Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Современная авторская телерадиожурналистика
January 19, 2017, 10:50 am

Преподаватель Громова Э.Г. канд.иск-я,ст.преп.

Кафедра телерадиожурналистики

Привлекательность телевидения, как средства передачи новостей, актуальной познавательной информации, развлекательности, неоспорима. Хотя сегодня «голубой экран» вступил в конкуренцию с альтернативным и очень оперативным источником информации – Интернетом. Но практика убеждает, что скорость интернет-информации часто имеет общий, не углубленный характер и не всегда гарантирует достоверность. Это как раз и формирует потребность аудитории расширить знания о событиях, их участниках, услышать компетентный анализ того или иного события. Современный человек заинтересован в получении разноплановой информации, в интерпретации событий с разных точек зрения.

Это требует от журналистов не только знаний, творческих навыков, но и умения соединить эксклюзивность подаваемой информации с точным подбором экспертов и аналитиков высочайшего уровня, способных к обоснованным прогнозам развития событий. Конечно, нельзя отрицать, что борьба за аудиторию заставляет менеджеров электронных СМИ искать новые способы привлечения внимания рядового зрителя и слушателя, поиску форм и методов подачи материала, что, в свою очередь, приводит к смене приоритетов в подготовке медиаконтента, замене ведущих, появлению новых экспертов.

При этом первичными остаются такие формы программ, которые считаются привлекательными. К ним относятся, в первую очередь, авторские программы. Их специфика в том, что аудитория находит разные возможности включения себя в аудиовизуальный мир - интерактивное участие и непривычный способ пополнения знаний (как, например, в телеигре). А внимание всегда стойко удерживают яркие, харизматичные ведущие. Массового зрителя и слушателя авторские программы. привлекают именно особенности вербального и невербального поведения ведущего-журналиста, личности приглашенных участников в студии

Специфика, популярность и активное востребование в обществе авторских теле- и радиопередач порождает интерес начинающих журналистов в этому виду профессиональной занятости, что и обусловило включение спецсеминара «Современная авторская телерадиожурналистика» в учебную программу.

Задачи обучения – раскрыть студентам своеобразие «технологий» творческой и интеллектуальной подготовки авторской программы, сформировать навыки изучения и анализа эмпирического материала для претворения его в законченное творческое произведение. В рамках спецсеминара студенты наблюдают специфику работы в эфире ведущих программ, осознают, что ведущий – не только узнаваемый голос радиостанции и «лицо» телеканала, но и «лидер мнений», чьи высказывания, манера поведения, действия являются смысловым компонентом программы. Для решения задач данного спецсеминара студентам предлагается познакомиться и совместно с преподавателем проанализировать творчество некоторых авторов-журналистов современного российского телерадиовещания различной тематики - общественно-политической, познавательной, культурно-развлекательной.

Важно также сформировать у студентов глубокое понимание некоторых «секретов» специфики экранного языка - принципы экранной драматургии, драматургии телевизионного повествования, режиссерские находки и приемы монтажа, выработать критерии оценки результата своей работы, освоить этапы создания телесценария, сформировать навыки написания различных типов сценарных планов, закрепить полученные знания на практике (создать собственный проект).

В процессе занятий у студентов вырабатываются и развиваются необходимые в будущем профессиональные качества. Это, в первую очередь, умение точно определить тему, критично оценить возможности ее реализации, найти нужный материал, найти адекватное композиционно-сюжетное решение. Своеобразная «проба пера» на семинарских занятиях способствует овладению навыками сценарного письма (для разных текстов сценарного комплекса) и основным арсеналом выразительных средств телеэкрана; развивает вариативность мышления; скорость и точность правки текста; культуру эфирной речи.

Автор данного семинара имеет многолетний опыт телевизионной работы в качестве автора и ведущей программ общественно-политической тематики, а также руководящей работы на Ленинградском - Петербургском телевидении (корреспондент, редактор, руководитель Главной редакции). Накоплены знания и навыки авторской работы по созданию различных телепроектов - авторских программы, документальных телефильмов, сюжетов и тематических передач (для Ленинградского ТВ и Центрального телевидения СССР, телеканала «Пятый»).

Спецсеминар призван развить у студентов навыки когнитивного анализа авторских телевизионных и радиопередач, определения их формата, жанровой доминанты, композиции, особенностей поведения в эфире автора-ведущего, применяемых драматургических и художественно-выразительных средств. Цель спецсеминара – дать студентам достаточное представление об основных авторских программах современного отечественного телевидения и радиовещания, их эволюции, организационной и творческой специфике, помочь студентам определиться в выборе темы курсовой работы и направлении выпускной квалификационной работы.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Громова Э. Г. Обманчивое непостоянство самопроизвольных толкований // Средства массовой информации в современном мире. Международная научно-практическая конференция / отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 2001.

2. Громова Э. Г. Зеркало действ и лицедейств // Электронные СМИ и современность / под ред. В. Г. Осинского, С. Н. Ильченко. СПб., 2006.

3. Громова Э. Г. Плоды техногенного образования // Материалы международной научно-практической конференции «Гуманитарные аспекты непрерывного образования» / ред. и сост. И. П. Вишнякова-Вишневецкая. СПб., 2006. С. 283-291.

4. Громова Э. Г. Миллион – для «радиозрителей» // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения / под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского. СПб., 2009. С. 186-194.

5. Громова Э.Г. Взаимопонимание в диалоге на телевидении и радио: ретроспектива и современное состояние (в соавторстве с Клюевым Ю.В.) // Век информации. Журналистика XXI века: культура понимания. Матер. Семинара всероссийского форума с междунар. участием «Дни философии в Петербурге-2014». №2 (S2) / ред.-сост. И. Н. Блохин, С. Г. Корконосенко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2015. С. 206-217.

6. Громова Э.Г.Многообразие тележурналистики: между практикой и теорией (в соавторстве с Клюевым Ю.В.) //. Журналистика XXI века: поиски теоретического обоснования. Матер. Семинара всероссийского форума с междунар. участием «Дни философии в Петербурге-2015»//.

Темы лекционных занятий

Авторские программы современного отечественного телерадиовещания. Понятие и критерии авторской журналистики. Концепции и практики авторской теле- и радиожурналистики. Опыт, проблемы и новации авторской журналистики в аудиовизуальных СМИ.

Журналисты и ведущие авторских теле- и радиопрограмм. Особенности подготовки и ведения авторских передач: профессиональные требования и практика вещания. Автор как личность: телевизионная персонификация и образ радиожурналиста. Компоненты авторской программы. Современное состояние авторской телерадиожурналистики: основные программы, их особенности.

Темы семинарских занятий

Занятие 1. Принципы создания и ведения авторской программы.

Занятие 2. Компетенции телерадиожурналиста, профессиональные знания

и навыки,

Занятие 3. Алгоритм подготовки авторской программы на радио и телевидении: последовательность и этапы решения творческой задачи.

Занятие 4. Морально-этические особенности авторских программ: норма и практика ведения.

Занятие 5. Автор-ведущий дискуссионной программы: творческое амплуа, манера поведения в кадре и у микрофона, имидж и образ журналиста.

Занятие 6. Герои авторских программ. Особенности психологического взаимодействия ведущего с участниками авторской программы и аудиторией.

Занятие 7. Выразительные средства в авторской программе.

Занятие 8. Автор и герой в телевизионных ток- и реалити-шоу.

Занятие 9. Конфликт как драматургический стержень ток-шоу.

Занятие 10. Специфика парного ведения авторской программы.

Занятие 11. Автор-ведущий дискуссионной программы.

Занятие12. Действительное и вымышленное в реалити-шоу.

Занятие 13. Авторское начало в познавательных программах.

Занятие 14. Специфика подготовки авторского проблемного репортажа.

Занятие 15. Авторская программа на региональном телеканале.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

1. Индивидуальное консультирование студентов по проблематике современного телерадиовещания при выборе темы исследования курсового сочинения. Методика, Библиография.

2. Индивидуальная работа по разработке авторского творческого проекта (в случае творческой курсовой работы),

Вопросы к зачету

1. Специфика подготовки авторского проблемного репортажа.

2. Автор-ведущий дискуссионной программы.

3. Методы манипулирования в авторских программах.

4. Драматургическое решение криминальной тематики в авторских программах (специальных репортажах).

5. Морально-этические особенности авторских программ: норма и практика ведения.- человек в сложной жизненной ситуации на телеэкране

5. Акценты и нравственные идеалы в политических ток-шоу.

6. Детские игровые авторские программы на телевидении - ребенок как субъект и объект экранного действия, жизненные ориентиры.

7. Музыка, театр, литература, искусство на телеэкране: время, жанры, ведущие.

8. Политика, пропаганда, агитация на телеэкране – прошлое и настоящее

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ*

1. Интерпретация факта в авторских программах.

Авторское начало и «резюме» в авторских программах.

2. Выразительные средства в авторских программах на радио и ТВ..

3. Гендерная проблематика в авторских программах.

4. Действительное и вымышленное в реалити-шоу.

5. Автор и герой в телевизионных ток- и реалити-шоу.

6. Конфликт как драматургический стержень ток-шоу.

7. Историческая тематика в авторских программах – герои, мифы, образы,

авторская позиция.

8. Авторское начало в познавательных программах.

9. Авторские музыкальные программы (игровые и познавательные).

10. Авторские программы на региональных каналах- тематики, герои,

аудитория.

11. Портреты известных личностей в авторских программах (политик,

деятель культуры, спортсмен и др.)

12. «Звезды» современных авторских телепрограмм.

13. Образ страны в авторских программах о путешествиях.

14. Парадоксы телеэкрана. Программы-двойники:

(«Пусть говорят» (на «Первом») - «Прямой эфир» («Россия»),

«Время покажет» (на «Первом» - «Место встречи» (НТВ) и т.д.)

15. Специфика парного ведения авторской программы.

• Выбор телевизионных и: радиопрограмм (вещательных каналов) для исследования определяется студентом и согласовывается с преподавателем одновременно с утверждением темы курсовой работы.

Текущий контроль (зачет)

Студенты должны посещать (по расписанию) и активно участвовать в работе.

В случае пропуска студентом более двух занятий предполагается самостоятельная подготовка задания (по пропущенной проблематике). Условия выполнения работ и тематика согласуются с преподавателем.

Форма текущего контроля по спецсеминару:

- регулярная посещаемость занятий и участие в аудиторной работе;

- подготовка реферата по заданной тематике (для чего студент должен самостоятельно просмотреть или прослушать программы).

Отчетное занятие – 7-я неделя занятий в семестре. К этому времени студенты сдают преподавателю выполненные работы. Если количество пропусков превышает достаточное для получения зачета, студент самостоятельно готовит задания и показывает достигнутые знания во время зачета.

Текущий контроль (курсовая работа)

Курсовое сочинение по спецсеминару предполагает как исследовательскую работу, так и творческий проект. Работа над курсовым сочинением осуществляется в несколько этапов:

1. Выбор темы под руководством преподавателя;

2. Установление правил отбора эмпирического материала и принципов анализа материала;

3. Осуществление поиска научных источников (библиография)

4; Создание текстового материала;

5. Подготовка презентации.

Контрольные сроки подготовки курсовой работы:

- утверждение темы курсовой работы с преподавателем – 2-я неделя занятий в семестре;

- сдача плана курсовой работы – 4-я неделя занятий в семестре;

- сдача черновика (первого варианта полного текста) курсового сочинения – не позднее чем за месяц до даты защиты работы.

- сдача готовой курсовой работы в деканат ( за 7 дней до экзамена).

Критерии оценки (зачет)

К зачету допускаются студенты, успешно прошедшие аттестацию в форме текущего контроля. При этом учитывается:

1. Посещаемость не менее 75% занятий.

2. Подготовка презентации по теме курсовой работы, первичного анализа видео- или аудиоматериалов. В презентации должны быть формулированы - актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, названы источники эмпирических материалов.

3. На зачет должен быть представлен анализ не менее 70% эмпирического материала, обозначены предварительные выводы исследования.

4. Представление обзора литературы по выбранной теме: - библиография должна включать в себя не менее 20 источников (научной литературы и периодики).

5. Если студент готовит творческий проект, то к зачету должен быть представлен сценарий теле- или радиопередачи, литературная расшифровка текста отснятого видеоматериала (или звукозапись).

Зачет проводится в форме защиты выполненного исследовательского задания или заявленного творческого проекта (представление подготовленных материалов, ответы на вопросы преподавателя и аудитории).

Оценка «зачтено» ставится в случае, если задания выполнены в установленный срок, представленный материал соответствует требованиям.

Оценка «незачтено» выставляется, если студент не подготовил материалы к указанной дате, либо выполненное задание не соответствует установленным требованиям (студент не показал необходимых знаний по теме вопроса, не смог ответить на дополнительные вопросы преподавателя, произошла подмена темы).

Форма проведения зачета – устная. На подготовку ответа студенту дается 20 минут.

Критерии оценки (курсовая работа)

Курсовая работа по дисциплине «Современная авторская телерадиожурналистика» может быть представлена в двух формах:

- исследовательская работа,

- творческий проект.

Исследовательское курсовое сочинение раскрывает одну из предложенных (или сформулированных в ходе работы семинара) тем в рамках самостоятельного оригинального исследования.

Творческий проект, выполняемый в качестве курсовой работы, опирается на профессиональную творческую работу автора (как уже вышедшую в эфир, так и создаваемую в ходе работы в спецсеминаре). Студент предоставляет обоснование творческого проекта, описание процесса создания и творческие материалы, которые служат иллюстрацией к изложенным теоретическим положениям или являются результатом практической реализации этих положений.

Защита подготовленной и прорецензированной научным руководителем курсовой работы проводится в назначенное время в период экзаменационной сессии. Не соответствующее требованиям научное сочинение дорабатывается в соответствии с замечаниями руководителя в установленные руководителем сроки и сдается на проверку повторно.

Порядок защиты курсовой работы. Научная дискуссия в процессе защиты курсовой работы включает

- краткое выступление автора (3-5 минут), в котором подчеркивается актуальность темы, цель, предмет исследования, сообщается о конкретных результатах и наиболее значимых выводах;

- вопросы к автору работы и ответы на них;

- рецензирование сочинения научным руководителем и студентами.

При оценке курсовой работы, выполняемой в рамках спецсеминара, принимается во внимание:

- новизна и оригинальность проведенного исследования/созданного проекта

- степень самостоятельности автора,

- сложность поставленной задачи, теоретический уровень и практическая значимость работы, учитывается актуальность,

- оформление работы, уровень речевой компетентности автора, особенности научной дискуссии, состоявшейся во время защиты.

По итогам защиты выставляется оценка, которая фиксируется на титульном листе курсовой работы и в экзаменационной ведомости.

Критерии оценки курсовой работы

Правила оформления титульного листа и списка литературы представлены в Положении о курсовой работе по спецсеминару jf.spbu.ru/about/1883/895.html

Оценка «отлично» выставляется в том случае, если:

- по содержанию и форме работа соответствует требованиям;

- работа является актуальной, выполнена самостоятельно;

- теоретические положения органично сопряжены с практикой;

- содержание работы соответствует теме;

- структура работы позволяет логично и последовательно раскрыть тему;

- в работе широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно (в отдельных случаях допускается опора на вторичный анализ имеющихся данных);

- в работе отсутствуют орфографические, синтаксические и стилистические ошибки.

Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если:

- содержание работы в целом соответствует поставленной цели;

-структура работы незначительно отступает от предъявляемых требований;

- работа является актуальной, написана самостоятельно;

- основные положения работы раскрыты на достаточном теоретическом и методологическом уровне;

- теоретические положения подтверждены практическим анализом;

- представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если:

- в работе не полно раскрыта тема;

- цели и задачи, поставленные во введении, не достигнуты;

- описание поставленной проблемы не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью;

- нарушена логика изложения материала.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если:

- содержание работы не соответствует теме;

- работа содержит существенные теоретико-методологические недочеты, основные положения не доказаны, рассуждения поверхностны;

- курсовая работа носит умозрительный и (или) компилятивный характер;

- отсутствует четкость формулировок;

-выводы не содержат ответа на поставленные автором вопросы (проблемы) или отсутствуют;

- творческий проект не разработан.

При нарушении сроков сдачи и защиты оценка за курсовую работу снижается (см. раздел «Текущий контроль (курсовая работа»).

Основная литература

1. Адамьянц Т. З. Формула успеха телепередачи. М., 1994.

2. Борецкий Р. Осторожно телевидение! М., 2002.

3. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

4. Гаспарян В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики. М., 2000.

5. Гуревич П. С. Создание имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.

6. Ильченко С. Н., Познин В. Ф., Почкай Е. П. Технология СМИ. Творческие профессии на телевидении и радио. СПб., 2003.

7. Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного политического взаимодействия. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2010.

8. Кузнецов Г. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. М., 2000.

9. Кузнецов Г. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.

10. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 2000.

11. Муратов С. А. Нравственные признаки тележурналистики. Опыт этического кодекса. М., 1997.

12. На телевизионных подмостках. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М., 2003.

13. Новиков К. Ю. Радиорепортер и радиорепортаж в XXI веке. М., 2005.

14. Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб. 2000.

15. Популяризация науки на телевидении: традиции и новаторство. М., 2001.

16. Политическая и профессиональная культура журналиста на ТВ-экране. М., 2002.

17. Система средств массовой информации России / под ред. Я. Н. Засурского. М., 2002.

Список дополнительной литературы

1. Баллада о четвертой программе ЦТ. М., 2000.

2. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит.,1975.

3. Белинский А. А. На экранах по-прежнему нет героя. Газета «Невское время». 2апр. 2009.

4. Бударина К. А. Влияние СМИ на формирование политической культуры российской молодежи // Инновационный потенциал молодежи: патриотизм, образование, профессионализм: сборник материалов Международной молодежной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 27–28 октября 2015 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 94-99.

5. Корконосенко С. Г., Кудрявцева М. Е., Слуцкий П. А. Свобода личности в массовой коммуникации / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2010.308с.

6. Мясникова М. А. Журналистика в современном российском телеконтенте // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 14–15 апреля 2016 года. Екатеринбург,2016.С.121-124.

7. Мелихов А. Н. Спасительные грёзы // Литературная газета. 4-10 апр. 2007.

8. Олешко В. Ф. Психология журналистики: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-воУрал.ун-та,2014.476с.

9. Олешко Е. В. Журналистика и культура: модели взаимодействия и реализации // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2011. N 2 (89). С. 91-97.

9. Панюшкин В. И. Дорогу осилит ведущий // Коммерсант-Деньги. №17(422). 5-11 мая 2003.

10. Хлызова А. А. Методика анализа аудиовизуальных образов, репрезентируемых телевидением // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2012. № 4 (107).С.85-92.

11. Честертон Г. К. Писатель в газете. М.,1984.

12. Шестерина А. М. Психология журналистики. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2010. 369 с.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация