Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Коммуникативная культура России разных исторических эпох
January 18, 2017, 7:05 pm

Преподаватель: Жирков Геннадий Васильевич, доктор филологических наук, профессор

Кафедра истории журналистики

В современной цивилизации коммуникативная культура имеет доминирующее значение в жизни и деятельности человечества. Это является следствием интенсивного развития новейших информационных технологий, создания целостной системы средств массовой информации и массового общения, появления Интернета. Более 25 лет функционирования Интернета трансформировали систему СМИ и СМО в сложнейшую информационную синтетическую среду цивилизации, дифференцирующуюся на реальную и виртуальную. Общество встало лицом к лицу с реанимацией многих казалось бы решенных проблем. Сама коммуникативная культура обрела новые ценности и качества, которые не только позитивно, но и негативно сказываются на жизнедеятельности Человека.

К сожалению, сложившееся представление о журналистике упрощено. Изучение проблем коммуникативной культуры позволит обогатить это представление. Задачей спецсеминара является формирование у студентов представлений о теоретическом и историческом значении развития журналистики в её сущностных аспектах, показ эволюции коммуникативной культуры в России и её результатов, её состояния в условиях глобализации мирового информационного процесса.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. История цензуры в России XIX-XX вв. М., 2001.

2. Эпоха Петра Великого: основание русской журналистики. СПб., 2003. – 206 с.

3. Между двух войн: Журналистика русского зарубежья (1920 – 1940 годы). СПб., 1998 С. 132 – 146.

4. Л. Н. Толстой и цензура. СПб., 2009. – 320 с.

5. Журналистика: исторические этюды и портреты. СПб.: Роза мира, 2007. – 663 с.

6. Журналистская наука: испытание идеологией и политикой // Фещенко Л. Г. Библиографический указатель диссертаций по журналистике: 1990 – 2008 /науч. ред. Г. В. Жирков. – СПб.: Роза мира, 2010. С. 6 – 23.

7. Союз теории и истории журналистики – основное условие качественного знания // Теория журналистики: Статус научных и учебных дисциплин. СПб., 2010. С. 56 – 74.

8. Золотой век журналистики России: история русской журналистики 1900 – 1914. Учебное пособие / Г. В. Жирков. СПб.: 2011.

9. Ценности советской эпохи в журналистике: динамика теории и газетной практики // Журналистика. Общество. Ценности / Ред.-сост. В.А. Сидоров. СПб.: Петрополис, 2012. С. 18-75

10. Одухотворенное слово: журналистика Великой Отечественной войны. Учебное пособие по Истории русской журналистики 1939 – 1945 годов. СПб.: ВШЖМК, 2014. - 164 с.

11. Л. Н. Толстой – публицист: учебное пособие. – СПб.: 2014. – 140 с.

12. Журналистика России: от золотого века до трагедии. 1900 – 1918 гг.: Ижевск: Изд-во «Удмурт. ун-т», 2015. – 382 с. – 22,2 п. л.

13. Журналистика сталинской эпохи: 1928 – 1950-е годы. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. – 504 с.

План лекционных занятий

Занятие 1. Коммуникативная культура: понятие, генезис, историческое развитие. Проблемы соотношения коммуникативной культуры и журналистики. Историография темы. Ее состояние и изученность: критический обзор литературы и первоисточников.

План семинарских занятий

Занятие 1. Допечатная эпоха – период устной, духовной, рукописной коммуникации.

Занятие 2. Особенности духовной коммуникации. Роль храма и собора. Проповедники и публицисты.

Занятие 3. Особенности народной самодеятельной коммуникации (аспект светского в духовном). Роль юродивого.

Занятие 4. От Ивана Грозного до Петра Великого: переходная эпоха к печати; истоки развития массовой коммуникации и массового общения. Роль праздника.

Занятие 5. Период господства официальной коммуникации как основная особенность коммуникативной культуры самодержавия. Типы и формы. Роль салона.

Занятие 6. Влияние издателей-просветителей на коммуникативную культуру России (Н.И. Новиков, А.С. Суворин, М.Н. Катков и др.).

Занятие 7. Особенности духовной печатной коммуникации XIX в. Её взаимодействие со светской и народной коммуникацией; духовная цензура.

Занятие 8. Новаторство публицистического творчества Л. Н. Толстого и его влияние на коммуникативную культуру конца XIX - начала XX вв.

Занятие 9. Коммуникативная культура рыночной эпохи и ранней стадии цивилизации массовой культуры: от истоков к расцвету в начале XX века. Обособление журналистики от литературного процесса.

Занятие 10. Особенности коммуникативной культуры советской эпохи: традиционное и новаторское. Процесс секуляризации общества и журналистика. Создание системы средств массовой информации и массового общения.

Занятие 11. Коммуникативная культура на современном этапе – в условиях глобализации информационного процесса, развития Интернета: обретения и потери. Система манипуляции массовой информацией и массовым общением как орудие управления.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Консультирование студента по темам курсовых сочинений, кругу необходимой для ее разработки литературы и источников, по методике работы над научным текстом.

Вопросы к зачету

1. Коммуникативная культура: понятие, генезис, историческое развитие. Проблемы соотношения коммуникативной культуры и журналистики.

2. Взаимодействие устной, духовной, рукописной коммуникации (допечатная эпоха)

3. Духовная коммуникация: особенности, роль храма и собора. Ее проповедники и публицисты.

4. Особенности народной самодеятельной коммуникации (аспект светского в духовном). Роль юродивого.

5. Переходная эпоха к печати: от Ивана Грозного до Петра Великого: истоки развития массовой коммуникации и массового общения. Роль праздника.

6. Период господства официальной коммуникации как основная особенность коммуникативной культуры самодержавия. Типы и формы. Роль салона.

7. Издатели-просветители и коммуникативная культура России (Н.И. Новиков, А.С. Суворин, М.Н. Катков и др. – по выбору).

8. Особенности духовной печатной коммуникации. Её взаимодействие со светской и народной коммуникацией; духовная цензура.

9. Влияние публицистического творчества Л. Н. Толстого на коммуникативную культуру России.

10. Коммуникативная культура и рынок: от истоков к расцвету в начале XX века.

11. Особенности коммуникативной культуры советской эпохи. Процесс секуляризации общества и журналистика. Создание системы СМИ и СМО.

12. Коммуникативная культура эпохи Интернета: обретения и потери.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Роль храма (собора) в духовной коммуникации.

2. Народная самодеятельная коммуникация в эпоху Интернета.

3. Массовая коммуникация и массовое общение в период царствования Ивана Грозного.

4. Эпоха Петра Великого: переход к печати и новым средствам общения (роль праздника).

5. Коммуникативная культура эпохи самодержавия: ее особенности. Роль праздника и салона.

6. Издатели-просветители и развитие коммуникативной культуры России (Н.И. Новиков, А.С. Суворин, М.Н. Катков, И.Д. Сытин и др.).

7. Особенности духовной печатной коммуникации XIX в. Её взаимодействие со светской и народной коммуникацией; духовная цензура.

8. Публицистическое творчество Л. Н. Толстого и его влияние на коммуникативную культуру конца XIX - начала XX вв.

9. Коммуникативная культура рыночной эпохи и ранней стадии цивилизации массовой культуры: от истоков к расцвету.

10. Особенности коммуникативной культуры советской эпохи. Процесс секуляризации общества и журналистика. Создание системы средств массовой информации и массового общения.

11. Система манипуляции массовой информацией и массовым общением как орудие управления.

12. Коммуникативная культура эпохи Интернета: обретения и потери.

Текущий контроль

Зачет (с оценкой «зачтено») ставится при условии посещения большинства (не менее 3/4 ) занятий и написания курсовой работы. В случае недостаточного фактического количества посещений, пропущенные темы занятий сдаются в виде рефератов.

Критерии оценки (зачет)

Зачет проводится в устной форме, по списку контрольных вопросов. Время на подготовку 25 мин. Продолжительность ответа – не более 15 мин. Оценка «зачтено» предполагает: 1) всестороннее раскрытие вопроса, аргументированный ответ на дополнительные вопрос; 2) если студент внятно излагает суть вопроса, но не вполне точен в его конкретизации; 3) если студент знаком с материалом, но не убедителен в изложении специфики конкретных аспектов предмета. Оценка «не зачтено» ставится в случае общей неосведомлённости студента о сути вопроса.

Критерии оценки (курсовая работа)

Курсовая работа оценивается по следующим критериям: оформление курсовой работы; соответствие темы работы её содержанию; логичность, последовательность, полнота изложения; степень самостоятельности и оригинальности выводов; правильность и грамотность аргументации в собственных оценках и выводах; использование основной и дополнительной научной литературы по тематике работы.

Оценки «отлично» заслуживает работа, которая соответствует всем вышеизложенным требованиям. Хорошая оценка ставится в случаях недостаточной проработки одного из перечисленных критериев. Удовлетворительной оценки заслуживает работа, которая лишь поверхностно раскрывает заявленную тему, лишена необходимой степени глубины анализа. Неудовлетворительная оценка ставится в случае простой компиляции различных источников, выявленной некомпетентности студента в рассматриваемой проблематике.

Список основной литературы

1. Абдаев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М. 1994.

2. Березин В.М. Теория массовой коммуникации: Тексты вводных лекций. М. 1997.

3. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М. 1986.

4. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М. 1988.

5. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства информации – их аудитория, техника, бизнес, поэтика. Тбилиси. 1989.

6. Волков-Ланнит Л.Ф. Искусство запечатленного звука. М. 1964.

7. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX - XX веков. М. 2001.

8. Жирков Г. В. Эпоха Петра Великого: основание русской журналистики. СПб., 2003.

9. Жирков Г.В. Между двух войн: Журналистика русского зарубежья (1920 – 1940 годы). СПб., 1998 С. 132 – 146.

10. Жирков Г.В. Журналистская наука: испытание идеологией и политикой // Фещенко Л. Г. Библиографический указатель диссертаций по журналистике: 1990 – 2008 /науч. ред. Г. В. Жирков. – СПб.: Роза мира, 2010. С. 6 – 23.

11. Жирков Г.В. Золотой век журналистики России: история русской журналистики 1900 – 1914. Учебное пособие. СПб.: 2011.

12. Жирков Г.В. Ценности советской эпохи в журналистике: динамика теории и газетной практики // Журналистика. Общество. Ценности / Ред.-сост. В.А. Сидоров. СПб.: Петрополис, 2012. С. 18-75

13. Жирков Г.В. Журналистика России: от золотого века до трагедии. 1900 – 1918 гг.: Ижевск: Изд-во «Удмурт.ун-т», 2015. – 382 с. – 22,2 п. л.

14. Жирков Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928 – 1950-е годы. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. – 504 с.

15. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М. 1995.

16. Зоркая Н.М. Фольклор. Лубок. Экран. М. 1994.

17. Кастельс М. Информационная эпоха. М. 2000.

18. Корольков А.А. Духовный смысл русской культуры. СПб., 2006.

19. Мак-Люэн Маршалл. Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев, 2003.

20. Моль А. Социодинамика культуры. М. 1973.

21. Морозов С. Фотография среди искусств. М. 1971.

22. Сибирт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М. 1988.

23. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб. 1996.

24. Фирсов Б. Пути развития средств массовой коммуникации. Л. 1977.

25. Чичановский А.А. В тенетах свободы: Политические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях. М. 1995.

26. Шиллер Г.Манипуляторы сознанием. М. 1980.

Список дополнительной литературы

1. Буданцев Ю.П. В контексте жизни: системный подход и массовая коммуникация. М. 1979.

2. История цензуры в России XIX-XX вв. М., 2001.

3. Жирков Г.В.Л. Н. Толстой и цензура. СПб., 2009. – 320 с.

4. Жирков Г.В. Журналистика: исторические этюды и портреты. СПб.: Роза мира, 2007. – 663 с.

5. Жирков Г.В. Союз теории и истории журналистики – основное условие качественного знания // Теория журналистики: Статус научных и учебных дисциплин. СПб., 2010. С. 56 – 74.

6. Жирков Г.В. Одухотворенное слово: журналистика Великой Отечественной войны. Учебное пособие по Истории русской журналистики 1939 – 1945 годов. СПб.: ВШЖМК, 2014. - 164 с.

7. Жирков Г.В. Л. Н. Толстой – публицист: учебное пособие. – СПб.: 2014. – 140 с.

8. Жирков Г.В. Печать в системе антирелигиозной пропаганды периода нэпа (1921-1927-е гг.) // Медиаскоп. 2014. № 4: www.mediascope.ru

9. Жирков Г.В. Советская журналистика в тотальном наступлении на Церковь (1928 -1930-е гг.) // Медиаскоп. 2015. № 1: www.mediascope.ru

10. Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М. 1976.

11. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. М. 1987.

12. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я, Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М. 2000.

13. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М. 1999.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация