Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Глобальная журналистика в эпоху новых медиа
January 18, 2017, 11:09 pm

Преподаватель: Курышева Юлия Владимировна, кандидат полит.наук

Кафедра международной журналистики

Понятие глобальной журналистики активно используется в современном научном и профессиональном поле, однако устоявшегося представления о субъектах, формах, средствах и предмете не существует. Путь интернационализации, совершенный журналистикой как сферой профессиональной деятельности, обусловлен как технологическими так и культурными, и политическими факторами.

Несмотря на активные процессы глобализации, характерные для данного этапа развития общества, журналистика по-прежнему продолжает существовать в системе государственных координат, зависит от национальной медиасистемы, реагирует на интересы аудитории конкретного государства, функционирует в пределах политической системы государства.

Однако, глобализационные тенденции существенным образом меняют представление человека о базовых понятиях журналистики, так как журналистика, в первую очередь, существует в рамках культуры. Профессиональные стандарты и нормы этики формируются в рамках общекультурных представлений.

Глобализация контента меняет представление о формировании повестки дня, выводит его за пределы восприятия в национальном контексте, на уровень регионального и глобального дискурса.

Глобализация системы СМИ подвергает переоценке и переосмыслению систему источников информации, роль глобальных информационных агентств в международном информационном обмене.

Все это в целом влияет на развитие профессиональных стандартов журналистики и представление о навыках, необходимых журналисту на современном этапе развития профессии.

Работа в рамках заявленной дисциплины дает уникальную возможность проанализировать актуальные тенденции в сфере глобальной и международной журналистики, поможет сформулировать общее представление о глобализации журналистики в условиях новых информационных технологий, сформировать представление о специфике влияния онлайн-технологий на глобализацию медийного пространства. Обучающиеся познакомятся с закономерностями глобализации национального новостного дискурса, глобализационными стратегиями зарубежных медиагрупп, спецификой глобального контента в онлайн-среде.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Курышева Ю. В. Новые медиа как средство информационной логистики // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. Материалы международной научно-практической конференции 19-20 апреля 2012 г. / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб, 2012. С. 32-36.

2. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ. Учеб. пособие / под ред. А. С. Пую. СПб., 2010 (глава в учебнике).

3. Public sphere and new media /European Journal of Science and Theology. August 2015. V.11. #4. Pp. 73-82.

4. Internet-Technology and Marketing: Theoretical Approach // World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 266-269, 2013 ISSN 1818-4952 © IDOSI Publications, 2013 DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.elelc.55.

5. Kurysheva Y.V., Potolokova M.O., Nikonov S.B., Smoliarova A.S., Korenyushkina S.I. Editorial policy in the opinion agenda of general interest newspaper // Man in India, 2016. V. 96 (7). Pp. 2381-2389.

6. Kurysheva Y.V., Puiy A.S., Litvinenko A.A., Bykov A.Y., Danilova I. S. Global journalism: main aspects of conceptualization / International Review of Management and Marketing, 2015. V. 5. № 1S. Pp. 67-72.

План лекционных занятий

Тема 1. Глобальная журналистика: истоки, основные этапы становления. Понятие, формы, методы в эпоху развития новых информационных технологий.

План семинарских занятий

Тема 1. Новые медиа: традиционные черты СМИ и новые возможности для формирования мирового информационного пространства.

Тема 2. Журналистская культура как система профессиональных ценностей: общее и частное в мировом контексте. Профессиональная культура и профессиональная этика журналиста в условиях развития новых медиа.

Тема 3. Глобальные, региональные, транснациональные СМИ – глобальная медийная инфраструктура

Тема 4. ИА как часть глобальной инфраструктуры СМИ

Тема 5. ТНК и глобальные медиагруппы Запада: стратегии развития в условиях конвергенции.

Тема 6. ТНК и глобальные медиагруппы Запада: стратегии развития в условиях конвергенции.

Тема 7. Глобальные телесети новостей. История. Место и роль в международном информационном обмене. Специфика формирования повестки дня. Системы финансирования и мультимедийные стратегии.

Тема 8. Национальные системы иновещания в сети Интернет.

Тема 9. Глобальная повестка дня в контексте мировых и национальных традиционных СМИ.

Тема 10. Новые медиа и освещение терроризма традиционными СМИ.

Внутрисеместровый контроль (зачет)

Текущий контроль складывается из посещаемости занятий и работы на семинарских занятиях (презентации и участие в обсуждениях). За все время работы студенты должны посетить не менее 8 практических занятий, выполнить не менее 3 работ (доклад, сопровождаемый презентацией), 3 раза быть оппонентом по докладу одногруппников.

Пропустившие более 5 практических занятий к зачету не допускаются без выполнения докладов по темам практических занятий (с обязательной презентацией) – не менее 2.

Выполненные в счет пропущенных занятий работы защищаются наравне с курсовой, в отведенное для этого по расписанию время. При этом студенты, пропустившие более 5 практических занятий и успешно выполнившие дополнительные задания – не могут получить зачет по дисциплине по итогам текущего контроля, а обязаны сдавать зачет по билетам (см. вопросы к зачету).

Самостоятельная работа с использованием методических материалов выполняется по графику, согласованному с преподавателем и группой на первом лекционном занятии.

Методические материалы включают: раздаточный материал, предлагающий основные ориентиры по темам семинарских занятий, примерные темы курсовых работы, варианты формулировок для докладов к занятиям.

Внутрисеместровый контроль (курсовая работа)

График подготовки курсовой работы согласовывается с преподавателем индивидуально. Вся текущая работа по курсовой и индивидуальные консультации реализуются по согласованному графику.

Требования, предъявляемые к курсовой работе, основываются на «Правилах обучения по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в СПбГУ» и локальных нормативных актах, разработанных в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Структура: курсовая работа состоит из введения, основной части (делится на главы и параграфы), заключения, списка литературы, приложений (опционально). Общий объем работы без учета списка литературы и приложений – не менее 25 страниц.

Содержание: в курсовой работе анализируются актуальные проблемы и тенденции включения современных медиатехнологий в политические процессы (на примере опыта стран Западной Европы). Автор курсовой работы должен продемонстрировать умение сформулировать проблему, цели и задачи исследования, анализировать эмпирический материал и научную литературу, делать обоснованные выводы.

Требования к техническому оформлению полностью совпадают с требованиями к оформлению выпускной квалификационной работы (п 4.1. Методические рекомендации по подготовке и защите ВКР по журналистике. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1396263685_4302.doc

Вопросы к зачету

1. Новые информационные технологии как фактор модернизации СМИ.

2. Новые медиа: типология и методы анализа.

3. Основные этапы становления глобальной журналистики.

4. Глобальная журналистика как система профессиональной деятельности.

5. Основные характеристики новых медиа и их значимость для развития глобальной журналистики.

6. Глобальная журналистика: формирование инфраструктуры

7. Глобализационные стратегии медиагрупп Запада в условиях конвергенции (на примере медиагруппы по выбору студента)

8. Глобализационные стратегии медиагрупп Востока (на примере медиагруппы по выбору студента)

9. Основные структурные элементы глобальной журналистики.

10. Новые медиа в системе глобального информационного пространства.

11. Функции журналистики в условиях конвергенции и глобализации.

12. Национальные системы иновещания в сети интернет.

13. Мировые информационные агентства в эпоху Интернета: трансформация функционального портрета.

14. Глобальная новостная повестка дня в условиях конвергенции.

15. Профессиональная культура журналиста-международника в современных условиях.

16. Глобальные газеты: специфика формирования повестки дня (газета по выбору студента).

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Интернет-технологии глобальной журналистики.

2. Глобальный новостной дискурс в новых медиа.

3. Специфика глобальной повестки дня в национальных СМИ.

4. Роль новых медиа в формировании глобальной повестки дня традиционными СМИ.

5. Признаки глобальности СМИ (на примере СМИ по выбору студента)

6. Региональные СМИ в Интернете: технологии и стратегии.

7. Свобода слова в глобальном информационном дискурсе.

8. Роль блоггинга в освещении чрезвычайных ситуаций

9. Типологические характеристики глобальных медиа

10. Мировые информационные агентства как глобальное СМИ

11. Глобальные стратегии зарубежных медиагрупп (медиагруппа по выбору студента)

12. Новые медиа в стратегии развития мировых СМИ.

13. Гражданская журналистика как источник зарубежной информации

14. Профессиональная культура журналиста в онлайн-среде.

15. Онлайн-проекты глобальной журналистики.

Критерии оценки (зачет)

Форма промежуточной аттестации по спецсеминару – зачет.

Оценка «Зачет» ставится либо по результатам текущего контроля (от 80 до 100 баллов).

Общее количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс, составляет 100 баллов (100%). Эта сумма складывается из следующих показателей:

- результаты работы в семестре с учётом посещаемости занятий и выступлений на занятиях – 50 баллов или 50% (максимальный показатель);

- результаты творческих работы (в форме презентации) по проблематике практических занятий – 50 баллов или 50% (максимальный показатель).

Оценка «Незачет» ставится, если студент набирает менее 80 баллов по результатам текущего контроля.

В случае набора менее 80 баллов студент может сдать зачет в традиционной форме – ответить на один из билетов.

Предполагаемая продолжительность зачета – 1,5 часа.

Критерии оценки (курсовая работа)

Курсовая работа пишется студентом самостоятельно, но под научным руководством преподавателя в процессе обучения в рамках спецсеминара. Сдается на проверку преподавателю в установленные сроки. Преподаватель консультирует студентов по подготовке курсовых работ на практических занятиях.

Курсовая работа представляет собой самостоятельное исследование. Предмет - актуальные тенденции использования современных медиатехнологий в политических процессах. В работе важно продемонстрировать владение методикой анализа теоретических и эмпирических источников, навыки интерпретации материалов СМИ, умение корректно оформлять научные результаты. Курсовая работа должна соответствовать выбранной теме и быть написана в соответствии с планом, утвержденным преподавателем.

Оценка «Отлично» ставится, если работа представляет собой проведенное на высоком теоретическом уровне оригинальное исследование, результаты которого грамотно оформлены, выводы аргументированы, поставленные цели достигнуты, а сформулированные в курсовой задачи решены. Необходимо соблюдение структуры, объема и качества исследования, наличие основных частей и разделов, предметный анализ объекта исследования.

Оценка «Хорошо» ставится, если в курсовой работе очевидно владение теоретическим материалом, собран и проанализирован достаточный для раскрытия темы эмпирический материал, научный аппарат исследования оформлен грамотно.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если в курсовой сделана лишь попытка теоретического обоснования выбранной для анализа темы, собрана достаточная эмпирическая база, однако выводы не самостоятельны, оформление не соответствует требованиям, предъявляемым к данного рода научным работам.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если в курсовой работе отсутствует понимание избранной для анализа проблематики, эмпирическая база не достаточна для раскрытия темы, в оформлении научного аппарата исследования сделаны серьезные ошибки, если в работе присутствует плагиат.

Подготовленная студентом курсовая работа проверяется преподавателем, оценка за нее выставляется в зачетную книжку и экзаменационную ведомость. Студенты, не сдавшие курсовую работу или не выполнившие требования к ее содержанию, качеству и оформлению, не аттестуются.

Список основной литературы

1. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010.

2. Калмыков А. А. Интернет журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация. Автореферат. М., 2009.

3. Лукина М. М. Интернет СМИ: теория и практика. М., 2010.

4. Бодрунова С. С., Большаков С. Н. О проблеме теоретического обоснования публичной сферы в современных политических коммуникациях. Политические коммуникации в изменяющейся России /сборник научных статей / Под ред. Л. Н. Тимофеевой. М., 2013. С. 6-12.

5. Курышева Ю. В. Новые медиа как средство информационной логистики // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. Материалы международной научно-практической конференции 19-20 апреля 2012 г. / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб, 2012. С. 32-36.

6. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ. Учеб. пособие / под ред. А. С. Пую. СПб., 2010 (глава в учебнике).

7. Public sphere and new media /European Journal of Science and Theology. August 2015. V.11. #4. Pp. 73-82.

Список дополнительной литературы

1. Altmeppen K.D., 2010. The gradual disappearance of foreign news on German television. Journalism Studies, 11(4): 567–576.

2. Beck, U. Power in the Global Age, Cambridge and Malden, MA: Polity Press.

5. Berglez P. What is global journalism? Theoretical and empirical conceptualization. Journalism Studies, Vol. 9, 6: 845-858. 2008.

7. Chalaby J. Television for a new global order: Transnational television networks and the formation of global systems. Gazette, 65(6): 457–472. 2003.

8. Clausen L. Localizing the global: “Domestication” processes in international news production. Media, Culture & Society, 26(1): 25–44. 2004.

9. Cottle S. Global crisis reporting: Journalism in the global age. Maidenhead, UK: Open University Press. 2009.

10. Cozma, R., 2010. From Murrow to mediocrity: Radio foreign news from World War II to the Iraq War. Journalism Studies, 11(5): 667–682.

11. Hafez K., The myth of media globalization. Cambridge, UK: Polity Press. 2007.

12. Hafez K. Let’s improve “global journalism”. Journalism, 10(3): 329-331. 2009.

14. Hjarvard S. News media and the globalization of the public sphere. In News in a globalized society, Eds., Hjarvard, S. Gothenburg, Sweden: Nordicom, pp: 17–39. 2001.

15. Lazaroiu G. Global journalism and the heterogeneity of Internet communication. Annals of Spiru Haret University, Journalism Studies, 10: 165-170. 2009.

16. Nikonov, S.B., 2013. Information society in its function as an object of directed influence of noopolitics. World Applied Sciences Journal, 27(Education, Law, Economics, Language and Communication): 241-246.

17. Olausson U. Theorizing Global Media as Global Discourse. International Journal of Communication, 7: 1281-1297. 2013.

18. Reese S.D. Theorizing a Globalized Journalism. Eds., Loffelholz, M. and D. Weaver. Global Journalism Research. Oxford: Blackwell, pp: 240-252. 2008.

19. Volkmer I. The global network society and the global public sphere. Development, 46(1): pp: 9-16. 2003.

Перечень иных информационных источников

1. Zegonov, O.V., 2009. The Role of “global” media in world politics. Moscow. Date views: 13.02.2015 www.mgimo.ru/uploads/files/Avtoreferat_Zegonov_19.02.09.pdf

2. Grupo Prisa Informe Annual 2008. Date views: 13.02.2015 www.prisa.com/upload/ficheros/cuentas-anuales/informe_anual_2008_es/index.htm Grupo Prisa Informe Annual 2014 / www.prisa.com/informe-anual-2014/wp-includes/flip/Informe_Anual_ES/index.html

3. Financial Times. National newspaper cross platform circulation certificate № 46882989, issued 10.10.2014. Date views: 13.02.2015 abcstandards.org.uk

4. BBC's international news services attracts record global audience of 238 million. M2PressWIRE, 06/02/2009. Date views: 15.02.2015 proxy.library.spbu.ru

5. The Guardian audience story, January 25, 2013. By ABC stats. Date views: 14.02.2015 image.guardian.co.uk/sys-files/Guardian/documents/2013/01/25/GuardianKeyAudienceStats.pdf

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация