- ЗАПИСЬ НА СПЕЦДИСИПЛИНЫ 2017
- Бакалавриат. Журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Международная журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Журналистика. Очно-заочная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очно-заочная форма обучения
- Магистратура. Журналистика
- Магистратура. Реклама и связи с общественностью
- Master Program Global Communication and International Journalism
- Аспирантура. Журналистика
- Аспирантура. Реклама и связи с общественностью
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!
Преподаватель: Волковский Николай Лукьянович, доктор филологических наук, профессор
Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций
Проблема роли и места средств массовой информации (СМИ) в войнах и военных конфликтах имеет актуальное общественное значение. Это вызвано прежде всего заинтересованностью общества знать о том, что происходит на той или иной войне, а также способностью СМИ объединить народ и армию своей стра¬ны для победы над врагом, оказать деструктивное влияние на сознание населения и военнослужащих неприятеля, привлечь на свою сторону международное обществен¬ное мнение. Все это определяет журналистику как важное средство, способное влиять на исход не только отдельных сражений, но и в целом войн.
Анализ вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что в их предотвращении и урегулировании наряду с политическими, дипломатическими, правовыми, экономическими и военными мерами все более возрастающая роль принад¬лежит информационному воздействию, что требует более широкого использования ресурсов СМИ. Статистика последних лет показывает рост присутствия журналистов на театрах военных действий современных войн. Так, если в 1991 г. войну в Персидском заливе освещали 1400 корреспондентов, то уже в 1999-м показывать боевые действия в Ко¬сово прибыли 3800 представителей СМИ, а на войну в Ираке 2003 г. прибыли семь тысяч журналистов. Причем современный корреспондент становится все более неза-висим от средств связи стран-участниц вооруженного конфликта. При наличии автономных станций спутниковой связи и относительно недорогих интернетовских технологий журналисты являются во всех отношениях независимой стороной в воо¬руженном конфликте, представляя аудитории информацию в режиме реального вре¬мени.
Основной целью курса является рассмотрение ключевых проблем, касающихся роли и места СМИ в войнах и военных конфликтах. Учитывая многогранность темы, автор ограничил круг исследования следующими задачами: в хронологическом поряд¬ке показать эволюцию информационной борьбы как составной части вооруженного про¬тивостояния и роль СМИ в ней; раскрыть формы и методы воздействия прессы на об¬щественное сознание в военной период; показать работу журналистов в «горячих точ¬ках» по освещению боевых действий; проанализировать опыт сотрудничества власти и СМИ в кризисных ситуациях и информационную политику правительств в военный период; исследовать историю военной цензуры различных стран и современные внецензурные методы влияния на прессу; показать современную структуру государственного механизма управления информационно-психологическим обеспечением военных действий и место СМИ в нем.
Руководитель спецкурса более 15 лет работал военным журналистом, в его творчестве и научном интересе значительное место занимает история и теория информационных войн, военная журналистика, военно-историческая проблематика.. Он – член международной ассоциации писателей баталистов и маринистов, автор 25 военно-исторических и научно-популярных книг в том числе двухтомной монографии «История информационных войн».
Aвторские публикации по теме спецкурса
1. Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. СПб., 2003.
2. Волковский Н. Л. Журналистика в информационных войнах: Методическое пособие. СПб., 2003.
3. Волковский Н. Л. Пропагандистское обеспечение / Советско-финляндская война 1939 – 1940 гг. В 2 т. СПб., 2003. Т.1.
4. Волковский Н. Л. Энциклопедия современного оружия и боевой техники. М., 2005.
5. Волковский Н. Л. Отечественная журналистика. 1950-2000: Учебное пособие. СПб., 2006.
6. Глазырин А. Е., Волковский Н. Л. Информационная модель интегративных характеристик общества: На примере межнационального кризиса в Югославии 1990 – 1999 гг. LAP Lambert Academic Publishing. 2012.
7. Волковский Н. Л., Глазырин А. Е. Информационно-коммуникативное конструирование национальной идентичности «своих» и «чужих» в период сербо-хорватского конфликта 1990 -1995 гг. (на примере СМК Хорватии) // Клио. 2013. №9 (81). С. 59-68.
8. Волковский Н. Л., Пронин А. С. Арктика: противостояние в режиме масс-медиа // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. 2013. Т.6. С. 490 - 509.
9. Волковский Н. Л. 111 баек для журналистов. СПб., 2013.
10. Волковский Н. Л. Допуск журналистов в зону конфликта: история, практика, тенденции // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : матер. 53-й междунар. научно-практ. конф. (23–25 апреля 2014 г.) / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.
11. DARPA и наука Третьего рейха: оборонные исследования CША и Германии / Под общ. ред. А. Е. Суворова. Авторы: Н. Л. Волковский, Л. Ю. Бочаров, В. Ю. Корчак, Е. З. Тужиков, Р. В. Реулов. М., 2014.
План лекционных занятий
Занятие 1. Предмет, цели и задачи курса, основные понятия. Актуальность изучения проблем информационного противоборства. Предмет, цели, задачи и содержание курса и его основные понятия.
Занятия 2. Исторические этапы развития информационного противоборства. Основные подходы к информационно-психологическому воздействию народов Древнего мира. Информационное противоборство в эпоху Средних веков. Место прессы в процессе развития пропаганды в ХVII – ХX вв.
Занятие 3. Роль прессы в истории информационного противоборства. Противостояние пропаганде Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Освещение печатью Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Методы пропаганды в Первой и Второй мировых войнах. Информационное противоборство в период «холодной войны».
Занятие 4. Журналистика в информационных войнах на рубеже ХХ – ХХI вв. Вьетнамская война – рождение термина «информационная война» и его применение в контексте информатизации общества в 1980 – 1991 годы. Информационно-психологические меры и роль СМИ в конфликтах на рубеже ХХ – ХХ1 вв. Информационный фактор как основной компонент национальной безопасности. Информационные составляющие войн начала ХХI века.
Занятие 5. Информационная война как составляющая современной ци¬вилизации. Парадоксы информационной цивилизации. Глобализация телекоммуникаций и усиление значения роли СМИ. Новый статус информационной составляющей в структуре современной цивилизации. Факторы, влияющие на уязвимость современного общества в информационном отношении. Информационные механизмы современной политики и военного искусства. Новые технологии информационной борьбы. Социальные, политические, военные и технические аспекты возникновения информационной войны.
Занятие 6. Информационная война: основные подходы изучения. Характеристика информационной войны, основные направления в ее изучении. Причины, цели, задачи информационной войны. Информационное оружие: поня-тие, функции, типы, технология применения, методы усиления его эффективности. Объекты воздействия: технические и психологические.
Занятие 7. Стратегия ведения информационной войны. Стратегия информационной войны. Геополитическое информационное противоборство. Основные принципы и методы геополитического прогнозирования. Этапы управления геополитическим информационным противоборством.
Занятие 8. Виды информационных войн по сферам их ведения. Информационные войны в военной сфере. Специфика ведения информационной войны в финансово-экономической сфере. Информационные войны в политической, дипломатической и инновационной сферах.
Занятие 9. Информационная война в политической сфере. Составные части информационной борьбы в политической сфере: стратегический политический анализ, информационное воздействие и информационное противодействие. Уровни ведения информационной борьбы: стратегический, оперативный, тактический.
Занятие 10. Система информационно-психологического обеспечения и место СМИ в ней. Система информационно-психологического обеспечения: структура, задачи, функции. Роль СМИ в информационно-психологическом обеспечении. Требования к сотруднику СМИ, участвующему в информационно-психологическом обеспечении.
Занятие 11. Информационно-психологические операции: типы, уровни, содержание. Основные задачи информационно-психологических операций (ИПсО). Планирование и оценка эффективности ИПсО. Типы информационно-психологических операций по времени их осуществления, по направленности. Уровни ИПсО и особенности их проведения. Стратегические, оперативные, тактические ИПсО. Этапы, принципы осуществ¬ления ИПсО, проблемы их эффективности.
Занятие 12. Силы и средства информационно-психологических опе-раций. Аппарат (органы) информационной войны: их становление, эволюция, современна: структура, перспективы развития. Модель органов психологических операций США, ФРГ, Китая и других стран, их цели, задачи, опыт применения в вооруженных конфликтах второй половины XX - начала XXI вв. СМИ, пресс-службы, цензура в информационных войнах. Журналист в информационной войне.
Занятие 13. Управление информационно-психологическими опера-циями. Руководство стратегическими ИПсО. Координация усилий официальных и независимых организаций, образующих информационно-психологический аппарат государства. Межведомственные рабочие группы. Организация информационно-психологических действий в странах Западной Европы, Китае и др. государствах.
Занятие 14. Специфика форм, методов, способов и приемов инфор-мационной войны. Печать, радио, телевидение, компьютерные технологии в информационной войне. Эволюция методов информационно-психологического воздействия. Методы манипулирования общественным сознания. Специфика применения убеждения, внушения. Дезинформация. Контрпропаганда.
Занятие 16. Методика изучения особенностей объектов информаци-онной войны.
Учет основных характеристик объектов информационной войны: своеобразия различных этносов, индивидуально-личностных особенностей людей, их групповой принадлежности и др. Содержание процесса изучения объектов информационной войны. Методы изучения объектов информационной войны. Организация изучения объектов информационной войны.
Занятие 17. Защита и противодействие в информационной войне.
Проблемы информационной безопасности. Защита от воздействия в информационной войне. Информационный аспект противодействия. Психологический аспект противодействия. Победа и поражение в информационной войне.
Самостоятельная работа в присутствии преподавателя
Групповая дискуссия по результатам выполнения самостоятельной работы с использованием методических материалов.
Внутрисеместровый контроль
Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются:
1. посещаемость занятий;
2. активность работы на занятиях;
3. оценка ответа на зачете.
Вопросы к зачету
1. Основные этапы в истории развития информационного противоборства.
2. Роль прессы в информационном противоборстве ХIХ – ХХ вв.
3. История появления термина «информационная война» и основные подходы к его определению.
4. Информационная война как составляющая современной ци¬вилизации.
5. Информационное оружие: поня¬тие, функции, типы, технология применения, методы усиления его эффективности.
6. Стратегия ведения информационной войны.
7. Виды информационных войн по сферам их ведения.
8. Информационные войны в военной сфере.
9. Специфика ведения информационной войны в политической сфере.
10. Система информационно-психологического обеспечения.
11. Роль СМИ в информационно-психологическом обеспечении.
12. Требования к сотруднику СМИ, участвующему в информационно-психологическом обеспечении.
13. Информационно-психологические операции: типы, уровни, содержание, место СМИ.
14. Силы и средства информационно-психологических операций.
15. Управление информационно-психологическими операциями.
16. Особенности осуществления информационно-психологических операций. проблемы их эффективности.
17. Модель органов психологических операций США и других стран, опыт их применения в вооруженных конфликтах второй половины XX - начала XXI вв.
18. СМИ, пресс-службы, цензура в информационных войнах.
19. Журналист в информационной войне.
20. Технологии СМИ в современной информационной войне.
21. Специфика форм, методов, способов и приемов информационной войны.
22. Особенности применения убеждения, внушения.
23. Дезинформация.
24. Контрпропаганда.
25. Методика изучения особенностей объектов информационной войны.
26. Защита и противодействие в информационной войне.
Критерии оценки (зачет)
Форма проведения зачета – устная.
На подготовку ответа студенту дается – 20 минут.
Критерии оценивания по дисциплине: посещаемость занятий – 30% (2% за занятие), выступления на семинарских занятиях – 28 (2% за занятие); результаты ответа на вопрос к зачету – 42%. Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс составляет 100 баллов.
Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.
Оценка ставится, если студент демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, умение выполнять задания, предусмотренные программой семинарских занятий, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины. Оценка «Незачет» ставится, если студент демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
Список основной литературы
1. Власенко И. С., Кирьянов М. В. Информационная война: искажение реальности. М., 2011.
2. Волковский Н. Л. 111 баек для журналистов. СПб., 2014.
3. Волковский Н. Л. История информационных войн. М., 2003.
4. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М., 2009.
5. Век информации: Журналистика и войны: к 100-летию Первой мировой войны / Отв. ред Л. П. Громова. СПб., 2015.
6. Кокошин А. А. Политология и стратегия военной стратегии. М., 2016.
7. Лабуш Н. С., Пую А. С. Международное гуманитарное право. СПб., 2012.
8. Фёдоров А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2010). М., 2010.
Список дополнительной литературы
1. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.
2. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности. М., 1998.
3. Гриняев С. Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию. М., 1999.
4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб., 2003.
5. Ефремов В. В. и др. Инфомационно-психологическое противоборство: Сущность, содержание, методы. М., 2000.
6. Информационная безопасность России / Ю. С.Уфимцев, Е. А.Ерофеев и др. М., 2003.
7. Информационные войны в современном мире: материалы международной конференции, Москва, 2 октября 2008 года. М. , 2008.
8. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2007.