Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Риторика для журналистов
January 19, 2017, 10:21 am

Преподаватель: Цветова Наталья Сергеевна, доктор филологических наук, профессор

Кафедра речевой коммуникации

Тысячелетия назад в Древней Греции риторика как общегуманитарная дисциплина была включена в учебную программу школ, готовящих профессионалов речи. Именно поэтому и сегодня изучение профессионально ориентированной риторики начинается с исследования античного риторического канона как актуального алгоритма, до сих пор определяющего основные этапы работы по созданию текста. Второе непременное качество риторики – национальная ориентированность принципов речевого воздействия на собеседника и на массовую аудиторию, потому следующий блок лекционных занятий посвящен национальному риторическому идеалу, который с двенадцатого века прошел этапы серьезной модернизации в эпоху Ивана Грозного, в век Просвещения, в революционные годы, когда общество формировало принципы политической пропаганды. Как следствие, третий лекционный блок – воздействующие речевые системы Ленина, Гитлера, достижения американской неориторики. Заключительные лекции посвящены специальному разделу риторики – эристике (теории и практике конфликтного диалога, спора), описывающей специфику современного публичного диалога, определяемую двенадцатью ключевыми законами.

На лекциях слушатели познакомятся не только с содержанием классических работ по практической риторике, но и с новейшими исследованиями речевой ситуации в массмедиа, с вполне конкретными рекомендациями, разработанными сегодняшними российскими и зарубежными теоретиками и практиками, помогающими усилить эффективность речевого воздействия и взаимодействия в профессиональной деятельности журналиста.

Практическая значимость курса связана с освоением законов и принципов речевого воздействия, системы вполне конкретных воздействующих речевых приемов (в том числе и приемов речевого манипулирования), которые должен знать любой журналист.

Автор курса занимается проблемами речевого воздействия более десяти лет, имеет опыт телевизионной работы в качестве автора и ведущей, опыт медиаэксперта, публиковалась в «Литературной газете», журналах «Литературная учеба», «Нева», «Консерватор».

Теоретические знания и практический опыт отражены в научных публикациях, посвященных проблемам речевого мастерства современного журналиста, культуре речи, интенциональности современного медийного текста, арт-дискурса.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Цветова Н. С., Бойкова Н. Г., Коньков В. И., Кривоносов А. Д. Практикум по устной речи. СПб, 2005.

2. Цветова Н. С. Тропы и фигуры в рекламном тексте / Средства массовой информации в современном мире. СПб, 2007. С. 85-87.

3. Цветова Н. С. Культура речи и основы ораторского искусства. СПб, 2008.

4. Цветова Н. С. «Поговорим, абстрагируясь от русского языка…» // Консерватор. №№ 2-5.

5. Цветова Н. С., Красичкова Г. С. Культура речи в современном медийном дискурсе / Актуальные проблемы русского языка и культуры речи. Иваново, 2010. С. 165-171.

6. Цветова Н. С. К проблеме формирования речевой концепции корпоративного издания / Корпоративные массмедиа (генезис, функционирование, трансформации). СПб, 2010. С. 170-173.

7. Цветова Н. С. Российская гражданская журналистика: функционально-стилистический аспект / СМИ в публичной сфере. М., 2011. С. 480-482.

8. Цветова Н. С., Дускаева Л. Р. Досуговое направление в российской журналистике: проблемы подготовки специалистов // Ученые записки Забайкальского государственного педагогического университета. 2011, №3. С. 26-32.

9. Цветова Н. С., Дускаева Л. Р. Газетный совокупный текст как стилистико-речевое единство // Журналистика и культура русской речи. 2011. № 3. С. 22-35.

10. Цветова Н.С. Современная российская арт-журналистика: интенционально-стилистическая характеристика /Актуальные проблемы русского языка и культуры речи: монография; под ред. д-ра филол. наук Л. Н. Михеевой; Иваново, 2014. С. 146-157.

11. Цветова Н. С. Коммуникативный потенциал современной российской этножурналистики / Мир лингвистики и коммуникации. Электронный журнал Тверского института прикладной лингвистики и массовых коммуникации. 1999-8406. 2014, №2(35).

12. Цветова Н. С. Журналистика как средство преодоления «культурного империализма» / Человек. Коммуникация. Культура. Восток-Запад: поиски культурной идентичности на постсоветском пространстве. Материалы Международной научно-практической конференции. 24-25 апреля 2014 года. Ч. 1. СПб, 2014. С. 261-266 и др.

13. Цветова Н. С. Публичное выступление в риторическом аспекте / Бойкова Н. Г., Коньков В.И., Цветова Н. С. Технология публичных выступлений. Учебное пособие. СПб: НГУ физкультуры, спорта и здоровья им. Лесгафта, 2016. С. 84-114.

14. Цветова Н. С. Эстетика публицистического дискурса / Век информации. 2016.№ 2. С. 176-180.

План лекционных занятий

Занятие 1. Актуальные уроки античной риторики. Основные риторические идеи софистов. Риторические представления Сократа и Платона.

Занятие 2. Классический риторический канон (инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акция) как актуальный алгоритм текстопорождения.

Занятие 3. Влияние античной риторики на современные техники создания медийного текста.

Занятие 4. Русский риторический идеал: истоки, становление, основные этапы развития. Риторический опыт Ивана Грозного.

Занятие 5. Актуальные риторические идеи М. В. Ломоносова. Учебники М. В. Ломоносова по риторике.

Занятие 6. Опыт Н. Ф. Кошанского как преподавателя риторики. Достижения русской риторики девятнадцатого столетия в профессиональном арсенале современного журналиста. А. С. Пушкин о русском литературном языке.

Занятие 7. Профессионал речи в двадцатом веке. Риторические и пропагандистские навыки и умения. Искусство политической пропаганды в первой полов ине ХХ века.

Занятие 8. Американские неориторические идеи. Риторика и теория управления. Кинесика и теория речевой коммуникации.

Занятие 9-10. Современный алгоритм работы над текстом. Методики анализа аудитории. Образ автора: речевые средства воплощения.

Занятие 11-12. Диалог как форма речи. Диалогичные по своей природе медиажанры, их структура и речевая форма.

Занятие 13. Публичный конфликтный диалог. Культура дискуссии. Основные принципы, определяющие речевую специфику современной публичной дискуссии.

Занятие 14. Этикетные формы общения. Русский речевой этикет в профессиональной деятельности современного российского журналиста.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Групповая форма аудиторной работы: студенты выступают с убеждающими текстами перед своими товарищами, далее прозвучавшие выступления рецензируются по предложенной преподавателем «Памятке» (см. Учебно-методическое пособие «Культура речи и основы ораторского искусства» - с. 19).

Внутрисеместровый контроль

Посещение аудиторных занятий является обязательным. Каждое пропущенное занятие должно быть отработано. Форма отработки зависит от темы занятия: анализ медиатекстов, подтверждающих теоретические положения, о которых шла речь во время лекции; предоставление реферата по пропущенной теме; выполнение индивидуального творческого задания из учебно-методического пособия «Устная речь» (любое издание); специальной контрольной работы (см. стр. 19-21 уч. пособия по культуре речи и основам ораторского искусства).

Вопросы к зачету

1. Актуальные идеи античной риторики.

2. Классический риторический канон.

3. Русский риторический идеал.

4. Требования к профессионалу речи: национальная традиция и современность.

5. Американские неориторические идеи.

6. Кинесика и теория речевой коммуникации.

7. Публичный конфликтный диалог.

8. Этикетные формы общения.

9. Методика работы над медиатекстом.

10. Тактики и стратегии публичного диалога.

11. Образ автора медиатекста: речевые средства воплощения.

12. Политическая неориторика.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная. Каждый студент должен ответить на один вопрос.

На подготовку ответа отводится не более 15 минут.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 10 минут на каждого студента. Общая продолжительность зачета – не менее 3 часов.

Оценка «Зачет» ставится, если ответ отличается достаточной глубиной, оригинальностью и самостоятельностью; если студенту удалось продемонстрировать знание основных риторических понятий и терминов; умение соотносить теорию с повседневной (профессиональной) речевой практикой, с речевой ситуацией в медийном пространстве. Речевая форма ответа не должна вызывать серьезных замечаний.

Оценка «Незачет» ставится, если отвечающему не удалось продемонстрировать хотя бы минимальные знания по классической и современной риторической теории; если отвечающий не знаком с алгоритмом работы над медиатекстом, с законами диалогического взаимодействия с адресантом, не умеет эти законы и алгоритмы использовать; допускает при устном ответе грубые речевые ошибки.

От устного зачета освобождаются студенты, которые не пропустили ни одного аудиторного занятия, выступили с убеждающей речью, справились с контрольной работой и с творческими заданиями.

Список основной литературы

1. Анненкова И. В. Риторика для журналистов: историко-культурный, теоретический и практический аспекты. М., 2006.

2. Берков В., Яскевич Я. Культура диалога. Минск, 2002.

3. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия в СМИ. М.- СПб. - Киев, 2004.

4. Введенская Л. А., Павлова Л. А. Деловая риторика. М.; Ростов-на-Дону, 2004.

5. Данилова А. А. Манипулирование словом с средствах массовой информации. М., 2009.

6. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 2008.

7. Костомаров В.Г. Рассуждение о формах текста в общении. Учебное пособие. М., 2014.

Список дополнительной литературы

1. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство лексики и прагматики. М., 2001.

2. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческое значение невербальных языков // Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1983. С. 196-202.

3. Вольф Ю. Школа литературного и сценарного мастерства. От замысла до результата.М., 2015.

4. Голанова Е. И. Активные процессы в сфере публичного общения // Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX–XXI веков. М., 2008. С. 415-494.

5. Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. М., 2001.

6. Дускаева Л. Р., Протопопова О. В. Русский язык и культура речи. Пермь, 2003.

7. Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.,1999.

8. Колесов В.В., Пименова М.В. Языковые основы русской ментальности.Учебное пособие. М., 2016.

9. Копнина Г. А. Речевое манипулирование. М., 2007.

10. Костомаров В. Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М., 2005.

11. Красных В. В. Словарь и грамматика лингвокультуры. Основы психолингвокультурологии. М., 2016.

12. Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов. М., 2002.

13. Матисон Д. Медиа дискурс. Анализ медиа-текстов. Исследования медиа и культуры. Харьков, 2013.

14. Михальская А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

15. Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи. М., 2006.

16. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., 2001.

17. Протоиерей Артемий Владимиров. Искусство речи. Курс лекций. М., 2011.

18. Рудяков А. Н. Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология. Учебное пособие. М., 2013.

19. Стернин И. А. Практическая риторика. М., 2003.

20. Томаселло Майкл. Истоки человеческого общения. М., 2011.

21. Тураева З. Я. Текст: структура и семантика. М., 2012.

22. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М., 2002.

23. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М., 2002.

24. Шерстяных И. В. Теория речевых жанров. Лекционно-практический курс. М., 2013.

25. Щербинина Ю. В. Речевая защита. Учимся управлять агрессией. М., 2012.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация