. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. М., 2013.

Список дополнительной литературы

1. Вальраф Г. Нежелательные репортажи. М., 1982.

2. Вулф Т. Новая журналистика и Антология новой журналистики. СПб., 2008.

3. Газетные жанры / Под ред. Власова В. И., Дацюк Б. А. и др. М., 1971.

4. Гуревич С. М. Репортаж в газете. М., 1963.

5. История мировой журналистики. Ростов-на-Дону, 2000.

6. Кадыкова И. Жанры журналистики. URL:

www.mediasprut.ru/jour/theorie/genre/genrjour.shtml

7. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

8. Киш Э. Э. Репортажи. М., 1964.

9. Колесниченко А. Прикладная журналистика. URL: mediapedia.ru

uploads/2008/10/prikladnaya-journalistika.pdf.

10. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.

11. Уроки Аграновского. М., 1976.

12. Шибаева Л. В. Жанры в теории и практике журналистики. URL:

www.relga.rsu.ru

На английском языке:

13. Diwakar Sharma, Modern Journalism: Reporting And Writing, 2005.

14. Forche, Carolyn and Philip Gerard. Writing Creative Nonfiction. eds. Story Press,

2001.

15. Narendra Basu, Naval Prabhakar, Journalism Editing Reporting & Feature

Writing. 2007.

16. Pulitzer Prize Feature Stories: America’s Best writing 1979-2003. Garlock, David,

editor. Wiley-Blackwell, 2003.

17. Stewart, James B. Follow the Story: How to Write Successful Nonfiction. Simon &

Schuster, 1998.

18. Telling True Stories: A Nonfiction Writers' Guide from the Nieman Foundation at

Harvard University. 2007.

19. The Best American Magazine Writing. American Society of Magazine Editors,

eds. Columbia University Press annual series.

20. The Granta Book of Reportage (Classics of Reportage). 2006.

21. Vogler, Christopher, The Writer's Journey: Mythic Structure for Storytellers and

Screenwriters. Michael Wiese Productions, 1999.

22. Usman B.D. Writing And Reporting In Modern Journalism, 2006.

23. Zinsser, William. On Writing Well, 30th Anniversary: The Classic Guide to Writing

Nonfiction. HarperResource, 2001.

На немецком языке:

24. Bichsel, Peter. Der Leser. Das Erzahlen. Frankfurt, 1997.

25. Buescher, Wolfgang. Ganz Auge, ganz Ohr. Ist die Reportage eine aussterbende

Gattung? // Die Welt, 1998. 10. Oktober.

26. Buescher, Wolfgang. Vergeilte Triebe IV. Die Krise des Qualitaetsjournalismus.

Die Reportage taete es gut, wenn sie ein bissschen stuerbe. // Die Welt. 2002.

28. Juni.

27. Faulstich, Werner (Hrsg.). Grundwissen Medien. Muenchen, 2000.

28. Fey, Ulrich;Schlueter, Hans-Joachim. Reportagen schreiben. Von der Idee bis

zum fertigen Text. Berlin, 2006.

29. GaЯmann, Reinhard; Greiner, Monika. Die Reportage - Ein unterhaltsames und

informatives Lese-Erlebnis. URL: www.sowionline.

de/methoden/lexikon/reportage_gassmann.htm.

30. Haas, Hannes. Empirischer Journalismus. Wien, 1999.

31. Haller Michael, Die Reportage. Konstanz. 2006.

32. Hermann, Kai; Sprecher, Margit. Sich aus der Flut des Gewohnlichen

herausheben. Die Kunst der Gro.en Reportage. Wien, 2001.

33. Knauss, Sibylle. Schule des Ezhalens. Ein Wegweiser. Frankfurt, 1995.

34. LaRoche, Walter von. Einfuehrung in den praktischen Journalismus, 10.Auflage.

Konstanz. 1997.

35. Macclanahan, Rebecca. Schreiben wie gemalt. Frankfurt, 1999.

36. Projektteam Lokaljournalisten. ABC des Journalismus. 4. Auflage. 1986.

37. Reumann, Kurt. Journalistische Darstellungsformen. //Noelle-Neumann,

Elisabeth; Winfried Schulz; Juergen Wilke. Das Fischer Lexikon. Publizistik. 5.

Auflage. 1999. S. 104.

Перечень иных информационных источников

1. narrativedigest.org

2. steenyo.wordpress.com

3. rusrep.ru

4. newyorker.com

5. nytimes.com

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация