Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Вербально-визуальное взаимодействие в медиатексте
January 18, 2017, 9:50 pm

Преподаватель: Васильева Виктория Владимировна, кандидат филологических наук, доцент

Кафедра речевой коммуникации

Всякое сообщение, попавшее в поле массмедиа, есть речь в широком смысле слова, поскольку размещение любого информационного материала – в традиционных СМИ либо в сети – представляет собой коммуникативное действие, имеющее определенные цели и выполненное определенным способом с использованием различных коммуникативных практик. Материальным носителем медиаречи выступает медиатекст. Этот термин позволяет акцентировать внимание на гетерогенности текста в поле массмедиа – важнейшей особенности современной коммуникации: ее участники используют все доступные инструменты формирования смыслов. Массмедийная практика чаще всего имеет сегодня дело с коммуникатами – поликодовыми (креолизованными) медиатекстами, в которых не только слово как таковое, но и любой компонент публикации (изображения: графика, фото, рисунки; звуковое сопровождение; техническая кодировка: тэги, «облака», гиперссылки) может рассматриваться как реализация авторского замысла в конкретном коммуникативном акте.

В ходе спецкурса основное внимание будет уделено взаимодействию (взаимовлиянию, взаиморасширению) вербальных и визуальных элементов медитекста. В современных медиа, с их полиграфическими и мультимедийными возможностями и установкой на визуальную привлекательность, текстообразующая роль равно принадлежит вербальным и невербальным компонентам публикации: изображения выполняют не иллюстрирующую функцию, а выступают основой развертывания самостоятельных смысловых блоков (иногда вступающих в противоречие с содержанием вербальной части).

Материал, на котором строятся лекции спецкурса – кейсы, которые отражают многообразие проблем, связанных, во-первых, с тем, что в поле массмедиа включаются сегодня и результаты интернет-коммуникации: к посту блогера, комментарию, записи в чате предъявляются требования как к медиасообщению, на которое накладываются определенные ограничения. Здесь встает вопрос о персональной ответственности «автора» за смыслы, возникающие на стыке «слова и картинки». Второй круг проблем связан с коллективным авторством медиатекста в официальных СМИ: пишущий текст и визуализирующий этот текст – не всегда одно и то же лицо с общими установками и интенциями.

Автор спецкурса изучает проблематику поликодового медиатекста в связи с активной работой в Центре экспертиз СПбГУ. Все медиатексты, к которым предъявляются сегодня судебные иски, представляют собой гетерогенные коммуникативные образования, в которых выявить авторский замысел, формирование оценки, реализацию того или иного отношения к предмету речи и под. можно только на основе интеграции вербального и визуального в медиасообщении.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Васильева В.В. Журналистика как способ взаимодействия: этические аспекты речевой практики // Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии. Материалы международного семинара. 3-4 октября 2013 г. С. 41–46. (0,24 п.л.)

2. Васильева В.В. Словарные статьи в: Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова. Изд-во СФУ, Красноярск, 2012. (Креализованный текст – с. 272-273, Ритм – с.571-572, Благозвучие речи – с.78-79).

3. Васильева В.В. Реализация прагматической целеустановки в новостном телекоммуникате // Стилистика сегодня и завтра: Медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах / Материалы II Международной научной конференции. МГУ 21-22 ноября 2012.

4. Васильева В.В. Внешность человека в текстах СМИ: эстетический аспект оценки // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. Вып. 2. – СПб.: филологический ф-т СПбГУ, С. 247–252.

5. Васильева В.В., Дускаева Л.Р. Коммуникативный сценарий призыва в массмедийном поликодовом тексте: проявления экстремистского высказывания // Acta linguistica petropolitana. Труды института лингвистических исследований РАН / Отв. ред. Казанский Н.Н. - Т.XII. Ч. 3. СПб.: Наука, 2016.

6. Васильева В.В. Жанровый стиль теленовости в аспекте вербально-визуального взаимодействия // Медиатекст как полиинтенциональная система. СПбГУ, - СПб., 2011. С. 205-212.

7. Васильева В.В., Салимовский В.А. Жанровые стили новостного телевещания. Видеопрактикум. DVD. Филологический факультет СПбГУ., 2012.

План лекционных занятий

Занятие 1. Поликодовость – креолизация – гетерогенность: проблема терминологии и сущности.

Занятие 2. Коммуникат – единица массмедийного общения. Типы коммуникатов в массмедиа.

Занятие 3. Понятие медиатекст применительно к различным коммуникативным практикам. Традиционные и новые медиа; сетевое общение.

Занятие 4. Вербальноцентричные, визуальноцентричные и конвергентные тексты – типология взаимодействия.

Занятие 5. Визуальное воплощение естественного языка.

Занятие 6. Анализ кейсов: «инфографичность» вербалики.

Занятие 7. Конструктивные элементы медиатекста в сопоставительном аспекте (пресса, телевидение, он-лайн версии).

Занятие 8. Анализ кейсов: одно событие в разных визуальных сопровождениях.

Занятие 9. Специфика заголовочного комплекса в визуальном аспекте: опасности толкования темы.

Занятие 10. Анализ кейсов: предметно-тематическое содержание в вербальном и визуальном компоненте.

Занятие 11. Визуализация как способ аргументации. Расширение смыслов и свобода интерпретации вербального компонента медиатекста.

Занятие 12. Анализ кейсов: экспертиза поликодового текста в связи с судебными исками.

Занятие 13. Формирование авторской оценки в вербалике и визуальной части медиатекста.

Занятие 14. Анализ кейсов: экспертиза поликодового текста в связи с судебными исками.

Занятие 15. Коллоквиум: обсуждение кейсов, предложенных студентами.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль осуществляется на основании проверки самостоятельной работы с использованием методических материалов. Предлагаются задания из авторского видеопрактикума «Жанровые стили новостного телевещания», направленные на анализ речевых и визуальных коммуникативных действий в новостном сообщении (преподаватель предоставляет видеофайлы и схему анализа). Каждый слушатель спецкурса должен представить на проверку письменный анализ одного новостного сообщения. График сдачи определяется на втором занятии.

Обучающиеся, пропустившие более трети лекционных занятий, готовят к зачету анализ трех новостных сообщений, подобранных самостоятельно по образцу, данному в видеопрактикуме.

Вопросы к зачету

1. Понятия поликодовость, креолизация, гетерогенность: история терминов, выбор исследователя.

2. Коммуникат как единица массмедийного общения. Типы коммуникатов в массмедиа.

3. Специфика медиатекста применительно к различным коммуникативным практикам.

4. Типология вербально-визуального взаимодействия.

5. Вербально-визуальное взаимодействие в вербальноцентричных текстах.

6. Вербально-визуальное взаимодействие в визуальноцентричных текстах.

7. Вербально-визуальное взаимодействие в конвергентных текстах.

8. Способы, реализующие «инфографичность» вербалики.

9. Конструктивные элементы медиатекста: вербалика и визуалика композиции.

10. Визуализация как способ аргументации.

11. Формирование авторской оценки в вербалике и визуальной части медиатекста.

12. Экспертиза поликодового текста в связи с судебными исками к СМИ.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета - устная беседа.

Для зачета студент готовит заранее анализ публикаций на предмет вербально-визуального взаимодействия, используя на выбор эмпирический материал: журнальную статью, репортаж в газете, теленовость, сетевой коммуникат.

Студенты, пропустившие более трети лекционных занятий, кроме практической части, готовят ответы на любой из вопросов, предложенных к зачету (см.выше).

На подготовку ответа студенту дается 20 минут.

Оценка «Зачтено» ставится, если студент сумел сформулировать вербальные и визуальные коммуникативные действия, выявил взаимосвязь между ними и показал способы интеграции «текста и картинки».

Оценка «Не зачтено» ставится, если студент не умеет вычленять в медиатексте коммуникативные действия и поверхностно интерпретирует взаимосвязь между вербальными и визуальными компонентами публикации; не может дать развернутого ответа на предложенный теоретический вопрос списка.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета с одним студентом – 15 минут.

Список основной литературы

1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креализованных текстов). М., 2003.

2. Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» / Вестник СамГУ. 2008. № 4 (63). С. 19-24. (Электронный ресурс) Режим доступа: vestnik-samgu.samsu.ru/gum/2008web4/yaz/Bolshakova.pdf

3. Васильева В.В., Салимовский В.А. Жанровые стили новостного телевещания. Видеопрактикум. DVD. Филологический факультет СПбГУ, 2012.

4. Стилистика и литературное редактирование / Учебник для вузов /Под ред.Л.Р.Дускаевой. Отв.ред.В.В.Васильева. М., 2015.

5. Чернявская В. Е. Лингвистика текста. Поликодовость. Интертекстуальность. Интердискурсивность. М., 2009.

Список дополнительной литературы

1. Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креализованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания, 1992, №1. С. 71-78.

2. Анисимова Е. Е. О целостности и связности креолизованного текста (к постановке проблемы) // Филологические науки. 1996. № 5.

3. Баранов А. Г., Паршин П. Б. Воздействующий потенциал варьирования в сфере метаграфемики // Проблемы эффективности речевой коммуникации: Сб. науч.-аналит. Обзоров. М., 1989. С. 41–115.

4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

5. Басова Н. А. Организация текста в политическом плакате // Вестник Челябинского государственного университета. Выпуск № 13. 2007. С. 25–27.

6. Бегун В. В., Салимовский В. А. Членимость высказывания в диалоге // Русская речевая культура и текст: Материалы VI Международной научной конференции (25-27 марта 2010 г.) / Под ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск, 2010. С. 284-290.

7. Большиянова Л.М. Внешняя организация газетного текста поликодового характера // Типы коммуникации и содержательный аспект языка. М., 1987. – С. 50-56.

8. Валгина Н. С. Теория текста. Учебное пособие. М., 2003. (Электронный ресурс) Режим доступа: evartist.narod.ru/text14/01.htm

9. Вовк О. В. Энциклопедия знаков и символов. М., 2006. www.senicheff.ru

10. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. Вып. 20. Екатеринбург, 2006. С. 180-189. Рhilology.ru Русский филологический портал (Электронный ресурс) Режим доступа www.philology.ru/linguistics2/voroshilova-06.htm

11. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000. www.efremova.info

12. Кожевникова Е. А., Осадчий М. А. Креолизованный текст как объект судебно-лингвистической экспертизы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19–1. С. 22–28.

13. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М., 2006. (Жанры публицистического стиля: с. 79–88).

14. Колтышева Е. Ю. Креолизованная диктема как структурно-смысловой элемент рекламного текста // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2008. № 1. С. 168–176.

15. Коньков В.И., Неупокоева О.В. Функциональные типы речи. М., 2010.

16. Русская речь в средствах массовой информации. СПб., 2007.

17. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. С. 178-187.

Перечень иных информационных источников

Библиотека центра экстремальной журналистики. www.library.cjes.ru

Центр защиты прав СМИ. www.mmdc.ru

Дискурс-Пи www.madipi.ru

«Медиаскоп» mediascope.ru

НП «Медиа Комитет» www.mediakomitet.ru/index.php

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация