Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Психоанализ и мировая медиаиндустрия
January 18, 2017, 2:01 pm

Преподаватель: Байчик Анна Витальевна, кандидат политических наук, доцент

Кафедра международной журналистики

В современных геополитических условиях кризис любой идентификации (национальной, политической, культурной) становится очевиден не только профессионалам-исследователям, но и выходит в более широкие общественные сферы, становясь причиной повсеместного и, как будто бы, неуправляемого недовольства. При этом всё более актуальным представляется требование к подготовке специалистов, функционально ответственных за состояние общественного сознания, понимающих глубинные, бессознательные процессы как индивидуальной, так и массовой психики и их проявление в важнейшем смыслообразующем сегменте современности – СМИ. Представление о бессознательных психических процессах даёт понимание, с одной стороны, мотивационного выбора аудитории СМИ как политического, так и общекультурного характера, с другой стороны – собственного выбора профессионала информационной среды и, кроме того возможность выявления смысловых трендов, реализуемых в рамках информационной индустрии как силами мегамедиаконцернов, так и вне поля их деятельности.

Психоанализ знаком отечественной аудитории в первую очередь как подраздел психологии или как способ психотерапии и связан с именем его основателя Зигмунда Фрейда. В XX веке психоаналитический подход был применен к изучению художественных ценностей и культурных явлений. Кроме того, психоаналитический подход уже давно применяется в социологических исследованиях и стал «интеллектуальным источником» для таких социологических направлений, как Франкфуртская школа социологии и Чикагская школа социологии, связан с такими именами, как М. Хоркхаймер, Т. Адорно, В. Райх, Г. Маркузе, Ч. Кули, У. Томас, Р. Парк, Т. Парсонс.

Самые различные массовые процессы также могут изучаться с применением психоаналитического подхода. В частности, межэтнические конфликты и глобальный терроризм. Работа в семинаре поможет расширить границы визуальной и вербальной коммуникации, приблизиться к пониманию различных уровней массовой психологии, коллективного бессознательного и проявлений собственного Я. Кроме того, знания, полученные в ходе занятий, могут помочь журналисту, работающему в экстремальной ситуации, более адекватно оценивать обстановку, без значительного ущерба для собственного психологического статуса и ответственно трактовать события: производить информационный продукт с учётом характера его потенциального влияния на общество.

Авторские публикация по теме спецсеминара

Байчик А. В. Истоки гендерных стереотипов в СМИ. Век Информации. СМИ к востоку от Гринвича : сб. науч. статей. N4 (S1) / Ред.-сост. Е.С. Георгиева, Р. В. Бекуров, Н. С. Лабуш, С. Б. Никонов. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2015.

План лекций

Тема 1. Ведение в дисциплину. Структура курса. Требования к отчетности. Рождение психоанализа. Фигура З.Фрейда. Предпосылки возникновения психоанализа. Социально-политические и экономические условия, сопутствовавшие возникновение и становление психоанализа. Основные открытия психоанализа. Клинический и прикладной психоанализ. Влияние идей З.Фрейда и его последователей на социологическую, философскую и культурологическую мысль XX века.

План семинаров

Тема 1. Распределение тем курсовых работ. Основные понятия психоанализа. Бессознательное, вытеснение, сублимация и пр. Роль СМИ в распространении идей психоанализа в Европе и России. Ретроспективный анализ.

Тема 2. Возможности психоаналитического метода в области анализа социальных процессов и явлений: теория личности, социализация, межличностные и внутриличностные конфликты.

Тема 3. Структура человеческой психики: Оно, Я, Сверх-Я. Развитие человека. «Психопатология обыденной жизни».

Тема 4. Фрейд о сущности религиозного сознания. Толкование религии. «Человек-Моисей и монотеистическая религия».

Тема 5. Психоанализ художественного творчества. Основные принципы. «Одно детское воспоминание Леонардо да Винчи».

Тема 6. Методы исследования художественного произведения. Личность художника, движущая сила творческого процесса. Психоанализ театральных и кинопроизведений.

Тема 7. Психоанализ массовых процессов. Процесс массообразования. Некоторые черты масс. Массовые процессы и СМК. Психоаналитический подход к анализу взаимовлияния и взаимодействия

Тема 8. Политическая культура и психоанализ. Социальная мифология. «Массовая психология и анализ Я».

Тема 9. Психоанализ рекламы и психоанализ в рекламе. Реклама и потребление. Потребление с точки зрения психоанализа. Методы рекламного воздействия. Содержание рекламного сообщения как содержание сновидения. Бессознательные мишени рекламного воздействия.

Тема 10. Применение психоаналитического метода к анализу контента СМИ. Работа в группе: анализ текстов СМИ с применением психоаналитического подхода.

Вопросы к зачету

1. Рождение психоанализа. Фигура З.Фрейда. Предпосылки возникновения психоанализа.

2. Социально-политические и экономические условия, сопутствовавшие возникновению и становлению психоанализа.

3. Основные открытия психоанализа. Клинический и прикладной психоанализ. Влияние идей З.Фрейда и его последователей на социологическую, философскую и культурологическую мысль XX века.

4. Основные понятия психоанализа. Бессознательное, вытеснение, сублимация и пр. Роль СМИ в распространении идей психоанализа в Европе и России.

5. Возможности психоаналитического метода в области анализа социальных процессов и явлений: теория личности, социализация, межличностные и внутриличностные конфликты.

6. Структура человеческой психики: Оно, Я, Сверх-Я.

7. Сущность религиозного сознания с точки зрения психоанализа. Толкование религии.

8. Психоанализ художественного творчества. Основные принципы. Методы исследования художественного произведения.

9. Личность художника, движущая сила творческого процесса. Психоанализ театральных и кинопроизведений.

10. Психоанализ массовых процессов. Процесс массообразования. Некоторые черты масс. Политическая культура и психоанализ. Социальная мифология.

11. Психоанализ рекламы и психоанализ в рекламе. Реклама и потребление. Потребление с точки зрения психоанализа.

12. Методы рекламного воздействия. Содержание рекламного сообщения как содержание сновидения. Бессознательные мишени рекламного воздействия.

13. Массовые процессы и СМК. Психоаналитический подход к анализу взаимовлияния и взаимодействия.

14. Применение психоаналитического метода к анализу контента СМИ.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Понятие личной идентичности и идентичности социальных субъектов в работах Э. Гидденса, П. Бергера, Э.Эриксона.

2. Проблема доверия в современном обществе. Функция СМК.

3. Харизматический лидер в психоаналитических исследованиях, практике функционирования медиаконцернов и новых медиа

4. Психоанализ как теория личности и как метод исследования культуры.

5. Феномен массы и ее психологические особенности. Масса и вождь. Разновидности масс.

6. Социальная стабильность как терапевтическая проблема.

7. Анализ механизма массообразования: понятия идентификации и смещения либидо по цели.

8. Символизм массообразования: отцовская и материнская символика массы.

9. Анализ задач средств массовой информации по поддержанию режима «принудительного» массообразования.

10. «Невротизм народов» и возможность терапии культурных сообществ.

Текущий контроль (зачет)

Текущая аттестация обучающихся проводится преподавателем с учетом следующих факторов: посещение занятий, устные выступления на занятиях, успешная и последовательная научная работа по выбранной теме (курсовая работа).

Формы самостоятельной работы с использованием методических материалов включают в себя изучение списка обязательной и дополнительной литературы, проведение самостоятельного исследования на базе подготовленного в рамках семинарских занятий ридера.

Текущий контроль (курсовая работа)

Тема курсовой работы определяется и согласовывается с преподавателем не позднее второго занятия. План курсовой работы должен быть готов к четвертому занятию. Черновик курсовой работы студенты должны представить за две недели до защиты.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устный ответ на один вопрос в билете. На подготовку ответа студенту даётся 30 минут.

Оценка «Зачтено» ставится, если студент даёт правильные определения, верно использует термины, ориентируется в изученных психоаналитических теориях, точно определяет факторы, повлиявшие на их появление и может объяснить возможности психоаналитического подхода к анализу явлений и процессов СМК.

Оценка «Незачтено» ставится, если студент не может дать точных определений, не может дать характеристику изученных психоаналитических теорий, не может пользоваться соответствующим терминологическим аппаратом и не может применить возможности психоаналитического подхода к анализу явлений и процессов СМК.

Критерии оценки (курсовая работа)

Курсовая работа по данной дисциплине состоит из 2 глав и представляет собой теоретический обзор литературы по выбранной теме (1 глава) и применение выводов для анализа 2-3 материалов СМИ (2 глава).

Оценка «Отлично» ставится, если работа представляет собой законченное, самостоятельное исследование, выполнена на высоком уровне; студент демонстрирует владение материалом и терминологией курса, а во время процедуры защиты четко излагает содержание собственной работы и принимает активное участие в обсуждении работ других студентов.

Оценка «Хорошо» ставится, если работа представляет собой законченное, самостоятельное исследование, выполнена на высоком уровне; студент демонстрирует владение материалом и терминологией курса.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если работа представляет собой самостоятельное исследование; студент демонстрирует недостаточное владение материалом и терминологией курса, не может провести анализ СМИ, применяя полученные выводы.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если работа не является самостоятельным исследование: содержит более 70% заимствованного материала.

В случае, если курсовая работа незачтена (оценка «неудовлетворительно»), студент имеет возможность доработать ее и повторно сдать преподавателю.

Список основной литературы

1. Бороненкова Я.С. Психоаналитическая социальная философия. М., 2011. www.litmir.co

2. Решетников М. М. Элементарный психоанализ. СПб, 2003. nkozlov.ru

3. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т. 1. Теория. М.: Прогресс, 1996 www.psyoffice.ru/337-tomje-x.-kjekhele-x.-sovremennyjj-psikhoanaliz..html

4. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М., 2006. lib.aldebaran.ru/author/freid_zigmund/freid_zigmund_vvedenie_v_psihoanaliz/freid_zigmund_vvedenie_v_psihoanaliz__0.html

Список дополнительной литературы

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

2. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. СПб, 1997.

3. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2003.

4. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.

5. Мельник Г. С. Масс-медиа: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.

6. Райх В. Психология масс и фашизм. М., 1997.

7. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «я». (1921) // «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, 1991.

8. Фрейд З. Неудобства культуры. (1930) // Художник и фантазирование. М., 1995.

9. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. (1901) // Психология бессознательного. М., 1989.

10. Фрейд З. Человек-Моисей и монотеистическая религия. Любое издание.

11. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М., 2001

12. Энциклопедия глубинной психологии: пер с нем. / общ. ред. А. М. Боковикова. М., 1998. Т. I–IV: Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация