Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Публицистический образ в авторской журналистике: история и современность
January 18, 2017, 2:43 pm

Преподаватель: Сметанина Светлана Ивановна, доктор филологических наук, доцент

Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций

Основная задача спецкурса – ознакомить учащихся с теми приемами и средствами поэтики, которые участвуют в создании публицистического образа. Центральным для осмысления предложенной проблематики стало понятие «образ». Образ, с одной стороны, является воплощением авторской идеи, авторской концепции, с другой – предполагает дальнейшую интерпретацию произведения читателем. Образ – доминанта любого художественного решения. И чаще всего это понятие употребляется в словосочетании «художественный образ», а его своеобразие рассматривается сквозь призму категорий эстетики.

По отношению к журналистскому тексту обычно используется понятие «публицистический образ». И сам публицистический образ, и мера проявления художественного в журналистском произведении ограничены функциональным назначением этого вида творческой деятельности.

На протяжении всего своего развития журналистика в теории и на практике по-своему осмысляла и осваивала выразительные ресурсы языка, участвующие в создании публицистического образа. Это определялось как востребованными в конкретную эпоху эстетическими принципами, так и личностью автора, его мировоззрением, жизненными приоритетами, языковой компетентностью. Именно поэтому содержание спецкурса подчеркнуто ориентировано на исследование динамики понятия «публицистический образ»: от того момента, когда создатели журналистских текстов в подходе к осмыслению реальной действительности, в выборе приемов поэтики ориентировались, главным образом, на традиции литературы (литературоцентричность – так можно охарактеризовать стилистику журналистских текстов XIX века), до современности, когда авторы в большей степени ориентируются на речевую практику современников, на голоса блогосферы и свободно перемещаются с позиции «автор-человек социальный» к позиции «автор-человек частный». Следует подчеркнуть, что все теоретические вопросы, связанные с проблематикой спецкурса, предполагается рассмотреть на примере творчества российских публицистов.

Автор спецсеминара является членом Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области и принимает постоянное участие в семинарах для журналистов-практиков России и ближнего зарубежья.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Сметанина С. И. Аллюзия и аналогия в политической журналистике // Журналистика ХХI века: к правде жизни. СПб., 2014.

2. Сметанина С. И. Публицистика сквозь призму истории русской журналистики // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия Екатеринбург, 2016. (в соавторстве с В. И. Коньковым).

3. Сметанина С. И. Интеллектуальный нарратив в «Беседах о русской культуре» Ю. М. Лотмана // Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения: тезисы Междунар. науч. форума 21-26 апреля 2016 г. СПб.: Институт «Высш. шк. журн. и масс. комм.». СПбГУ, 2016. jf.spbu.ru/conference/6081/6087.html

4. Сметанина С. И. Изображение и слово: сюжетные иллюстрации в журнале «Вокруг света» в конце ХХ – начале ХIХ в. // История газетно-журнальной иллюстрации: Сб. статей. Ч. I / Сост. О. Н. Ансберг, Е. С. Сонина. СПб, 2016.

План лекционных занятий

Занятие 1. Определение понятия «образ» в теоретических работах по эстетике и поэтике.

Занятие 2. Образ как доминанта художественного произведения.

Занятие 3. Суть категории «художественное». Уникальность психологии восприятия художественного произведения.

Занятие 4. Средства создания художественного образа: сюжет, композиция, образ автора, образ героя.

Занятие 5. Художественно-эстетическое направление в изучении теории журналистики: традиции и современность.

Занятие 6. Художественно-эстетическое направление в изучении практики журналистики: традиции и современность.

Занятие 7. Мера проявления категории художественного в публицистическом тексте.

Занятие 8. Определение понятия «публицистический образ». Приемы создания публицистического образа.

Занятие 9. Публицистический образ и жанровое решение публицистического произведения.

Занятие 10. Приемы создания публицистического образа в творческой практике русских журналистов.

Занятие 11. Приемы создания публицистического образа в творческой практике советских журналистов.

Занятие 12. Современные подходы к понятию «публицистический образ».

Занятие 13. Соотношение категорий «образ автора» – «автор»: коллоквиум по статье Г. Я. Солганика «Автор как стилеобразующая категория публицистического текста».

Занятие 14. Проявление категории «автор-человек социальный» в творчестве российских публицистов: анализ практики.

Занятие 15. Проявление категории «автор-человек частный» в творчестве российских публицистов: анализ практики.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Освоение базовой терминологии курса, работа с научной статьей Г. Я. Солганика «Автор как стилеобразующая категория публицистического текста» в рамках подготовки к коллоквиуму, творческие работы студентов (в форме презентации) по проблематике лекций.

Внутрисеместровый контроль

Общее количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс, составляет 100 баллов (100%). Эта сумма складывается из следующих показателей, которые контролирует преподаватель:

- результаты работы в семестре с учётом посещаемости занятий и активной работы на них – 30 баллов или 30% (максимальный показатель);

- участие в коллоквиуме по одной из научных статей, предложенной преподавателем, – 20 баллов или 20%;

- результаты творческих работы (в форме презентации) по проблематике спецсеминара– 30 баллов или 30% (максимальный показатель).

Учащиеся, пропустившие более двух лекционных занятий, имеют возможность отработать темы на консультациях преподавателя. Форма отработки – презентация (не менее шести слайдов по основной проблематике пропущенной лекции).

Вопросы к зачету

1. Понятие «образ» в теоретических работах по эстетике и поэтике.

2. Образ как доминанта художественного произведения.

3. Суть категории «художественное». Средства создания художественного образа.

4. Художественно-эстетическое направление в изучении теории журналистики: традиции и современность.

5. Художественно-эстетическое направление в изучении практики журналистики: традиции и современность.

6. Мера проявления художественного в публицистическом тексте.

7. Публицистический образ. Приемы создания публицистического образа.

8. Публицистический образ и жанровое решение журналистского произведения.

9. Публицистический образ в творческой практике русских журналистов (на примере творчества одного из журналистов XIX – начала ХХ вв.).

10. Публицистического образа в творческой практике советских журналистов (на примере творчества одного из журналистов).

11. Современные подходы к понятию «публицистический образ».

12. Соотношение категорий «образ автора» – «автор» в теории журналистики.

13. Проявление категории «автор-человек социальный» в творчестве российских публицистов.

14. Проявление категории «автор-человек частный» в творчестве российских публицистов.

15. Влияние неклассических письменных практик современности на стилистический рисунок публицистического текста.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета устная. Студент отвечает на два вопроса.

На подготовку ответа студенту дается 40 минут.

Оценка «зачет» ставится, если учащийся владеет основным учебным материалом в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и будущей работы по профессии, если он справился с выполнением заданий, предусмотренных программой курса, и знаком с основной рекомендованной литературой.

Оценка «незачет» ставится, если у учащегося обнаружены пробелы в знании основного учебного материала, базового терминологического аппарата соответствующей дисциплины, если он допускает методические и теоретические ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – для группы из 12 человек 4 часа.

Список основной литературы

1. Белковский С. В. Использование исторических материалов в современной газетной публицистике // Медиаскоп. 2012. № 2. : www.mediascope.ru

2. Бёрг П. Что такое культуральная история? М., 2016.

3. Жирков Г. В. Этапы эволюции публицистики: их роль в смене парадигмы журналистики//Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. СПб., 2011.

4. Жирков Г. В. Толстой – публицист: учебное пособие. СПб., 2014.

5. Коньков В. И., Сметанина С. И. Художественно-эстетическое изучение журналистики // Теории журналистики в России: зарождение и развитие. СПб.,2014.

6. Кормилицына М. А. Коммуникативная компетентность журналиста как важный фактор влияния на культуру общества // Речевая коммуникация в средствах массовой информации. СПб., 2013. : jf.spbu.ru/upload/files/file_1365585974_5015.pdf

7. Личность как феномен медиа // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи. : jf.spbu.ru/studkonf/4615/4371.html (2014).

8. Мансурова В. Д. Принципы деятельности современного журналиста // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. : jf.spbu.ru/conference/3090.html (2013).

9. Новиков В. И. Эссе как жанровая доминанта новой литературной журналистики // Медиаскоп. 2012. № 2. : www.mediascope.ru

10. Семенова А. Л. Русская философская публицистика начала XX века. Автореф. дис. на соискание учёной степени доктора филологических наук. СПб., 2012.

Список дополнительной литературы

1. Арутюнова Н. Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры//Филологические исследования памяти академика Г. В. Степанова. М.-Л.,1990.

2. Бахтин М. М. Под маской. М., 2000.

3. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1996.

4. Жолковский А. К. Блуждающие сны. М., 1994.

5. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

6. Митрофанова И. А. Художественное начало в газетно-журнальной речи // Русская речь в средствах массовой информации: стилистический аспект. СПб., 2007.

7. Парамонов Б. М. Конец стиля. М., 1999.

8. Познер В. В. Прощание с иллюзиями. М., 2012.

9. Попова Т. И. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистике. Речевая агрессия и речевая манипуляция в СМИ // Русский язык и культура речи: Учебник для технических вузов / Под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. М., 2006.

10. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности: Пер. с фр. / Общ. ред.и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 2008.

11. Семенова А. Л. Сопряжение идей… Сопряжение смыслов: сборник статей. Великий Новгород. 2015.

12. Солганик Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 3.

13. Хайдеггер М. Исток художественного творения//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX –XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

14. Шкловский В. Б. Гамбургский счет: Статьи – воспоминания – эссе (1914 – 1933). М., 1990.

15. Шмелева Т. В. Медийный сюжет как конструктивная основа дискурса// Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. А. Г. Пастухов. Орёл. 2013. Вып. 11.

16. Эйхенбаум Б. М. О литературе: работы разных лет. М., 1987.

17. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб., 2002.

Перечень иных информационных источников

1. magazines.russ.ru

2. meduza.io

3. ng.ru/ng_exlibris

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация