Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Информационная безопасность: теория и практика зарубежных массмедиа
January 18, 2017, 8:06 pm

Преподаватель: Лабуш Николай Сергеевич, доктор политических наук, профессор

Кафедра международной журналистики

Современные внешне и внутриполитические отношения выстраиваются с помощью коммуникационных технологий, основное место в которых занимают средства массовой информации. Специалистам в информационной сфере сегодня важно обладать, навыками практического анализа медиапродукта, уметь выявлять особенности отражения в СМИ опасностей, рисков и угроз международным и внутринациональным отношениям, иметь представление о тенденциях развития и предпринимаемых усилиях государств-акторов международной политики по укреплению и обеспечению международной и национальной безопасности.

В рамках занятий студенты изучают возможности и степень влияния массовой информации на состояние международных политических отношений, международную и национальную безопасность. Информационная безопасность рассматривается не только как важнейший компонент политической безопасности, но и как важнейший фактор ее формирования и обеспечения.

Спецсеминар «Информационная безопасность: теория и практика зарубежных массмедиа» нацелен на теоретическую и методическую подготовку студентов очной формы обучения к написанию курсовой работы.

На спецсеминаре особое внимание уделяется практическим занятиям, на которых учащиеся приобретают опыт как работы с массмедийным продуктом, так и отрабатывают навыки теоретического исследования. В процессе написания курсовой работы студенты должны научиться творческому анализу реальных событий, выявлению роли и степени влияния массмедийных технологий на формирование общественного мнения. Студентам предстоит изучить научную литературу, монографии, исследовательские работы, отражающие проблематику информационной безопасности, анализировать тексты газетных и журнальных публикаций, содержание радио и телевизионных передач. Средства массовой информации представлены в курсе как институт политической среды, с одной стороны, отражающий реальные процессы в политике с соответствующими коррекциями, а, с другой, влияющий на социальную среду и выступающий как активный актор. Вместе с тем, в коммуникативном процессе, в ходе формирования и функционирования прямых и обратных связей политической системы, сознательно актуализируется роль журналистского сообщества, выявляется влияние личностных, гражданских качеств, на позицию/оппозицию журналиста.

Программа спецсеминара содержит перечень наиболее актуальных тем, рекомендуемых студентам для написания курсовой работы. Однако, по согласованию с преподавателем студент может заявить иную тему, имеющую теоретическую и практическую значимость в пределах содержательного объема курса.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Лабуш Н. С., Пую А. С. Международное гуманитарное право: журналистика и права человека. СПб., 2012.

2. Лабуш Н. С. Информационный повод вооруженных конфликтов // Конфликтология. 2012. № 2.

3. Лабуш Н. С., Тузова А. Ф. «Двойные стандарты»: теоретические основы и практика западной журналистики. СПб., 2010.

4. Лабуш Н. С. Информационные технологии и терроризм: теория и современная практика. СПб., 2005.

5. Информационная война как порождение нового времени и современных массмедиа технологий. часть I. Продолжение политики средствами информационного насилия// Медиаскоп № 2 2015 www.mediascope.ru

6. Информационная война как порождение нового времени и современных массмедиа технологий. часть II. Контуры информационной войны современности// Медиаскоп № 2 2015 www.mediascope.ru

7. Экстремальный политический процесс: особенности форм и медиатизация. СПб., 2017.

План лекционных занятий

Занятие 1. Содержание и основная проблематика спецсеминара «Информационная безопасность: теория и практика зарубежных массмедиа».

Массовая информация и проблемы безопасного внешнего и внутреннего развития государств, международных отношений: общие проблемы, опыт отечественных и зарубежных СМИ. Обзор источников и литературы по курсу. Особенности подготовки курсовой работы.

План семинарских занятий

Занятие 1. Социальные свойства информации и возможности воздействия на социальные отношения, формирование общественного мнения. Использование свойств информации при взаимодействии социальных объектов.

Занятие 2. Информационная сфера глобальное информационное пространство. Содержание, основные компоненты, их характеристика. Влияние глобализации на возможности информационного обмена.

Занятие 3. Информационная безопасность. Сущность, содержание, основные характеристики. Виды угроз информационной безопасности.

Занятие 4. Информационная безопасность в системе международной и национальной безопасности. Национальные особенности и специфика подхода к обеспечению информационной безопасности.

Занятие 5. Международная безопасность. Угрозы, риски и вызовы в международной сфере. Роль массмедийного пространства и массовой информации в обеспечении безопасности международных отношений.

Занятие 6. Международные военно-политические конфликты и их информационная составляющая. Коммуникационный дисбаланс как фактор неустойчивости межгосударственных отношений. Информационное оружие.

Занятие 7. Информационные войны. Информационные операции в мирное и военное время. Информационные операции при решении миротворческих проблем. Холодная война как вариант информационной войны. «Практика участия» журналистов в информационном противоборстве.

Занятие 8 Информационные технологии и международный терроризм.

Массмедийная составляющая как необходимое условие существования терроризма. Информационный терроризм. Принципы освещения актов терроризма и антитеррористической деятельности и журналистская практика

Занятие 9 Национальная безопасность. Роль массовой информации в обеспечении стабильного и устойчивого национального развития.

Занятие 10 Отражение проблем информационной безопасности в зарубежных СМИ. Медиатизация международных и внутренних вооруженных конфликтов: зарубежный опыт.

Внутрисеместровый контроль

Осуществляется в виде оценивания количества посещения занятий и качества выступлений на семинарских занятиях. А также котроль за графиком выполнения курсовой работы, которая должна быть сдана за два занятия до их окончания по данной дисциплине.

Вопросы к зачету

1. Социальная информация и использование ее свойств при взаимодействии социальных объектов.

2. Массовая информация и актуальные проблемы безопасного внешнего и внутреннего развития государств.

3. Информационное пространство и информационная сфера: основные характеристики.

4. Международная безопасность: содержание, структура, условия обеспечения.

5. Риски, угрозы и вызовы международной безопасности массмедийного характера.

6. Национальная безопасность: содержание, структурные компоненты, отличительные особенности обеспечения.

7. Информационный компонент международной безопасности.

8. Информационный компонент национальной безопасности.

9. Информационная безопасность: содержательные и структурные характеристики.

10. Основные виды угроз информационной безопасности РФ.

11. Угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданину в области духовной жизни.

12. Угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ

13. Массмедийное пространство и массовая информация в обеспечении безопасности международных отношений.

14. Информационная составляющая международных военно-политических конфликтов.

15. Информационная и массмедийная война: общее и особенное.

16. Информационный фактор международного терроризма.

17. Проблемы ограничения права на свободу информации в экстремальных формах политического процесса

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Угрозы, риски и опасности информационного характера в международной сфере.

2. Международные отношения и национальные интересы как объект угроз в международной сфере.

3. Информационное пространство: сущность, содержание и основные характеристики.

4. Институциональные и функциональные характеристики глобального информационного пространства.

5. Медиатизация политического процесса: сущность и основное содержание.

6. Характеристика внешних источников угроз информационной безопасности РФ.

7. Внутренние источники угроз информационной безопасности РФ.

8. Информационный империализм: сущность, содержание и формы проявления.

9. Массмедийная война: критерии и условия проявления.

10. Состояние информационной безопасности России: взаимовлияние и воздействие внешних и внутренних факторов.

11. Особенности обеспечения информационной безопасности в сферах общественной жизни.

12. Особенности обеспечения информационной безопасности в сфере внешней политики

13. Особенности обеспечения информационной безопасности в духовной жизни.

14. Международное сотрудничество в области обеспечения информационной безопасности

15. Национальная безопасность и информация.

16. Информационно-коммуникативные аспекты национальной безопасности.

17. Глобальное информационное пространство и его роль в обеспечении коммуникации глобальных социально-политических процессов.

18. Практика освещения проблем национальной безопасности в СМИ США.

19. Практика освещения проблем национальной безопасности в СМИ стран Западной Европы.

20. Взаимосвязь и взаимообусловленность проблем национальной и международной безопасности в информационной сфере.

21. Вызовы и угрозы международной безопасности. Анализ периодической печати.

22. Национальные интересы государств Западной Европы и их отражение в СМИ.

23. Проблемы обеспечения национальной безопасности страны (по материалам западноевропейской печати).

24. Проблемы внутренней и внешней безопасности в массмедиа США.

25. Массмедиа США об источниках внешних и внутренних угроз.

26. Массмедиа стран западноевропейских стран об угрозах национальным интересам государств.

27. Угрозы национальной безопасности в международной сфере и роль СМИ в их освещении

28. Свобода прессы и проблема ограничения основных прав и свобод в экстремальных условиях.

Критерии оценки (зачет)

Зачет проводится после окончания учебных занятий по спецсеминару. К зачету допускаются студенты, посетившие не менее 50% семинарских занятий и выступившие не менее одного раза на семинаре, получившие при этом положительную оценку. Обучающийся отвечает на 2 вопроса, содержащиеся в билете, составленные на основе перечня вопросов, вынесенных на зачет. Время на подготовку к ответу – 20 минут. Время на ответ – до 15 минут. Оценка «зачет»/«не зачет» выставляется по результатам ответа обучающегося на оба вопроса. Автоматический зачет может быть выставлен обучающемуся, посетившему все занятия и выступившему не менее чем на 50% семинарских занятий.

Оценка «Зачет» ставится, если студент ответил на вопросы в билете, умеет оперировать основными понятиями по теме вопроса, может привести практические примеры, прокомментировать их, объяснить значение того или иного события, может грамотно ответить на любой, заданный преподавателем вопрос, связанный с темой вопросов, а ответ экзаменуемого является логичным и последовательным.

Оценка «Незачет» ставится, если студент не знает ответа на вопросы билета, не знает базовых определений по теме билета, не может привести примеры, иллюстрирующие высказанный тезис, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя, связанные с вопросами темы.

Использование каких либо дополнительных источников на любых носителях информации во время устного зачета запрещается. За пользование неразрешенными источниками студент удаляется с зачета, в ведомость выставляется оценка «незачет».

Критерии оценки (курсовая работа)

По итогам обучения на спецсеминара студенты готовят и защищают курсовую работу по тематике, предложенной в программе и аннотации. По согласованию с преподавателем студент может написать курсовую работу и по другой теме, соответствующей проблематике семинара. Учитывая практическую направленность спецсеминара, курсовая работа должна в обязательном порядке содержать анализ практики функционирования зарубежных средств массовой информации. Объем курсовой работы – 25-30 страниц. Правила оформления - традиционные для подобного рода работ. Защита курсовой работы проводится индивидуально, с активным участием в процессе защиты студентов, занимающихся в группе. Знания студентов оцениваются по качеству подготовки и защиты курсовой работы.

Оценка «Отлично» ставится, если тема полностью раскрыта, использовано оптимальное количество источников и литературы, автор продемонстрировал высокий уровень источниковедческого и историографического анализа, владения исследовательскими методиками. Курсовая работа правильно оформлена. Защита прошла успешно, автор содержательно выступил и ответил на поставленные вопросы.

Оценка «Хорошо» ставится, если тема в целом раскрыта, однако работа имеет недостатки в области источниковедческого и историографического анализа, в проведенном исследовании. Защита прошла неубедительно, автор не сумел ответить на ряд вопросов. Есть ошибки в оформлении работы.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если работа несамостоятельная, носит откровенно реферативный характер, то есть, переписана из нескольких книг с минимальной авторской работой. Число источников, статей и книг, к которым обратился автор, явно недостаточно для качественного раскрытия темы. Работа является «подражательной». Неубедительная защита. Отсутствие ответов на большинство вопросов комиссии. Ошибки в оформлении работы. Допущены нарушения графика представления курсовой работы.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если тема не раскрыта, источниковедческая база слабая, установлен факт прямого плагиата.

Список основной литературы

1. Блохин И.Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии. СПб., 2013.

2. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. СПб., 2011.

3. Инновационные направления современных международных отношений. М., 2010.

4. Карякин В. В. Военная политика и стратегия США в геополитической динамике ХХI века. М., 2014.

5. Михайлов Г. С. Психологические процессы и эффекты СМИ. СПб.,2012.

6. Панарин И. Н. Информационная война и коммуникации. М., 2014.

7. Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика. Курс лекций. М., 2014.

8. Савицкий А. Г. Национальная безопасность. Россия в мире. М.,2012.

Список дополнительной литературы

1. Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие. СПб., 2008.

2. Василенко И. А. Политическая глобалистика. М., 2000.

3. Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. Ч. 2. СПб., 2003.

4. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб, 1995.

5. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью. М., 2003.

6. Дергачев В. А. Геополитика. Киев, 2000.

7. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия. СПб., 2004.

8. Журналистика и война: Освещение российскими СМИ военных действий в Чечне / Под ред. А. Г. Рихтера. М., 1995.

9. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / Под ред. М. А. Вуса. СПб., 1999.

10. Информационная безопасность России / Ю. С. Уфимцев, Е. А. Ерофеев и др. М., 2003.

11. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2005.

12. Коваленко Б. В., Пирогов А. И., Рыжов О. А. Политическая конфликтология. М., 2002.

13. Коллон М. Нефть, PR, война. М., 2000.

14. Копылов В. А. Информационное право. М., 2003.

15. Манойло А. В. Технологии несилового разрешения современных конфликтов. М., 2008.

16. Матвейчев О. Информационные войны ХХI века. «Мягкая сила» против атомной бомбы. – М., 2016

17. Меттан Г. Запад – Россия: тысячелетняя война. М., 2016

18. Мид У. Р. Власть, террор, мир и война. Большая стратегия Америки в обществе риска. М., 2006.

19. Михайлов С. А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб., 2002.

20. Мунтян М. А. Основы теории международных отношений. М., 2007.

21. Новиков В.К. Информационное оружие – оружие современных и будущих войн. М., 2016

22. Панарин И. Н. Информационная война и дипломатия. М., 2004.

23. Петров С. И. Политика и обеспечение национальной безопасности России. СПб., 2008.

24. Почепцов Г. Г. Информационно-политические технологии. М., 2003.

25. Почепцов Г. Г. Информационные войны. М., 2000.

26. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года (от 12 мая 2009 г.).

27. Фукуяма Ф. Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI веке. М., 2006.

28. Хомский Н. Государства-изгои. Право сильного в мировой политике / Пер. с англ. В. Войткевича, П. Смирнова, О. Приходько. М., 2003.

Перечень иных информационных источников

1. www.intertrends.ru

2. pubs.carnegie.ru

3. www.politstudies.ru

4. www.philosophy.ru

5. www.hse.ru

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация