Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Идеалы и ценности в журналистике XXI века
January 18, 2017, 9:07 pm

Преподаватель: Сидоров Виктор Александрович, доктор философских наук, профессор

Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций

Спецсеминар «Идеалы и ценности в журналистике XXI века» впервые вводится в план учебных занятий бакалавриата. В его основе аксиология журналистики – новое направление в изучении медиа. Спецсеминар рассчитан на студентов, склонных пробовать свои силы на малоизведанных проблемных полях, образуемых актуальными переменами в жизнедеятельности человека XXI века, которые предопределили явные и неявные структурные подвижки в медиасфере. Отсюда потребность в методах ее изучения, адекватных социальной ситуации XXI века. Среди новых методов ценностный анализ медиа.

Изучение функционирования идеалов и ценностей в журналистике позволяет сформировать актуальные представления о ценностном содержании медиасферы, ценностном многообразии духовно-нравственной, культурной, коммуникационной и социально-политической среды обитания индивида, месте и роли ценностей в журналистском творчестве. Участники спецсеминара решают задачи, связанные с определением места и роли журналистики и журналистов в социальной действительности в качестве источника и ретранслятора ценностей общества во всем их предметно-смысловом многообразии. Таким образом, в качестве предмета изучения выступает медийная интерпретация политических, культурных, эстетических, нравственных ценностей, ценностное содержание журналистики и профессиональной журналистской деятельности.

Работа на спецсеминаре побуждает анализировать ценностное содержание современной социальной действительности в единстве с творческим характером журналистской деятельности, а многообразие социальных идеалов и ценностей – с динамикой их освоения СМИ.

В лекциях излагаются теоретические подходы к осмыслению и решению рассматриваемых вопросов. Самостоятельная работа на семинарских занятиях и над курсовой работой нацелена на изучение источников по изучаемым темам и критический анализ практики прессы.

Автор курса более 10 лет изучает проблемы аксиологии журналистики, по этой проблематике под его руководством состоялась успешная защита ряда кандидатских диссертаций, молодые ученые провели исследования российской прессы по вызвавшим повышенный интерес общества вопросам политической и культурной жизни («акция Pussy Riot», «Постановка “Тангейзера”» и др.), результаты которых были доложены на российских и международных конференциях, отражены в монографии, учебном пособии и научных статьях.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Сидоров В. А. Аксиология журналистики / учеб. пособие. СПб., 2016.

2. Медиа накануне постсекулярного мира : коллективная монография / под ред. В. А. Сидорова. СПб., 2014.

3. Сидоров В. А. Ценностное понимание мира в гуманитарном знании XXI века // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 5.

4. Сидоров В. А. Медиавирусы как средство коммуникативных агрессий // Гуманитарный вектор. Филология. Востоковедение. 2016. № 5.

5. Сидоров В. А. Ценностные константы и переменные в медиасфере России XXI века // Век информации. 2016. № 2. . URL: jf.spbu.ru/conference/6081.html

6. Сидоров В. А. Медиаинтерпретация смыслов «культурно побуждающей среды» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 2. . URL: jour.vsu.ru/edition/journals/vestnik_filology/2015_2_vestnik_isprav.pdf

7. Сидоров В. А. Медийное взаимодействие как область соприкосновения ценностей // Вестник Северного (Арктического федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 5.

8. Сидоров В. А. Ценностный конфликт в медиареальности и формы его проявления // Вестник Воронежского гос. университета. Серия: Филология. Журналистика, 2012. № 2.

9. Сидоров В. А., Ильченко С. С., Нигматуллина К. Р. Аксиология журналистики: Опыт становления новой дисциплины / под ред. В. А. Сидорова. СПб., 2009.

План лекционных занятий

Занятие 1. Ценности общества и журналистика: особенности взаимодействия. Идеалы и ценности в структуре общественного сознания и политической практике. Аксиология как философское учение о ценности. Место и роль ценностей в журналистике и журналистском творчестве. Информационная активность социума и ценностное понимание журналистики. Аксиология как метод журналистского анализа социальной действительности. Ценностные конфликты как проявление социальных противоречий в идеологии, морали, искусстве. Ценностное понимание мира в творчестве журналиста.

План семинарских занятий

Занятие 1. Аксиология творчества. Журналистское произведение как ценность. Вечные вопросы в журналистике: кто их задает и кто на них отвечает? Профессиональная этика как ценностный базис. Язык как носитель ценностей – 4 часа.

Занятие 2. Политические ценности в журналистике. Политические идеалы в журналистской практике – ценностные маркеры, ценностная составляющая современного политического дискурса. Зависимость политических идеалов от трансформации общественно-политической ситуации. Политическая позиция журналиста и его журналистское произведение – 4 часа.

Занятие 3. Журналист – носитель идеалов. Идеалы истинные и мнимые. Партийность в журналистике. Ценностный выбор в поиске информации. Религиозная принадлежность журналиста, роль мировоззрения журналиста в его профессиональной деятельности. Составление политического портрета журналиста (по выбору студента) – 4 часа.

Занятие 4. Идеал в пространстве журналистского творчества. Идеал, миф, утопия, политические настроения и ожидания в журналистике. Кризис идеологий как условие медийной актуализации общественных идеалов. Лаборатория журналистского идеалотворчества – 4 часа.

Занятие 5. Глобальная картина мира и ее ценности. Современные политические системы: ценностные сходства и различия. Ценности в журналистской картине мира. Национальная идентичность, национальная идея и глобализация мира – 4 часа.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Индивидуальное консультирование студентов; редактирование разделов курсовой работы под контролем преподавателя – 6 часов.

Внутрисеместровый контроль

Учет посещаемости и своевременности сдачи разделов курсовой работы.

Студент обязан посещать все занятия. Отчет о выполнении заданий, которые были подготовлены студентом к пропущенному им занятию, по согласованию с преподавателем допускается на другом занятии.

Выступления студентов на семинарских занятиях должны сопровождаться указаниями на использованную при подготовке литературу, а также иллюстрироваться примерами из текущей медийной практики.

График написания курсовой работы предусматривает:

– выбор темы, составление плана работы и списка литературы ( сентябрь);

– написание первой главы и ее предъявление преподавателю (октябрь);

– написание второй главы, введения и заключения (ноябрь);

– исправление недочетов, оформление (декабрь, до зачетной недели).

Вопросы к зачету

1. Идеалы и ценности в структуре общественного сознания и политической практике.

2. Аксиология как философское учение о ценности. Аксиология и теория журналистики: проблемы интеграции.

3. Место и роль ценностей в журналистике и журналистском творчестве.

4. Аксиологический анализ журналистики в качестве актора информационной жизнедеятельности социума.

5. Ценностные конфликты как проявление социальных противоречий в идеологии, морали, искусстве: отражение в массмедиа.

6. Ценностное понимание жизни в творчестве журналиста.

7. Принцип «свободы от оценки» и метод «отнесения к ценностям» в учении М. Вебера и их значение для журналистского творчества.

8. Журналистское произведение как ценность: социально-политические, эстетические, нравственные и культурные аспекты.

9. Профессиональная этика как ценностный базис журналистской деятельности.

10. Язык массовой коммуникации как носитель ценностей: утверждение и разрушение ценностей в медиасфере.

11. Политические идеалы в журналистской практике как ценностная составляющая современного политического дискурса.

12. Зависимость политических идеалов от трансформации общественно-политической ситуации: отражение в массмедиа.

13. Политическая позиция журналиста и его журналистское произведение.

14. Ценностный выбор журналиста в поиске информации.

15. Религиозная принадлежность журналиста, роль мировоззрения журналиста в его профессиональной деятельности.

16. Идеал, миф, утопия, политические настроения и ожидания в журналистике.

17. Кризис идеологий как условие медийной актуализации общественных идеалов.

18. Современные политические системы: медийное выражение, ценностные сходства и различия.

19. Идеалы и ценности в журналистской картине мира: содержание и формы репрезентации.

20. Национальная идентичность, национальная идея и глобализация мира: медийное отражение противоречий.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Общественный идеал и его понимание в журналистике.

2. Борьба добра и зла как ценностное столкновение в массмедиа.

3. Информационная эпоха и ценностное понимание медийных процессов.

4. Ценностная динамика в массмедиа.

5. Эстетические / нравственные ценности в творчестве журналиста.

6. Политический идеал и его понимание в журналистике.

7. Публичная политика как медийное столкновение ценностей.

8. Гражданский конфликт на Украине: медийные интерпретации свободы и суверенности.

9. Журналист в «горячей точке»: ценностные основания профессиональной деятельности.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устный ответ.

На подготовку ответа студенту дается 20 минут.

Оценки «зачет» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной, рекомендованной программой. Как правило, оценка «зачет» выставляется слушателям, показавшим систематизированный характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценка «незачет» выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «незачет» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Критерии оценки (курсовая работа)

Оценки «отлично» заслуживает слушатель, написавший курсовую работу, в которой содержится имеющий определенную научную ценность глубокий анализ избранной проблематики, а также показавший всестороннее, систематизированное и глубокое знание вопросов теории, свободное владение эмпирическим материалом. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает слушатель, написавший курсовую работу, в которой содержится научный анализ избранной проблематики, а также показавший систематизированное знание вопросов теории, уверенное знание эмпирического материала. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематизированный характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает слушатель, написавший курсовую работу, в которой содержится логически последовательный разбор избранной проблематики, показавший определенное знание вопросов теории и эмпирического материала. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности при написании курсовой работы, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, или не подготовившему в установленные сроки курсовую работу, или допустившему в ее написании принципиальные ошибки, показавшему незнание теории и эмпирического материала. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Список основной литературы

1. Сидоров В. А. Аксиология журналистики: учеб. пособие. СПб., 2016.

2. Гуревич П. С., Палеева Н. Н. Философия культуры: монография. М., 2014.

3. Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.

Список дополнительной литературы

1. Быстрицкий Е. К. Конфликт культур и методология толерантности // Вопросы философии. 2011. № 9.

2. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

3. Данилкова М. П. Введение в аксиологию : учеб. пособие. Новосибирск, 2009.

4. Журналистика, общество, ценности : кол. монография / под ред. В. А. Сидорова. СПб., 2012.

5. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

6. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа / пер. с англ. М., 2015.

7. Курушкин С. Ценностная идентификация триггера «Charlie Hebdo» в инновационной медиасреде России // Инновации и инвестиции. 2015. № 6.

8. Лапин Н. И. Фундаментальные ценности цивилизационного выбора в XXI столетии. Часть I. Человеческая цивилизация перед выбором конфигурации фундаментальных ценностей // Вопросы философии. 2015. № 4.

9. Медиа накануне постсекулярного мира : кол. монография / под ред. В. А. Сидорова. СПб., 2014.

10. Мирошников Ю. И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации. Екатеринбург, 1998.

11. Плахов В. Д. Герои и героизм. Опыт современного осмысления вековой проблемы: монография. СПб., 2008.

12. Поликарпова Е. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. . URL: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Polikarp/01.php

13. Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени / пер. с нем. М., 2007.

14. Рачков П. А. Слово об общественном идеале, его понятии и ценности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1995. № 2.

15. С чего начинается личность / под общ. ред. Р. И. Косолапова. М., 1984.

16. Сидоров В. А. Медиавирусы как средство коммуникативных агрессий // Гуманитарный вектор. Филология. Востоковедение. 2016. № 5.

17. Сидоров В. А. Медиаинтерпретация смыслов "культурно побуждающей среды" // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 2. . URL: jour.vsu.ru/edition/journals/vestnik_filology/2015_2_vestnik_isprav.pdf

18. Сидоров В. А. Медийное взаимодействие как область соприкосновения ценностей // Вестник Северного (Арктического федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 5.

19. Сидоров В. А. Ценностное понимание мира в гуманитарном знании XXI века // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 5.

20. Сидоров В. А. Ценностные константы и переменные в медиасфере России XXI века // Век информации. 2016. № 2. . URL: jf.spbu.ru/conference/6081.html

21. Сидоров В. А., Ильченко С. С., Нигматуллина К. Р. Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины. СПб., 2009.

22. Сидоров В. А. Ценностный конфликт в медиареальности и формы его проявления // Вестник Воронежского гос. университета. Серия: Филология. Журналистика, 2012. № 2.

23. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.

24. Чернякова Н. С. Ценностные основания культуры. СПб., 2003.

25. Шохин В. Классическая теория ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Альфа и Омега : Альманах. 1998. №№ 17-18. . URL: www.pravmir.ru

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация