Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Журналистика в информационных войнах
January 18, 2017, 7:48 pm

Преподаватель: Волковский Николай Лукьянович, доктор филологических наук, профессор

Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций

Проблема роли и места средств массовой информации (СМИ) в войнах и военных конфликтах имеет актуальное общественное значение. Это вызвано прежде всего заинтересованностью общества знать о том, что происходит на той или иной войне, а также способностью СМИ объединить народ и армию своей стра¬ны для победы над врагом, оказать деструктивное влияние на сознание населения и военнослужащих неприятеля, привлечь на свою сторону международное обществен¬ное мнение. Все это определяет журналистику как важное средство, способное влиять на исход не только отдельных сражений, но и в целом войн.

Анализ вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что в их предотвращении и урегулировании наряду с политическими, дипломатическими, правовыми, экономическими и военными мерами все более возрастающая роль принад¬лежит информационному воздействию, что требует более широкого использования ресурсов СМИ. Статистика последних лет показывает рост присутствия журналистов на театрах военных действий современных войн. Так, если в 1991 г. войну в Персидском заливе освещали 1400 корреспондентов, то уже в 1999-м показывать боевые действия в Ко¬сово прибыли 3800 представителей СМИ, а на войну в Ираке 2003 г. прибыли семь тысяч журналистов. Причем современный корреспондент становится все более неза-висим от средств связи стран-участниц вооруженного конфликта. При наличии автономных станций спутниковой связи и относительно недорогих интернетовских технологий журналисты являются во всех отношениях независимой стороной в воо¬руженном конфликте, представляя аудитории информацию в режиме реального вре¬мени.

Основной целью курса является рассмотрение ключевых проблем, касающихся роли и места СМИ в войнах и военных конфликтах. Учитывая многогранность темы, автор ограничил круг исследования следующими задачами: в хронологическом поряд¬ке показать эволюцию информационной борьбы как составной части вооруженного про¬тивостояния и роль СМИ в ней; раскрыть формы и методы воздействия прессы на об¬щественное сознание в военной период; показать работу журналистов в «горячих точ¬ках» по освещению боевых действий; проанализировать опыт сотрудничества власти и СМИ в кризисных ситуациях и информационную политику правительств в военный период; исследовать историю военной цензуры различных стран и современные внецензурные методы влияния на прессу; показать современную структуру государственного механизма управления информационно-психологическим обеспечением военных действий и место СМИ в нем.

Руководитель спецкурса более 15 лет работал военным журналистом, в его творчестве и научном интересе значительное место занимает история и теория информационных войн, военная журналистика, военно-историческая проблематика.. Он – член международной ассоциации писателей баталистов и маринистов, автор 25 военно-исторических и научно-популярных книг в том числе двухтомной монографии «История информационных войн».

Aвторские публикации по теме спецкурса

1. Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. СПб., 2003.

2. Волковский Н. Л. Журналистика в информационных войнах: Методическое пособие. СПб., 2003.

3. Волковский Н. Л. Пропагандистское обеспечение / Советско-финляндская война 1939 – 1940 гг. В 2 т. СПб., 2003. Т.1.

4. Волковский Н. Л. Энциклопедия современного оружия и боевой техники. М., 2005.

5. Волковский Н. Л. Отечественная журналистика. 1950-2000: Учебное пособие. СПб., 2006.

6. Глазырин А. Е., Волковский Н. Л. Информационная модель интегративных характеристик общества: На примере межнационального кризиса в Югославии 1990 – 1999 гг. LAP Lambert Academic Publishing. 2012.

7. Волковский Н. Л., Глазырин А. Е. Информационно-коммуникативное конструирование национальной идентичности «своих» и «чужих» в период сербо-хорватского конфликта 1990 -1995 гг. (на примере СМК Хорватии) // Клио. 2013. №9 (81). С. 59-68.

8. Волковский Н. Л., Пронин А. С. Арктика: противостояние в режиме масс-медиа // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. 2013. Т.6. С. 490 - 509.

9. Волковский Н. Л. 111 баек для журналистов. СПб., 2013.

10. Волковский Н. Л. Допуск журналистов в зону конфликта: история, практика, тенденции // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : матер. 53-й междунар. научно-практ. конф. (23–25 апреля 2014 г.) / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.

11. DARPA и наука Третьего рейха: оборонные исследования CША и Германии / Под общ. ред. А. Е. Суворова. Авторы: Н. Л. Волковский, Л. Ю. Бочаров, В. Ю. Корчак, Е. З. Тужиков, Р. В. Реулов. М., 2014.

План лекционных занятий

Занятие 1. Предмет, цели и задачи курса, основные понятия. Актуальность изучения проблем информационного противоборства. Предмет, цели, задачи и содержание курса и его основные понятия.

Занятия 2. Исторические этапы развития информационного противоборства. Основные подходы к информационно-психологическому воздействию народов Древнего мира. Информационное противоборство в эпоху Средних веков. Место прессы в процессе развития пропаганды в ХVII – ХX вв.

Занятие 3. Роль прессы в истории информационного противоборства. Противостояние пропаганде Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Освещение печатью Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Методы пропаганды в Первой и Второй мировых войнах. Информационное противоборство в период «холодной войны».

Занятие 4. Журналистика в информационных войнах на рубеже ХХ – ХХI вв. Вьетнамская война – рождение термина «информационная война» и его применение в контексте информатизации общества в 1980 – 1991 годы. Информационно-психологические меры и роль СМИ в конфликтах на рубеже ХХ – ХХ1 вв. Информационный фактор как основной компонент национальной безопасности. Информационные составляющие войн начала ХХI века.

Занятие 5. Информационная война как составляющая современной ци¬вилизации. Парадоксы информационной цивилизации. Глобализация телекоммуникаций и усиление значения роли СМИ. Новый статус информационной составляющей в структуре современной цивилизации. Факторы, влияющие на уязвимость современного общества в информационном отношении. Информационные механизмы современной политики и военного искусства. Новые технологии информационной борьбы. Социальные, политические, военные и технические аспекты возникновения информационной войны.

Занятие 6. Информационная война: основные подходы изучения. Характеристика информационной войны, основные направления в ее изучении. Причины, цели, задачи информационной войны. Информационное оружие: поня-тие, функции, типы, технология применения, методы усиления его эффективности. Объекты воздействия: технические и психологические.

Занятие 7. Стратегия ведения информационной войны. Стратегия информационной войны. Геополитическое информационное противоборство. Основные принципы и методы геополитического прогнозирования. Этапы управления геополитическим информационным противоборством.

Занятие 8. Виды информационных войн по сферам их ведения. Информационные войны в военной сфере. Специфика ведения информационной войны в финансово-экономической сфере. Информационные войны в политической, дипломатической и инновационной сферах.

Занятие 9. Информационная война в политической сфере. Составные части информационной борьбы в политической сфере: стратегический политический анализ, информационное воздействие и информационное противодействие. Уровни ведения информационной борьбы: стратегический, оперативный, тактический.

Занятие 10. Система информационно-психологического обеспечения и место СМИ в ней. Система информационно-психологического обеспечения: структура, задачи, функции. Роль СМИ в информационно-психологическом обеспечении. Требования к сотруднику СМИ, участвующему в информационно-психологическом обеспечении.

Занятие 11. Информационно-психологические операции: типы, уровни, содержание. Основные задачи информационно-психологических операций (ИПсО). Планирование и оценка эффективности ИПсО. Типы информационно-психологических операций по времени их осуществления, по направленности. Уровни ИПсО и особенности их проведения. Стратегические, оперативные, тактические ИПсО. Этапы, принципы осуществ¬ления ИПсО, проблемы их эффективности.

Занятие 12. Силы и средства информационно-психологических опе-раций. Аппарат (органы) информационной войны: их становление, эволюция, современна: структура, перспективы развития. Модель органов психологических операций США, ФРГ, Китая и других стран, их цели, задачи, опыт применения в вооруженных конфликтах второй половины XX - начала XXI вв. СМИ, пресс-службы, цензура в информационных войнах. Журналист в информационной войне.

Занятие 13. Управление информационно-психологическими опера-циями. Руководство стратегическими ИПсО. Координация усилий официальных и независимых организаций, образующих информационно-психологический аппарат государства. Межведомственные рабочие группы. Организация информационно-психологических действий в странах Западной Европы, Китае и др. государствах.

Занятие 14. Специфика форм, методов, способов и приемов инфор-мационной войны. Печать, радио, телевидение, компьютерные технологии в информационной войне. Эволюция методов информационно-психологического воздействия. Методы манипулирования общественным сознания. Специфика применения убеждения, внушения. Дезинформация. Контрпропаганда.

Занятие 16. Методика изучения особенностей объектов информаци-онной войны.

Учет основных характеристик объектов информационной войны: своеобразия различных этносов, индивидуально-личностных особенностей людей, их групповой принадлежности и др. Содержание процесса изучения объектов информационной войны. Методы изучения объектов информационной войны. Организация изучения объектов информационной войны.

Занятие 17. Защита и противодействие в информационной войне.

Проблемы информационной безопасности. Защита от воздействия в информационной войне. Информационный аспект противодействия. Психологический аспект противодействия. Победа и поражение в информационной войне.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Групповая дискуссия по результатам выполнения самостоятельной работы с использованием методических материалов.

Внутрисеместровый контроль

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются:

1. посещаемость занятий;

2. активность работы на занятиях;

3. оценка ответа на зачете.

Вопросы к зачету

1. Основные этапы в истории развития информационного противоборства.

2. Роль прессы в информационном противоборстве ХIХ – ХХ вв.

3. История появления термина «информационная война» и основные подходы к его определению.

4. Информационная война как составляющая современной ци¬вилизации.

5. Информационное оружие: поня¬тие, функции, типы, технология применения, методы усиления его эффективности.

6. Стратегия ведения информационной войны.

7. Виды информационных войн по сферам их ведения.

8. Информационные войны в военной сфере.

9. Специфика ведения информационной войны в политической сфере.

10. Система информационно-психологического обеспечения.

11. Роль СМИ в информационно-психологическом обеспечении.

12. Требования к сотруднику СМИ, участвующему в информационно-психологическом обеспечении.

13. Информационно-психологические операции: типы, уровни, содержание, место СМИ.

14. Силы и средства информационно-психологических операций.

15. Управление информационно-психологическими операциями.

16. Особенности осуществления информационно-психологических операций. проблемы их эффективности.

17. Модель органов психологических операций США и других стран, опыт их применения в вооруженных конфликтах второй половины XX - начала XXI вв.

18. СМИ, пресс-службы, цензура в информационных войнах.

19. Журналист в информационной войне.

20. Технологии СМИ в современной информационной войне.

21. Специфика форм, методов, способов и приемов информационной войны.

22. Особенности применения убеждения, внушения.

23. Дезинформация.

24. Контрпропаганда.

25. Методика изучения особенностей объектов информационной войны.

26. Защита и противодействие в информационной войне.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная.

На подготовку ответа студенту дается – 20 минут.

Критерии оценивания по дисциплине: посещаемость занятий – 30% (2% за занятие), выступления на семинарских занятиях – 28 (2% за занятие); результаты ответа на вопрос к зачету – 42%. Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс составляет 100 баллов.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Оценка ставится, если студент демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, умение выполнять задания, предусмотренные программой семинарских занятий, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины. Оценка «Незачет» ставится, если студент демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

Список основной литературы

1. Власенко И. С., Кирьянов М. В. Информационная война: искажение реальности. М., 2011.

2. Волковский Н. Л. 111 баек для журналистов. СПб., 2014.

3. Волковский Н. Л. История информационных войн. М., 2003.

4. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М., 2009.

5. Век информации: Журналистика и войны: к 100-летию Первой мировой войны / Отв. ред Л. П. Громова. СПб., 2015.

6. Кокошин А. А. Политология и стратегия военной стратегии. М., 2016.

7. Лабуш Н. С., Пую А. С. Международное гуманитарное право. СПб., 2012.

8. Фёдоров А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2010). М., 2010.

Список дополнительной литературы

1. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.

2. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности. М., 1998.

3. Гриняев С. Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию. М., 1999.

4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб., 2003.

5. Ефремов В. В. и др. Инфомационно-психологическое противоборство: Сущность, содержание, методы. М., 2000.

6. Информационная безопасность России / Ю. С.Уфимцев, Е. А.Ерофеев и др. М., 2003.

7. Информационные войны в современном мире: материалы международной конференции, Москва, 2 октября 2008 года. М. , 2008.

8. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2007.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация