Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Конвергентные технологии в современных редакциях СМИ
January 18, 2017, 4:45 pm

Преподаватель: Нигматуллина Камилла Ренатовна, кандидат политических наук

Кафедра периодической печати

Цель изучения дисциплины – анализ опыта успешных редакций в условиях глобального медиарынка по внедрению конвергентных технологий в производство и распространение контента.

Курс дает представле¬ние о том, что такое «новые» медиа и конвергентная журналистика. Рассматриваются причины современного медиакризиса и медиареволюции и их необратимое влияние на профессио¬нальную деятельность журналиста. Курс раскрывает современные стратегии печатных и сетевых СМИ, анализирует современные тенденции медиаотрасли: монетизацию контента, организацию конвергентных ньюсрумов, повышение ценности и качества контента, продвижение контента, эволюцию жанров, форматов и методов журналистской деятельности.

В рамках курса студенты познакомятся с понятиями кросс-медийности, медиаконвергенции, мультимедийных технологий, лонгрида, конверсии. Изучаются технологии, которые используются для производства оригинального контента и добавленной стоимости медиа продукта, для упаковки и продвижения, распространения, технологии взаимодействия с аудиторией в Интернете. Анализируются различные подходы к организации творческого и экономического процесса в современных редакциях. Рассматриваются бизнес-модели различных сетевых изданий в разные периоды развития медиарынка. Делается сравнительный анализ зарубежных и российских изданий с точки зрения развития технологий производства и распространения контента.

Лекционный материал опирается на практические примеры медийных компаний, успешно запустивших процесс конвергенции. Как организовать работу редакции, выпускающей мультимедийную и мультиформатную продукцию, какими качествами должен обладать журналист в условиях стремительно развивающихся новых технологий, студенты узнают в рамках этого курса.

В результате освоения курса студенты должны овладеть понятийным аппаратом медиаконвергенции, знать основные тенденции современного медиарынка, уметь практически использовать полученные знания для выработки и осуществления успешных стратегий конвергенции, понимать закономерности развития рынка и меру успешности медиапродукта, ориентироваться в новейшей истории сетевых СМИ в глобальном контексте и знать конкретные издания, их продукты и авторов успешных мультимедийных историй.

Автор курса имеет опыт создания сетевых проектов «с нуля» - информационно-образовательного портала «Первая линия», портала «Журналисты против террора», ресурса профессионального русского языка «Про русский», а также контент-менеджмента; является соорганизатором круглого стола, посвященного новым медиа, в рамках апрельского научного форума в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»; автор и эксперт журнала «Журналист» и блога Mediatoolbox, посвященного технологиям в новых медиа; участник российских и зарубежных стажировок в мультимедийных редакциях (США, 2014; Швеция, 2015; Россия, 2015).

Курс проводится совместно с редакцией медиапроектов Mail.Ru Group, включая гостевые лекции, публикацию и режиссуру материалов участниками курса с возможным последующим трудоустройством.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Anna S. Smoliarova, Kamilla R. Nigmatullina. Management Decisions of Russian-language Newspapers in Germany in the Time of Structural Media Crisis // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015. — Vol. 6, — № 68 - 73.

2. Нигматуллина К. Р. Опыт создания информационного ресурса по проблемам противодействия терроризму // Политические, социокультурные и медийные детерминанты распространения экстремизма / Мат-лы круглого стола. Санкт-Петербург: Институт федеральной службы безопасности Российской Федерации, 2013. С. 41 – 50.

3. Нигматуллина К. Р. Игра «Медиатором» // Журналист №6, 2016.

4. Нигматуллина К. Р. Как интернет-газета «Бумага» завоёвывает аудиторию.

5. // Журналист. №7, 2016.

6. Нигматуллина К. Р. От игнора до личных встреч // Журналист. №8, 2016.

7. Нигматуллина К. Р. Как победить на хакатоне? // Журналист. №9, 2016.

8. Нигматуллина К. Р. Слова, минуты, сантиметры — как измерить хороший текст? // Журналист. №10, 2016.

9. Нигматуллина К. Р. Как создать региональную редакцию по франшизе // Журналист. №11, 2016.

10. Нигматуллина К. Р. «Работа над ошибками» в современной редакции: опыт ТАСС // Журналист. №12, 2016.

План лекционных занятий

Занятие 1. Введение в конвергентную журналистику. Развитие коммуникаций, изменения в организации медиабизнеса, основные понятия и тенденции.

План семинарских занятий

Занятие 1. Мультимедийная конвергенция на российском и западном рынках. Новейшая история успешных редакций.

Занятие 2. Тенденции и возможности развития онлайновых СМИ. Новые типы текстов и типы аудиторий.

Занятие 3. Фрагментация современных медиа – стратегия фокусирования на аудиторию. Ключевые различия между аудиториями печатных и онлайновых СМИ.

Занятие 4. Социальные сети и пользовательский контент, гражданская журналистика.

Занятие 5. Глобальные модели новостного потребления и привычки читателей. Эволюция новостей в печати и в онлайне – специфика производства и подачи на разных платформах.

Занятие 6. Редакционные метрики и «режиссура» журналистских материалов. Инструменты статистики и показатели эффективности работы редакции.

Занятие 7. Жанровая специфика текстов в сети. «Длинные» тексты и «некликабельная» журналистика – две стратегии.

Занятие 8. Виды медиапродуктов современных редакций – особенности производства. Управление медиапроектами.

Занятие 9. Мультимедийная история как специфический продукт конвергентной редакции.

Занятие 10. Бизнес-модели сетевых СМИ в Интернете. Немедийные продукты как составляющая бизнес-модели.

Занятие 11. Кросс-медийные кампании в медиахолдинге: специфика организации и продвижения.

Занятие 12. Новые профессии и роли журналиста. Компетенции и новые требования к специалистам.

Занятие 13. Сценарное планирование для газетных кампаний. Реорганизация газетного бизнеса.

Занятие 14. Интернет-продвижение медиапродукта. Продвижение в социальных сетях.

Внутрисеместровый контроль

Студент обязан посетить не менее 70% занятий, не считая пропуска по уважительной причине. Отработка пропусков возможна – студент может предоставить публикации в сетевых СМИ, отражающие особенности работы в конвергентной редакции.

Не более трех занятий могут быть организованы в формате встреч с экспертами отрасли. В качестве отработки пропусков студент может организовать такую встречу и подготовить вопросы для обсуждения.

В рамках самостоятельной работы учитывается наличие результата работы. Качество самостоятельной работы определяется преподавателем в индивидуальном порядке.

Вопросы к зачету

1. Эволюция конвергенции, формы конвергенции.

2. Стратегии коммуникации с аудиторией.

3. Принципы изучения аудитории. Нишевые аудитории

4. Способы укрепление доверия к газетным брендам.

5. Принципы кросс-медийного сотрудничества.

6. Стратегии конвергенции для мультимедийных общенациональных компаний.

7. Стратегии конвергенции для региональных медиакомпаний.

8. Конвергенция для «нишевых» каналов.

9. Стратегии конвергенции для новых медиакомпаний.

10. Преимущества конвергенции для газетных компаний.

11. Недостатки конвергенции для газетных компаний.

12. Новые профессии и роли журналиста

13. Стратегии развития онлайновых СМИ.

14. Организация творческого процесса в конвергентной редакции.

15. Основные тенденции медиапотребления.

16. Формирование ценности новостного контента.

17. Реорганизация газетного бизнеса в России.

18. Социальные сети и пользовательский контент.

Критерии оценки (зачет)

Зачет проводится в форме защиты презентации проекта по предложенным темам:

1) Долгосрочная стратегия развития убыточного печатного СМИ

2) Исследование аудитории конвергентного СМИ

3) Описание редакционных стратегий в условиях конвергенции (в случае, если Вы – сотрудник этого СМИ)

4) Серия мультимедийных материалов (в случае, если студент – сотрудник конвергентной редакции).

Презентация включает в себя не менее 5 слайдов, и должна быть основана на одном реальном бизнес-кейсе медиаотрасли. Защита включает в себя устную презентацию в течение 5 минут и ответы на вопросы преподавателя и аудитории.

Оценка «зачет» ставится в случае посещения более 70% занятий и успешной защиты презентации.

Оценка «незачет» ставится в случае пропуска более 30% занятий и защиты презентации с нарушением условий ее подготовки.

Список основной литературы

1. Амзин А. А. Новостная интернет-журналистика / А. А. Амзин. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 142 с.

2. Интернет-СМИ: Теория и практика / ред. М. М. Лукина. - М : Аспект Пресс, 2010. - 348 с.

Список дополнительной литературы

1. Bowman S., Willis C. We media. How audiences are shaping the future of news and information. / Ed. by J.D. Lasica. The Media Center at The American Press Institute. 2003. – 64 pp.

2. Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York University Press, 2006.

3. New Media: Theories and Practices of Digitextuality / Edited by Anna Everett & John T. Caldwell. New York: Routledge, 2003.

4. Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информ. о-во,1999. Вып. 5. С. 11-14

5. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – М.:, 2010. – 200 с.

6. Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016.

7. Луканина М. В. Текст средств массовой информации и конвергенция // Политическая лингвистика. – Вып. 20. – Екатеринбург, 2006. – С. 205-214.

8. Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: Материалы к обучающим семинарам / Сост. С. Балмаева. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2010.

9. Медиаконвергенция, которая изменила мир? /Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. – М., 2014.

10. Мирошниченко А. А. Интернет-журналистика. М.: Книжный мир, 2011.

11. Тенденции развития новостного сегмента медиаотрасли России. Группа РИА «Новости», центр исследований, 2013.

Перечень иных информационных источников

1. newmediaedu.ru

2. silamedia.ru

3. slon.ru

4. themedia.center

5. www.aka-media.ru

6. www.talkingnewmedia.com

7. Mediamedia.me

8. mediatoolbox.ru

9. Oblako-media.ru

10. Postjournalist.ru

11. Pulya.ru

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация