Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Речевая практика в спортивной журналистике
January 18, 2017, 12:58 pm

Преподаватель: Малышев Александр Александрович, ст. преподаватель

Кафедра речевой коммуникации

Текст спортивной журналистики в современном медиапространстве формируется как особая разновидность произведений медийной сферы. Он включает в себя всевозможные сообщения на спортивную тематику, представленные как в устной (комментарии к различным спортивным матчам, дискуссионные клубы на радио и телевидении и т.д.), так и в письменной форме (журналистские тексты в специализированных и неспециализированных СМИ). Принципиально важным представляется умение использовать весь речевой потенциал для создания эффективных тестов спортивной журналистики. Трактовка в современных СМИ спортивной тематики может оказывать серьезное воздействие на отношение общества к проблемам, касающимся спорта (например, этическая и физическая цена победы, проблема использования допинга, договорные матчи, отношение к спортсменам, действия болельщиков, изменение спортивных ориентиров и т. д.). Важно то, каким образом текст спортивной журналистики формирует это отношение, какие методы воздействия использует и насколько формируемый журналистом посыл соответствует объективной реальности и мнению аудитории. Умение правильно и эффективно использовать различные речевые средства принципиально в этом плане. Современные средства массовой информации являются мощным ресурсом социальной сферы, не только сохраняя некоторые традиции советской журналистики, но и разрабатывая новые профессиональные подходы в работе со спортивной проблематикой. Спортивная журналистика как профессиональная идеология, сформировавшаяся к началу ХХI в., находится на острие проблем самосохранения общества, способствуя взаимодействию его конструктивных сил и выработке привычки к здоровому образу жизни.

Спецкурс поможет выявить и проанализировать речестилевые тенденции в освещении проблем спорта, а также определить потенциальные речевые возможности журналиста, занимающегося данной тематикой. Участники спецкурса познакомятся с отечественным и зарубежным опытом спортивной журналистики, с ее тематической, коммуникативной и стилистической спецификой, актуальными творческими методами и формами освещения спортивных тем в СМИ и овладеют методикой оценки спортивных материалов.

Основной целью курса «Речевая практика в спортивной журналистике» является формирование у обучающихся теоретических знаний о речевых аспектах творческой деятельности спортивного журналиста.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач курса:

1) дать общее представление о жанрово-стилистических характеристиках спортивной журналистики;

2) ознакомить обучающихся с методами аналитического рассмотрения печатных, аудиовизуальных и интернет-текстов спортивной журналистики;

3) сформировать у обучающихся понимание основных идеологических характеристик спортивного дискурса;

4) раскрыть речевые особенности профессиональной деятельности спортивного журналиста.

Спецкурс адресован обучающимся, заинтересованным в овладении базовыми теоретическими и практическими знаниями, применимыми в преподавательской деятельности и профессиональной журналистской практике. Лекционная часть курса направлена на расширенное ознакомление обучающихся с основными речевыми особенностями профессиональной деятельности спортивного журналиста. Практическая часть курса призвана сформировать у обучающихся навыки самостоятельного аналитического рассмотрения различных текстов спортивных средств массовой информации, что является одним из необходимых условий для будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Автор спецкурса много лет интересуется спортивной журналистикой, воплощая наблюдения за жанровыми и стилистическими векторам ее развития в доклады на научных конференциях и научные публикации.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Уроки культуры речи и нравственности от Отара Кушанашвили // Медиалингвистика. СПб., 2015. Вып. 4. С. 185-189.

2. Стиль изданий о спорте // Стилистика и литературное редактирование: В 2 т. М., 2016. Т. 1. С. 275-279.

3. Глагольная оценочность в спортивном медиадискурсе (на материале разных видов спорта) // Sbornik prispevku z mezinarodni konference XXIII. Olomoucke dny rusistu 10.-11.9.2015. Olomouc, 2016. С. 117-122.

4. Стилистическая демократизация спортивной журналистики на примере негативной оценки спортсменами своих выступлений // Век информации. Журналистика XXI века: поиски теоретического обоснования. СПб., 2016. № 1. С. 210-219.

План лекционных занятий

Занятие 1. Спортивная журналистика в России: краткая история. Стилистические особенности текстов спортивной журналистики. Речевое поле спортивных Интернет-СМИ.

План семинарских занятий

Занятие 1. Речевые особенности основных жанров спортивной журналистики.

Занятие 2. Грамматика текстов спортивной журналистики.

Занятие 3. Роль личности журналиста в языковом поле спортивной журналистики.

Занятие 4. Идеология и патриотизм в спортивной журналистике: речевое воплощение.

Занятие 5. Аксиология спортивной журналистики. Речевое воплощение положительных и отрицательных качеств участников спортивных соревнований.

Занятие 6. Речевые особенности текстов о командных и индивидуальных спортивных дисциплинах.

Занятие 7. Целерациональность и зрелищность спортивных соревнований: речевые особенности описания.

Занятие 8. Речевое формирование мажорной и минорной тональности в спортивной журналистике.

Занятие 9. Речевое формирование облика выдающейся личности в спортивной журналистике.

Занятие 10. Национальные виды спорта в спортивном медиадискурсе: лингвокультурологический аспект. Поведение итогов курса.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Данная форма работы предполагает индивидуальное консультирование студентов по предложенному преподавателем графику, а также групповые формы аудиторной работы.

Внутрисеместровый контроль

Текущая аттестация проводится на основании посещения студентом лекционного и практических занятий. К зачету автоматически допускаются обучающиеся, посетившие не менее 70% занятий. В остальных случаях вопрос о допуске к зачету рассматривается в индивидуальном порядке.

К третьему занятию обучающимися должна быть определена тема курсовой работы (выбранная из списка или сформулированная самостоятельно и согласованная с научным руководителем).

Курсовая работа представляет собой выполненное обучающимся самостоятельное научное исследование по теме, согласованной с руководителем спецсеминара. Тема курсовой работы выбирается из списка предложенных тем, либо формулируется самим обучающимся. В ходе написания курсовой работы обучающемуся предстоит продемонстрировать умение формулировать научную проблему, находить и осмыслять научную литературу, производить стилистический анализ выбранных текстов. В случае необходимости научный руководитель осуществляет консультирование обучающегося по возникшим вопросам. За месяц до защиты обучающимися должно быть предоставлено не менее 60 % курсовой работы, а также список изученных научных источников по теме курсовой работы. Полный текст курсовой работы должен быть сдан не позднее, чем за неделю до защиты. Защита проходит в форме доклада (примерная продолжительность 5 минут).

Вопросы к зачету

1. Спортивная журналистика: общие стилистические характеристики.

2. Речевые особенности основных жанров спортивной журналистики.

3. Языковое воплощение идеологических парадигм в спортивных СМИ.

4. Патриотические идеи в спортивных СМИ: стилистический аспект.

5. Аксиология спортивной журналистики: речевое воплощение.

6. Целерациональность и зрелищность спортивных соревнований: речевые особенности описания.

7. Роль личности журналиста в языковом поле спортивной журналистики.

8. Речевое формирование облика личности в спортивной журналистике.

9. Понятие коммуникативно-речевой культуры журналиста, работающего в сфере спортивной журналистики

10. Структурные и функционально-стилистические разновидности спортивных журналистских текстов.

11. Композиционно-речевые особенности текстов спортивной журналистики. Функционально-стилистические характеристики сильных позиций текста ( в рамках спортивной журналистики).

12. Речевая форма подачи материала о спорте: информационный и развлекательный компонент .

13. Речевые особенности массовых изданий, посвященных физкультуре и спорту.

14. Стилистические особенности текстов спортивной журналистики в Интернет-СМИ.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Метафора и метонимия в спортивных СМИ.

2. Речевое поле печатных спортивных СМИ.

3. Речевое поле аудиовизуальных спортивных СМИ.

4. Речевое поле спортивных интернет-СМИ.

5. Лингвостилистические особенности спортивной рекламы.

6. Языковая личность спортивного комментатора.

7. Лингвокультурология национальных видов спорта.

8. Изобразительно-выразительные средства в текстах спортивной журналистики.

9. Функционально-речевые особенности текстов о спортсменах в специализированных и неспециализированных изданиях.

10. Стилистические особенности заголовков текстов спортивных СМИ.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устно-письменная. Обучающемуся предлагается ответить на один вопрос и проанализировать один текст небольшого объема.

На подготовку ответа обучающемуся дается 30 минут.

Оценка «Зачет» ставится, если обучающийся продемонстрировал хорошую теоретическую подготовку и умение производить качественный стилистический анализ текста.

Оценка «Незачет» ставится, если обучающийся не смог ответить на вопрос и выполнить стилистический анализ текста.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 15-20 минут на каждого обучающегося.

Критерии оценки (курсовая работа)

Публичная защита курсовой работы посредством взаимного рецензирования является обязательным условием прохождения аттестации. Рецензент может быть выбран обучающимся по взаимной договоренности с другим обучающимся, либо назначен руководителем спецсеминара. Итоговый текст курсовой работы предоставляется руководителю спецсеминара и рецензенту за неделю до процедуры защиты вместе с приложением полных текстов, выбранных для анализа. Окончательная оценка выставляется с учетом публичной защиты. Корректирование текста курсовой работы после процедуры защиты не допускается. При пересдаче курсовой работы рецензентом является руководитель спецсеминара.

Оценка «Отлично» ставится, если в курсовой работе обучающийся продемонстрировал высокий уровень владения теоретическим материалом и научным стилем изложения, представил качественный стилистический анализ эмпирического материал, грамотно структурировал содержание работы и оформил текст работы в соответствие с правилами орфографии и пунктуации.

Оценка «Хорошо» ставится, если в курсовой работе обучающийся продемонстрировал хороший уровень владения теоретическим материалом и научным стилем изложения, представил качественный стилистический анализ эмпирического материал, при этом допустив отдельные ошибки в структурировании работы и оформлении текста работы в соответствие с правилами орфографии и пунктуации.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если в курсовой работе обучающийся продемонстрировал посредственный уровень владения теоретическим материалом и научным стилем изложения, представил посредственный стилистический анализ эмпирического материал, при этом допустив неоднократные ошибки в структурировании работы и оформлении текста работы в соответствие с правилами орфографии и пунктуации.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если в курсовой работе обучающийся продемонстрировал неудовлетворительный уровень владения теоретическим материалом и научным стилем изложения, представил поверхностный стилистический анализ эмпирического материал, при этом допустив неоднократные грубые ошибки в структурировании работы и оформлении текста работы в соответствие с правилами орфографии и пунктуации. Кроме того, оценка «неудовлетворительно» ставится, если курсовая работа содержит плагиат.

Список основной литературы

1. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Cпортивная журналистика. М.: Юрайт, 2013.

2. Баранов В. В. Спортивная печать Российской Федерации. Формирование новой системы: 90-е годы : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2001.

3. Войтик Е. А. Раскрытие темы «Виды спорта» в системе журналистских практик: концептуально-содержательный аспект // Медиаскоп. 2012. № 4.

4. Гутцайт Р. Л. Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс»): автореф. дис. …канд. филол. наук. М., 2012.

5. Малышева Е. Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование. Омск: Изд-во ОмГУ, 2011.

6. Шарафутдинова С. В. Формирование социальной оценки в дискурсе СМИ (на материале спортивного дискурса): автореферат дис. ... канд. филол. наук. Ижевск, 2010.

Список дополнительной литературы

1. Алексеев К .А. Спортивная составляющая имиджа страны // Имидж государства/региона: современные подходы. СПб., 2009. Вып. 3. С.241-261.

2. Алексеев К. А. Спорт как инструмент внешней политики послевоенного СССР (на материале советских СМИ) // Публицистика в кризисный период: проблемы истории, теории, языка. Материалы научно-практической конференции. Великий Новгород, 2010. С. 133-155.

3. Богословская В. Р. Англицизмы в русской спортивной лингвокультуре конца XX века: автореф. дис. …канд. филол. наук. Волгоград, 2003.

4. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат. В 2-х частях. СПб, 2002.

5. Войтик Е. А. Спортивная журналистика. Томск, 2006.

6. Воркачев С. Г. Идея патриотизма в русской лингвокультуре: монография. Волгоград: Парадигма, 2008.

7. Гуськов С. И. Голубой монстр: (Спортивное телевидение США на службе американского империализма). М.: Мысль, 1986.

8. Воронков П. Спортивная пресса как тип (Электронный ресурс) М.,2006.

9. Гутцайт Р. Л. Эмотивность и оценочность телевизионного футбольного комментария // Медиаскоп. 2011. № 4.

10. Гутцайт Р. Л. Языковая игра в речи спортивного комментатора // Медиаскоп. 2012. № 1.

11. Дубчак И. Е. Спортивный дискурс в русском масс-медийном коммуникативном пространстве: автореф. дис. …канд. филол. наук. Киев, 2009.

12. Зильберт А. Б., Зильберт Б. А. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории, исследовательские задачи // Язык, сознание, коммуникация. М.: МАКС Пресс, 2001. Вып. 17. С.45 55.

13. Ильченко С. Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб., 2009.

14. Истрате П. Лингвостилистические и риторические особенности спортивного репортажа как жанра СМИ: на материале футбольного репортажа: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2006.

15. Ключи к эфиру. Кн. 2. Основы мастерства: Опыт, практические советы. М.: Аспект Пресс, 2007.

16. Кудрин С. А. Базовые метафоры спортивного дискурса как текстопорождающие модели: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2011.

17. Модогоева И. В., Очиров И. М. Этнопсихологические особенности спортивной деятельности. Режим доступа: www.psyhodic.ru/arc.php

18. Панкратова О. А. Лингвосемиотическая характеристика спортивного дискурса: автореф. дис. … канд. филол.наук. Волгоград, 2005.

19. Попов А. Л. Спортивная психология: учеб.-метод. пособие для спортивных вузов. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. Изд. 2-е.

20. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2006.

21. Прохорова К. В. Прагматика заголовка в медиапространстве Интернета (на материале спортивных сайтов) // Медиатекст как полиинтенциональная система. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. С. 205-212

22. Сизоненко В. А. Типологические особенности речевого жанра «спортивный репортаж»: Автореф. дис….канд. филол. наук. Киев, 1985

23. Слюсаренко Е. А. Специализированные журналы о спорте: типологические и профильные характеристики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2003.

24. Снятков К. В. Коммуникативно-прагматические характеристики телевизионного спортивного дискурса: автореф. дис. … канд. филол. наук, Вологда, 2008.

25. Спасский О. Д. За кого болеют журналисты. М.: Физкультура и спорт, 1986.

26. Спорт в зеркале журналистики: Сб. статей / Сост. Г. Я. Солганик. М.: Мысль, 1989.

27. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход: учебное пособие. М.: Гендальф, 1998.

28. Ухова Л. В. Языковая личность спортивного комментатора // Медиатекст как полиинтенциональная система. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. С. 156-159.

29. Харрис Р. Психологические аспекты спорта и спортивных репортажей // Психология массовых коммуникаций. СПб.; М., 2002. Режим доступа: evartist.narod.ru/text5/08.htm

30. Якимович В. С. Культура в мире спорта. М., 2006.

Перечень иных информационных источников

1. medialing.spbu.ru

2. philology.ru

3. www.library.spbu.ru/er/ecat.html

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация