- ЗАПИСЬ НА СПЕЦДИСИПЛИНЫ 2017
- Бакалавриат. Журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Международная журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Журналистика. Очно-заочная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очно-заочная форма обучения
- Магистратура. Журналистика
- Магистратура. Реклама и связи с общественностью
- Master Program Global Communication and International Journalism
- Аспирантура. Журналистика
- Аспирантура. Реклама и связи с общественностью
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!
Преподаватель: Познин Виталий Фёдорович, докт. искусствоведения, профессор
Кафедра телерадиожурналистики
Художественная публицистика на современном телеэкране представлена самыми различными жанрами – от простой зарисовки до полноценного телевизионного очерка и документального телефильма. Для того чтобы привлечь внимание зрителя, авторов должны сегодня искать все новые средства воздействия на зрителя, и художественная публицистика предоставляет для этого самые большие возможности — от использования традиционных выразительных средств до включения в ткань экранного произведения новых способов драматургического и стилистического решения, не говоря уже о диффузии жанров, их активном взаимопроникновении и взаимообогащении.
Произведения художественной публицистики сочетают в себе документальность материала с его образным осмыслением, познавательность с авторской интонацией, пафосом с иронией, лиризм с сарказмом.
В понятие выразительных средств входит как драматургическое решение аудиовизуального произведения, так и комплекс изобразительных и звуковых средств, формирующих особую стилистику художественно-публицистического произведения.
Данный спецкурс ставит своей задачей привить студентам навыки анализа драматургических и стилистических особенностей экранных произведений художественно-публицистического характера, вооружить методикой выявления доминантных признаков жанра и анализа, насколько органично используются в аудиовизуальном произведении выразительные средства.
Слушатели спецкурса познакомятся на занятиях и во внеурочное время с лучшими образцами отечественной и зарубежной телепублицистики, получат представление о творческом использовании выразительных средств и стилистических приемов в различных жанрах художественной публицистики. Приобретенные на занятиях знания помогут в дальнейшем применять полученные знания на практике, а также будут полезны при подготовке дипломной работы.
Авторские работы по теме спецкурса
1. Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения. - СПб.: ВШЖиМК, 2015. – 14.75 п. л.
2. Познин В.Ф. Природа выразительных средств экрана. Экранное пространство и время // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. – 2008. № 10 (59). – С. 311- 319. – 0,7 п. л.
3. Познин В.Ф. Виртуализация и мистификация как составляющие экранного постмодерна // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. – 2009. № 3 (37). С. 60 - 63. – 0, 5 п. л.
4. Познин В.Ф. Художественное пространство арт-фильма // Вестник СПбГУ, Серия 15, вып. 4. Серия ?Искусствоведение?, дек. 2013. Вып. 2.
5. Познин В.Ф. Современные СМИ: между правдой и вымыслом // Медиаскоп, вып. №2. 2014.
6. Познин В.Ф. Стилевые особенности отечественного арт-фильма // Вестник ВГИК, июнь 2015, № 2 (24).
7. Познин В.Ф. Экранное пространство: реальное и воображаемое // Вестник СПбГУ, Серия 15, дек. 2015.
8. Познин В.Ф. Документальное кино, XXI век: время подводить итоги // Вестник ВГИК, № 3 (29) | сент. 2016. C. 36-47.
9. Познин В.Ф. Коммуникационные технологии и восприятие СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Филология и журналистика, №3, 2016. С. 135-139.
10. Познин В.Ф. Кинотекст документального фильма как продукт критического осмысления действительности // Медиалингвистика. Международный научный журнал. 2016, № 2 (12).
11. Познин В.Ф. Новые технологии и экранная эстетика // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 19 февраля, СПбГУП, 2016.
С. 12-16.
12. Poznin V.F. Technology as a factor of screen aethtetics // International Conferance on Europen Science and Technology, Munich, Germany, 2016, October 12th - 13th. P. 188-189.
План лекционных занятий
Занятие 1. Понятие публицистики и художественной публицистики. Художественно-публицистические жанры на современном телевидении. Выразительные средства, используемые для передачи идеи и темы произведения Занятие 2. Жанр «зарисовка» и его разновидности. Методы съемки, используемые при создании зарисовки. Жанр «эссе» на отечественном телевидении. Выразительные средства данного жанра.
Занятие 3. Жанр «очерк» на телевидении. Разновидности очерка. Особенности использования выразительных средств в зависимости от тематической и жанровой направленности очерка.
Занятие 4. Использование выразительных средств при создании телевизионного портретного очерка. Коллективный портрет.
Занятие 5. Методы съемки при создании фильма-портрета.
Занятие 6. Использование метода художественной реконструкции в художественно-публицистических фильмах и телепрограммах последних лет.
Занятие 7. Сатирические жанры на современном телевидении. Фельетон и памфлет. Выразительные средства фельетона и памфлета. Жанры инфотеймент и мокьюментари, докуфикшен в документальных фильмах и телепрограммах.
Занятие 8. Документальность и художественность. Использование выразительных средств в современных телевизионных произведениях, относящихся к художественно-публицистическим жанрам.
Вопросы к зачету
1. Особенности использования выразительных средств в различных жанрах телевизионной художественной публицистики
2. Разновидности жанра «зарисовка». Использование изобразительных средств при создании произведений в жанре «зарисовка».
3. Авторское начало в телевизионных фильма-эссе. Особенности композиционного построения произведений этого жанра.
4. Телевизионный очерк. Возможности использования различных выразительных средств при создании телеочерка.
5. Фильм-портрет и портретная зарисовка. Изобразительные и звуковые средства, используемые при создании юбилейных и мемориальных фильмов-портретов.
6. Создание коллективного портрета. Композиционное построение коллективного фильма-портрета. Художественные приемы, используемые при создании коллективного портрета. Социальный портрет.
7. Путевой очерк. Разновидности путевого очерка и выразительные средства, используемые для передачи авторского отношения к показываемому на экране.
8. Использование в современном художественно-публицистическом телефильме метода художественной реконструкции события. Органичность и искусственность использования данного метода.
9. Сатирические жанры на современном телевидении. Фельетон и памфлет. Выразительные средства фельетона и памфлета.
10. Публицистические телефильм./передача. Субъективное и объективное.
11. Выразительные средства жанров инфотеймент, докуфикшен, мокьюментари. Сочетание реального и фантазийного.
Текущий контроль (зачет)
Текущий контроль включает в себя самостоятельную работу с использованием методических материалов. Студенты анализируют телевизионные фильмы и передачи с точки зрения творческого использования выразительных средств.
Критерии оценки (зачет)
К зачету допускаются студенты, успешно прошедшие аттестацию в форме текущего контроля.
Оценка «зачтено» ставится в случае, если студент систематически посещал лекции и дал достаточно полный ответ на вопросы во время проведния зачета.
Оценк а «незачтено» выставляется, если студент, пропустив более 4-х занятий, не выполнил дополнительного задания или не ответил на вопросы, вынесенные на зачет.
Форма проведения зачета устная — в виде собеседования по всем темам, рассматриваемых на занятиях.
Требования к зачету (пояснительная записка)
Зачет по данному курсу включает.
1. Собеседование по теоретическим вопросам, предложенным ниже.
2. Анализ использования выразительных средств в телевизионном художественно-публицистическом произведении определенного жанра (10 минут).
В случае пропусков студент должен самостоятельно посмотреть иллюстративный материал, демонстировавшийся на лекции, а в случае частых пропусков занятий представить реферат на заданную преподавателем тему.
Основная литература
1. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М., 2003.
2. Журналистика сферы досуга. Сб. ст. . СПб.: Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, 2012 .
3. Ильченко С.Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания. СПб, 2006.
4. Мельник Г.С., А.Н.Тепляшина. Основы творческой деятельности журналиста. СПб, 2008.
5. Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения. СПб, 2014.
6. Познин В.Ф. Техника и технология СМИ. Радио- и тележурналистика. М., 2016.
2002.
7. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat www.dissercat.com
Дополнительная литература
1. Абрамов Н.П. Образная публицистика. М., 1989.
2. Боневоленская Т. А. Композиция очерка. М.,1981.
3. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции // media.utmn.ru
4. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики, СПб., 1987.
5. Голдовская М.Е. Человек крупным планом. Заметки теледокументалиста. М., 1981.
6. Дробашенко С.В. О художественном образе в документальном фильме. М., 1962.
7. Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М., 1969.
8. Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист // media.utmn.ru
9. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. СПб, 2000.
10. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика // media.utmn.ru
11.Муратов С.А. Пристрастная камера. М., 2003.
12. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие для вузов. М., 2002.
13. Саппак В.Л. Телевидение и мы // media.utmn.ru show_book=1&parent=17&bid=288
14. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие для вузов. М.,
Телевизионная журналистика: Учебник./ Редакционная коллегия: Г.В Кузнецов, В.Л.Цвик, АЛ.Юровский. М.: ВШ, 2002.