Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
СМИ в сфере физической культуры и спорта: история и традиции
January 18, 2017, 11:57 am

Преподаватель: Алексеев Константин Александрович, канд. филол. наук, доцент

Кафедра истории журналистики

Спецсеминар направлен на ознакомление студентов, интересующихся спортивной журналистикой, со спецификой СМИ, обслуживающих сферу спорта и физической культуры, на историческом материале российского и, отчасти, мирового опыта. В ходе спецсеминара раскрываются особенности специализированных средств массовой информации на различных этапах эволюции физкультурно-спортивного движения в России и СССР, их роль в утверждении ценностей и идеалов здорового образа жизни, закономерности формирования их функций и типологических черт.

Студенты знакомятся с деятельностью наиболее выдающихся спортивных журналистов нашей страны, с историей возникновения и развития самых заметных газет, журналов, фильмов, теле- и радиопередач о спорте. На материале первоисточников: печатной периодики, кино, мультфильмов, аудио и видеозаписей программ и трансляций, оставивших памятных след в истории развития спортивной журналистики в России.

Студенты получат представление о том, как менялись в зависимости от исторической эпохи представления о задачах, ценностях и нормах в деятельности спортивных журналистов, смогут проверить полученные знания с помощью предложенных их вниманию тестов и заданий для самостоятельной подготовки.

Хронологический охват спецсеминара – от зарождения спортивной журналистики в России в XIX веке до состояния современной системы российской журналистики.

Основной задачей спецсеминара является формирование у студентов через самостоятельную работу над первоисточниками способности анализировать особенности спортивной журналистики в разные периоды, делать самостоятельные выводы, использовать опыт прошлого при изучении спортивной журналистики настоящего.

При написании курсовой работы, которая является логическим завершением работы на спецсеминаре, студенты могут избирать общие проблемы истории спортивной журналистики или разрабатывать более узкие, но интересные для них темы – историю становления отдельных изданий, проблемы освещения тех или иных видов спорта, соревнований, особенности работы знаменитых спортивных журналистов.

Разработчик курса является автором нескольких учебных пособий, посвященных спортивной журналистики, предметно занимается исследованием вопросов истории спортивной журналистики в России, имеет публикации, посвященные разным периодам ее становления и развития.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Алексеев К. А. Дореволюционная спортивная журналистика России: история и традиции. Монография. СПб., 2014.

2. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Основы спортивной журналистики. Уч. пос. М., 2016.

3. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Спортивная журналистика. Уч. пос. в 2-х ч. СПб., 2009, 2012.

4. Алексеев К. А.., Ильченко С. Н. Спортивная журналистика. Учебник. М., 2013.

5. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. СМИ в сфере физической культуры и спорта. Уч. пос. СПб., 2014.

6. Алексеев К. А. Спортивная пресса России (1823-1918 гг.). Библиографический указатель. СПб., 2008.

7. Алексеев К. А. Спортивная журналистика XIX века // Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия. Девятнадцатый век. Т. 2, кн. 6. СПб., 2008.

8. Алексеев К. А. Спортивная составляющая имиджа страны // Имидж государства/региона: современные подходы. Сб. науч. трудов. Вып. 3. СПб., 2009.

9. Алексеев К. А. Спорт как инструмент внешней политики послевоенного СССР (на материале советских СМИ) // Публицистика в кризисный период: проблемы истории, теории, языка. Материалы научно-практической конференции. Великий Новгород, 2010.

10. Алексеев К. А. Спортивная журналистика после октября 1917 года: особенности происхождения советской физкультурно-спортивной печати // Вестник Московского государственного университета. Сер. 10, вып. 2. М., 2015.

11. Алексеев К. А. Трансформация роли спорта в общественно-политической жизни СССР (на материале газеты «Красный спорт» в 1940-е гг.) // Медиаскоп. 2015. № 4.

План лекционных занятий

Занятие 1. Возникновение, становление и развитие спортивной журналистики в России в соответствии с общественно-политическими формациями: основные понятия, тенденции и направления.

План семинарских занятий

Занятие 1. Спортивная журналистика Росси в XIX веке: первые специализированные издания о спорте и их деятели.

Занятие 2. Ведущие спортивные издания универсальной тематики. Спортивные разделы в общей прессе. Различия в задачах и принципах функционирования.

Занятие 3. Модели развития спортивной журналистики России: их отличительные черты и признаки.

Занятие 4. Приемы пропаганды спорта и физической культуры в советском и российском кинематографе.

Занятие 5. Особенности работы спортивных журналистов в различных типах СМИ.

Занятие 6. Военно-прикладное значение массового спорта в освещении советских физкультурно-спортивных СМИ.

Занятие 7. Развитие жанра репортажа на советском радио и телевидении. Знаменитые радио и телекомментаторы советской эпохи и их роль в становлении отечественной школы спортивного комментария. Сравнительный анализ с современным положением дел

Занятие 8. Конкуренция в сфере спортивных СМИ: противостояние традиционных и новых медиа, существование в условиях давления со стороны субъектов спорта.

Занятие 9. Спортивная журналистика в начале XXI в. Медийные мобильные платформы и новые возможности в освещении спорта.

Занятие 10. Специализация и универсализация в современной спортивной журналистике в условиях конвергенции.

Вопросы к зачету

1. Формирование специализированной спортивной журналистики в России в первой трети XIX в. -1880-х гг.

2. Первые российские спортивные издания и их особенности.

3. Развитие спортивной прессы в России на рубеже XIX-XX веков.

4. Типология дореволюционной спортивной печати.

5. Ведущие спортивные журналисты дореволюционной России.

6. Формирование советской спортивной журналистики в 1920-30-е гг.

7. Виды и жанры советской спортивной печати.

8. Развитие спортивной советской печати в 1950-1980-е гг.

9. Успехи советских спортсменов на международной арене и их отражение в СМИ СССР.

10. Характеристика основных спортивных изданий советского периода.

11. Ведущие спортивные журналисты СССР.

12. Преобразование системы спортивной советской печати в 1980-1990-х гг., возникновение системы спортивных СМИ РФ.

13. Популярные и непопулярные виды спорта в печатных СМИ. Историческая ретроспектива.

14. Основные события спортивной жизни второй половины XX века и их освещение в отечественных СМИ.

15. Особенности работы спортивного журналиста в современных печатных СМИ.

16. Характеристика современного рынка спортивных электронных СМИ.

17. Творчество одного из современных спортивных журналистов по выбору.

18. Характеристика отдельного специализированного спортивного СМИ из числа современных по выбору.

Текущий контроль (самостоятельная работа с методическими материалами)

Занятие 1. Работа с учебными пособиями – письменные ответы на предложенные в пособии вопросы по содержанию параграфов.

Занятие 2. Подготовка студентом макета выпуска спортивного издания / сюжета радио- или телепередачи по образцу (оформление, содержание, рубрикация, тематика, стиль и т. д.) той или иной эпохи.

Занятие 3. Письменные ответы на заранее заданные преподавателем вопросы после просмотра спортивных телепередач, киножурналов, кинофильмов о спорте по их содержательно-тематическим особенностям.

Текущий контроль (зачет)

Текущий контроль по спецсеминару осуществляется в соответствии со следующими показателями:

1. Посещаемость занятий. В случае пропуска студент выполняет индивидуальное задание по теме пропущенного семинара. График сдачи заданий устанавливается индивидуально по договоренности студента и преподавателя.

2. Итоги самостоятельной работы с использованием методических материалов.

3. Написание двух тестов (в начале и конце занятий) по темам, пройденным на семинарах, для получения представлений об уровне роста знаний студента.

Текущий контроль (курсовая работа)

Курсовая работа по спецсеминару – итоговая квалификационная работа по дисциплине. Студент должен продемонстрировать понимание проблемы, необходимые исследовательские навыки, умение работать с разнообразными источниками и литературой. Выполнение студентами курсовых работ способствует более углубленному изуче¬нию предмета и служит проверкой глубины и прочности знаний.

В рамках графика, установленного по договоренности студента и преподавателя, студент выбирает тему курсовой работы, предоставляет для утверждения список литературы, структуру работы, черновые варианты глав и окончательный вариант. Условием получения оценки по курсовой работе является не только подготовка текста, но и устная защита.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Спорт как социокультурный феномен в отражении СМИ.

2. Зарождение специализированной спортивной журналистики в России XIX в.

3. Первые спортивные издания и их особенности.

4. Формирование теоретических взглядов на спортивную журналистику.

5. Типология спортивной печати (по историческим периодам, отдельным типам или изданиям).

6. Творческая мастерская спортивных журналистов (персоналии).

7. Особенности формирования советских физкультурно-спортивных СМИ.

8. Роль СМИ в развитии физической культуры и массового спорта в СССР.

9. Система советской спортивной журналистики как отражение инструментальной роли спорта в СССР

10. Успехи советских спортсменов на мировой арене в освещении СМИ.

11. Трансформация системы спортивной советской печати в 1980-1990-х гг.

12. Особенности системы спортивных СМИ Российской Федерации: принципы организации и функционирования.

13. Проблемы развития спортивных СМИ в России в начале XXI века.

14. Другие темы по актуальным проблемам курса, предложенные студентами и утвержденные преподавателем

Критерии оценки (зачет)

Форма промежуточной аттестации – зачет в форме ответа по билетам (2 вопроса в билете). На подготовку ответа студенту дается 15 минут.

Оценка «Зачтено» ставится, если студент имеет представление об основных процессах, определявших ход и особенности развития спортивных СМИ; может рассказать об основных тенденциях и объяснить закономерности их развития; владеет навыками аргументации; знаком с творчеством ведущих спортивных журналистов и особенностями наиболее заметных спортивных СМИ.

Оценка «Не зачтено» ставится, если студент не демонстрирует указанного выше понимания, не может ответить на вопросы из билета и на дополнительные вопросы.

Критерии оценки (курсовая работа)

Оценка «Отлично» ставится, если студент демонстрирует навыки самостоятельного исследования, умение обобщать, систематизировать и анализировать собранный материал, способен грамотно написать научный текст и применять научный аппарат исследования.

Оценка «Хорошо» ставится, если студент демонстрирует вышеперечисленные навыки и умения, но работе не достает собственных выводов и творческого подхода.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент демонстрирует вышеперечисленные навыки и умения, но работа содержит значительное число ошибок в содержании и оформлении.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не может продемонстрировать вышеперечисленных знаний и умений.

Список основной литературы

1. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Основы спортивной журналистики. Учеб. пос. М., 2016.

2. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Спортивная журналистика. Учеб. пос. в 2-х ч. СПб., 2009, 2012.

3. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. СМИ в сфере физической культуры и спорта. Уч. пос. СПб., 2014.

4. Войтик Е.А. Спортивная журналистика. Учебно-методическое пособие. Томск, 2004.

Список дополнительной литературы

1. Андреева Т. В., Гусева М. Ю. Спорт наших дедов. СПб., 2002.

2. Базунов Б. А. Спорт. ХХ век. М., 2001.

3. Баранов В. В. Типологические характеристики спортивной печати Российской Федерации. М., 2000.

4. Баранов В. В., Слюсаренко Е. А. Спортивная печать Российской Федерации (1990-2000) // Типология периодической печати. М., 2007.

5. Вартанян А. Т. Летопись советского футбола. 1936-1959 гг. М., 2003-2011.

6. Войтик Е. А. Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI века. Томск, 2013.

7. Деметер Г. С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения. М., 2005.

8. Люлевич А. А. Образ спорта в отечественных СМИ: социокультурный анализ. Автореф. канд. диссертации. М., 2006.

9. Михайлов С. А., Мостов А. Г. Спортивная журналистика. Учеб. пос. СПб., 2005.

10. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1999.

11. Озеров Н. Н. Всю жизнь за синей птицей. М., 1995.

12. Озеров Н. Н. Репортаж о репортаже. М., 1976.

13. Орлов С. И. Русская дореволюционная спортивная журналистика. М, 1974.

14. Родиченко В. С. Спортивные соревнования: информация, управление. М., 1978.

15. Спасский О. Д. За кого болеют журналисты. М., 1986.

16. Спорт в зеркале журналистики. Сост. Г. Я. Солганик. М., 1989.

17. Суник А. Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX – ХХ вв. М., 2004.

18. Толстой С. С. Власть и массовый спорт в СССР: на примере истории советского футбола в 1930-1950-е годы. Автореф. канд. диссертации. М., 2009.

19. Туленков Д. А. Советская физкультурно-спортивная журналистика во второй половине 1930 гг.: особенности функционирования // Журналистика 2004: СМИ в многополярном мире. М.: 2005.

20. Филатов Л. И. Наедине с футболом. М., 1973.

21. Филатов Л. И. Обо всем по порядку. Репортаж о репортаже. М., 1990.

22. Шишигин М.В.Спорт. Информация. Информация. М., 1974.

23. Шустер О. С. Средства массовой информации и спорт. СПб., 1998.

24. Эдельман Р. Серьезная забава. История зрелищного спорта в СССР. М., 2006.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация