Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Фейк в практике аудиовизуальных СМИ
January 18, 2017, 9:52 am

Преподаватель: Ильченко Сергей Николаевич, доктор филологических наук, доцент

Кафедра телерадиожурналистики

Трактовка в электронном медийном пространства проблемы достоверности информации сегодня является одной из актуальных тем для профессионального журналистского сообщества. Фейк как профессиональная методика, сформировался в ХХI веке. Cегодня фейковая журналистика оказывает существенное влияние на процессы в контексте информационной борьбе.

Работа в семинаре поможет выявить и проанализировать тенденции в освещении реальных аспектов использования фейков, проблем самой медийной сферы, актуализировать позитивный опыт отечественных и зарубежных СМИ в достоверном освещении политической проблематики, а также определить современную роль и потенциальные возможности СМИ в создании объективной картины жизни страны и мира. С конкретным опытом использования фейков на ТВ, радио, сетевых ресурсах, печатных медиа.

Автор данного курса имеет многолетний опыт эфирной работы в качестве автора и ведущей программ разнообразной тематики, в том числе и в сфере политики. Многократно выступал в качестве автора публикаций в федеральных и петербургских СМИ по вопросам достоверности информации.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Ильченко С.Н., Окнер О.А. ТВ в эпоху Интернета. СПб, 2004.

2. Ильченко С.Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые формы и жанры вещания. СПб., 2006.

3. Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб., 2009.

4. Ильченко С.Н. Шоу-цивилизация: конец реальности? CПб., 2014.

5. Ильченко С.Н. Журналистика источников лжеинформации: кризис доверия в условиях шоу-цивилизации // Век информации. 2015. № 2 (Материалы семинара Форума «Дни философии в Петербурге-2014), с. 217-227.

6. Ильченко С.Н. Политическая изнанка шоу-цивилизации: иллюзии свободы слова и информационная война / Коммуникационные исследования. 2014. № 2. С. 16-22.

7. Ильченко С.Н.Фейк как политический формат в современной медиасреде // Гуманитарный вектор, 2015, Серия «История. Политология». № 3 (43). С. 98-101.

8. Экранная хроника как элемент фейковой журналистики //Гуманитарный вектор. Серия «История. Политология». 2016. Т. 11, № 4. С. 124-127. – 0, 3 п.л.

9. Фейковая журналистика как элемент современной шоу-цивилизации // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22. № 3 (153). С. 14-18. – 0,3 п.л.

10. Ильченко С. Н. Политические игры современного шоу-бизнеса в телеэфире: дискурс манипуляции // Гуманитарный вектор. Сер. Филология. Востоковедение. 2016. Том 11, № 5. С. 110–115.

План лекций

Тема 1. Фейк как доминирующий тренд в деятельности современных СМИ.

Специфика презентации информации на различных этапах развития медийной системы. Исторической опыт реализации возможностей СМИ в медиадискурсе. Отечественные СМИ и фейковая журналистика.

Тема 2. Особенности использования фейков в освещении политической тематики в контексте глобальных изменений медиаситуации.

Основные узловые моменты современного информационного противостояния России и Запада. Приемы информационной борьбы. Проблема достоверности информации в практике электронных СМИ.

План семинаров

Тема 1. Что такое фейк?

Шоу-цивилизация и проблема достоверности информации. Типология применения фейков в журналистской практике.

Тема 2. Компоненты фейка как метода работы журналиста.

Тема 3. Электронные СМИ 1980-1990-х гг. и проблема доверия к информации.

CМИ и перестройка. Политика гласности и цензурный режим. Появление новых форматов электронного вещания.

Тема 4. Отечественные электронные СМИ в 1990-е гг.

СМИ как бизнес. Информационные войны как поле проявления фейкового мышления. .

Тема 5. Особенности функционирования отечественных СМИ в начале ХХI века.

Достоверность как критерий важности информации. Формы и виды интепретации информации в практике электронных СМИ.

Тема 6. Фейк в практике современных электронные СМИ.

Роль фейка в интерпретации эксцессных ситуаций. Особенности работы электронных ССМИ в экстремальных ситуациях.

Тема 7. Фейк как политический формат в современных информационных войнах.

Украинский кризис. Запад и Россия. Политизация электронного вещания. Применение фейковой журналистики.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Мониторинг сетевых источников по заданной ситуативной и дискутируемой проблематики по заданию преподавателя.

Вопросы к зачету

1. Что такое фейк.

2. Шоу-цивилизация и проблема достоверности информации.

3. Типология применения фейков в журналистской практике.

4. Компоненты фейка как метода работы журналиста.

5. Электронные СМИ 1980-1990-х гг. и проблема доверия к информации.

6. Информационные войны как поле проявления фейкового мышления.

7. Особенности функционирования отечественных СМИ в начале ХХI века.

8. Достоверность как критерий важности информации.

9. Формы и виды интерпретации информации в практике электронных СМИ.

10. Роль фейка в интерпретации эксцессных ситуаций.

11. Особенности работы электронных СМИ в экстремальных ситуациях.

12. Фейк как политический формат в современных информационных войнах.

13. Политизация электронного вещания.

14. Применение фейковой журналистики в контексте агитации и пропаганды.

15. Фейк как средство манипулирования общественным сознанием. .

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

Шоу-цивилизация и ее влияние на медийную систему России.

Правовые основы деятельности СМИ в современной России.

Опыт участия СМИ в выборах федеральных органов власти (1993-2015 гг.)

СМИ и экстремальные политические ситуации: цветные революции, терроризм, устранение политических деятелей.

Роль СМИ в политических процессах регионального уровня.Методы работы современных СМИ в контексте политических процессов.

Проблема достоверности в практике современных электронных СМИ.

Анализ деятельности современного иностранного СМИ с точки зрения освещения политической проблематики.

Анализ деятельности современного российского СМИ с точки зрения политической проблематики.

Специфика деятельности оппозиционных СМИ в отечественной медиасистеме.

Медийный портрет политического деятеля (по выбору студента).

Приемы и методы информационной борьбы в современных условиях.

Фейк как информационное оружие в практике СМИ.

Типология фейков в практике СМИ.

Альтернатива фейковой журналистики.

Текущий контроль (зачет)

Если студент посещал более 50 процентов от общего числа аудиторных занятий и в срок выполнял все письменные задания для семинара, то он может рассматриваться как кандидат на автоматическое получение зачета по данной дисциплине.

Текущий контроль (курсовая работа)

Темы курсовых работ обсуждаются и утверждаются на первом семинарском занятии. Корректировка темы возможна, но не похднее чем за мемяц до начала зачетной сессии. Курсовые работы сдаются преподавателю не позднее, чем за неделю до начала зачетной сессии.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета - устная, в вопросно-ответной форме.

На подготовку ответа студенту дается 20 минут.

Оценка «Зачет» ставится, если посещал все аудиторные занятия и проявил максимальное понимание заявленной в спецсеминаре проблематике, а также вовремя прелоставил текст курсовой работы.

Оценка «Незачет» ставится, если студент не дал вовремя курсовую работу, не посещал аудиторные занятия (менее 25 процентов) и не смог ответить на вопросы преподавателя во время зачета.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – до 90 минут.

Критерии оценки (курсовая работа)

Оценка «Отлично» ставится, если выполнена в должном объеме (не менее 40 000 знаков), в ней задействовано не менее 15 печатных источников и раскрыта заявленная тема на обширном эмпирическом материале. .

Оценка «Хорошо» ставится, если работа выполнена в объеме от 35 000 до 40 000 знаков, в ней задействовано от 10 до 15 печатных источников и в основном раскрыта заявленная тема с привлечением эмпирического материала. .

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если работа выполнен в минимально требуемом объеме (от 30 000 до 35 000 знаков), в ней задействовано до 19 печатных источников и раскрыта заявленная тема.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если она выполнена в объеме менее 30 000 знаков в ней задействовано минимальное количество печатных источников и не раскрыта заявленная тема.

Любая положительная оценка курсовой работы возможна только при наличии в ней не менее 75 процентов авторского текста.

Список основной литературы

1. Богомазов Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М, 2010.

2. Иванов И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 2011.

3. Журналистское расследование: история метода и современная практика. СПб., М., 2012.

4. Михайлов Г. С. Психологические процессы и эффекты СМИ. СПб.,2012.

Список дополнительной литературы

1. Блохин И.Н. Журналистика в мире национальных отношений. Политическое функционирование и профессиональное участие. СПб., 2008.

2. Боброва И., Зимин В. Черный PR? Белый GR! Цветной IR:). Менеджмент информационной культуры. М.-СПб., 2006.

3. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. М., 2003.

4. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат. Ч.1,2. СПб, 2002, 2003.

5. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия современной российской журналистики. В 2-х т. М., 1998.

6. Волковский Н.Л. Информационные войны. СПб, 2003.

7. Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.

8. Засурский И. Масс-медиа второй республики. М.,1999.

9. Засурский И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-e. М., 2001.

10. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. М..1994.

11. Каган М., Куртов А. Охота на дракона. Размышления о выборах и политическом консультировании. М., 2002.

12. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.

13. Караулов А. Вокруг Кремля. Диалоги. В 2-х т. М., 1993.

14. Ковлер А. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995.

15. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб, 1996.

16. Ольшанский Д. Массовые настроения в политике. М., 1995.

17. Политика и СМИ. М., 2008.

18. Почепцов Г.Г. Информационные войны. Киев, 2000.

19. Сухотерин Л., Юдинцев И. информационная работа в государственном аппарате. М., 2007.

20. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2005.

21. Телерадиоэфир: история и современность. М.. 2005.

22. Телерадиоэфир: история и современность. М., 2008.

23. Цуладзе Автандил. Большая манипулятивная игра. М., 2000.

24. Шишкина М. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб, 1999

25. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия: учеб. пособие. М., 2004.

26. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.

Перечень иных информационных источников

Записи радио- и телевизионных программ по заявленной тематике.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация