Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Поликодовый текст в массовой коммуникации
January 18, 2017, 3:44 pm

Преподаватель: Коньков Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор.

Кафедра речевой коммуникации

В стилистике идет интенсивное, пристальное изучение языка массовой коммуникации. Разнообразие речевых стилей здесь чрезвычайно велико. Здесь сформировалось несколько коммуникативных типов речи. Основные коммуникативные типы речи – печатная речь, телевизионная речь, радиоречь.

Все эти разновидности русской речи являются по своей природе многоканальными, или поликодовыми. Сформированные здесь тексты образованы на основе взаимодействия нескольких семиотических систем. Так, в печатной речи в формировании смысла принимают участие изобразительные компоненты, например, фотографии, рисунки. Значительная часть смыслов передается с помощью инфографики.

В последнее время резко увеличилось количество текстов, где доминирует плоскостной принцип расположения речевого материала. Наиболее распространенные разновидности текстов данного типа – рекламные модули, мемориальные надписи, плакаты, постеры и др. Слайды презентации – это тоже тексты, где доминирует плоскостной принцип расположения речевого материала. Роль невербальных компонентов при формировании смысла таких текстов также чрезвычайно велика.

Все указанные особенности речевой практики СМИ диктуют необходимость выявления и анализа принципов формирования таких текстов, а также принципов их редактирования.

Необходимо в первую очередь найти способ описывать содержание и структуру поликодовых текстов в рамках одной терминологической системы. Наиболее рациональным представляется такой подход, при котором в основу кладется система категорий семантики. Смысл, передаваемый тем или иным знаком, не зависит от характера материального носителя этого значения. Один и тот же смысл может быть передан как словами, так и изображением. Однако способы передачи смыслов при этом будут существенно различными. Приемам формирования содержания поликодового текста, его смысловой с труктуры, с помощью разных знаковых систем и посвящен данный спецкурс.

Особенности поликодовой коммуникации в значительной степени объясняются тем, что речь в массовой коммуникации и прежде всего в коммуникативной среде СМИ и Интернета носит утилитарный характер. Она вписана в практическую деятельность общества, привязана к конкретным координатам социального пространства-времени.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Субъект речи как системное образование (к вопросу о культуре речи в СМИ) // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. Сб. науч. тр. / Под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2008. – Вып 8. Материалы Междунар. Науч.-практ. конф. «Современное состояние русской речи: эволюция, тенденция, прогнозы». – С. 93-99.

2. Особенности формирования речевой среды СМИ // Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России. Материалы 1 Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 14-18 октября 2008 г. / Под ред. Т. И. Поповой и Е. Е. Юркова. – В двух частях. – Т. 1. – СПб: Издательский дом «МИРС», 2008. С. 285 – 290.

3. Можно ли изучать русскую речь без русской литературы? // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгресса. Санкт-Петербург, 15-17 октября 2008 г. Русская литература в контексте мировой культуры. Место и роль русской литературы в мировом образовательном пространстве / Под ред. П. Е. Бухаркина, Н. О. рогожиной, Е. Е. Юркова. – В двух томах. Т. I. Ч. 2. – СПб.:МИРС, 2008. С. 97 – 102.

4. Воздействующая речь в печатных средствах массовой информации //Речевое общение: специализированный вестник / Сибирский федеральный университет; под ред. А. П. Сковородникова. Вып. 10 – 11 (18 – 19). – Красноярск, 2009. С. 83 – 89.

5. Стилистические явления в речевой практике СМИ // Вестник Пермского гос. ун-та. Русская и зарубежная филология. 2009. Вып. 6. С.14-18.

6. Очерк в системе газетных жанров // Труды кафедры стилистики русского языка. Вып. 3. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. – С. 51 – 59.

7. Бульварный тип речевого поведения в СМИ // Мир русского слова, 2010, № 2. С. 14 – 20.

8. Печатная речь и ее вербальная составляющая в массовой коммуникации // Языковая политика и язык СМИ в современной России: коллективная монография / Под ред. Н. О. Рогожиной, О. В. Трофимовой и Е. Е. Юркова. – Тюмень; СПб.: Мандр и К?, 2010. – С. 90 – 93.

9. Заметка в аспекте текстовых категорий // Речеведение: современное состояние и перспективы: материалы междунар. Науч. Конф., посвященной юбилею М. Н. Кожиной (Пермь, 16 – 0 ноября 2010 г.) / отв. Ред. Е. А. Баженова; Перм. Гос. Ун-т. – Пермь, 2010. – С. 378 – 383.

10. Текст как жизнь и жизнь как текст // Русский язык и культура в пространстве русского мира. Материалы II Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 26 – 28 октября 2010 г. / Под ред. Е. Е. Юркова, Т. И. Поповой, И. М. Вознесенской, А. С. Шатилова. – В двух частях. Т. I. СПб.: Издательский дом «МИРС», 2010. С. 294 – 299.

11. Перечитывая С. В. Светану-Толстую… // Мир русского слова, 2010, № 4. С. 99-100.

12. Стиль как речевая технология // Традиции и новации в преподавании русского языка и литературы: матер. Докладов и сообщений XV? междунар. Науч.-метод. Конф. – СПб.: СПГУТД, 2011. - С. 329 – 332.

13. Тексты СМИ в структуре речевой практики общества // Мысль. Текст. Стиль: сб. статей, посвященный докт. филол. наук, проф. К. А. Роговой / Под ред. Л. Р. Дускаевой и В. И. Коньков. СПб., 2011. С. 112 – 116.

14. Речевая практика СМИ: достижения, проблемы, перспективы развития // Медиадискурс и проблемы медиаобразования: материалы ? Международной научно-практической конференции (Омск, 27-29 сентября 2010 г.) / отв. ред. Н. А. Кузьмина. – Омск, 2011. С. 125-129.

15. Язык молодежной субкультуры в речевой практике СМИ // Записки Горного института. Т. 193. Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. СПб., 2011. С. 25-28.

16. Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 399 с.

17. Иерархия коммуникативных интенций в речевой структуре газетного текста // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей /отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т., 2012. – С. 179 – 183.

18. Коммуникативная типология речи в практике обучения // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы третьей международной научно-практической конференции / Под ред. Н. А. Карлик и др. Том 1. СПб., 2012. С. 22-26.

19. Открытые речевые образования как составляющие дискурса // Коммуникативистика в современном мире: эффективность и оптимизация речевого взаимодействия в социуме: Материалы Третьей международной научной конференции (Барнаул, 24-29 апреля 2012 г.) / под ред. Н.В. Панченко, Т. В. Чернышовой, А. А. Чувакина. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. С. 38-41.

20. Теория речевой практики СМИ как проблема речеведения // Журналистика и культура речи. 2012, № 1. С. 6-23.

21. Комическое в массовой коммуникации // Информационное пространство: проблемы теории и практики: Сб/ науч/ статей, посвященный юбилею профессора Н.П. Кравченко. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2012. С. 154-165.

22. От предложения к тексту, от высказывания к произведению // Лингвистика речи. Медиастилистика: колл. монография, посвященная 80-летию профессора Г. Я. Солганика. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. С. 354-363.

23. Вербальный текст и фотография в аспекте визуализации информационного потока // Вторая международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра: медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах». Пленарные доклады. М.: МедиаМир, 2012. С. 92-98.

24. Стиль как речевая технология // Стилистика как речеведение: сб. науч. тр. славянских стилистов, посвященный памяти М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2013. С. 131-137.

План лекционных занятий

Тема 1. СМИ и Интернет как среда коммуникации и как технические средства производства речевой продукции.

Тема 2. Понятие об актуальной утилитарной речи и речи, находящейся в сфере когнитива.

Тема 3. Семантика печатного поликодового текста.

Тема 4. Семантика печатного поликодового текста.

Тема 5. Семантика телевизионного поликодового текста.

Тема 6. Семантика радийного поликодового текста.

Тема 7. Семантическая структура фотографии, сопровождающей текст.

Тема 8. Семантическая специфика инфографики, сопровождающей текст

Тема 9. Рекламный модуль как поликодовый текст.

Тема 10. Мемориальная надпись как поликодовый текст.

Тема 11. Принципы построения презентации как поликодового текста.

Тема 12. Поликодовый художественный текст.

Тема 13. Интернет-страница как поликодовое образование.

Тема 14. Коллоквиум.

Тема 15. Итоговое занятие с разбором результатов коллоквиума.

Внутрисеместровый контроль

Самостоятельная работа с использованием методических материалов .(6 часов)

Тема 1. Самостоятельный анализ телевизионного текста.

Тема 2. Самостоятельный анализ печатного текста.

Тема 3. Самостоятельный анализ радийного текста.

Форма текущего контроля – ведомость посещения спецкурса с личной росписью студента. Две обязательные домашние контрольные работы.

О требованиях к посещаемости. Вопросы решаются индивидуально с каждым студентом в зависимости от конкретной ситуации. Как правило, студент вместо пропущенного занятия выполняет домашнее задание

Вопросы к зачету

1. СМИ и Интернет как среда коммуникации и как технические средства производства речевой продукции.

2. Понятие об актуальной речи и речи, находящейся в сфере когнитива.

3. Семантика печатного поликодового текста.

4. Семантика печатного поликодового текста.

5. Семантика телевизионного поликодового текста.

6. Семантика радийного поликодового текста.

7. Семантическая структура фотографии, сопровождающей текст.

8. Семантическая специфика инфографики, сопровождающей текст

9. Рекламный модуль как поликодовый текст.

10. Мемориальная надпись как поликодовый текст.

11. Принципы построения презентации как поликодового текста.

12. Поликодовый художественный текст.

13. Интернет-страница как поликодовое образование.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – Устная беседа с преподавателем по предложенному вопросу .

На подготовку ответа студенту дается 20 минут.

Оценка «Зачет» ставится, если студент

- раскрыл содержание вопроса;

- обозначил основные проблемы в обсуждаемой сфере;

- показал знание научной литературы по обсуждаемому вопросу;

- продемонстрировал умение применять полученные знания при анализе текста.

Оценка «Незачет» ставится, если студент не смог при ответе выполнить предъявляемые требования в их минимальном объеме.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Список основной литературы

1) Вайнрих Х. Лингвистика лжи // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987.

2) Жельвис В. И. Инвектива: опыт тематической и функциональной классификации // Этнические стереотипы поведения. - Л., 1985. С. 296-322.

3) Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. - М., 2008.

4) Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров. – СПб, 2004.

5) Левин Ю. И. О Семиотике лжи // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. - Тарту, 1974. С. 245-247.

6) Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. - М., 2000.

7) Рождественский Ю. В. Введение в общую филологию. - М., 1979.

8) Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. - СПб., 2011.

9) Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект / Под ред. В. И. Конькова. - СПб., 2007.

10) Сметанина С.И. Масс-медиа текст в системе современной культуры. - СПб, 2001.

Список дополнительной литературы

1. Васильев А. Д. Слово в эфире: Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. - Красноярск, 2000.

2. Гаспаров Б. М. Устная речь как семиотический объект // Семантика номинации и семиотика устной речи. - Тарту, 1978. С. 63-112.

3. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. – М., 2009.

4. Кайда Л.Г. Композиционная поэтика публицистики. - М., 2006.

5. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М., 2000.

6. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. - М., 2007.

7. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. - Свердловск,1990.

8. М.В. Ломоносов и современные стилистика и риторика. Сб-к статей. - М., 2008.

9. Светана-Толстая С.В. Русская речь в массмедийном пространстве. - М., 2007.

10. Солганик Г.Я. Современная публицистическая картина мира. - М., 2000.

11. Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М.,2000.

12. Стернин И.А. Что такое речевой воздействие? // В кн.: Практическая риторика.- М., 2003.

13. Степанов В.Н. Провокативный дискурс социально-культурной коммуникации. - СПб, 2003.

14. Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. - М., 1986.

15. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. - М., 2001.

Перечень иных информационных источников

Иные информационные источники предлагаются участникам спецсеминара в ходе его работы в зависимости от избранных тем курсовых работ.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация