Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Речевые инструменты и механизмы идеологизации в медиа
January 19, 2017, 10:36 am

Преподаватель: Краснова Татьяна Ивановна, доктор филологических наук, доцент

Кафедра речевой коммуникации

Спецкурс подготовлен для тех студентов, которые преимущественно видят в журналистике один из инструментов целенаправленного воздействия на действительность.

Под идеологизацией понимается продвижение идеологически значимых смыслов через более или менее устойчивые смысловые конструкты (дискурсы). Дискурс часто трактуют как мощный властный механизм коммуникации, посредством которого социальные институты или индивиды осуществляют продвижение тех или иных образов реальности. Одной из задач спецкурса является знакомство с отдельными концепциями дискурса, имеющими прямое отношение к масс-медиа: политический дискурс, арт-дискурс, гендерный дискурс, рекламный дискурс, вирусный дискурс. Новизна дискурсного подхода заключается в том, что феномен идеологии в медиа сейчас понимается широко – как любые комплексы идей, так или иначе входящие в структуры сознания общественных групп, для которых работают медиа. Наименование медиа акцентирует посреднический фактор в сфере коммуникации, запланированной для разных социальных групп (в сравнении советский и американский поликодовый дискурс).

Вопрос о продвижении, распространении идей связан с категориями «приятие», «неприятие» и «воздействие». Идеологическая модализация входит дискурсивные потоки самым непосредственным образом. К другим механизмам медиа в продвижении идей относятся мифы, манипуляции, вирусные технологии. Субъект идеологического воздействия всегда ощущает себя в контексте дискурсивных реалий, где он решает не только ЧТО продвигать, но и КОМУ, с помощью КОГО, КАК, В КАКОЙ МОМЕНТ, ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ. Идеи могут быть внесены в коммуникативную среду прямо или косвенно; их появление можно вызвать особой техникой воздействия. Борьба идей проходит в разных коммуникативных ситуациях конфликта: острое идейное противостояние (война), полемическое противостояние (спор), деловое противостояние (конкуренция, включая рекламу). Существенным является понятие «языковой личности», которое в современных исследованиях рассматривается во взаимодействии ее разных коммуникативных ролей.

Разновидности дискурса, действовавшие в разное время и в разной социальной среде, находятся в фокусе внимания спецкурса. Они составили материал двух основных аспектов рассмотрения идеологического феномена. В первом аспекте феномен идеологизации в СМИ рассматривается как распространение в массовом сознании политических доктрин об устройстве и принципах функционирования общества, Во втором аспекте феномен идеологизации рассматривается как распространение идей, которые входят в неполитические структуры общественной практики.

Прагматическая суть работы журналиста состоит в том, что она имеет заданную цель, и не одну. Здесь имеет место позитивная или негативная манипуляция сознанием аудитории. Должен быть полезен анализ речевых средств и психологических механизмов манипуляции, с одной стороны, и установка барьеров, блокирующих нежелательное распространение информации, с другой.

Курс рассчитан на повышение коммуникативной культуры и компетенции будущих журналистов. В результате изучения курса будет проще оценивать эффективность речевого поведения журналиста, моделируя смысловое поле не только говорящего, но и реципиента. Спецкурс поможет его участникам получить представление о технике создания журналистского текста актуальной проблематики; приобрести навыки адекватного восприятия и профессионального разбора идеологии высказываний; установить их соответствие условиям продвижения дискурса и средств его вербализации смыслу сообщаемого. рассмотреть наиболее значимые для выражения смыслов речевые средства и механизмы их порождения (приемы).

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Краснова Т. И. Анализ политического дискурса: подходы и категории // Политическая лингвистика. – 2013. – № 2 (44). – С. 46–54.

2. Краснова Т. И. Выражение концепции коммерческого издания в ключевых словах // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып. Х. - СПб. 2009.

3. Краснова Т. И. Другой голос: анализ газетного дискурса русского зарубежья 1917-1920 (22) гг. - СПб, 2011.

4. Краснова Т. И. Именование в сфере культуры // Современный русский язык и особенности его функционирования в различных сферах общения. – СПб, 2011, С. 47-55.

5. Краснова Т. И. Интенциональность и модализация медиатекста в контексте культуры (опыт обобщения) / Л. Р. Дускаева, Т. И. Краснова // Политическая лингвистика. – 2014. – №3 (49). – С. 49–55.

6. Краснова Т. И. Квантор все в аффективном дискурсе (на материале газет русского зарубежья 1918–1921 гг.) // Известия Урал. федер. ун-та. Серия 1 «Проблемы образования, науки и культуры». – 2014. – № 2 (126). – С. 56-70.

7. Краснова Т. И. Кванторное слово и генерализованные высказывания в антибольшевистском дискурсе эмигрантских газет (1918–1921) // Электронный научный журнал «Мир лингвистики и коммуникации». – Тверь: ТГСХА, ТИПЛиМЛ, 2014. – № 1 (34). – 11 с. (0,7 п. л.). Режим доступа: www.tverlingua.ru (дата обращения: 07.10.2014).

8. Краснова Т. И. К вопросу об историко-культурном разграничении понятий «ментальность» и «менталитет» // Журналистика в мире политики: ценностный раскол и согласие. – СПб, 2012, С. 73-82.

9. Краснова Т. И. К вопросу о структурах знания и мнения в эмигрантском газетном дискурсе эпохи кризиса // Русский язык и культура речи: прошлое, настоящее, будущее. СПб, 2008, С. 51-69.

10. Краснова Т. И. Концептуальные парадигмы оппозитивной семантики в газетном дискурсе русского зарубежья // Научные ведомости Белгородск. гос. ун-та. Серия «Гуманитарные науки». – 2014. – № 13 (184). – Вып. 22. – С. 199–207.

11. Краснова Т. И. Образ России: способ репрезентации в падежном фрейме // Политическая лингвистика. – 2013. – № 3 (45) – С. 102–105.

12. Краснова Т. И. Оппозитивность в структуре коммуникации / Л. Р. Дускаева, Т. И. Краснова // Вестник Пермского государственного университета. Серия заруб. и русская филология. 2011. № 1, С. 107-112.

13. Краснова Т. И. Оппозитивный дискурс о русском большевизме в харбинских газетах 1918–1921 гг. // Политическая лингвистика. – 2014. – №3 (49). – С. 140–145.

14. Краснова Т. И. Оппозитивы старое / новое, темное / светлое в газетном дискурсе эмигрантской печати (1918–1921) // Филология и человек. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2014. – № 3. – С. 91–101.

15. Краснова Т. И. Ключевые смыслы современных медиатекстов // Известия Урал. гос. ун-та. Серия 1. «Проблемы образования, науки и культуры». – 2006. – 19 (№ 40), – С. 210–214.

16. Краснова Т. И. Российский дискурс эпохи кризиса: историко-ментальный фон и «ответные черты» словесной культуры // Вестник Санкт-Петерб. гос. ун-та. Серия 9 «Филология. Востоковедение. Журналистика». – 2011. – № 4. – С. 101–108.

17. Краснова Т. И. Ментальные семантико-речевые оппозиции в структуре текстовой ситуации с концептами «Россия» и «большевизм» // Научные ведомости Белгородск. гос. ун-та. Серия «Гуманитарные науки». – 2014. – № 20 (191). – Вып. 23. – С. 175–182.

План лекционных занятий

Занятие 1. Язык как путеводитель в социальной действительности, инструментальная функция языка. Понятие дискурса и теории медиа дискурса.

Занятие 2. Концепции идеологии. Понятие идеологического субъекта. Идеологизация как социально речевой процесс. Диагональные высказывания. Субъект идеологии, «точка зрения» и понятие интерпретации.

Занятие 3. Политический дискурс, его категории, речевая специфика. Неоднородность политического дискурса. Советский политический дискурс. Языковые механизмы самообороны.

Занятие 4. Американский поликодовый дискурс: вербальные и невербальные средства и приемы предвыборной агитации

Занятие 5. Манипуляция, ее виды; речевое манипулирование (манипулятивный дискурс).

Занятие 6. Роль модальности в процессе порождения идеологизированной речи. Диалогичность и смысловая структура медиатекста. Ментально-речевые оппозиции.

Занятие 7. Модальные концепты Приятие / Неприятие как инструмент идеологизации. Оппозитивный идеологический дискурс. Разновидности идеологического дискурса: анти-, про-, нейтральный. Политический и не политический дискурс.

Занятие 8. Роль контекста в дискурсе. Механизмы влияния контекста на язык (переосмысление слов и высказываний). Борьба за власть номинаций в дискурсах (анти- про-. нейтр. дискурсы). Эвфемизация.

Занятие 9. Продолжение темы. Пропагандистский дискурс. Метафора и фрейм в качестве приемов воздействия и пропагандистского манипулирования. Политическая метафорология и метафорическое моделирование.

Занятие 10. Средства и приемы выражения семантико-речевых оппозиций в медиатекстах разной политической направленности. Средства и приемы выражения семантико-речевых оппозиций в медиатекстах разных жанров.

Занятие 11. Кванторное слово в пропагандистской публицистике, прием генерализации в оппозитивном дискурсе.

Занятие 12. Прецедентность как прием повышения авторитетности высказывания. Рекламный дискурс и медиа вирусы (вирусный дискурс).

Занятие 13. Деловой дискурс и его языковая специфика. Ключевые слова и ключевые смыслы современных медиатекстов: способы внедрения. Конституэнты дискурса экономического кризиса.

Занятие 14. Арт-дискурс. Гендерный дискурс. Манипуляция как лингвистическое явление; языковые механизмы манипулятивного воздействия.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа может чередоваться в спецкурсе с лекциями преподавателя; она связана с опытом подготовки письменных рефератов, устных докладов и языковых наблюдений участников спецкурса в строгом соответствии с темами и рекомендуемой литературой.

Самостоятельные работы проводятся в процессе подготовки к промежуточной аттестации по темам спецкурса и предполагают задания по анализу пройденного материала.

Внутрисеместровый контроль

Преподаватель следит за выполнением плана работы, консультирует студентов, фиксирует процесс освоения материала по формам отчетности: посещаемость, подготовка рефератов и доклады обучающихся, выполнение ими заданий в присутствии преподавателя.

Текущая аттестация проводится в форме самостоятельной работы: на занятии студенты получают задание для практического анализа идеологического текста; самостоятельная работа сдается на проверку преподавателю.

Студент, пропустивший более 40 % учебного времени, должен выполнить самостоятельное реферирование предложенных преподавателем научных исследований по теме спецкурса и выполнить практический анализ текста по заданию.

Вопросы к зачету

1. Концепции идеологии. Понятие идеологического субъекта.

2. Идеологизация как речевой процесс. Диагональные высказывания.

3. Политический дискурс, его категории, речевая специфика.

4. Советский политический дискурс. Языковые механизмы самообороны.

5. Американский поликодовый дискурс: вербальные и невербальные средства и приемы предвыборной агитации.

6. Роль механизмов модализации в процессе порождения идеологического текста.

7. Диалогичность медиатекста и репрезентация семантико-речевых оппозиций в дискурсе. Гендерный дискурс.

8. Выражение семантико-речевых оппозиций с концептами Приятие / Неприятие в политическом и не политическом дискурсе.

9. Виды манипуляции, языковая специфика манипулятивного воздействия.

10. Арт–дискурс. Влияние контекста на язык дискурса, прецедентность как прием.

11. Вирусный дискурс и его механизмы.

12. Ключевые слова и ключевые смыслы медиатекстов: способы внедрения.

13. Кванторное слово в пропагандистской публицистике. Прием генерализации.

14. Метафора и фрейм в качестве приемов воздействия и манипулирования сознанием собеседника.

Критерии оценки (зачет)

Формальным допуском к зачету является посещение лекционных занятий и выполнение самостоятельной работы. Зачет проводится по вопросам и текстам во время коллективного собеседования в технически оборудованной аудитории. Ответы студента должны демонстрировать знание проблематики спецкурса и литературы, владение основной терминологией и умение оценить предложенный текст по заданным критериям.

На зачете разрешается пользоваться учебными материалами, собранными студентами в ходе освоения спецкурса: конспекты лекций, выписки из научных работ, записи наблюдений по темам спецкурса.

Оценка «зачет» ставится при хорошей посещаемости и удовлетворительном ответе на вопросы из списка ниже, когда студент умеет оперировать основными понятиями по теме вопроса и может привести практические примеры.

Оценка «незачет» ставится, если студент плохо посещал занятия, не владеет основной терминологией курса, не справился с заданиями самостоятельных работ по темам спецкурса, не знает ответа на вопрос билета или не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя, связанные с темой.

Зачет-автомат определяется Положением о сдаче зачетов и экзаменов, принятым на факультете. Для зачета имеет значение реферат по одному из вопросов списка выше с использованием предложенной ниже литературы.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Список основной литературы

1. Алпатов В. М. Общественное сознание и языковая политика в СССР (20-40-е гг.) // Язык в контексте общественного развития. – М., 1994. С. 29-46.

2. Баканов Р. П., Хасанова А. Ю. Формирование мифов о России в англоязычных интернет-изданиях // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования. Материалы II Международной научно-практ. Конференции. – Белгород, 2016., С. 140-151.

3. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. – М., 2009.

4. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989.

5. Краснова Т. И. Другой голос. Анализ газетного дискурса русского зарубежья 1917-1920 (22) гг. - СПб, 2011.

6. Михалева О. Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия. - М., 2009.

7. Садуов Р. Т. Феномен политического дискурса Барака Х. Обамы: лингвокультурологический анализ. – Уфа, 2012.

8. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принципы Причинности Степанов Ю. С // Язык и наука конца 20 века. - М. 1995. С. 35–73.

9. Чудинов А. П. Очерки по современной политической метафорологии. – Екатеринбург, 2013.

10. Язык средств массовой информации / под ред. М. Н. Володиной. - М., 2008.

Список дополнительной литературы

1. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. – СПБ, 1999.

2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М., 1999.

3. Вежбицкая А. Антитоталитарный язык в Польше: механизмы языковой самообороны // Вопросы языкознания. 1993. № 4. С. 107–126.

4. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. – Екатеринбург, 2013.

5. Волошинов В. Н. Марксизм и философия языка : основные проблемы социологического метода в науке о языке // Волошинов, В. Н. Философия и социология гуманитарных наук. СПб., 1995. С. 216–380.

6. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. - М., 2006.

7. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 2005.

8. Греймас А.-Ж., Фонтаний Ж. Семиотика страстей: от состояния вещей к состоянию души. – М., 2007.

9. Гудков Д. Б. Прецедентные феномены в текстах политического дискурса // Язык средств массовой информации. - М., 2008. С. 401–418.

10. Дементьев В. В. Коммуникативные ценности русской культуры: категория персональности в лексике и прагматике. М.: Глобал Ком, 2013.

11. Демьянков В. З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. 3. Политический дискурс: история и современные исследования. - М.: ИНИОН РАН, 2002. С. 32–43.

12. Дускаева Л. Р. Диалогичность современных газетных текстов в аспекте речевых жанров. – Пермь, 2004; СПб, 2013.

13. Йоргенсон М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод. – Х., 2004.

14. Кара-Мурза С. Г. Манипулирование сознанием. Век ХХI. - М., 2008.

15. Копнина Г. А. Речевое манипулирование. – М., 2007.

16. Какорина Е. В. Стилистический облик оппозиционной прессы // Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). - М., 1996. С. 409–425.

17. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М. : Наука, 1987.

18. Краснова Т. И. Субъективность – модальность. – СПб, 2002.

19. Лазарева Э. А. Профессиональные коммуникации. Краткий курс. Ключевые слова, максимы, правила. – Екатеринбург, 2013.

20. Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов. – Х., 2013.

21. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. – М., 2001.

22. Полярность в культуре / сост. В. Е. Багно, Т. А. Новичкова. - СПб, 1996.

23. Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. – Екатеринбург, 1997.

24. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. - М., 2003.

25. Слово и ключевые смыслы в современных медиа-текстах. – Екатеринбург, 2004.

26. Спиридовский О. В. Лингвокультурные характеристики президентской риторики как вида политического дискурса; серия монографий «Аспекты языка и коммуникации». – Воронеж, 2011.

27. Старовойт М. В. Вирусная реклама как инструмент коммуникативного воздействия. Автореф. дис….канд филол. наук. М., 2016.

28. Шаховский В. И. Голос эмоций в языковом круге homo sentiens. – М., 2012.

29. Эпштейн М. Н. Идеология и язык / М. Н. Эпштейн // Вопросы языкознания. - 1991. - № 6. - С. 19–33.

Перечень иных информационных источников

1. Аксючиц В. Под сенью креста. YIII О природе зла. Идеологизация зла.

URL: regels.org 1017.htm

2. Библиотека центра экстремальной журналистики. www.library.cjes.ru

3. Вежбицкая А. Толкование эмоциональных концептов. slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/8/80/10008269.htm

4. Кибрик, А., Паршин, П. Дискурс slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/7/75/1008254.htm

5. «Медиаскоп» mediascope.ru

6. Степанов, Ю. С. Концепт // Электронная Библиотека МГУ: теория языка. URL: genhis.philol.msu.ru/article_120.shtml

7. Социологические исследования. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской академии наук. www.ecsocman.edu.ru

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация