Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Современные медиатехнологии в политическом процессе: западноевропейская практика
January 19, 2017, 10:34 am

Преподаватель: Курышева Юлия Владимировна, кандидат полит. наук

Кафедра международной журналистики

Политические процессы в демократическом обществе не могут протекать без информационной поддержки. Интенсивность развития информационных технологий в корне меняет особенности процесса распространения и потребления информации. Модальность и специфика использования современных медиатехнологий в разных социально-политических контекстах равно интересует и политтехнологов и специалистов по связям с общественностью в политической сфере с прикладной точки зрения и исследователей, пытающихся обобщить опыт, дать прогнозы развития и сформулировать теоретическую основу для дальнейшей практики. Сегодня медиатехнологии - значимая составляющая любой политической кампании.

Западноевропейские страны демонстрируют более высокие индексы демократии, уровень свободы СМИ, активнее включаются в конвергентные процессы в медиасфере. Последние 15 лет вопрос значимости новых медиатехнологий для политической действительности в научном дискурсе европейских стран особенно актуален.

Меняется ли роль и значимость СМИ в политической сфере с развитием технологий? Какова функциональная характеристика «новых медиа»? Существует ли зависимость между развитием информационных технологий и политическим поведением граждан? Повышается ли степень включения граждан в политические процессы в современной медиареальности, в которой обратная связь в информационной системе перестает быть уделом СМИ как единственного посредника между властью и обществом? Каким образом политические акторы используют новые медиатехнологии? На эти и многие другие вопросы исследователи пытались дать ответ, но результаты исследований не согласованы и не однозначны.

Работа в рамках заявленной дисциплины дает уникальную возможность проанализировать актуальные тенденции в сфере зарубежной и международной политической журналистики и политической коммуникации, расставить основные акценты в представлениях об использовании современных медиатехнологий в политических процессах.

Активное включение в анализ информационной практики западноевропейских демократий поможет выработать современное представление о политической роли СМИ, предложить свой взгляд на взаимосвязь новых информационных технологий и политики, критически подойти к анализу возможности функционирования делиберативной демократии.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Курышева Ю. В. Новые медиа как средство информационной логистики // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. Материалы международной научно-практической конференции 19-20 апреля 2012 г. / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб, 2012. С. 32-36.

2. Медиакратия: современные теории и практики: научное издание / А. С. Пую, С. С. Бодрунова, Ю. В. Курышева; ред. А. С. Пую, С. С. Бодрунова. СПб., 2013.

3. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ. Учеб. пособие / под ред. А. С. Пую. СПб., 2010 (глава в учебнике).

4. European public sphere and new media /European Journal of Science and Theology. August 2015. V.11. #4. Pp. 73-82.

5. Kurysheva Y.V., Potolokova M.O., Nikonov S.B., Smoliarova A.S., Korenyushkina S.I. Editorial policy in the opinion agenda of general interest newspaper // Man in India, 2016. V. 96 (7). Pp. 2381-2389.

6. Kurysheva Y.V., Puiy A.S., Litvinenko A.A., Bykov A.Y., Danilova I. S. Global journalism: main aspects of conceptualization / International Review of Management and Marketing, 2015. V. 5. № 1S. Pp. 67-72.

План лекций

Занятие 1. Современные изменения в инфраструктуре СМИ и их влияние на базовые понятия журналистики (анализ практики на примере стран Западной Европы)..

Занятие 2. Политическая журналистика в переходный период. Социальное и политическое значение СМИ в условиях конвергентной журналистики. СМИ как субъект политической коммуникации: стратегии использования новых информационных технологий для формирования политической повестки дня.

Занятие 3. Современные медиатехнологии: системно-функциональный анализ (опыт стран Западной Европы). Формы, каналы, платформы. Стратегии использования новых медиа для активизации политического участия граждан (анализ практики на примере стран Западной Европы).

Занятие 4. Новые медиа в системе политической коммуникации: национальный и транснациональный аспект.

Занятие 5. Источники информации в политической журналистике конвергентной медиасистемы: проблема верификации, достоверности, обратной связи. Интерактивность в политической журналистике.

Занятие 6. Европейская публичная сфера: концепция, субъекты, роль новых медиа.

Занятие 7. Новые медиа в электоральном процессе: стратегии применения и специфика использования политическими акторами стран Западной Европы.

Занятие 8. Новые медиа в условиях политического кризиса: стратегии применения и специфика использования политическими акторами стран Западной Европы.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Групповая работа студентов над одним из вопросов к зачету. Анализ актуального эмпирического материала на примере одной из стран Европейского Союза.

Текущий контроль (зачет)

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются: посещаемость лекционных занятий, выполнение задания во время самостоятельной работы в присутствии преподавателя. Для допуска к зачету необходимо посетить не менее 13 лекционных занятий и выполнить все задания в рамках самостоятельной работы в присутствии преподавателя. Пропуск более 5 лекционных занятий предполагает два вопроса на зачете. Пропуск более 8 лекционных занятий предполагает 3 вопроса в билете на зачете.

Вопросы к зачету

1. Новые информационные технологии как фактор модернизации СМИ.

2. Новые медиа: типология и методы анализа.

3. Старые и новые медиа в политической коммуникации.

4. Функциональные характеристики новых медиа.

5. Место и роль новых медиа в инфраструктуре СМИ.

6. Электоральная практика и новые медиа (на примере стран Западной Европы).

7. Политические функции новых медиа.

8. Интерактивность в политической журналистике.

9. Способы использования новых медиа в политической борьбе (на примере западноевропейской страны по выбору студента).

10. Трансформация публичной сферы с участием новых медиа: теория и практика.

11. Социальные медиа и политическая оппозиция: стратегии использования.

12. Медиатизация политического процесса в условиях развития ИКТ.

13. Источники информации о политическом процессе в новых медиа.

14. Интерактивность и обратная связь в политической коммуникации.

15. Политическая действительность в отражении новых медиа.

Критерии оценки (зачет)

Форма промежуточной аттестации по спецкурсу – зачет, проводится в устной форме, студент отвечает на один вопрос в билете.

На подготовку ответа студенту дается 15 мин.

Оценка «Зачет» ставится, если студент дает полный логичный ответ на поставленный вопрос, раскрывает суть проблемы и приводит актуальные примеры.

Оценка «Незачет» ставится, если студент не может ответить на поставленный вопрос, раскрыть суть сформулированной в вопросе проблемы.

Предполагаемая продолжительность зачета – 1,5 часа.

Список основной литературы

1. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010.

2. Журналистика электронных сетей: сборник научных трудов. Вып. 3 / ГОУ ВПО ВГУ; ред. А. И. Акопов. Воронеж, 2010.

3. Калмыков А. А. Интернет журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация. Автореферат. М., 2009.

4. Лукина М. М. Интернет СМИ: теория и практика. М., 2010.

5. Бодрунова С. С., Большаков С. Н. О проблеме теоретического обоснования публичной сферы в современных политических коммуникациях. Политические коммуникации в изменяющейся России /сборник научных статей / Под ред. Л. Н. Тимофеевой. М., 2013. С. 6-12.

Список дополнительной литературы

1. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere, The M.I.T. Press, Cambridge,1991, 301.

2. Hauser G. Vernacular Voices: The Rhetoric of Publics and Public Spheres, Columbia University of South Carolina Press, Colombia, 1999, 335.

3. Lister M., Dovey J., Giddings S., Grant I., Kelly K. New Media: A Critical Introduction, Routledge, London, 2009, 446.

4. Puri M. Outlines of mass communication. Pragun Publications, Delhi, 2006, 382.

Перечень иных информационных источников

1. Political Journalism in transition. Western Europe in a Comparative Perspective / Reuters Institute. URL: reutersinstitute.politics.ox.ac.uk

2. Luengo O.G. E-Activism: New Media and Political Participation in Europe. URL: confines.mty.itesm.mx/articulos4/OLuengo.pdf

3. EU Website URL: www.europe.eu

4. European Parliament website. URL: www.europarl.europa.eu

5. European Commission website. URL: ec.europa.eu/index_en.htm

6. New media Institute. URL: www.newmedia.org

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация