Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Коммерциализация прессы и история деловой журналистики России
January 19, 2017, 10:22 am

Преподаватель: Силантьев Константин Васильевич, канд. филол. наук, старший преподаватель

Кафедра истории журналистики

Деловая журналистика – один из наиболее активно развивающихся сегментов информационного рынка. Существование множества СМИ, отражающих различные ее грани, – яркое тому подтверждение. Как явление деловая журналистика активно изучается в теоретическом и практическом планах. Исследователи хоть и по-разному подходят к определению изучаемого понятия и дифференциации его отличительных характеристик, все же признают важность изучения этого спектра прессы.

Всесторонне изучение деловой прессы России как специфического сегмента социально-экономической жизни, особой разновидности журналистики и необходимого средства становления, существования и развития рыночной экономики весьма актуально. А значит актуально и исследование прошлого деловой прессы, позволяющего лучше понять современные тенденции ее развития и становления. Тем более что специализация прессы в сторону деловой тематики не является новым явлением, а имеет более чем полуторавековой опыт развития. С самого своего зарождения журналистика служила инструментом передачи и информации коммерческого, торгового характера. Российская пресса – не исключение. Прошло много лет, прежде чем деловая журналистика в России сформировалась как самостоятельное типологическое явление. В значительной степени этому способствовала деятельность издателей-коммерсантов прошлого.

Актуальность исследования практики издателей прошлого, их участия в процессах капитализации журналистики обусловлена современным развитием медиарынка, взаимообусловленностью экономических факторов и трансформацией СМИ, когда само издание является неотъемлемой частью рынка, в том числе – рынка деловой прессы.

Опыт, накопленный отечественной журналистикой прошлого, интересен и актуален сегодня, он позволяет посмотреть на современные процессы развития деловой прессы и организации медиапредприятий в контексте исторического развития и дает возможность более глубокого осмысления текущих тенденций и событий.

Работа в рамках семинара даст студентам представление о богатой истории специализированной прессы России, в частности – применительно к деловой составляющей; позволит проанализировать современные тенденции и подходы в преподнесении деловой информации, освещении соответствующих событий и организации специализированных СМИ с точки зрения преемственности опыта и наследия истории деловой журналистики России прошлых времен.

Автор курса защитил кандидатской диссертацию по вопросам истории деловой журналистики России и ее связи с процессами капитализации прессы второй половины XIX века на примере деятельности одного из ведущих издателей-коммерсантов К. В. Трубникова и его медиапредприятия. Автор также имеет опыт работы в тематических медиа.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Силантьев К. В. «Биржевые ведомости» К. В. Трубникова как опыт делового издания // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи: Тезисы докладов VI межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов / Под ред. Л. П. Громовой, сост. О. А. Никитина. СПб., 2007. С. 18-20.

2. Силантьев К. В. К. В. Трубников – публицист (по страницам его работ о печати и финансах) // Актуальные проблемы журналистики и массовой коммуникации. Взгляд молодых исследователей: Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. Выпуск восьмой / Под ред. Л. П. Громовой, сост. О. А. Никитина. СПб., 2008. С. 53-64.

3. Силантьев К. В. Эволюция цензуры деловых изданий в XIX веке // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи: Материалы VIII межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов / Под ред. Л. П. Громовой, сост. О. А. Никитина. СПб., 2009. С. 21-23.

4. Силантьев К. В. Экономическая публицистика в творческой биографии издателя К. В. Трубникова // Меди@льманах. 2013. № 1. С. 66-75.

5. Силантьев К. В. Из истории деловой журналистики России: от "Ведомостей" до "Биржевых ведомостей" // Современные проблемы журналистской науки: Ежегодный сборник научных статей. Воронеж. 2013. С. 34-50.

6. Силантьев К. В. Историко-журналистское исследование проектов издателя К. В. Трубникова, не связанных с периодической печатью // Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения: тезисы Междунар. науч. форума 21–22 апреля 2016 г. / отв. ред. В. В. Васильева. – СПб.: Институт "Высш. шк. журн. и масс. комм." СПбГУ, 2016. Электронный сборник: jf.spbu.ru/conference/6081/6083.html

7. Силантьев К. В. Вечернее издание «Биржевых ведомостей» К. В. Трубникова // Сборник научных статей Всероссийского научного семинара «МЕДИАЧТЕНИЯ СКФУ» (29 апреля 2016 г.) / отв. ред. О. И. Лепилкина, А. М. Горбачев. Ставрополь. 2016. С. 82-88.

План лекционных занятий

Занятие 1. Введение в спецкурс. Знакомство с исследованиями по теме. Типология, понятия и дефиниции. Предшественники деловой журналистики в России в XVIII веке. Элементы деловой информации в петровских «Ведомостях» и изданиях Академии наук. Первые экономические журналы.

Занятие 2. Типологическое развитие специализированной печати в первой половине XIX века: экономические журналы и коммерческие газеты. Предпосылки становления и развития деловой сферы и деловой журналистики середины XIX века.

Занятие 3. Деловая пресса и активная капитализация России второй половины XIX века: особенности влияния коммерциализации на периодику и отражения в ней явлений и событий деловой жизни. Эволюция цензуры деловых изданий: от первых отдельных указов до специальных распоряжений.

Занятие 4. «Биржевые ведомости» (1861 г.) как первая модель типа специализированной деловой газеты: социально-экономические предпосылки возникновения, специфика контента, направление и перипетии функционирования на этапе формирования рынка деловой информации. Выдающиеся издатели-коммерсанты прошлого: актуальные методы и приемы ведения пресс-предприятий (деятельность Новикова, Булгарина, Краевского, Суворина, Сытина и др.).

Занятие 5. Вторые издания и дополнительные выпуски в системе периодической печати. Появление специализированных информационных служб. Создание целых пресс-структур: первые информационные холдинги и концерны. Специализация деловой прессы второй половины XIX века – начала XX века. Издания, посвященные акционерно-биржевым предприятиям.

Занятие 6. Советская экономическая печать. Типология и задачи специализированных изданий советского периода. Деловая пресса новой России в системе современных СМИ: история, дифференциация и особенности функционирования в условиях рынка и бизнес-среды.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Деловая пресса: основные явления, издания, имена.

Студенты заранее разбиваются на группы по 2 человека (при необходимости) и выполняют самостоятельное практическое задание с подготовкой сообщения в виде презентации, результатами которого делятся на занятии с присутствующими.

Спецкурс предполагает самостоятельную ознакомительную работу студентов (на основании методических материалов и разных типологических подходов исследователей) с изданиями, которые можно отнести к деловой прессе прошлого, с изданиями современной деловой модели и обоснованные предположения учащихся о перспективах бизнес-прессы и медиапредприятий в будущем.

Вопросы к зачету

1. Типология, определения, основные исследователи деловой прессы.

2. Истоки деловой журналистики в России в XVIII в. («Ведомости», издания Академии наук, первые экономические журналы).

3. Специализированная печать первой половины XIX в. (экономические журналы и коммерческие газеты).

4. Деловая сфера и деловая журналистика XIX века (явления, издания, люди).

5. Цензура деловых изданий (соответствующие указы, распоряжения, постановления).

6. Деловая периодика и коммерциализация России второй половины XIX в. (взаимное влияние).

7. «Биржевые ведомости» (1861 г.) – прообраз издания деловой прессы: история и особенности деятельности.

8. Методы и приемы ведения дел заметных издателей-коммерсантов прошлых эпох (Новиков, Булгарин, Краевский, Суворин, Сытин и др.).

9. Опыт вторых изданий и дополнительных выпусков. Первые информационные службы и пресс-предприятия.

10. Акционерно-биржевые издания рубежа XIX – XX вв.

11. Экономическая печать советского периода: типология и задачи.

12. Деловая пресса современной России с 1990-х гг: отличительные черты и особенности.

Текущий контроль (зачет)

Текущий контроль включает в себя контроль посещения лекционных занятий (не менее 5; в противном случае – подготовить реферат на тему одной из пропущенных лекций), самостоятельное выполнение практического задания с презентацией (в рамках работы в присутствии преподавателя) и обсуждением на занятии.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная, ответ по билету (в билете два вопроса). На подготовку ответа дается 30 минут. В случае неполного или неточного ответа обучающемуся могут быть заданы дополнительные вопросы. Если студент посещал лекционные занятия, выполнил задание и активно работал самостоятельно, то может получить право отвечать на один вопрос из билета.

Оценка «Зачтено» ставится, если студент имеет представление о предпосылках развития деловой журналистики в России; может рассказать об основных этапах ее развития и тенденциях капитализации прессы; может объяснить особенности правительственной политики в отношении печати коммерческого назначения; знаком с деятельностью ведущих издателей-коммерсантов прошлого и с их медиаструктурами.

Оценка «Не зачтено» ставится, если студент имеет лишь фрагментарное представление основных процессов, определивших начало и дальнейшее развитие деловой журналистики в России; не может рассказать об основных событиях, явлениях и процессах, связанных с вопросами капитализации прессы; не демонстрирует знания деятельности ведущих представителей отечественной деловой прессы прошлого и их изданий, допускает значительные фактические ошибки (названия, фамилии, даты и т. д.).

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 15 минут на каждого учащегося.

Список основной литературы

1. Деловая журналистика / Отв. ред. А. В. Вырковский. М., 2012.

2. Виноградова К. Е. Социальная ответственность деловых СМИ: опыт взаимодействия с властью и бизнесом в условиях экономического кризиса: Автореф. канд. дисс. СПб., 2010.

3. Лизунов П. В. Зарождение биржевой прессы Санкт-Петербурга // Триста лет печати Санкт-Петербурга: Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург. 11-13 мая 2011 года. СПб., 2011. С .369 -376.

4. Сурнина И. А. Ф. В. Чижов – журналист (журнал «Вестник промышленности», газета «Акционер»): Автореф. канд. дисс. М., 2010.

Список дополнительной литературы

1. Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985.

2. Акопов А. И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика. Ростов-на-Дону. 2002.

3. Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX–1914 г. М., 1984.

4. Вырковский А. В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России (на примере журналов «Форчун», «Форбс», «Бизнес уик», «Эксперт», «Деньги», «Смарт Мани»): Автореф. канд. дисс. М., 2007.

5. Громова Л. П., Исайчев Е. Ю. Из прошлого деловой журналистики России (историко-типологический обзор) // Былое и мы. Воронеж, 2009.

6. Динерштейн. Е. А. А. С. Суворин: человек, сделавший карьеру. М., 1998.

7. Еременко А. В. Деловая пресса в России: история типология, моделирование издания: Автореф. канд. дисс. Ростов-на-Дону, 2006.

8. Есин Б. И. История деловой прессы 1702 – 1917. М., 2005.

9. Кулев В. С. Деловая пресса России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика.1994. № 5. С. 3–8.

10. Лаверычев В. Я. Крупная буржуазия в пореформенной России (1861–1900). М., 1974.

11. Летенков Э. В. «Литературная промышленность» России конца XIX – начала XX в. Л., 1988.

12. Лим А. В. Специализированные издания как фактор развития бизнес-коммуникаций: Автореф. канд. дисс. М., 2006.

13. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Теория и практика деловой журналистики (периодическая печать). СПб., 2007.

14. Мисонжников Б. Я. Деловое издание в лабиринте медиарынка // Журналистика: исследования – методология – практика: Сб. статей / Отв. ред. Г. В. Жирков. СПб., 2004. С. 120-135.

15. Мордовская Е. И. Деловое издание в системе периодической печати: Типообразующие факторы, характер становления и развития: Автореф. канд. дисс. М., 1998.

16. Мордовская Е. И. Перспективы развития деловой прессы в России // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. № 5. С. 44-51.

17. Мурзин Д. А. Очерк типологии деловой прессы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2003. № 2. С. 64–75.

18. Нечаев Д. Н., Тулупов В. В. Деловые печатные издания России: Становление, специфика, тенденции развития. Воронеж. 2006.

19. Предтеченский А. В. Экономические журналы первой четверти XIX в. // Общественная мысль в России XIX в. Труды ЛОИИ АН СССР, вып. 16. Л., 1986.

20. Рууд Чарльз. Русский предприниматель московский издатель Иван Сытин. М., 1996.

21. Сергачев В. Я. Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития. СПб., 2000.

22. Сурнина И. А. Проблематика газеты «Акционер» (1860-1861).

23. Типологическое развитие журналистики: сб. науч. тр. / под ред. А. И. Станько. Ростов-на-Дону, 1993.

24. Типология периодической печати. Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М., 2009.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация