- ЗАПИСЬ НА СПЕЦДИСИПЛИНЫ 2017
- Бакалавриат. Журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Международная журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Журналистика. Очно-заочная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очно-заочная форма обучения
- Магистратура. Журналистика
- Магистратура. Реклама и связи с общественностью
- Master Program Global Communication and International Journalism
- Аспирантура. Журналистика
- Аспирантура. Реклама и связи с общественностью
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!
Преподаватель: Кругликова Ольга Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра истории журналистики
В России, где на протяжении всего XIX века отсутствовали парламентские институты, средоточием политической полемики традиционно являлась журналистика. Журналист воспринимался как политический деятель, публицисты формировали «партии» и разрабатывали концепции социального и экономического развития страны, отстаивая свои идеи в бурной журнальной полемике.
Современная Россия в значительной степени продолжает решать те же проблемы, которые стояли перед нею в XIX и XX вв. Выбор между нацеленностью на евроинтеграцию и сохранением национальной культурной самобытности, централизацией власти или увеличением самостоятельности регионов, определение границ целесообразного вмешательства государства в экономические процессы – все эти проблемы, актуальные в современном политическом дискурсе, осмыслялись публицистами XIX-XX вв. в синонимичных политических реалиях. Нынешние журналисты, сознавая эту глубокую преемственность, или формально игнорируя её, неизбежно являются продолжателями традиций имперской и советской политической публицистики.
Проводимый в ходе спецсеминара анализ событий прошлого и образуемых ими исторических закономерностей помогает студентам более полно сознавать смысл современных политических событий, обоснованно сформулировать и аргументированно излагать свои позицию по актуальным политическим вопросам. Знакомство с текстами публицистики предшествующих эпох позволяет на многих примерах осмыслить характер влияния их будущей профессии на социально-политические процессы и овладеть инструментарием политической полемики из богатого арсенала предшественников.
Автор курса защитила кандидатскую диссертацию, посвященную политической публицистике М.Н. Каткова, продолжает исследование политической полемики в прессе второй половины XIX в. в рамках работы над докторской диссертацией.
Авторские публикации по теме спецкурса
1. Ущиповский С. Н., Кругликова О. С. Российская историческая журналистика: учебное пособие. — М.- Берлин: Директ-Медиа, 2015.— 164 с.
2. Кругликова О. С. Публицистика Н. П. Гилярова-Платонова и Ф. М. Достоевского в общественном диалоге по вопросу о судебной реформе (1860-70гг) // Материалы конференции «Журналистика в 2014 г.», 2015.
3. Кругликова О. С. Первая мировая война как предчувствие: провиденциальные мотивы в русской публицистике конца XIX века // Материалы международной научной конференции «Россия в Первой мировой войне: анализ события сквозь призму письменных источников и произведений искусства» / Л. Громова, Э. Метлов, В. Сергиенко., 2015. — P. 101-130
4. Кругликова О. С. Историческая тематика на страницах "Русского вестника" 1860-1870 гг. // Литературный журнал в контексте русской культуры — г. СПб, — 2015. — С. 54-63
5. Кругликова О. С. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. на страницах «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского // «Журналистика и войны». Мат-лы 53 Международной научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения», 2015
6. Кругликова О. С. Публицистика Н. П. Гилярова-Платонова: антинигилистический дискурс // Русская публицистика в духовно-нравственной жизни общества: идеалы и ценности. — Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2014. — 204,53-68 С.
7. Кругликова О. С. Газета Н. П. Гилярова-Платонова "Современные известия" с системе печати консервативного направления // СМИ в современном мире. Петербургские чтения — г. СПб, — 2013. — С. 23-26
8. Кругликова О.С. Публицистика и общественная деятельность М.Н. Каткова. Публицист и власть. — Saarbrucken: LAP LAMBERT AcademicPublishing, 2011. — 208 С.
9. Кругликова О.С. "Московские ведомости" М. Н. Каткова в полемике о реформе образования в 1860-1870 х гг. // ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 1: ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ, 2008. — № 23. — С. 205-210
10. Кругликова О. С. Передача газеты "Московские ведомости" на правах аренды М. Н. Каткову в 1862 г. (Политический контекст и финансовые условия контракта) // ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 9: ФИЛОЛОГИЯ. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА, 2007. — № Вып. 4. Ч II.. — С. 248-255
План лекционных занятий
Занятие 1. Общая характеристика основных этапов развития политической публицистики в России XIX-XX вв. и на современном этапе. Указание возможных направлений исследования. Специфика научного исследования в историко-филологической сфере, обзор принципов и методов исторического исследования, специфика междисциплинарных исследовательских работ, методы работы с источниками.
План семинарских занятий
Занятие 1. Обсуждение политической повестки дня, составление студентами в режиме дискуссии списка наиболее актуальных с их точки зрения политических проблем, широко обсуждаемых в СМИ (6 пунктов). Выявление исторических аналогий с этими проблемами и событиями, попытка анализа их исторических истоков.
Занятия 2-4. Обсуждение политических проблем, вошедших в список, составленный на первом занятии, по следующей структуре
1.Исторические предпосылки формирования проблемы, динамика факторов, обусловивших её появление, современное состояние проблемы
2. Основные походы к осмыслению этой проблемы представителями противоборствующих общественно-политических направлений в XIX-XX-XXI вв.
3. Ключевые публицисты и их наиболее важные выступления по данной проблеме в XIX-XX-XXI вв., черты преемственности и особенности времени
Занятия 5-6. Представление тем курсовых работ, которые формулируются студентами на основании обсуждений, проходивших на предыдущих занятиях. В качестве темы может быть избран как уже обсуждавшийся политический вопрос, так и не затрагивавшийся прежде в семинарских дискуссиях. Студенты должны презентовать избранную тему аудитории, обосновать её актуальность, представить план исследования, охарактеризовать круг источников, ответить на вопросы аудитории.
Занятия 7-8. Инструменты политической полемики в творчестве публицистов разных эпох. Анализ затронутых на предыдущих занятиях произведений публицистики с точки зрения использованных в них полемических приемов, оценка их успеха у читателей, характера и эффективности воздействия на аудиторию.
Занятия 9-10. Представление студентами основных результатов исследования, проведенного в рамках работы над курсовой. Формат выступления – доклад. Доклад не является защитой курсовой работы, он призван в занимательной и предпочтительно полемичной, творческой форме познакомить других участников семинара с подробным историко-филологическим анализом отражения в СМИ актуальной политической темы.
Самостоятельная работа в присутствии преподавателя
Занятие 1-2. Индивидуальное консультирование студентов по ходу работы над курсовыми проектами, выбору научной литературы и работе с источниками, обсуждение и внесение корректив в текст курсовой.
Рекомендуемые примерные темы курсовых работ
По тематике данного спецсеминара возможны три типа курсовой работы:
1. Анализ эволюции взглядов публицистов разных эпох на избранную политическую проблему.
Пример: «Вопрос национальной и политической обособленности Украины и России в оценке русских публицистов XIX и XXI вв. (на примере творчества М. Н. Каткова и А. Проханова)»
2. Сравнительный анализ полемических приемов публицистов XIX-XX-XXI вв. на примере творчества избранных студентом авторов.
Пример: «Мастерство политической полемики в публицистике А. И. Герцена и С. Д. Довлатова. Сравнительный анализ»
3. Анализ эволюции жанровых форм политической публицистики.
Пример: «Эволюция жанра памфлета в русской политической публицистике (на примере памфлетов А. И. Герцена и З. Прилепина)»
Критерии оценки (курсовая работа)
Оценка «Отлично» ставится, если содержание работы соответствует выбранной теме и полноценно раскрывает её, в работе дан обстоятельный анализ степени теоретического исследования проблемы, автор корректно применяет избранные методы исследования, материал работы изложен логично, теоретические положения органично сопряжены с практикой, исследование не является вторичным, носит самостоятельных характер (в частности, в качестве источников представлены тексты периодики XIX в., ранее не попадавшие в поле зрения исследователей, или материалы архивов), широко представлена библиография по теме работы (не менее 40 единиц списка), форма представления итогового отчета соответствует требованиям ГОСТ.
Оценка «Хорошо» ставится, если содержание работы в целом соответствует выбранной теме и раскрывает её, в работе дан анализ степени теоретического исследования проблемы, автор корректно применяет избранные методы исследования, материал работы изложен логично, теоретические положения органично сопряжены с практикой, исследование носит с целом самостоятельный характер, представлена библиография по теме работы, форма представления итогового отчета соответствует требованиям ГОСТ.
Оценка «Удовлетворительно» ставится, если вызывает сомнения соответствие содержания работы выбранной теме, тема затронута поверхностно, в работе не дан анализ степени теоретического исследования проблемы, автор в целом корректно применяет избранные методы исследования, но материал работы изложен недостаточно логично, в работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований, форма представления итогового отчета содержит погрешности в отношении соответствия требованиям ГОСТ.
Список основной литературы
1. Волковский Н. Л. Отечественная журналистика. 1950–2000: учеб. пособие. СПб., 2006.
2. Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702 – 2002). М., 2002.
3. Жирков Г. В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950-е годы. М., 2016.
4. Жирков Г. В. Золотой век журналистики России. СПб., 2011.
5. Жирков Г. В. От «народной» войны к народной трагедии: история русской журналистики 1914-1917 годов. СПб., 2012.
6. История русской журналистики XVIII-XIX в. / Под. ред. Громовой Л. П., СПб. 2002.
7. История русской журналистики. Хрестоматия. М., 1991.
8. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917 – 2000): учеб. комплект. М., 2006.
9. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 – начало XXI в.: учеб. пособие. М., 2005.
10. История отечественной журналистики (1917 – 1945). Хрестоматия/ Сост. И. В. Кузнецов, Р. П. Овсепян, Р. А. Иванова. Хрестоматия. М., 1999. М., 1999.
Список дополнительной литературы
1. Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР: 1950 – 1980-е: В 3 т. / под общ. ред. В. В. Игрунова; сост. М. Ш. Барбакадзе. М., 2005.
2. Грабельников А. А. СМИ в постсоветской России. М., 1996.
3. Избранные страницы русской журналистики начала ХХ века / Сост. Б. И. Есин, С. Я. Махонина. М., 2001.
4. Кельнер В. Е. Человек своего времени (М. М. Стасюлевич: издательское дело и либеральная оппозиция). СПб., 1993.
5. Козлова М. М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000.
6. Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1999.
7. Лакшин В. Я. «Новый мир» во времена Хрущёва. М., 1991.
8. Махонина С. Я. «Я наблюдаю и рассказываю свои впечатления» (А. С. Суворин «Маленькие письма»). М. 2012.
9. По страницам самиздата. М., 1990.
10. Публицистика русского зарубежья. М., 1999.
11. Скарлыгина Е. Ю. Журналистика русской эмиграции: 1960–1980-е годы. Учебное пособие. М., 2010.
12. Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия (М. Н. Катков и его издания), М. 1978.
13. Ямпольский И. Г. Сатирические и юмористические журналы 1860-х годов. Л., 1973.