Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Современная публицистика: авторы, издания, направления
January 18, 2017, 10:54 am

Преподаватель: Колодяжный Илья Владимирович, старший преподаватель

Кафедра периодической печати

В последнее время происходит плодотворный процесс осознания публицистики как важнейшего и необходимейшего условия существования подлинно демократического устройства, как гаранта существования институтов гражданского общества и правового государства. И власть, и общество всё больше ощущает потребность в серьёзной, конструктивной публицистике, способной ставить и решать самые острые и сложные вопросы современности, быть интеллектуальной площадкой для взаимодействия и консолидации различных общественных сил.

В этой связи представляется актуальным обратить особое внимание на своеобразие отечественной публицистики. Речь идёт о её традиционном (начиная со второй половины XIX века) делении на почвенническую и либеральную (или на консервативную и прогрессивную). Обычно эти два направления рассматривают только в качестве непримиримых антагонистов, отдельно друг от друга, с утверждением одного и одновременным отрицанием другого. Однако, если попытаться взглянуть на вещи беспристрастно, можно увидеть, что почвенничество и либерализм, взятые вместе, как две стороны единого духовного процесса, являются главной движущей силой развития общественной мысли. Поэтому для истинного понимания современного публицистического дискурса очень важно осмыслять его не как нечто однородное или одностороннее, а как диалектическое единство двух противоположных начал.

Основной целью предлагаемого спецсеминара является изучение и анализ современной публицистики, ее роли в формировании общественного мнения. Участники спецсеминара познакомятся с ведущими публицистами, их творческим методом, эстетическими и идеологическими взглядами, ценностной ориентацией; получат представление об основных изданиях почвеннического и либерального направления, методах и уровне полемики, о круге обсуждаемых проблем и путях их решения; рассмотрят вопросы духовного и политико-экономического устройства России в современной публицистике, публицистический дискурс оппозиционных изданий, специфику интернет-публицистики. Каждое семинарское занятие предполагает использование в качестве иллюстративного материала журналистских текстов; привлекаются записи телепрограмм, видеофильмов, интернет-версии. В процессе изучения курса студенты должны написать курсовую работу, по содержанию которой готовятся презентации-доклады. Спецсеминар предполагает разбор кейсов, проведение деловых игр, групповых дискуссий, которые позволят обучающимся на практике познакомиться со спецификой работы.

Автор спецсеминара имеет опыт работы в качестве литкритика и публициста в разных периодических изданиях (газеты «Литературная Россия», «Парламентская газета», «Советская Россия», журналы «Наш современник», «Москва», «Аврора», интернет-порталы «Военное обозрение», «Русская народная линия»).

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Колодяжный И. В. Критико-публицистическая деятельность в контексте социокультурных трансформаций // Материалы научно-практ. конференции "Медиатекст в процессе социокультурной трансформации". СПб., 2010.

2. Колодяжный И. В. Ценностная иерархия в либеральной публицистике 1960–2000-х годов // Материалы межвузовской научно-практ. конференции «Медиатекст в как предмет исследования». СПб., 2011.

3. Колодяжный И. В. Образ России в отечественной публицистике // Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии: матер. Межд. Семинара (3-4 октября 2013 года) / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2013.

4. Колодяжный И. В. Экономическая публицистика В. Кожинова // Публицистика в современном обществе: Материалы всероссийского научно-практ. семинара «Современная период. печать в контексте коммуникативных процессов (Трагедия публицистики в информационном обществе)» / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 2014.

План лекционных занятий

Занятие 1. Истоки появления российской публицистики. Дефиниции понятий «либерализм», «почвенничество», «западничество», «славянофильство».

Основные тенденции (проблематика, ценностная ориентация, творческий метод) в современном публицистическом дискурсе.

План семинарских занятий

Занятие 1. Зарождение либеральных и почвеннических направлений в публицистике (А. Герцен, Т. Грановский, П. Чаадаев, В. Белинский, А. Хомяков, И. Киреевский, А. Григорьев, Ф. Достоевский, Н. Страхов и др.). Обсуждение в группе докладов-презентаций студентов по теме.

Занятие 2. Прогресс как основа либеральной концепции. Понимание прогресса либералами и консерваторами. Обсуждение текстов ведущих публицистов (А. Герцен, К. Леонтьев, В. Кожинов, А. Сахаров и др.).

Занятие 3. Публицистика накануне революции 1917 г. Противостояние ультралиберальной и консервативной публицистики. Работа с текстами в группе.

Занятие 4. 1960-е годы – возрождение традиций российской дореволюционной публицистики. Начало разделения литературной критики и публицистики на два направления. Обсуждение в группе докладов-презентаций студентов по теме.

Занятие 5. Круг актуальных проблем, представленных в современной публицистике. Ведущие современные литкритики и публицисты: биография, взгляды, творческий метод. Обсуждение презентаций-докладов студентов.

Занятие 6. Оппозиционная публицистика: конструктивное и деструктивное направление. Обсуждение в группе материалов СМИ.

Занятие 7. Дискуссия на тему: Специфика интернет-публицистики: аудитория, ценности, язык. Обсуждение в группе материалов СМИ.

Занятие 8. Публицистика и литкритика в почвеннических литературных изданиях («Москва», «Наш современник», «Роман-газета», «Аврора», «Литературная Россия», «День литературы»; авторы, темы, жанры). Обсуждение презентаций-докладов студентов.

Занятие 9. Публицистика и литкритика в либеральных литературных изданиях («Новый мир», «Знамя», «НЛО», «Октябрь», «НГ Ex libris», «Книжное обозрение», «Звезда», «Вопросы литературы»; авторы, темы, жанры). Обсуждение презентаций-докладов студентов.

Занятие 10. Споры о будущем России: расхождения и точки соприкосновения. Вопросы духовного и политико-экономического устройства России в современной публицистике. Обсуждение в группе материалов СМИ.

Внутрисеместровый контроль

Студент считается аттестованным, если посещает все занятия, выполняет задания преподавателя, активно участвует в дискуссиях на практических занятиях. Аттестация не ставится, если пропущено более, чем 40% занятий, не выполнены задания, предложенные преподавателем.

График подготовки курсовой работы: сентябрь 2015 – утверждение темы курсовой работы, октябрь – подготовка первой главы курсовой работы, ноябрь – черновой вариант курсовой работы предъявляется преподавателю, декабрь 2015 – сдача чистового варианта курсовой работы.

В курсовой работе должны быть обозначены цель, задачи, определены объект и предмет исследования, обозначена методологическая и эмпирическая база, описана методика проведения исследования.

Формы самостоятельной работы с использованием методических материалов включают в себя индивидуальное консультирование студентов по предложенному преподавателем графику (выбор темы курсовой работы, обсуждение содержания и введения курсовой работы, поиск литературы, обсуждение структуры, основных тезисов курсовой работы), просмотр приложений и исследовательских материалов в оборудованной компьютерной техникой аудитории.

Вопросы к зачету

1. Истоки появления российской публицистики.

2. Дефиниции понятий «либерализм», «почвенничество», «западничество», «славянофильство».

3. Зарождение либеральных и почвеннических направлений в публицистике.

4. Прогресс как основа либеральной концепции. Понимание прогресса либералами и консерваторами.

5. Публицистика накануне революции 1917 г. Противостояние ультралиберальной и консервативной публицистики.

6. 1960-е годы – возрождение традиций российской дореволюционной публицистики.

7. Круг актуальных проблем, представленных в современной публицистике.

8. Ведущие современные литкритики и публицисты: биография, взгляды, творческий метод.

9. Оппозиционная публицистика: конструктивное и деструктивное направление.

10. Специфика интернет-публицистики: аудитория, ценности, язык.

11. Публицистика и литкритика в почвеннических литературных изданиях.

12. Публицистика и литкритика в либеральных литературных изданиях.

13. Споры о будущем России: расхождения и точки соприкосновения.

14. Вопросы духовного и политико-экономического устройства России в современной публицистике.

15. Основные тенденции (проблематика, ценностная ориентация, творческий метод) в современном публицистическом дискурсе.

16. Жанровая палитра современной литкритики и публицистики.

17. Взаимодействие почвеннической и либеральной публицистики как фактор плодотворного развития общественно-политической мысли.

18. Ценностная иерархия либеральной и почвеннической публицистики.

Рекомендуемые темы курсовых работ

1. Ведущие современные публицисты и литкритики (биография, взгляды, творчество).

2. Взаимодействие почвеннической и либеральной публицистики как фактор плодотворного развития общественно-политической мысли.

3. Актуальность деления публицистики на консервативную и прогрессивную.

4. Жанровая палитра современной публицистики.

5. Ценностная иерархия почвеннической публицистики.

6. Ценностная иерархия либеральной публицистики.

7. Публицистика и литкритика в почвеннических литературных изданиях («Москва», «Наш современник», «Роман-газета», «Аврора», «Литературная Россия», «День литературы»; авторы, темы, жанры).

8. Публицистика и литкритика в либеральных литературных изданиях («Новый мир», «Знамя», «НЛО», «Октябрь», «НГ Ex libris», «Книжное обозрение», «Звезда», «Вопросы литературы»; авторы, темы, жанры).

9. Феномен блогерской публицистики.

10. Постмодернистская парадигма в современном публицистическом пространстве.

11. Экономическая публицистика в деловых изданиях.

12. Публицистика в оппозиционных изданиях («Новая газета», «Завтра», «Газету.ру», «Советская Россия»,).

13. Экологическая публицистика (авторы, темы, пути решения).

14. Освещение советского периода истории в консервативной и прогрессивной печати (варианты: С. Кара-Мурза и Б. Сарнов, В. Мединский и Л. Млечин, Н. Нарочницкая и Ю. Латынина, В. Бушин и Д. Орешкин).

15. Споры о будущем России: расхождения и точки соприкосновения.

16. Вопросы духовного и политико-экономического устройства России в публицистике А. Солженицына.

17. Историософская публицистика В. Кожинова.

18. Экологическая проблематика в публицистике В. Распутина.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная.

На подготовку ответа студенту дается 20 минут.

Зачет по дисциплине складывается из двух оценок: за теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть – это ответ на предложенные преподавателем вопросы, практическая – посещаемость занятий и успеваемость студента в рамках практических занятий.

Оценка «Зачет» ставится, если полно раскрыто содержание материала вопросов, материал изложен грамотно, в логической последовательности, точно используются профессиональные термины, теоретическая часть иллюстрируется примерами из медиапрактики, если продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов, если в дополнение ко всему студент активно работал на практических занятиях и выполнил все задания во время семестра. В ходе изложения материала возможны одна-две неточности, недочеты при освещении основных вопросов, исправленные по замечанию преподавателя, ошибка или более двух недочетов при ответе на второстепенные вопросы.

Оценка «Незачет» ставится, если: не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебной программы, допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов, а так же не выполнены задания, предложенные преподавателями в течение семестра на практических занятиях.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Критерии оценки курсовой работы

Курсовая работа по данной дисциплине включает теоретический обзор литературы по выбранной теме, изложение методики работы (1 раздел) и анализ эмпирического материала - текстов СМИ (2 раздел).

Оценка «Отлично» ставится, если работа представляет собой законченное, самостоятельное исследование, выполнена на высоком уровне; студент демонстрирует владение материалом и терминологией курса, теоретический материал подкрепляет эмпирическим; работа оформлена в соответствии с требованиями; имеет безукоризненный научный аппарат; во время процедуры защиты четко излагает содержание собственной работы.

Оценка «Хорошо» ставится, если работа представляет собой законченное, самостоятельное исследование, выполнена на высоком уровне; студент демонстрирует владение материалом и терминологией курса; теоретический материал подкрепляет эмпирическим материалом; но в курсовой работе есть содержательные недочеты, стилистические погрешности или ошибки в научном аппарате.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если работа представляет собой самостоятельное исследование, но студент демонстрирует недостаточное владение материалом и терминологией курса, не может провести глубокий анализ СМИ; есть содержательные недочеты, стилистические погрешности или ошибки в научном аппарате; тема не раскрыта или материал не отвечает заявленной теме

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если работа не является самостоятельным исследование: содержит более 70% заимствованного материала.

Список основной литературы

1. Публицистика в современном обществе: Материалы всероссийского научно-практ. семинара «Современная период. печать в контексте коммуникативных процессов (Трагедия публицистики в информационном обществе)» / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПбГУ, 2014.

2. Кризис духовности в медиапространстве: Материалы всероссийского научно-практ. семинара «Современная период. печать в контексте коммуникативных процессов» / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПбГУ, 2012.

3. Мастерская публициста: опыт прошлого и настоящего: сб. статей. Вып. 7 / под ред. проф. Г. В. Жиркова. СПбГУ, 2011.

4. Кожинов В. В. Грех и святость русской истории. М., 2010.

Список дополнительной литературы

1. Аннинский Л.А. Меч мудрости или русские плюс. М., 2009.

2. Архангельский А. Гуманитарная политика. М., 2006.

3. Бондаренко В.Г. Поколение одиночек. М., 2008.

4. Бушин В.С. Пляски на сковороде. Путин, Медведев и все, все, все. М., 2010.

5. Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. М., 2009.

6. Карасев П.С. Проблемы теории публицистики. Л., 1973.

7. Кожинов В.В. О русском национальном сознании. М., 2004.

8. Колесников А.И. Меня Путин видел! М., 2005.

9. Лобанов М. Твердыня духа. М., 2010

10. Марущак Ю.Д. Сюжет и композиция в газетной публицистике. М., 1986.

11. Мединский В.Р. О том, кто и когда сочинял мифы о России. М., 2010.

12. Нарочницкая Н. А. Россия и русские в современном мире. М., 2009.

13. Палиевский П.В. Из выводов XX века. СПб., 2004.

14. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984.

15. Публицистика // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1971.

16. Распутин В.Г. Россия: дни и времена. Иркутск, 1993.

17. Публицистический текст: Лингвистический анализ. Учебное пособие. М., 2010.

18. Солженицын А. И. Публицистика: в 3 т. / А. И. Солженицын. Ярославль, 1996.

19. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.

20. Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. Учеб. пособие. СПб., 2004.

21. Ученова В.В. Публицистика и политика. М., 1979.

22. Фурман Д. Публицистика «нулевых». М., 2011.

23. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. М., 2005.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация