Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Семиотика визуальной коммуникации
January 19, 2017, 10:35 am

Преподаватель: Якунин Александр Васильевич, кандидат филологических наук

Кафедра медиадизайна и информационных технологий

Стремительный рост интереса к визуальной составляющей массовой коммуникации, наблюдаемый в последнее десятилетие ХХ века, сформировал в текущем столетии совершенно особую область исследования современной медиасферы, во многом меняющий представления о характере массовой аудитории и механизмах массовой коммуникации. Исследования, которые ведутся в рамках данного направления сегодня, связаны с проблематикой социальной онтологии изображения и получили статус т.н. «визуального поворота», отмечающего существенное изменение приоритетов научного анализа в сторону причин, внутренних механизмов и последствий воздействия визуального материала на массовое сознание.

Вопросы, связанные с факторами и закономерностями формирования общественного мнения посредством визуально воспринимаемого образа, особенно остро исследуются и дискутируются в комплексе наук о социально-политических процессах и психологии человеческих сообществ. При этом каждая из научных дисциплин использует методы из собственного методологического арсенала, адаптируя их к своей предметной области. Именно поэтому целью предлагаемого спецкурса является формирование у студентов ясного представления о новой междисциплинарной области знания – семиотике визуальной медиакоммуникации, предметом которой выступает специфика визуального медиатекста на всех этапах его функционирования – от проектирования и производства до социальных эффектов, порождаемых им в современной культуре. Семиотический анализ при этом выступает в качестве междисциплинарной основы целостного, интегрированного взгляда на природу и онтологию визуальной коммуникации в современном знании о медиа.

Работа в данном семинаре позволит студентам детально ознакомиться с современным состоянием наук о визуальной коммуникации, получить знания о семантических и прагматических аспектах визуальной культуры, познакомиться с герменевтикой как основой интерпретации массовой аудиторией знаковых отношений, функционирующих в современном медиапространстве. Материал, посвященный интертекстуальности визуальной коммуникации, продемонстрирует возможности междисциплинарного подхода к анализу изображений в СМИ, при котором филологические принципы анализа оказываются эффективны в применении к медиатексту, что позволяет адекватно воспринимать и интерпретировать визуальные цитаты в оформлении как сетевых, так и оффлайновых СМИ.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Семиотика медиатекста в эпоху интерактивности: от иконической знаковой системы к новым моделям визуальной коммуникации // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: матер. 52-й междунар. науч.-практ. конф. 17–19 апреля 2013 г. / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб., 2013. – 0,2 п.л.

2. Визуальная медиа-антропология как перспективная область междисциплинарных исследований // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы и перспективы развития гуманитарных, технических, общественных, естественных наук и промышленной безопасности». 16-17 октября 2014 года, г. Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2014. – стр. 170-173. - 0,375 п.л.

3. Визуализация данных как медиатекст: конститутивный и прагматический аспекты // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Современные СМИ в контексте информационных технологий". 16-17 октября 2014 года, г. Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна, 2014. - 0,69 п.л.

План лекционных занятий

Занятие 1. Понятие о визуальном языке как основе семиотического кодирования в СМИ. Культурно-исторический генезис визуального кода: когнитивные артефакты. Языковая и коммуникативная компетентность как путь к пониманию текста.

Занятие 2. Семантический аспект (план содержания) визуального знака.

Типология знаковых систем, используемых в СМИ: образные, конвенциональные, натуральные и др.

Занятие 3. Синтаксический аспект визуальной коммуникации. Стратегии чтения и интерпретации визуального высказывания, принятые в различных культурах и их проявление в СМИ.

Занятия 4. Прагматический аспект визуальной коммуникации. Герменевтика визуального высказывания. Понятие репрезентации визуального текста и формы его искаженной интерпретации (криптоморфизм).

Занятие 5. Визуализация как фактор развития культуры. Роль визуального образа в формировании мировоззрения масс. Визуальное цитирование как опыт переосмысления значений визуального знака.

Занятие 6. Взаимодействие визуальной и вербальной коммуникации в прессе. Принципы формирования и интерпретации значений, рожденных во взаимодействии изображения и вербального текста.

Занятие 7. Визуальная риторика теории фрейминга. Понятие о визуальной аргументации.

Занятие 8. Социально-семиотический анализ и визуальная социология в исследованиях массовых коммуникаций.

План занятий в присутствии преподавателя

Занятие 1. Методы семиотического анализа визуального медиатекста в фотографии. Студенту предлагается подборка репортажных фотографий на определенную тему, к которой он применяет различные методы анализа визуального текста (дискурсивный, социально-семиотический).

Занятие 2. Прикладные аспекты визуальной риторики в аудиовизуальных медиа. Студентам предлагается осуществить семиотический анализ видеоматериала с точки зрения интерпретации значений, рожденных во взаимодействии изображения и вербального текста.

Занятия 3-4. Интертекстуальные отношения в визуальной коммуникации.

Студентам предлагается для анализа несколько фактов визуального цитирования в нескольких журналистских материалах.

Занятие 5-6. Прикладные аспекты фрейминговой теории. Студентам предлагается для анализа ряд артефактов, составляющих визуальное сопровождение избирательной кампании известных политиков.

Занятие 7. Семиотика интерактивности как язык медиаискусства. Студентам предлагается ряд произведений современного медиаискусства для анализа с точки зрения факторов смыслообразования.

Список вопросов к зачету

1. Визуальная коммуникация как предмет семиотического анализа.

2. Язык массовой коммуникации как совокупность знаковых систем.

3. Специфика визуального медиатекста как носителя информации и смысла.

4. Семантическое поле визуальной коммуникации.

5. Стратегии чтения и интерпретации визуального высказывания, принятые в различных культурах и их проявление в СМИ.

6. Прагматический аспект визуальной коммуникации.

7. Герменевтика визуального высказывания.

8. Визуализация как фактор развития культуры.

9. Знак, символ, миф в визуальной культуре медиапространства.

10. Визуальное цитирование как опыт переосмысления значений визуального знака.

11. Взаимодействие визуальной и вербальной коммуникации в прессе.

12. Уровни кодирования значений в современном кино и телевидении.

13. Семиотика интерактивности: средства визуальной коммуникации в Интернет-СМИ.

14. Взаимодействие компьютера и человека как объект семиотического анализа.

15. Семиотика интерактивности как язык медиаискусства.

Внутрисеместровый контроль

(самостоятельная работа с использованием методических материалов)

Студент готовит собственную подборку визуальных материалов из СМИ в рамках критериев, обозначенных на лекциях. На практическом занятии студент выступает с анализом собранного по теме материала, после чего следует групповое обсуждение. В работе важен опыт применения теоретических концепций к собственной исследовательской практике.

Внутрисеместровый контроль (критерии оценки)

«Отлично» - работа соответствует всем условиям задания, студент в процессе выполнения работы опирался на материал, полученный на лекции по теме задания.

«Хорошо» - работа не окончена до конца, но выполнена в своей принципиальной части; выполнена в отведенное для этого время, студент прибегал при выполнении к помощи преподавателя. Или задание выполнено полностью, но представлено на контроль за пределами отведенного на его выполнение времени (в течение недели).

«Удовлетворительно» - работа выполнена на 50%, или представлена на контроль в полном объеме по прошествии периода свыше одной недели.

«Неудовлетворительно» - задание выполнено менее, чем на половину, представлено на контроль в срок свыше двух недель с момента проведения учебного занятия по данной теме.

Критерии оценки (зачет)

В качестве формы текущего контроля по дисциплине предусмотрен зачет.

Форма проведения зачета - собеседование по вопросам, обозначенным в билете. Все вопросы соответствуют списку, предполагаемому программой. Студенту предоставляется возможность произвольного выбора билета, на подготовку ответа студенту дается 45 мин, на сам ответ – 15-20 мин.

Оценка «Зачет» ставится, если студент демонстрирует уровень теоретических знаний и практических навыков, полностью соответствующий содержанию темы.

Оценка «Незачет» ставится, если студент не смог детально осветить один из вопросов и очень слабо ориентируется во втором.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – в расчете 1 час на одного человека.

Список основной литературы

1. Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика : учебное пособие / Е. А. Баранова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 269 с.

2. Назаров М. М. Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации: опыт междисциплинарного исследования : монография / М. М. Назаров, М. А. Папантиму. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2015. - 216 с.

3. Черных А. И. Ритуалы и мифы медиа: научное издание / А. И. Черных. - М. : Центр гуманитарных инициатив ; М. : Гнозис, 2015. - 160 с.

Список дополнительной литературы

1. Артамонова Ю.Д., Кузнецов В.Г. Герменевтический аспект языка СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования /Под ред. Володиной М.Н. – М., 2003. – С.32-49.

2. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. – М., 2003.

3. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. – М., 1999.

4. Володина М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования /Под ред. Володиной М.Н. – М., 2003. – С.9-31.

5. Демьянков В.З. «Событие» в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1983. Т. 42. – № 4. – С.3 20-329.

6. Жан Ж. Знаки и символы. – М., 2002.

7. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. В 2-х тт. – М., 1999.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. – М., 2000.

9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М., 2007.

10. Лотман Ю. М. Семиосфера. – СПб., 2000.

11. Мартин Б., Рингхэм Ф. Словарь семиотики. Пер. с англ. – М., 2010.

12. Мартынов В. В. Основы семантического кодирования: Опыт представления и преобразования знаний. – Минск, 2001.

13. Почепцов Г. Г. Русская семиотика. – М., 2001.

14. Розин В. Семиотические исследования. – М., 2001.

15. Юдина Т.В. Универсальные и специфические характеристики Интернета как формы коммуникации // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / под ред. Володиной М.Н. – М., 2003. – С.401-407.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация