Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Репрезентация государства и государственности в журналистском тексте: историко-стилистический аспект
January 19, 2017, 10:55 am

Преподаватель: Щеглова Екатерина Александровна, старший преподаватель

Кафедра речевой коммуникации

Политическая лингвистика является одним из самых бурно развивающихся направлений в современном филологическом знании. Рассмотрение журналистского текста как составной части политического дискурса является одной из основных задач этого направления. Однако поиск методов анализа журналистского текста в таком аспекте продолжается. Проблематика спецсеминара «Репрезентация государства и государственности: историко-стилистический аспект» во многом является новой, не затронутой в научной литературе или затронутой недостаточно, поэтому данный курс предполагает участие обучающихся в творческом научном поиске путей решения сразу нескольких задач: разработка подходов к рассмотрению образа государства в современном медиатексте и в журналистских текстах разных исторических периодов, поиск методов анализа средств и техник создания образа государства как составной части политического дискурса, определение роли метафоры в создании образа государства и изучение характера изменений специфики метафорики государства в исторической перспективе и т. д.

Практической составляющей курса является развитие навыков стилистического и речеведческого анализа публицистических текстов разного времени, необходимого для развития речевой компетенции журналиста: обучающиеся должны овладеть разнообразными методами исследования текста, предлагаемыми такими научными направлениями, как функциональная стилистика, историческая стилистика, лингвистика текста, теория дискурса. Результатом прохождения спецдисциплины должно стать понимание обучающимися исторической обусловленности современных явлений медиасферы, характера влияния исторической ситуации на формы и средства репрезентации государства и государственности в журналистском тексте, а также выявление механизмов создания образа государства в современных медиатекстах.

Автор курса является специалистом в области исторической стилистики и стилистики медиатекста, результаты научных исследований, в том числе и по вопросам, заявленным в рамках проблематики данного спецсеминара, регулярно представляются автором на международных научно-практических и научных конференциях и семинарах (в России, Чехии, Польше, Белоруссии).

Авторские публикации по теме спецкурса (спецсеминара)

Щеглова Е. А. «Но образ этот властвует в мире над умами и страстями»: лексическая репрезентация образа англичанина в очерках путешествия «Фрегат “Паллада”» И.А. Гончарова // Лексикология. Лексикография и Корпусная лингвистика: Сборник статей. СПб., 2013. С. 21-33.

Щеглова Е. А. Путешествие по своей стране как советская практика взросления (на материале путевых очерков В. М. Пескова) // Лабиринт (в печати).

План лекционных занятий

Лекционных занятий не предусмотрено.

План семинарских занятий

Занятие 1. Место образа государства и государственности в журналистском тексте. Составные элементы образа государства.

Занятие 2. Политическая лингвистика. Понятие дискурса. Образ государства как предмет политического дискурс-анализа. Языковые формулы вербализации образа государства и идеи государственности.

Занятие 3. Особенности репрезентации образа государства и государственности в разных текстотипах. Репрезентация «своего» и «чужого» государства.

Занятие 4. Исторический аспект в изучении репрезентации образа государства и государственности. Историческая стилистика: предмет, методы, современное состояние

Занятие 5. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в журналистских текстах XVIII века.

Занятие 6. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в журналистских текстах первой половины XIX века.

Занятие 7. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в журналистских текстах второй половины XIX века.

Занятие 8. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в журналистских текстах начала XX века.

Занятие 9. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в журналистских текстах начала XX века.

Занятие 10. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в журналистских текстах периода революции и Гражданской войны.

Занятие 11. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в журналистских текстах периода Великой Отечественной войны.

Занятие 12. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в советских журналистских текстах второй половины XX века.

Занятие 13. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в журналистских текстах периода «перестройки» и в 90-е годы XX века.

Занятия 14. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в современных журналистских текстах.

Занятие 15. Основные средства репрезентации образа государства в журналистском тексте. Метафоризация образа государства в журналистском дискурсе в журналистских текстах разного времени. Подведение итогов.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя предполагает индивидуальное консультирование студентов по темам спецсеминара.

Внутрисеместровый контроль

Обучающийся обязан посетить не менее 75 % занятий. В случае пропуска занятия обучающемуся предлагается выполнить письменный стилистический анализ текстов, предложенных преподавателем. Формой текущего контроля является доклад по теме курсовой работы.

К третьему занятию обучающимися должна быть определена тема курсовой работы (выбранная из списка или сформулированная самостоятельно и согласованная с научным руководителем).

За месяц до защиты обучающимися должно быть предоставлено не менее 70 % курсовой работы, а также полный список изученных научных источников по теме курсовой работы.

Полный текст курсовой работы должен быть сдан не позднее, чем за неделю до защиты. Защита проходит в форме доклада (примерная продолжительность 5 минут).

Самостоятельная работа с использованием методической литературы предполагает изучение и обработку научной литературы по теме курсовой работы. Контроль осуществляется в устной форме преподавателем во время семинарских занятий.

Вопросы к зачету

1. Политическая лингвистика. Понятие политического дискурса.

2. Противопоставление «своего» и «чужого» в репрезентации государства.

3. Образ государства в журналистском тексте.

4. Основные речевые средства создания образа государства в журналистском тексте. Метафоризация образа.

5. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в журналистских текстах второй половине XIX века.

6. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в журналистских текстах начала XX века.

7. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в журналистских текстах начала XX века.

8. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в журналистских текстах периода революций и Гражданской войны.

9. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в журналистских текстах периода Великой Отечественной войны.

10. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в советских журналистских текстах второй половины XX века.

11. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в журналистских текстах периода «Перестройки» и в 90-е годы XX века.

12. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в современных журналистских текстах.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Образ государства в журналистском творчестве (на примере конкретного автора).

2. Противопоставление «своего» и «чужого» в репрезентации государства (на примере…).

3. Метафорика государства и государственности (на примере…).

4. Речевые средства репрезентации государства в журналистском тексте (на примере…).

5. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в журналистских текстах конкретного периода (на примере…).

6. Особенности репрезентации образа государства и идеи государственности в конкретном жанре (на примере…).

7. Политический дискурс в журналистских текстах конкретного периода.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета устная.

На подготовку ответа студенту дается 15 минут.

Оценка «Зачёт» ставится, если студент продемонстрировал владение важнейшими понятиями дисциплины, умение производить разноаспектный стилистический анализ текстов.

Оценка «Незачёт» ставится, если ответ не соответствует требованиям.

Предполагаемая продолжительность проведения зачёта – 1,5 часа.

Критерии оценки (курсовая работа)

Курсовая работа по спецсеминару – это полностью самостоятельное научное исследование по теме, согласованной с научным руководителем и оформленное в соответствии с требованиями. Курсовая работа является итоговой квалификационной работой по дисциплине.

Публичная защита проходит посредством взаимного рецензирования и является необходимым условием для аттестации. Оппонент назначается научным руководителем и заранее знакомится с текстом курсовой работы.

К защите допускаются только полностью готовые работы. Курсовая работа оценивается преподавателем, окончательная оценка выставляется после прохождения процедуру защиты.

Оценка «отлично» ставится, если курсовая работа демонстрирует глубину освоения научной литературы по теме исследования, грамотную работу с источниками, отсутствие плагиата, качественный и глубокий стилистический анализ рассматриваемых текстов. Работа должна быть написана научным языком и оформлена в соответствии с требованиями.

Оценка «хорошо» ставится, если курсовая работа демонстрирует работу с научной литературой по теме исследования, грамотную работу с источниками, отсутствие плагиата, стилистический анализ рассматриваемых текстов. Работа должна быть написана научным языком и оформлена в соответствии с требованиями.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если курсовая работа демонстрирует недостаточную работу с научной литературой по теме исследования, реферативное изложение научных основ, отсутствие плагиата, посредственный стилистический анализ рассматриваемых текстов, присутствуют нарушения научного стиля изложения, не соблюдаются требования оформления.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если курсовая работа демонстрирует поверхностную работу с научной литературой по теме исследования, поверхностный стилистический анализ рассматриваемых текстов, присутствуют нарушения научного стиля изложения, не соблюдаются требования оформления. Также «неудовлетворительно» ставится, если в работе присутствует плагиат.

Список основной литературы

1. История русской журналистики XVIII-XIX веков / Под ред. Л. П. Громовой. СПб., 2013.

2. Стилистика и литературное редактирование. Учебник для академического бакалавриата: В 2 т. / Под ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2015.

3. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003.

4. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. Учеб. пособие. М., 2006.

Список дополнительной литературы

1. Демьянков В. З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка // IV Международная научная конференция «Язык, культура, общество». Москва, 27-30 сентября 2007 г.: Пленарные доклады. М., 2007. С.86-95.

2. Зеленяева А. А. Метафорическая репрезентация концепта «Государство» в современном медиадискурсе. (На материале русского, английского и французского языков). Дисс. … к. фило. н. М., 2013.

3. Историческая стилистика русского языка / Отв. ред. проф. З. К. Тарланов. Петрозаводск, 1990.

4. Историческая стилистика русского языка / Отв. ред. проф. З.К.Тарланов. Петрозаводск, 1998.

5. Казанцев А.А. Грамматика русской идеи или как создавать новые идеологии в России // Официальный сайт РАПН. URL: www.politstudies.ru/files/File/2010/3/9.pdf

6. Киселев И.Ю. Проблема образа государства в международных отношениях в рамках конструктивистской парадигмы // Политэкс. 2007. № 3. С. 253-260.

7. Маслова В. А. Политический дискурс: языковые игры или игры в слова? // Политическая лингвистика. Вып. 1(24). Екатеринбург, 2008. С. 43-48

8. Мусихин Г.И. Дискурссивный анализ идеологий: возможности и ограничения // Полис. 2011. № 5. С. 128-144.

9. Опарина Е. О. Метафора в политическом дискурсе // Политическая наука. № 3. М., 2002. С. 22-30.

10. Перельгут Н. М., Сухоцкая Е. Б. О структуре понятия «Политический дискурс» // Вестник НВГУ. 2013. №2 С.35-41.

11. Поэтика, стилистика, язык и культура: Памяти Т. Г. Винокур. М., 1996.

12. Русакова О.Ф. Политическая дискурсология: предметное поле, теоретические подходы и структурная модель политического дискурса // Полис. М., 2006. С. 26-43.

13. Сорокин Ю. С. Развитие словарного состава русского литературного языка 30-90е годы XIX века. М.; Л., 1965.

14. Фомин И.В. Образ государства как предмет политического дискурс-анализа. Дисс. … к. филол. н. М., 2014.

15. Чернявская В.Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. Москва., 2013.

16. Чудинов А. П. Динамика метафорических моделей в политической коммуникации // Mentalitet und mentales. Landau, 2003.

17. Чудинов А. П. Очерки по современной политической метафорологии. Екатеринбург, 2013.

18. Чудинов А. П. Политический нарратив и политический дискурс // Лингвистика : бюл. Урал. лингвист. о-ва. Екатеринбург, 2002. № 8. С. 69-77.

Перечень иных информационных источников

1. knigafund.ru

2. philology.ru

3. medialing.spbu.ru

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация