Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Журналистика моды и стиля жизни: ценностные приоритеты и эффективные практики
January 18, 2017, 10:08 pm

Преподаватель: Сметанина Светлана Ивановна, доктор филологических наук, доцент

Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций

В одной из научных статей Мишель Фуко назвал моду простым следованием течению времени. Но наблюдения за современной журналистикой моды и стиля жизни со всей очевидностью опровергают в этой формулировке легендарного французского философа определение «простое».

До недавнего времени феномен моды и ее влияние на стиль жизни изучался, главным образом, в рамках философии, культурологии, социологии, психологии, искусствоведения. При этом журналистика моды почти не рассматривалась учеными как плодотворный материал для осмысления процессов, происходящих в социокультурном пространстве. Да и в теории самой журналистики этой проблематике отводилось мало место. Однако сегодня тексты массовой коммуникации о моде и стиле жизни являются не только способом продвижения товаров и услуг, предлагаемых интенсивно развивающейся индустрией моды и красоты, но и востребованным средством информации, просвещения, развлечения, оказывая влияние на поведенческие приоритеты читателя-телезрителя-пользователя интернета. Поэтому, вероятно, так называемый глянец становится основой исследовательских сюжетов в научных диссертациях и монографиях, а в издательском доме «Новое литературное обозрение» в 2006 году появился журнал «Теория моды» – первый в России гуманитарный журнал о моде как феномене культуры.

Занятия на семинаре «Журналистика моды и стиля жизни: ценностные приоритеты и эффективные практики» предполагают как пристальное наблюдение за практикой периодических изданий, телевизионных программ, сайтов, тематически связанных с этой, казалось бы, очень частной сферой жизни, так и освоение навыков создания текстов, способных соответствовать и общим принципам, свойственным журналистике в целом, и уникальным для этой специализации. Кроме того, критическое осмысление творчества авторитетных в сфере моды журналистов, встречи с дизайнерами одежды и редакторами fashion-сайтов, посещение мероприятий одного из арт-клубов Санкт-Петербурга поможет студентам овладеть культурой общения в среде представителей индустрии моды.

Автор спецсеминара является членом Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области и принимает постоянное участие в пресс-конференциях, посвященных событиям в мире моды. Кроме того, в течение нескольких лет руководит дипломными работами и магистерскими диссертациями этой проблематики.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Сметанина С. И. Медиатекст в системе культуры. СПб., 2002.

2. Сметанина С. И. Стиль жизни в стиле журналистики // Мир русского слова. 2002. №5.

3. Сметанина С. И. Медиашоу продолжается // Журналистика в мире политики: ценностный раскол и согласие. СПб., 2012.

План лекционных занятий

Занятие 1. Коммуникативные стратегии журналистики о моде и стиле жизни. Жанровые приоритеты журналистики о моде и стиле жизни. Психолингвистические проблемы создания и восприятия текстов о моде и стиле жизни. Этические аспекты журналистики о моде и стиле жизни.

План семинарских занятий

Занятие 1. Характеристика изданий о моде и стиле жизни: сравнительный анализ российской и зарубежной медиапрактики.

Занятие 2. Характеристика телевизионных передач о моде и стиле жизни: сравнительный анализ российской и зарубежной медиапрактики.

Занятие 3. Базовая терминология журналистики о моде и стиле жизни. Базовая терминология beauty-журналистики.

Занятие 4. Жанровое и стилистическое своеобразие журналистики о моде и стиле жизни.

Занятие 5. Своеобразие способов выражения оценки в журналистике о моде и стиле жизни.

Занятие 6. Изображение и слово в журналистике о моде и стиле жизни: креолизованный текст.

Занятие 7. Приемы реализации концепта «успех» в журналистике о моде и стиле жизни (коллоквиум по научной статье, предложенной преподавателем).

Занятие 8. Особенности работы журналиста в глянцевом журнале: просмотр и обсуждение документального фильма «Сентябрьский номер» (2009 г.) о подготовке одного номера журнала Vogue.

Занятие 9. Авторская fashion- и beauty-журналистика: анализ российской и зарубежной медиапрактики.

Занятие 10. Ролевая игра «Модный приговор» с участием дизайнера и редактора отдела моды журнала «Time Out» (Санкт-Петербург).

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Подготовка презентаций, связанных с проблематикой семинарских занятий; освоение базовой терминологии курса, видеообзоры сайтов и телепрограмм, касающихся моды и стиля жизни, и их рецензирование, ролевые игры, разработка вопросов для экспертного интервью с дизайнером одежды.

Внутрисеместровый контроль

Общее количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс, составляет 100 баллов (100%). Эта сумма складывается из следующих показателей, которые контролирует преподаватель:

- результаты работы в семестре с учётом посещаемости занятий и выступлений на семинарах – 30 баллов или 30% (максимальный показатель);

- участие в коллоквиуме по одной из научных статей, предложенной преподавателем, – 20 баллов или 20%

- результаты творческих работ (в форме презентаций и ролевой игры) по проблематике семинарских занятий – 30 баллов или 30% (максимальный показатель).

Учащиеся, пропустившие более двух семинарских занятий, имеют возможность отработать темы этих занятий на консультациях преподавателя. Форма отработки – презентация (не менее шести слайдов по основной проблематике семинара).

В отношении курсовых работ внутрисеместровый контроль предусматривает соблюдение учащимися графика подготовки базовых разделов научного исследования, таких как рабочая концепция, введение, главы и разделы, список литературы, приложения.

Курсовая работа представляет собой самостоятельное исследование, предметом которого является актуальная для современного медиапространства проблема. В работе важно продемонстрировать владение методикой анализа теоретических и эмпирических источников, навыки интерпретации материалов СМИ, умение корректно оформлять научные результаты, архивировать приложения.

Курсовая работа должна соответствовать выбранной теме и быть написана в соответствии с планом, утвержденным преподавателем. Объем курсовой работы – 1 печатный лист (40 тыс. знаков с пробелами).

Вопросы к зачету

1. Коммуникативные стратегии журналистики о моде и стиле жизни (общая характеристика).

2. Психолингвистические проблемы создания и восприятия текстов о моде и стиле жизни.

3. Концепт «успех» в формировании картины мира журналистикой о моде и стиле жизни.

4. Базовая терминология журналистики о моде и стиле жизни: проблемы понимания читателем.

5. Объект оценки в журналистике о моде и стиле жизни: социокультурный аспект.

6. Способы выражения оценки в журналистике о моде и стиле жизни: этический аспект.

7. Своеобразие жанровых решений в новостной журналистике о моде и стиле жизни.

8. Своеобразие жанровых решений в репортаже о моде и стиле жизни.

9. Своеобразие жанровых решений в интервью о моде и стиле жизни.

10. Имидж-шоу в телепрограммах о моде и стиле жизни.

11. Аналитические стратегии в журналистике о моде и стиле жизни.

12. Общее и индивидуальное в авторской журналистике о моде и стиле жизни.

13. Креолизованный текст в журналистике о моде и стиле жизни.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Терминологический аппарат fashion- и beauty-журналистики: проблемы понимания читателем.

2. Fashion- и beauty-журналистика: этические аспекты.

3. Новостная fashion- и beauty-журналистика.

4. Интервью как метод сбора информации в fashion-журналистике.

5. Интервью как метод сбора информации в журналистике о стиле жизни.

6. Биографический очерк в fashion-журналистике.

7. Биография как информационный повод в журналистике о моде и стиле жизни.

8. Своеобразие репортажа с показов моды.

9. Своеобразие рецензии на модные показы.

10. Fashion-аналитика в периодических изданиях о стиле жизни.

11. Изобразительность в периодических изданиях о стиле жизни.

12. Образ автора в колонке редактора журнала о стиле жизни.

13. Концепция гедонизма в периодических изданиях о стиле жизни: приемы и способы реализации.

14. Авторская fashion-журналистика.

15. Fashion- и beauty-блоги: российский и зарубежный опыт.

16. Креолизованный текст в периодических журналах о моде и стиле жизни.

17. Культура повседневности в общественно-политических изданиях: проблематика и жанровое своеобразие.

Критерии оценки (зачет)

Оценка «зачет» ставится, если учащийся владеет основным учебным материалом в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и будущей работы по профессии, если он справился с выполнением практического задания, предусмотренного программой курса, и знаком с основной рекомендованной литературой.

Оценка «незачет» ставится, если у учащегося обнаружены пробелы в знании основного учебного материала, базового терминологического аппарата соответствующей дисциплины, если он допускает методические и стилистические ошибки в выполнении практического задания, предусмотренного программой курса.

Критерии оценки (курсовая работа)

Проблематика спецсеминара предполагает один вид курсовой работы – исследовательская курсовая работа.

Оценка «Отлично» ставится, если работа представляет собой проведенное на высоком теоретическом уровне оригинальное исследование, результаты которого грамотно оформлены, выводы аргументированы, поставленные цели достигнуты, а сформулированные в курсовой задачи решены.

Оценка «Хорошо» ставится, если в курсовой работе очевидно владение теоретическим материалом, собран и проанализирован достаточный для раскрытия темы эмпирический материал, грамотно оформлен научный аппарат исследования.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если в курсовой сделана лишь попытка теоретического обоснования выбранной для анализа темы, собрана достаточная эмпирическая база, однако выводы не самостоятельны, оформление не соответствует требованиям, предъявляемым к данного рода научным работам.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если в курсовой работе отсутствует понимание избранной для анализа проблематики, эмпирическая база не достаточна для раскрытия темы, в оформлении научного аппарата исследования сделаны серьезные ошибки. В случае получения оценки «неудовлетворительно» студенту предоставляется право пересдать экзамен по курсовой работе в сроки, установленные учебным отделом.

Возможность повышения оценки предоставляется только в том случае, если курсовая работа прошла этап рецензирования раньше установленного учебным отделом срока сдачи курсовых.

Список основной литературы

1. Барт. Р. Система моды. М., 2004.

2. Кара-Мурза Е. С. Потребительские СМИ // Журналистика сферы досуга: учебное пособие. СПб., 2012.

3. Мансурова В. Д., Смирнова С. С. Социальные ориентиры сервильной журналистики. Барнаул. 2014.

4. Ставровская И. В. Интервью в глянцевом журнале как репрезентация фрейма «успех». : jf.spbu.ru/upload/files/file_1365585974_5015.pdf (2013).

Список дополнительной литературы

1. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2012.

2. Бодрийяр Ж. Фантомы современности. М., 2014.

3. Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000.

4. Бычков В. В., Маньковская Н. Б. Искусство техногенной цивилизации в зеркале эстетики // Вопросы философии. 2011.№ 4.

5. Вайнштейн О. Одежда как смысл // Иностранная литература. 1993. № 7.

6. Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. 1996. № 22.

7. Вайнштейн О. Денди: мода, литература, стиль жизни. М., 2012.

8. Вайнштейн О. Метаморфозы модного тела: города и блоги//Теория моды. 2014. № 33.

9. Васильев А. Этюды о моде и стиле. М., 2010.

10. Зубцова Я., Орасмяэ-Медер Т. Бьюти-мифы. М., 2015.

11. Рогинская О. Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма // Критическая масса. 2004. № 1.

12. Педрони М. «Наступая на пятки моему блогу»: карьера, формы капитала и стратегии в субполе модных блогов // Теория моды. 2015. № 37.

13. Тейлор М. Мода в контексте культурного диалога между коммерцией и искусством // Теория моды. 2014. № 32.

14. Уиллис-Тропеа Л. Гламурная фотография и институциализация культуры cелебрити // Теория моды. 2015. № 35.

15. Финдли Р. Краткая, последовательная и субъективная история модных блогов // Теория моды. 2015. № 37.

Перечень иных информационных источников

1. www:avangard.rosbalt.ru

2. www:blog-fiesta.com

3. colta.ru

4. commersant.ru

5. moda.1tv.ru

6. ng.ru

7. peterburg2.com

8. www. salatshop.ru

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация