- ЗАПИСЬ НА СПЕЦДИСИПЛИНЫ 2017
- Бакалавриат. Журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Международная журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Журналистика. Очно-заочная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очно-заочная форма обучения
- Магистратура. Журналистика
- Магистратура. Реклама и связи с общественностью
- Master Program Global Communication and International Journalism
- Аспирантура. Журналистика
- Аспирантура. Реклама и связи с общественностью
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!
Преподаватель: Блохин Игорь Николаевич, доктор политических наук, профессор
Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций
Цели и задачи курса состоят в ознакомлении с основными теоретическими подходами к изучению этнокультурных коммуникаций, с их основными тенденциями и закономерностями, а также категориями этнокультурного взаимодействия, практикой освещения проблем межнационального взаимодействия в журналистике, в освоении умений и навыков журналистского освещения межэтнических коммуникаций.
Задачи образования в сфере подготовки журналистов, обращающихся к указанным проблемам или специализирующихся на освещении тематики национальных отношений, требуют достижения высокой степени компетентности, выработки умений преодоления собственного этноцентризма и этнокультурных стереотипов, обучения эффективным и оптимальным способам работы в поликультурной среде.
Проблемы национальных отношений являются одной из важнейших тем журналистских выступлений. Внимание СМИ к межэтническому взаимодействию обусловлено, во-первых, потребностями социальной практики, остротой политических и социальных процессов, сопровождающих межэтнические контакты; во-вторых, необходимостью удовлетворения интереса аудитории к жизни других народов и культур – социальному опыту, который отличается от привычного образа жизни для потребителя массовой информации. В разряд актуальных эта тема попадает также и по причине пристального внимания к ней различных субъектов политической деятельности (партий, движений, элит, лидеров), которые обращаются к тематике межэтнического взаимодействия. Со стороны аудитории СМИ, общественности (в том числе и научной) часто звучат справедливые претензии к журналистике, которые можно сформулировать как отсутствие социальной ответственности за последствия своих выступлений, небрежное отношение к фактам, обращение внимания только к конфликтным ситуациям, присутствие стереотипности в суждениях и оценках событий. Журналистику обвиняют в выполнении политического заказа, пропаганде ненависти и вражды. Одна из задач спецкурса состоит в том, чтобы уберечь профессионала, в том числе, и от подобных обвинений.
Для журналистов – и тех, кто специализируется на анализе ситуаций и проблем межнациональных отношений, и тех, кто эпизодически или косвенно обращается к данной тематике, – имеют значение два основных фактора, связанных с отражением в СМИ проблем этнокультурных коммуникаций. Первый состоит в необходимости глубокого предварительного анализа ситуации, базовой подготовки, включающей в себя усвоение основ поведения и общения в поликультурной среде, специфические адаптационные умения и навыки. Второй фактор охватывает прогнозирование последствий выступлений в СМИ, эффективности и результативности журналистских материалов, вопросы профессиональной этики.
Курс содержит ряд положений, играющих особую роль в журналистской практике. Прежде всего, следует отметить правильное, научно обоснованное, применение категорий межэтнических отношений в журналистских выступлениях. Также обращается внимание на понимание причин и тенденций развития различных типов этнических процессов, на определение роли СМИ в этнокультурном развитии современного мира. В отдельных темах курса рассматриваются особенности поведения журналиста в инокультурной среде и значение его этнического статуса для эффективности профессионального труда. Данные положения относятся к внутренней регуляции деятельности журналистов и СМИ. Активная роль во внешней регуляции принадлежит аудитории, с действиями и мнениями которой согласуется журналистская деятельность. Проблемы подобного согласования также изучаются в предлагаемом спецкурсе.
Авторские публикации по теме спецкурса
1. Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие. Монография. СПб., 2008.
2. Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии: учебное пособие. СПб., 2013.
3. Блохин И. Н. Журналистика в этнополитических коммуникациях: интерпретации толерантности // Гуманитарный вектор. Сер. История. Политология. 2014. №3(39).
4. Блохин И. Н. Интегративные функции журналистики в структуре национальных отношений // Известия Алтайского государственного университета. Сер. История. Политология. 2008, вып. 4/5.
5. Блохин И. Н. Институциональные и функциональные особенности журналистики в системе национальной политики // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 9, 2007, вып. 4, ч. 2.
6. Блохин И. Н. Определение категориальных норм национальных отношений в современной журналистике // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, 2007, вып. 21.
7. Блохин И. Н. Социальные роли журналиста в освещении национальных отношений // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 9, 2008, вып. 4, ч. 2.
8. Блохин И. Н. Толерантность как принцип журналистской деятельности // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 9, 2008, вып. 3, ч. 1.
9. Блохин И. Н. Этнологическая культура журналиста // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 9, 2008, вып. 2, ч. 2.
План лекционных занятий
Занятие 1. Этнологическая культура журналиста. Журналистика в системе этнической культуры. Этническая журналистика, этножурналистика, этнографическая журналистика как специфические виды журналистской деятельности. Функции журналистики в системе этнокультурных коммуникаций. Эволюция журналистики в контексте этнокультурного развития. Этнокультурные коммуникации: категории и концепции. Типология этнических процессов.
Занятие 2. Участие журналистики в реализации национальной политики. Национальные интересы, концепции и принципы национальной политики. Мультикультурализм и «плавильный котел». Толерантность. Политкорректность.
Занятие 3. Направления национальной политики в Российской Федерации и роль журналистики в их реализации. Укрепление национального единства, межэтническая интеграция. Сохранение народов России, их культурного наследия и самобытности. Сохранение форм самоопределения народов России. Противодействие этнополитическому экстремизму.
Занятие 4. Национальное сознание в журналистской картине мира. Национальное сознание и этническое самосознание. Этническая идентичность и журналистика. Этнические стереотипы и образы в журналистике. Роль журналистики в управлении стереотипизацией: формы и методы.
Занятие 5. Социальные проблемы межнациональных отношений и журналистика. Журналистика и факторы этнического развития. Региональные особенности этнических отношений. Глобализация, региональная интеграция, сепаратизм в формировании моделей этнических отношений. Роль журналистики в межнациональных конфликтах. Типология конфликтов. Нормативные и квалификационные требования к журналистам, работающим в условиях межэтнических конфликтов.
Занятие 6. Журналист как исследователь национальных отношений. Источники этнической информации. Проблема достоверности информации. Качественные методы исследования национальных отношений. Изучение личности в исследованиях национальных отношений: биографический метод.
Самостоятельная работа в присутствии преподавателя
Групповая дискуссия по результатам выполнения самостоятельной работы с использованием методических материалов.
Внутрисеместровый контроль
Пропуски занятий предполагают наличие дополнительных форм контроля, в том числе, вопросов на зачете и обязательное участие в групповых дискуссиях.
Форма контроля по спецкурсу – самостоятельная работа с использованием методических материалов в виде анализа публикаций по тематике курса в периодических изданиях по следующему плану:
1. Тип этнокультурного взаимодействия, которому посвящена публикация.
2. Уровни развития ситуации этнокультурного взаимодействия, отраженной в публикации.
3. Категории этнокультурного взаимодействия, которыми оперирует журналист, и правомерность их использования.
4. Особенности и формы журналистского отражения этнокультурного взаимодействия в данной публикации.
5. Цели и предполагаемые результаты публикации.
В план анализа публикаций включены пять ступеней, требующих знания описываемой ситуации (включая умение отражать ее с различных точек зрения, с учетом аргументации оппонентов), восстановления контекста публикации, умения прогнозировать и предлагать рекомендации по оптимизации межэтнического взаимодействия. Алгоритм и примеры выполнения работы изложены в пособии: Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии: учебное пособие. СПб., 2013.
Работа делается в письменной форме, этапы ее выполнения обсуждаются на индивидуальных консультациях, итоги подводятся на групповой дискуссии на последнем занятии (самостоятельная работа в присутствии преподавателя).
Вопросы к зачету
1. Этнологическая культура журналиста.
2. Журналистика в системе этнокультурных коммуникаций. Журналистика как этнокультурный институт, его функции и структура.
3. Эволюция журналистики в контексте этнокультурных коммуникаций.
4. Межэтнические и надэтнические элементы культуры. Урбанизация и массовая культура как факторы этнических процессов.
5. Ценности и ценностные ориентации. Формирование национальных ценностей как функция журналистики.
6. Духовно-идеологические функции журналистики в регулировании национальных отношений.
7. Понятия этноцентризма, национализма, шовинизма. Проблема корректности использования этнических категорий в журналистике.
8. Концепции этнокультурных коммуникаций. Примордиализм, конструктивизм и релятивизм.
9. Категории статического состояния и динамического развития этнокультурных сообществ.
10. Этнические процессы и их типология.
11. Национальные интересы как основа национальной политики.
12. Мультикультурализм как принцип национальной политики.
13. Понятия толерантности и политкорректности. Роль журналистики в гармонизации межэтнических отношений.
14. Направления национальной политики в Российской Федерации и роль журналистики в их реализации.
15. Национальное сознание в журналистской картине мира. Структура и уровни функционирования этнического самосознания.
16. Этническая идентичность и журналистика.
17. Этнические стереотипы и образы в журналистике.
18. Социальные параметры культурного развития этнических сообществ. Журналистика и факторы этнического развития.
19. Социальные проблемы межнациональных отношений на территории бывшего СССР. Особенности их отражения в СМИ.
20. Социальные проблемы межнациональных отношений в зарубежных странах. Особенности их отражения в СМИ.
21. Межнациональные конфликты: понятие и уровни анализа. Роль журналистики в межнациональных конфликтах.
22. Социальная конкуренция как причина межэтнических конфликтов.
23. Приемы информационной войны, используемые СМИ в межнациональных конфликтах.
24. Журналистские исследования национальных отношений: особенности типологии.
25. Журналист как исследователь национальных отношений: квалификационные требования. Поведение журналиста в инокультурной среде: планирование и правила деятельности.
26. Журналист как исследователь национальных отношений: специфика методики деятельности. Методология и методика прикладных этносоциологических исследований в журналистике.
Критерии оценки (зачет)
Форма проведения зачета – устная. Студент отвечает на два вопроса. Студент успешно и вовремя сдавший материалы самостоятельной работы отвечает на один вопрос. Студент, посетивший все занятия и успешно и вовремя сдавший материалы самостоятельной работы, получает зачет.
На подготовку ответа студенту дается 30 минут.
Критерии оценивания по дисциплине: посещаемость занятий – 28% (2% за занятие); результаты работы в рамках текущего контроля – 36%; результаты ответа на вопросы к зачету – 36%. Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс составляет 100 баллов.
Оценка «Зачет» (64% и более) ставится, если студент демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопросы, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой учебной дисциплины.
Оценка «Незачет» (менее 64%) ставится, если студент демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки при ответе на вопросы, плохо выполнил (не выполнил) работу в рамках текущего контроля.
Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.
Список основной литературы
1. Волковский Н. Л., Гришанина А. Н. Психология журналистики. СПб., 2009.
2. Жукова И. Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации: справочное издание. М., 2013.
3. Журналистика. Общество. Ценности: Коллективная монография / Ред.-сост. В. А. Сидоров. СПб, 2012.
4. Лабуш Н. С., Пую А. С. Международное гуманитарное право. СПб., 2012.
5. Сидоров В. А. Политическая культура журналиста: учеб. пособие. СПб., 2010.
6. Социология журналистики / под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2013.
7. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: учеб. пособие. М., 2010.
Список дополнительной литературы
1. Абдулатипов Р. Г. Этнополитология. СПб., 2004.
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.
3. Арутюнов С. А. Силуэты этничности на цивилизационном фоне: монография. М., 2012.
4. Ачкасов В. А. Этнополитология. СПб., 2005.
5. Бороноев А. О. Основы этнической психологии. СПб., 1991.
6. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.
7. Галяшина Е. И. Лингвистика vs. экстремизма. М., 2006.
8. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992.
9. Диагностика толерантности в средствах массовой информации / под ред. В. К. Мальковой. М., 2002.
10. Журналисты в «горячих точках»: Технология профессионального поведения. М., 2000.
11. Здравомыслов А. Г. К обоснованию релятивистской теории нации // Релятивистская теория нации: новый подход к исследованию этнополитической динамики России. М., 1998.
12. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.
13. Козер Л. А. Функции социального конфликта / пер. с англ. О. Назаровой. Под общ. ред. Л. Г. Ионина. М., 2000.
14. Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997.
15. Малькова В. К. Мобилизация этнических сообществ в современной России. М., 2011.
16. Малькова В. К., Тишков В. А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002.
17. Милянчук Н. С. Лингвистический анализ экстремистских высказываний. Владивосток, 2011.
18. Михайлов С. А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб., 2002.
19. Мнацаканян М. О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М., 1998.
20. Российская нация. Становление и этнокульутрное многообразие / Под ред. В. А. Тишкова. М., 2011.
21. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: учебник. М., 2000.
22. Сервье Ж. Этнология / Пер. с фр. М., 2004.
23. Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.
24. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999.
25. Тишков В. А. Единство в многообразии. М., 2011.
26. Тишков В. А. Этнополитология и политика. М., 2001.
27. Тишков В. А., Шабаев Ю. П. Этнополитология. Политические функции этничности. М., 2011.
28. Шнирельман В. А. «Порог толерантности»: идеология и практика нового расизма. М., 2011.
29. Щербинина Ю. В. Речевая агрессия. Территория вражды. М., 2012.
30. Язык вражды против общества / Сост. А. Верховский. М., 2007.
Перечень иных информационных источников
Для выполнения самостоятельной работы используются материалы периодических печатных и сетевых изданий.