Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Журналистика сферы досуга: взаимодействие автора и адресата
January 18, 2017, 5:46 pm

Преподаватель: Коняева Юлия Михайловна, кандидат филологических наук, старший преподаватель

Кафедра речевой коммуникации

Спецкурс «Журналистика сферы досуга: взаимодействие автора и адресата» предполагает освещение основных вопросов функционирования журналистики в одной из наиболее активно развивающихся сфер социальной жизни — досуговой.

Досуг, вопреки укоренившемуся мнению, – это не исключительно развлекательная, неглубокая, малополезная и даже вредоносная деятельность. Это часть нерабочего времени, которая может использоваться не только для отдыха, восстановления сил, но и для физического и духовного развития человека. Р. Тагор когда-то сказал: «Все лучшие плоды цивилизации взращены на ниве досуга». И досуговые СМИ должны быть направлены прежде всего на воспитание навыков культурного времяпрепровождения — на расширение образовательного кругозора читателя, на удовлетворение аудиторного запроса на приобщение к мировой культуре, на распространение культурных ценностей, на развитие потребительских знаний читателей и зрителей, а уж потом на отдых и релаксацию.

Однако не следует забывать о качественных различиях досуговых СМИ с учетом их адресованности определенной аудитории: с развитым читательским / зрительским опытом, либо весьма невзыскательной. В первом случае мы получаем СМИ, которые предлагают познавательную информацию, расширяющую кругозор, прививающую вкус, в том числе потребительский (издания о спорте, моде, кулинарии, домоводстве, садоводстве, охоте, рыбалке, коллекционировании, путешествиях, здоровье и т. д.). Во втором имеем дело со сплетнями, слухами, домыслами, мистификациями, это СМИ, паразитирующие на темах секса, насилия, на информации об интимной жизни звезд. Разноплановость досуговых «информационных предложений», в которых по-разному распределяются «высокое» и «низменное», требует от журналиста особой профессиональной культуры сбора, обработки и подачи, репрезентации информации.

Основные вопросы, рассматриваемые в рамках спецкурса: 1) типологические характеристики речевого поведения журналиста в сфере досуга; 2) функционально-стилистические характеристики журналистского дискурса сферы досуга; 3) аудиторный фактор досуговой журналистики; 4) этические и эстетические нормы и правила речевого поведения журналиста в сфере досуга; 5) композиционные особенности разных жанров; 6) диалогическая природа журналистики сферы досуга.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Коняева Ю. М. Развлекательный компонент массового печатного издания как разновидность акцидентного текста // Медиа. Демократия. Рынок. Часть 2. Функционирование средств массовой информации в сфере досуга: Материалы международной науч.-практич. конф. СПб., 2010.

2. Коняева Ю. М., Мисонжников Б. Я., Сидякина А. А., Кара-Мурза Е. С., Виноградова К. Е. Периодические издания сферы досуга // Журналистика сферы досуга: учеб. пособие. СПб., 2012. С. 107–179.

3. Коняева Ю. М. Текстовая парадигма развлекательных изданий: жанрово-тематические особенности // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. СПб., 2012.

4. Коняева Ю. М. Проявления гедонизма на страницах массовой газеты // Кризис духовности в медиапространстве: Мат-лы науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (кризис духовности в медиапространстве)». СПб., 2012. С. 73-77.

5. Коняева Ю. М. Научно-технические открытия в текстах массовой газеты: прагмастилистический аспект // Речевая коммуникация в средствах массовой информации: сб. статей. СПб., 2013. С. 38–41.

6. Коняева Ю. М., Дускаева Л. Р. «Звездная персона» в арт-журналистике: стилистико-речевая репрезентация коммуникативного сценария // Филология и человек. 2015. №1. С. 15-24.

7. Коняева Ю. М. Творческая личность в арт-медиадискурсе // Култура/Culture. 2015. № 12. С. 41-52.

8. Коняева Ю. М. Троллинг как коммуникативный феномен (из наблюдений над культурно-просветительскими медиатекстами) // Научные ведомости Белгородского государственного университета, 2015. № 18. С. 140-144.

9. Duskaeva L., Konyaeva Yu., Cvetova N., Protopopova O. Speech genre "Creative portrait": representation of communicative scenarios // Journal of Language and Literature, 2015. Vol. 6, № 1. С. 149-153.

10. Дускаева Л. Р., Коняева Ю. М. Троллинг как речевая практика в русскоязычных интернет-СМИ // Учимся говорить по-русски. Речь электронных СМИ в контексте медиастилистики: коллективная монография. М., 2016. С. 49-58.

План лекционных занятий

Занятие 1. Журналистика сферы досуга как коммуникативный феномен. Определение досуга. Аудитория досуговой журналистики.

Занятие 2. Функциональная природа публикаций в сфере досуга: развлечение и научение.

Занятие 3. Диалогичность. Информативное и фатическое общение.

Занятие 4. Смысловая структура медиатекста. Смысл и содержание информативной интенции. Виды информации в медиатексте: дескриптивная, нормативная, валюативная, прескриптивная. Модализация медиатекста. Взаимодействие видов информации в разных типах медиатекстов.

Занятие 5. Смысл и содержание фатической интенции. Фатическая речь. Интенциональная структура фатики в медиатекстах. Взаимодействие фатики и информатики в речи как показатель типа издания.

Занятие 6. Выразительные ресурсы медиатекста: вербальные, аудиовербальные и мультимедийные тексты. Гипертекст. Знаки графической и звуковой стилистики. Кинетическая семантика: жесты, поза, мимика, анимированные элементы.

Занятие 7. Модальность как выражение мотивационного аспекта интенциональности медийной речи. Особенности выражения модальности в журналистике сферы досуга.

Занятие 8. Аксиология журналистики сферы досуга. Модусность медиатекста как выражение аксиологических ориентаций в сфере досуга.

Занятие 9. Семантика оценочности в медиатексте. Психологические, этические и эстетические оценки. Композиционно-жанровые формы выражения оценочности.

Занятие 10. Побудительность в медиатексте. Семантические разновидности побудительности в медиаречи. Композиционно-жанровые формы выражения побудительности.

Занятие 11. Комическое в журналистике досуга как выражение модусности медиатекста. Стилистические приемы комического. Комические речевые жанры. Ирония и юмор в досуговой журналистике. Троллинг в журналистике сферы досуга.

Занятие 12. Жанровые формы как воплощение разных типов интенций в досуговой журналистике. Трансформация жанров.

Занятие 13. Тематические области досуговой журналистики: спорт, мода, коллекционирование, путешествия, здоровье и др.

Занятие 14. Тематические области досуговой журналистики: кулинария, домоводство, садоводство, охота, рыбалка и др.

Занятие 15. Этическое регулирование коммуникации. Этические проблемы речевого поведения. Лингвоэтические проблемы в СМИ сферы досуга.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Студент обязан посетить не менее 75% занятий.

Формами внутрисеместрового контроля являются: 1) анализ изучаемых явлений в текстах СМИ (проводится во время занятий; студентам, которые пропустили занятие, предлагается сделать анализ самостоятельно подобранного текста письменно и сдать в течение недели); 2) подготовка устного доклада по теме спецкурса.

Самостоятельная работа с использованием учебно-методических материалов (6 часов) предполагает изучение литературы при подготовке доклада по теме спецкурса.

Вопросы к зачету

1. Журналистика сферы досуга как коммуникативный феномен. Аудитория досуговой журналистики.

2. Функциональная природа публикаций в сфере досуга.

3. Диалогичность. Информативное и фатическое общение.

4. Смысл и содержание информативной интенции. Виды информации в медиатексте. Взаимодействие видов информации в разных типах медиатекстов.

5. Смысл и содержание фатической интенции. Взаимодействие фатики и информатики в речи как показатель типа издания.

6. Выразительные ресурсы медиатекста.

7. Особенности выражения модальности в журналистике сферы досуга.

8. Аксиология журналистики сферы досуга.

9. Семантика оценочности в медиатексте. Композиционно-жанровые формы выражения оценочности.

10. Побудительность в медиатексте. Композиционно-жанровые формы выражения побудительности.

11. Комическое в журналистике досуга. Стилистические приемы комического. Комические речевые жанры. Ирония и юмор.

12. Жанровые формы как воплощение разных типов интенций в досуговой журналистике.

13. Тематические области досуговой журналистики: спорт, мода, кулинария, домоводство, садоводство, охота, рыбалка, коллекционирование, путешествия, здоровье и мн. др. (по выбору обучающегося)

14. Этическое регулирование в СМИ сферы досуга.

Критерии оценки (зачет)

Зачет проводится в форме опроса по билетам. В билете 1 теоретический вопрос и 1 практический. Практическое задание включает анализ медиатекста.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Оценка «Зачет» ставится, если студент продемонстрировал владение важнейшими понятиями дисциплины, умение анализировать стиль журналистского произведения с точки зрения изучаемых стилистических свойств, выделяет средства выражения и определяет их функциональные свойства в соответствии с параметрами коммуникативной ситуации.

Оценка «Незачет» ставится, если ответ не удовлетворяет основным требованиям.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета в группе – 2 часа.

Список основной литературы

1. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа речевых жанров. Пермь, 2012.

2. Досуговая журналистика в России: сб. тезисов и материалов / под ред. Л. Р. Дускаевой и В. И. Шароградского. СПб., 2009.

3. Журналистика сферы досуга: учеб. пособие / под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2012.

4. Стилистика и литературное редактирование: учебник. В 2 т. / Под ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2016.

5. Функционирование СМИ в сфере досуга: сб. материалов / под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2010.

Список дополнительной литературы

1. Акинфиев С. Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения: автореф. дис. … канд. филол. наук. М, 2008.

2. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Спортивная журналистика: учеб. пособие. СПб., 2010.

3. Алешина И. В. Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов. М., 1999.

4. Баженова Е. А. Политекстуальность научного текста. Пермь, 2001.

5. Балашова Ю. Б. Эволюция и поэтика литературного альманаха как издания переходного типа. СПб., 2011.

6. Баранова А. В. Советское потребительство // Потребление как коммуникация: матер. V междунар. конф. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2009. С. 36–38.

7. Бережная М. А. Социальная тележурналистика: учеб.-метод. пособие. СПб., 2005.

8. Боннер-Смеюха В. В. Отечественные женские журналы: историко-типол. исслед.: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ростов-н/Д, 2001.

9. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

10. Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

11. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического взаимодействия. М., 1981.

12. Ганеева А. Б. Презренная журналистика: особенности светской и желтой журналистики. Уфа, 2000.

13. Ганичев В. Н. Молодежная печать: история, теория, практика. М., 1976.

14. Дмитриев А. В. Социология юмора: очерки. М., 1996.

15. Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. № 1. С. 83–88.

16. Ивин А. А. Основы теории аргументации. М., 1997.

17. Кожина М. Н. К основаниям функциональной стилистики. Пермь, 1968.

18. Коньков В. И. Речевая структура газетного текста. СПб., 1995.

19. Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М., 2005.

20. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.

21. Лысакова И. П. Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование. СПб., 2005.

22. Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987.

23. Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / под общ. ред. М. А. Шишкиной; науч. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2009.

24. Мискевич А. Б. Человек в свободное время: мнение социолога. Минск, 1989.

25. Михальская А. К. Русский Сократ: лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1982.

26. Морев Г. После глянца: медиа 90-х: историко-юбилейные заметки // Нов. лит. обозр. 2001. № 50. С. 391–395.

27. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха: насмешливый и другие виды смеха. М., 1976.

28. Сазонов Е. А. «Желтая» пресса в контексте развития печати XX века: социокультурный аспект: дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2004.

29. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие. М., 2002.

30. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М., 2000.

Перечень иных информационных источников

1. Презентации к лекциям.

2. Интернет-ресурсы.

3. Раздаточные материалы (образцы журналистских публикаций).

4. Электронная библиотека сайта «Медиалингвистика».

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация