Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Практика СМИ по освещению событий культуры
January 18, 2017, 3:02 pm

Преподаватель: Тепляшина Алла Николаевна, доктор филологических наук, профессор

Кафедра периодической печати

Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества, но никогда тема культуры не вызывала такого пристального внимания, как в наши дни. Постиндустриальный тип общества предлагает новые подходы в работе с информацией, востребованные медийным пространством. Учитывая, что именно отношение к массовой информации стало в последнее время основным показателем изменений, происходящих в обществе, проблемы освещения событий приобретают особую актуальность. Журналисты сегодня работают в условиях переизбытка информации, поэтому в конкуренции побеждает тот, кто применяет инновации в подготовке материала, в методах его подачи.

Целью спецсеминара является анализ новых эффективных технологий освещения событий культуры, информация о которых влияет на мировоззрение, обучает и развивает, обогащая жизнь социума больше, чем любой иной информационный рынок. Значительное внимание уделяется эксклюзивному информационному агентству «Cеверная Звезда», сформированному в 2011 году с целью качественного освещения актуальных событий, происходящих в сфере высшего образования, культуры и искусства.

Ценность и качество информации — это критерий, которым пользуются журналисты, когда решают, о чем обязательно сообщать, о каких событиях достаточно только сообщить, а какие следует проанализировать, дать свою интерпретацию. Новости культуры и их аналитика должны соответствовать общественным целям, поддерживать наиболее талантливые идеи, соответствовать самым высоким этическим стандартам, поскольку имеют прямое отношение к частной жизни. Этический аспект, анализ этических коллизий является важнейшей задачей спецсеминара. Процесс формирования культуры общества, осуществляемый СМИ, имеет разнонаправленные векторы, поскольку пользуясь правом на свободу информации, каналы СМИ часто транслируют аудитории низкокачественное и даже вредное содержание, выдавая его за культурный контент. В рамках практических занятий будут рассматриваться кейсы как с позитивными примерами, так и с ситуациями, темы и сюжеты которых далеко не всегда отвечают общепризнанным критериям ценностей и качественного контента.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Тепляшина А. Н. Актуальные проблемы журналистики и современность. Изд.2-е. СПб.,2009.

2. Тепляшина А. Н. Современная местная газета. СПб., 2011.

3. Мисонжников Б. Я., Тепляшина А. Н. Введение в профессию. СПб.,2014.

4. Тепляшина А. Н. Этический базис культуры журналиста //Вестник САФУ. 2014. № 6.

План лекционных занятий

Занятие 1. Культурная проблематика в СМИ. Влияние представлений журналистов на освещение событий культурной жизни.

План семинарских занятий

Занятие 1. Взаимодействие и взаимовлияние массмедиа и культуры. Интерпретации обозначенных понятий.

Занятие 2. Анализ медиаисследований по проблемам освещения культуры в СМИ. Обзор научной литературы.

Занятие 3. Форма «товар-рынок»: негативное воздействие СМИ на культуру. Анализ деструктивных кейсов, разрушающих мораль.

Занятие 4. Освещение проблем культуры: агрессивная глобализация; национализм; политизированность; недостаток финансирования; «утечка» средств.

Занятие 5. Анализ опыта редакций СМИ в выявлении степени информированности общественности по проблемам культуры.

Занятие 6. Обзор инновационных подходов к продвижению информации о современной городской культуре и культурных событиях.

Занятие 7. СМИ как транслятор функций культуры. Контент-анализ: арт-критика, литературная, театральная, музыкальная критика, кинокритика, искусство балета и танца.

Занятие 8. Информация о событиях культуры на современном медиарынке: коммерческая и творческая составляющие.

Занятие 9. СМИ как транслятор социальных и культурных концептов массовой культуры. Способы представления социально-культурных объектов в СМИ.

Занятие 10. Типологический анализ изданий, специализирующихся по сферам культуры. Типология социально-культурной проблематики.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Индивидуальное консультирование студентов по предложенному на первом занятии графику. Самостоятельная работа осуществляется с использованием методических материалов, подготовленных преподавателем.

Внутрисеместровый контроль

Пропуск занятия восполняется его отработкой: докладом по теме пропущенного занятия. Студент, пропустивший более 50% занятий, пишет конспекты по предложенной преподавателем литературе.

График подготовки курсовой работы:

план курсовой работы — 2-е занятие;

введение и список литературы — 4-е занятие;

1-я глава — 6-е занятие;

2-я глава — 9-е занятие;

заключение — 10-е занятие.

Курсовая работа сдается на проверку с последующей защитой в соответствии с Правилами обучения в СПбГУ.

Вопросы к зачету

1. Ценность и качество информации. Критерии отбора информации в рубрику «культура».

2. Взаимодействие и взаимовлияние массмедиа и культуры.

3. Освещение проблем культуры в федеральных и региональных СМИ: сравнительный анализ.

4. Обзор медиаисследований по теме спецсеминара.

5. СМИ как транслятор социальных и культурных концептов массовой культуры.

6. Анализ контента журнала «Афиша».

7. Анализ контента журнала «Тайм-аут».

8. Анализ контента журналов о театре и кино.

9. Методы подачи новостей о событиях культуры.

10. Освещение проблем культуры в качественной прессе.

11. Авторские колонки Т. Москвиной, М. Токаревой.

12. Авторские колонки И. Петровской.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Тема культуры в трэвел-журналистике.

2. Модификации жанра рецензии.

3. Освещение проблем культуры в изданиях мегаполиса.

4. СМИ как транслятор социальных и культурных концептов массовой культуры.

5. Светская хроника как жанр массовой прессы.

6. Объекты культуры в журналистских расследованиях.

7. Новости культуры в лентах информационных агентств.

8. Специфика работы журналиста в отделе культуры медиапредприятия.

9. Тема культуры в советской и постсоветской прессе: сравнительный анализ.

10. Интервью с деятелями культуры и представителями шоу-бизнеса (анализ журналистских тактик).

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета — устная.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Оценка «Зачет» ставится, если 1) отработаны пропущенные занятия; 2) дан удовлетворительный ответ на вопрос билета.

Оценка «Незачет» ставится, если остается неотработанным пропущенное занятие.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета — 180 мин.

Критерии оценки (курсовая работа)

Курсовая работа по спецсеминару включает теоретический обзор литературы по выбранной теме, изложение методики работы (1 раздел) и анализ эмпирического материала – текстов СМИ (2 раздел). Возможны Приложения в виде таблиц, диаграмм, отражающих результаты исследования по теме курсовой работы.

Оценка «Отлично» ставится, если работа представляет собой законченное, самостоятельное исследование, выполнена на высоком уровне: студент демонстрирует владение материалом и терминологией объекта исследования, теоретический материал подкрепляет эмпирическим; работа оформлена в соответствии с требованиями; имеет безукоризненный научный аппарат; во время процедуры защиты четко излагает содержание собственной работы.

Оценка «Хорошо» ставится, если работа представляет собой законченное, самостоятельное исследование, выполнена на высоком уровне; студент демонстрирует владение материалом и терминологией курса; теоретический материал подкрепляет эмпирическим материалом; однако в курсовой работе есть содержательные недочеты, стилистические погрешности или ошибки в научном аппарате.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если работа представляет собой самостоятельное исследование, но студент демонстрирует недостаточное владение материалом и терминологией предмета, не может провести глубокий анализ СМИ; есть содержательные недочеты, стилистические погрешности или ошибки в научном аппарате; тема не раскрыта или материал не отвечает заявленной теме.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если работа не является самостоятельным исследованием: содержит более 70% заимствованного материала.

Процедура защиты предполагает взаимное рецензирование курсовых работ студентами группы. До 10 декабря студент имеет возможность повысить оценку за курсовую работу, если исправит ее в соответствии с замечаниями преподавателя.

Список основной литературы

1. Иваницкий В.Л. Модернизация журналистики: методологический этюд. М., 2010.

2. Иванов И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 2011.

3. Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М., 2010.

4. Криницын Е. Акулы интервью: 11 мастер-классов. М., 2010.

5. Тертычный А. А. Жанры периодической печати 5-е изд. М., 2014.

Список дополнительной литературы

1. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.

2. Ганеева А.Б. «Презренная журналистика»: Особенности светской и желтой журналистики. Уфа,2000.

3. Дьякова Е.Г. Установление повестки дня: теория и технология. Екатеринбург, 2005.

4. Кодола Н. В. Интервью. Методика обучения. Практические советы. М.,2011.

5. Массовая культура на рубеже ХХ-ХХI веков: человек и его дискурс. М.,2003.

6. Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет. М., 1990.

7. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия: учеб. пособие. М., 2004.

8. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М.,1999.

9. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения СМК. М.,2001.

10. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.

Перечень иных информационных источников

1. portal-kultura.ru

2. usinovite.ru

3. nstar-spb.ru

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация