Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Работа телевизионного журналиста при освещении чрезвычайных ситуаций
January 18, 2017, 1:00 pm

Преподаватель: Куксин Игорь Александрович, кандидат филологических наук, доцент

Кафедра телерадиожурналистики

Спецсеминар «Работа ТВ-журналиста при освещении чрезвычайных ситуаций» знакомит с тематической, функциональной и коммуникативной спецификой журналистики, касающейся темы освещения чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характеров, а также формирует практические навыки подготовки телевизионных материалов с учетом специфики отечественного и зарубежного опыта.

В рамках курса отрабатываются навыки и умения анализа форм и методов освещения чрезвычайных и кризисных ситуаций на телевидении с точки зрения объективности, творческой новизны, целесообразности и этической приемлемости. Уделяется внимание вопросам целостности и сбалансированности журналистского контента. В курсе спецсеминара определяются основные подходы коммуникации в кризисных и чрезвычайных ситуациях. Изучается целесообразность использования телевизионным журналистом разных коммуникативных подходов при освещении ЧС. Рассматриваются и анализируются варианты работы ТВ-журналиста на месте ЧС в режиме прямого эфира. Актуализируется тема визуального сопровождения журналистского материала, исследуются особенности драматургии сюжета и баланс оценок. Обращается внимание на формирование журналистских подходов при подготовке телевизионных материалов в экстремальных условиях.

В настоящее время сложно представить информационное и аналитическое телевещание без качественно подготовленных сюжетов и программ, в которых бы журналист не рассказывал о тех или иных чрезвычайных и кризисных ситуациях. Документалистика ЧС становится неотъемлемой частью телевизионного производства практически всех общенациональных и крупных региональных телеканалов, что накладывает дополнительные требования к профессиональной подготовке ТВ-журналистов, освещающих ЧС.

Студентам, уже освоившим теоретические основы телевизионной журналистики и закрепившим полученные знания в практических разделах ряда профессиональных дисциплин, предлагается спецсеминар по работе телевизионного журналиста в условиях, связанных с профессиональными рисками во время работы в кризисных и чрезвычайных ситуациях, в условиях дефицита объективной информации и дефицита времени на подготовку телевизионного контента.

Студенты знакомятся с опытом и стандартами работы отчественных и зарубежных журналистов при освещении чрезвычайных и кризисных ситуаций, отрабатывают методику подготовки телевизионного журналистского материала, получают необходимые навыки для самостоятельной работы. Предлагаемый спецсеминар позволяет студентам получить дополнительные практические и теоретические навыки работы телевизионного документалиста при освещении природных, техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Kuksin I.A. THE MODELS COVERAGE OF TECHNOLOGENIC EMERGENCY SITUATIONS IN JORNALISM. Международный научно-исследовательский журнал "Успехи современной науки и образования" SUCCESS OF MODERN SCIENCE AND EDUCATION ISSN 2412-9631, 2016, № 9, т. 4, с.114-115.

2. Куксин И. А. Журналистика сообществ и ядерные технологии. Журналистика сообществ: опыт и научные исследования в России, США, Северной Европе: матер. междунар. семинара (10 марта 2015 года) С.-Петерб. гос. ун-т, 2015. С. 53-58.

3. Куксин И. А. ОТРАЖЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТВ: ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО ЛИКВИДАЦИИ. Век информации. Журналистика XXI века: поиски теоретического обоснования Материалы конференции международного научно-культурного форума «Дни философии в Санкт-Петербурге-2015». № 1 Редактор-составитель И. Н. Блохин, С. Г. Корконосенко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2016. — 250 c. jf.spbu.ru/upload/files/file_1460366485_2993.pdf

4. Куксин И. А. Ядерная отрасль в отражении СМИ: кризис объективности. Век информации, №2, 2015. С. 228-235.

5. Куксин И. А. Ядерные технологии в отражении СМИ: поиск модели коммуникации. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки/ Humanities, Social Economic and Social Sciences» № 11-2015 г. www.online-science.ru/userfiles/file/r2n8ms5ylcll8rdju1ghwidv2q8ema1l.pdf

План лекций

Тема 1. Чрезвычайные ситуации - определения и классификация.

Стадии развития ЧС. Общие правила работы тележурналиста при освещении ЧС (аккредитация, формирование творческих бригад, их права и обязанности, законы и правила, "кодекс чести", техника безопасности). Специфика работы ТВ-журналиста. Доступ к информации и требования: оперативность, объективность. Творческие и технические приемы, наиболее часто встречающиеся при подготовке, съёмках и монтаже.

План семинаров

Тема 1. Природные катаклизмы в теледокументалистике ЧС - презентация студентов.

Тема 2. Техногенные аварии на ТВ – презентация студентов.

Тема 3. Вооружённые конфликты в отражении СМИ (ТВ) - презентация студентов.

Тема 4. Террористические акты. Специфика отражения в СМИ (ТВ) – презентации студентов.

Тема 5. Криминальные конфликты и отражение в СМИ (ТВ) – презентация студентов.

Тема 6. Межэтнические конфликты и тема толерантности в тележурналистике ЧС - презентация студентов.

Тема 7. Экологические кризисы в отражении СМИ (ТВ). Столкновение экономических интересов - презентация студентов.

Тема 8. Журналистское расследование в теледокументалистике - презентация студентов.

Тема 9. Работа журналиста при освещении ЧС социального характера – презентация студентов.

Тема 10. Опыт работы зарубежных журналистов при освещении ЧС – презентация студентов.

Вопросы к зачету

1. Определение ЧС, аварии, инцидента. Порядок получения аккредитации для журналистов;

2. ЧС техногенного, природного характера, боевые действия. Порядок работы ТВ-документалиста.

3. Источники информации. Проверка и оценка информации.

4. Террористические акты. Правила работы ТВ-документалиста.

5. Межэтнические конфликты. Правила работы ТВ-документалиста при освещении события.

6. Технократический подход при освещении ЧС: основные критерии.

7. Социокультурный подход при освеещении ЧС: основные критерии.

8. Неофициальные источники информации. Методы проверки. Использование в работе ТВ-журналиста.

9. Охрана труда и техника безопасности при работе ТВ-журналиста в условиях ЧС.

10. Визуальный образ в ТВ-журналистики при освещении ЧС.

11. ТВ-документалистика при освещении несанкционированных массовых выступлений.

12. Методы и приемы, используемые ТВ-документалистами при проведении журналистского расследования.

13. Правила работы ТВ-журналиста при освещении ЧС в прямом эфире.

14. Этические нормы в работе ТВ-документалиста.

15. Информация и компромат в ТВ-документалистике.

16. Реконструкция события в ТВ-документалистике. Правила использования архивов и эскпертных заключений.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Работа ТВ-документалиста при освещении ЧС: творческий аспект;

2. Работа ТВ-документалиста при освещении ЧС: правила и нормы личной безопасности;

3. Работа ТВ-документалиста при освещении ЧС техногенного характера;

4. Работа ТВ-документалиста при освещении ЧС природного характера;

5. Работа ТВ-документалиста при освещении ЧС социального характера;

6. Права, обязанности и ограничения в работе ТВ-журналиста при освещении ЧС;

7. Особенности визуализации контента при освещении ЧС;

8. Работа ТВ-документалиста при освещении ЧС: источники информации;

9. Специфика работы ТВ-документалиста при освещении несанкционированных массовых акций;

10. Особенности работы ТВ-документалиста при освещении межэтнических конфликтов.

Обучающийся имеет право самостоятельно определить тему курсовой работы, исходя из требований предлагаемого спецсеминара. Тема курсовой работы и график ее выполнения согласовываются с преподавателем.

Текущий контроль (зачет)

Если количество пропусков занятий превышает 25 процентов от общего объема, обучающийся готовит реферат по пропущенной теме и показывает знание материала на зачете, отвечая на дополнительный вопрос.

Текущий контроль (курсовая работа)

График сдачи материалов (дедлайны) курсовой работы определяется в начале семестра: выбор темы, библиография, аппарат, эмпирическая база.

Нарушение дедлайнов снижает оценку по курсовой работе: 0,25 баллов за каждый пропуск назначенного срока.

Критерии оценки (зачет)

Зачет по данному курсу включает.

1. Собеседование по теоретическим вопросам, предложенным выше.

2. Анализ проектов работы документалиста в ЧС на телеэкране в виде презентации (10 минут).

К зачету допускаются слушатели, посетившие не менее 75% лекций. При большем количестве пропусков обучающийся готовит реферат по темам пропущенных занятий, используя рекомендованную по дисциплине литературу. Объем реферата – не менее 10 страниц (14 кегль).

Зачет проходит в устной форме. На подготовку ответа студенту дается не менее 15 минут.

В презентации необходимо наглядно представить проект, изложив его историю, познакомить с авторами, целевой аудиторией, особенностями авторской концепции и режиссерского воплощения.

Оценка «зачтено» ставится, если:

- материал презентации наглядно и полно представляет проект прямого эфира;

- обучающийся дает полный и обстоятельный ответ на теоретический вопрос.

В отдельных случаях зачет может быть выставлен на основании одной презентации (если она выполнена добросовестно, а слушатель пропустил не более 2 занятий)

Оценка «незачтено» ставится, если слушатель не подготовил презентацию (или она не соответствует необходимым требованиям). Зачет не может быть выставлен только на основании ответа на теоретический вопрос.

Критерии оценки (курсовая работа)

Оценка "ОТЛИЧНО":

- содержание работы соответствует теме;

- работа выполнена самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной;

- проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично;

- в работе широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно;

- широко представлена библиография по теме работы;

- приложения к работе иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его выводы;

- в работе отсутствуют ошибки по части оформления (орфография, стиль, цитаты, ссылки и т.п.).

Оценка “ХОРОШО”:

- содержание работы соответствует заявленной теме;

- работа актуальна, написана самостоятельно;

- приводится анализ степени теоретического исследования проблемы;

- основные положения работы раскрыты на достаточном теоретическом и методологическом уровне;

- теоретические положения сопряжены с журналистской практикой;

- выводы обоснованы;

- работа правильно оформлена.

Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО":

- имеет место определенное несоответствие содержания работы заявленной теме;

- исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью;

- нарушена логика изложения материала, поставленные задачи раскрыты не полностью;

- в работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований;

- теоретические положения слабо увязаны с журналистской практикой, выводы носят формальный бездоказательный характер;

- содержание приложений не освещает решения поставленных задач;

- оформление работы правильное.

Оценка “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО":

- содержание работы не соответствует теме;

- работа содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений;

- курсовая работа носит умозрительный и (или) компилятивный характер;

- выводы автора четко не сформулированы;

- работа не выполнена в срок;

- оформление работы не соответствует предъявляемым требованиям.

Список обязательной литературы

1. Бережная М. А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб., 2009.

2. Ермилов А. Живой репортаж. Профессиональные советы тележурналисту. М., 2010.

3. Медынский С. Е. Оператор: Пространство. Кадр. М., 2012.

4. Тертычный А. Аналитическая журналистика. М., 2010.

5. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика. М., 2013.

Список дополнительной литературы

1. Агапитова С. Ю. Информационное вещание на ТВ. СПб., 2003.

2. Аргументация в публицистическом тексте (жанрово-стилистический аспект): Учебное пособие по курсу «Журналистское мастерство». Свердловск, 1992.

3. Барманкулов М. К. Сравнительный анализ жанров (Репортаж, развитие документализма). Алма-Ата, 1975.

4. Качкаева А. Г., Кирия И. В. Российское телевидение: между спросом и предложением. М., 2007.

5. Муратов С. А. Пристрастная камера. М., 2004.

6. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2007.

7. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для студентов вузов по спец. «Журналистика»/ Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб., 2000.

8. Пронин А. А. Основы сценарного мастерства. СПб., 2008.

9. Руденко А. А. Пределы видимости. Заметки о документальном телефильме последних лет. М., 1973.

10. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм, 1999.

11. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2002.

12. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2003.

Перечень иных информационных источников

1. Библиотека центра экстремальной журналистики. //www.library.cjes.ru/

2. Current TV/ current.com.

3. Global reporter //www.globalreporter.com.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация