Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Аналитическое издание в системе медиахолдинга
January 19, 2017, 10:42 am

Преподаватель: Мисонжников Борис Яковлевич, доктор филологических наук, профессор

Кафедра периодической печати

В настоящее время важным аспектом теории и практики средств массовой информации представляется идентификация понятия качественной прессы, поскольку имеют место случаи нечеткого артикулирования дефиниции, определяющей данный тип издания. В связи с этим полезно, прежде всего, выделить такую категорию, как «большая» и «влиятельная» аналитическая пресса, предвосхищающая возникновение качественной печати. Необходимо рассмотреть генезис, формирование и развитие качественной газеты, ее социальное значение, место в системе деловой газетной периодики, выделить типологические признаки, подтверждающие идентичность качественного издания, а именно содержательные и формальные стороны его функционирования. В рамках специального курса предполагается дать характеристику основным параметрам содержательно-тематической модели качественного издания, определить приоритеты текстообразования, использование выразительных средств в публикациях качественной газеты. Важный объект рассмотрения и изучения в ходе занятий специального курса – это аналитика в качественной прессе, а именно специфика технологических подходов, цели и задачи, которые решает редакция издания. Также предполагается и идентификация композиционно-графической модели качественного издания, обоснование доминирования определенного типа верстки, использования иллюстративных комплексов, соответствующего шрифтового оформления. Необходимо выявить общественный и профессиональный статус качественного издания, его предпочтения в редакционном менеджменте. В рамках спецкурса будет дан ответ и на вопрос о кадровой структуре редакции качественной газеты, требованиях, предъявляемых к ее сотрудникам. Особого внимания заслуживает методология работы корпуса зарубежных собственных корреспондентов, которые представлены ведущими аналитиками мирового уровня. Предполагается анализ тематических приоритетов качественного издания, специальное рассмотрение публикаций в разделе «Фельетон» – это, по сути, уникальный культурологический феномен, цель которого – решение проблем в области литературы и искусства. В основе деятельности редакции качественного издания лежит глобальный характер, интеграция в процессы международной политической практики и релевантность аналитических выступлений. Автор курса имеет многолетний опыт изучения специфики функционирования изданий данного типа, стажировался в редакциях крупнейших в мире качественных газет – „Neue Zurcher Zeitung“, „Die Welt“, „NRС Наndelsblad“.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Мисонжников Б. Я. Прогностический аспект журналистского аналитического произведения // Журналистика в мире политики: Модель для будущей России: Материалы секционного заседания конференции «Дни философии в Петербурге-2010 / Ред-сост. И. Н. Блохин, С. Г. Корконосенко. СПб., 2011.

2. Мисонжников Б. Я. К проблеме идентификации и генезиса качественной газеты (на примере швейцарской Neue Zurcher Zeitung) // Век информации-2010: Материалы науч.-практ. семинара «Век информации» (14 декабря 2010 года, С.-Петербург) / Науч. ред. А. С. Пую, А. Ю. Быков. СПб., 2011.

3. Мисонжников Б. Я. Европейская качественная газета: цель, структура, функциональность сетевой версии / Журналистика в приисках моделей развития: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Томск, 27 – 30 октября 2011 года) / Отв. ред. П. П. Каминский, Н. В. Жилякова. Томск: Изд-во НТЛ, 2011.

План лекционных занятий

Занятие 1. Современная типологическая система средств массовой информации. Различные подходы построения типологической модели в области периодической печати.

Занятие 2. Система печатных изданий деловой направленности, общая типологическая характеристика и выделение типов изданий по тематической напраленности публикаций. Идентификация качественного издания как типа.

Занятие 3. Генезис, формирование и развитие качественной газеты. Теория качественного издания Джона Мэррила. Понятие качественной газеты в отечественной и зарубежной теории журналистики.

Занятие 4. Социальное значение качественной журналистики, ее обращение к общественно важным темам. Репутация качественной газеты и достижение высокого уровня релевантности. Категории «большая» и «влиятельная» аналитическая пресса, идентичность аналитической публикации, ее принципиальное отличие от публикации информационной. Содержательно-тематическая модель качественной прессы, особенности структуры полосы, тематический диапазон от политической аналитики до отражения культурной жизни.

Занятие 5. Жанровое разнообразие качественной прессы, работа с информационными и аналитическими материалами. Жанр статьи в качественной газете. Приоритеты текстообразования в качественной газете, аспекты стиля, лексических средств выражения, творческая лаборатория ведущих аналитиков. Особенности композиционно-графической модели качественной газеты: консерватизм верстки, сдержанность в применении цвета, специфика использования иллюстративного материала.

Занятие 6. Общественный и профессиональный статус качественного издания. Его редакционная структура, основные редакционные подразделения, общая профессиограмма, аспекты инфраструктуры.Экономический отдел в качественной газете, отражение на ее страницах биржевой жизни, публикация данных о котировке акций ведущих корпораций планеты. Деловые обозрения и прогнозы.

Занятие 7. Особенности редакционного менеджмента в качественной газете: форма собственности редакционных активов, роль учредителя в редакционном процессе, приоритеты в решении внутриредакционных проблем. Кадровая политика редакции качественной газеты и требования, предъявляемые к ее сотрудникам. Редакционный статут. Методология работы корпуса зарубежных собственных корреспондентов качественного издания, привлечение к сотрудничеству ведущих аналитиков мирового уровня, система работы с нештатными авторами.

Занятие 8. Освещение проблем в области литературы и искусства на страницах качественной газеты. Публикации в разделе «Фельетон» как уникальный культурологический феномен.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Сетевые порталы крупнейших в мире качественных изданий. Использование мультимедийного ресурса и привлечение дополнительной аудитории. Аудиторный фактор качественного печатного издания.

Внутрисеместровый контроль

Студент считается аттестованным, если посещает все занятия, выполняет задания преподавателя, активно участвует в дискуссиях на практических занятиях. Аттестация не ставится, если пропущено более, чем 40% занятий, не выполнены задания, предложенные преподавателем.

Вопросы к зачету

1. Качественная газета: аспекты содержательно-тематического моделирования.

2. Качественная газета: аспекты композиционно-графического моделирования. 3. К проблеме типологической идентичности качественного издания. 4. «Большая» и «влиятельная» аналитическая пресса как предшественница качественной модели. 5. Социально-политические стороны функционирования качественной газеты. 6. Жанровые приоритеты качественного издания. 7. Специфика работы сотрудника качественного издания. 8. Методология работы корпуса зарубежных собственных корреспондентов редакции качественной газеты. 9. Тематические приоритеты качественного издания. 10. Освещение проблем в области литературы и искусства на страницах качественной газеты. Редакция качественной газеты как аналитический центр глобального уровня.

11. Сетевые порталы крупнейших в мире качественных изданий.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная. Студент отвечает на два вопроса. На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Оценка «Зачтено» ставится, если студент посетил более половины занятий, демонстрирует во время ответа достаточно глубокое знание предмета, отвечает с достаточной уверенностью на вопросы, демонстрирует знакомство с литературой, рекомендованной программой спецкурса, и успешно выполнил работу в рамках текущего контроля.

Оценка «Не зачтено» ставится в том случае, если студент имеет существенные пробелы в освоении учебного материала, делает серьезные фактические и методологические ошибки при ответе на вопросы, посетил менее половины лекционных занятий, а также если его работа в рамках текущего контроля не может быть признана положительной. Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Список основной литературы

1. Андреева А. А., Худякова Э. А. Деловая пресса Черноземья. Воронеж, 1998. 2. Лысакова И. П. Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование. СПб., 2005. 3. Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / под общ. ред. М. А. Шишкиной; науч. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2009. 4. Мельник Г. С., Виноградова С. М. Деловая журналистика: учеб. пособие. 2010.

Список дополнительной литературы

1. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие. СПб., 2004. 2.Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2000. 3. Стебловская С. В. Качественные СМИ и культура: современные коммуникативные стратегии // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: сб. материалов науч.-практ. конф. / отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова, М. В. Шкондин. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. С. 310–311. 4. Основы социальной работы: учебник. М., 2001. С. 143. 5. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М., 1998.

Перечень иных информационных источников

1. www.mediasprut.ru/jour/presse-brd/woron.shtml 2. dic.academic.ru/dic.nsf 3. cyberleninka.ru

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация