Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Свобода слова в политической культуре Востока и Запада
January 18, 2017, 12:40 pm

Преподаватель: Быков Алексей Юрьевич, кандидат политических наук, доцент

Кафедра международной журналистики

Понимание свободы слова как важной характеристики демократического общества сегодня стало уже устоявшимся. Длительное развитие демократических структур в странах Западной Европы, в Соединенных Штатах Америки привело к тому, что эти государства воспринимаются в качестве носителей и защитников принципа свободного выражения мнений. Здесь действительно накоплен огромный опыт реализации демократических свобод и, самое главное, выработаны механизмы их защиты. Несмотря на имеющие место и на Западе нарушения, злоупотребления со стороны власти и бизнеса, закон, общество, суд призваны защищать независимость средств массовой информации и поддерживать традиции демократии, формировавшиеся тут на протяжении столетий. На Востоке ситуация воспринимается по-иному – зачастую внимание общественности обращается на запретные темы, которые не принято обсуждать открыто, на факты цензуры, иные ограничения свободы слова.

Однако, вряд ли следует идеализировать ситуацию на Западе и однозначно негативно воспринимать происходящее на Востоке. Имеет смысл попытаться оценить происходящие процессы в контексте политической культуры отдельных стран и регионов мира.

Цель спецкурса – обратиться к изучению особенностей реализации принципа свободы слова и средств массовой информации в разных политических культурах – в странах Востока и Запада.

В ряду обсуждаемых вопросов будут свобода слова в условиях глобального мира и развития интернет-технологий, национальное и международное законодательство в информационной сфере и гарантии свободы слова, цензурные ограничения на Востоке и Западе, международные рейтинги свободы прессы и др.

Спецкурс может быть рекомендован для посещения всем студентам Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Bykov A.Yu. The Principles of Freedom of Speech in the National Context: Russian Experience // 1st International Symposium on Media Studies. Akdeniz University. Antalya, 2013. – 644 p. P. 8-14.

2. Быков А.Ю. Формирование представлений о свободе слова: опыт журналистского образования в США // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки, культуры. 2015. № 3 (141). С. 37-45.

3. Быков А. Ю. Принципы освещения массовых общественных движений американской прессой (на примере движения «Захвати Уолл-стрит») // Новые геополитические реалии и СМИ: международный постоянно действ. науч.-практ. семинар «Век информации». 2011. 16 декабря: сб. статей / науч. ред. А. С. Пую, А. Ю. Быков. СПб., 2012. – 162 с. С. 14-23.

4. Быков А.Ю. Реализация норм профессиональной этики журналистов в практике американских СМИ // Гуманитарный вектор. Серия «История. Политология». 2015. № 3 (43). С. 83-89.

5. Быков А.Ю. Региональная пресса США в условиях преодоления кризиса: опыт Miami Herald // Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – М.: Медиа-мир; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2014. – 448 с. С. 31-32

6. Быков А.Ю. Электронные медиа Пакистана как фактор влияния на систему национальных ценностей // Медиа в современном мире. 54-е Петербургские чтения: тезисы Междунар. науч. форума 23-24 апреля 2015 г. СПб.: СПб.: Институт "Высш.шк. журн. и масс. комм." СПбГУ, 2015. Электронный сборник. URL: jf.spbu.ru/conference/5385/5395.html

7. История зарубежной журналистики: учебник для бакалавров / А. Ю. Быков, Е. С. Георгиева, С. А. Михайлов; под общ. ред. С. А. Михайлова. М., 2014. – 366 с.

8. Bykov A.Yu., Georgieva E.S., Danilova Y.S., Baychik A.V. Codes of Journalism Ethics in Russia and the United States: Traditions and the current practice of application // International Review of Management and Marketing. Volume 5. 2015. Pages 55-61. (SCOPUS)

План лекционных занятий

Тема 1. Содержание основных категорий курса: свобода слова, политическая культура, политический процесс.

Вводное занятие. Цель и задачи курса. Требования к отчетности. Знакомство с содержанием основных понятий, необходимых для дальнейшей работы: «свобода слова», «политическая культура», «политический процесс» и др.

Тема 2. Проявление феномена «свобода слова» в Античности, Средние века и в Новое время («западное направление мировой истории»).

Особенности отношения к свободе и свободе слова на различных этапах исторического развития общества. Античное время. Влияние полисной демократии на понимание свободы. Средневековье: теологический подход. Философские концепции свободы в эпоху Возрождения и Нового времени.

Тема 3. Отношение к свободе в политической истории стран Востока («восточное направление мировой истории»).

Свобода в политической культуре Азии и Африки. Влияние политических традиций на понимание свободы, ее проявление в государственных делах, общественных отношениях и в жизни индивидуума.

Тема 4. Реализация принципов свободы слова в условиях различных политических режимов и идеологий на современном этапе.

Особенности отношения к свободе слова в государствах с различными политическими режимами (традиции, законы, общественное мнение). Свобода слова как идеологический концепт.

Тема 5. Подходы к обеспечению свободы слова в США: политические традиции и современные тенденции

Политические традиции Соединенных Штатов Америки. Трансформация концепта «свобода слова» в американской общественно-политической мысли. Представления о свободе слова в США на современном этапе.

Тема 6. Реализация принципа свободы слова в американской журналистике (прикладной аспект).

Плюрализм в американских СМИ и возможности ограничения свободы слова в журналистской практике. Деятельность общественных организаций США по защите прав, гарантированной Первой поправкой к Конституции США.

Тема 7. Обеспечение свободы слова в Западной Европе: история и современное состояние.

Становление институтов, гарантирующих свободу слова, в Западной Европе. Реализация принципов свободы слова на Европейском континенте в настоящее время.

Тема 8. Следование нормам свободы слова в СМИ как проявление традиций западноевропейской политической культуры.

Политические традиции в Западной Европе и СМИ. Роль Европейского Суда в обеспечении свободы журналисткой деятельности. Ограничения свободы информационной деятельности в Европе.

Тема 9. Особенности регулирования информационной деятельности в странах Азии.

Отношение к свободе в контексте законов и традиций азиатских стран. Специфика организации информационной деятельности в странах Азии и ее регулирование.

Тема 10. СМИ Азии и свобода слова (прикладной аспект).

Система СМИ в азиатских странах. Отражение государственной политики и интересов общественных групп в средствах массовой информации. Ограничение свободы слова в странах Азиатского региона.

Тема 11. Регулирование информационной деятельности на Африканском континенте.

Подходы к регулированию информационной деятельности в странах Африки: законы и традиции. Влияние аудиторного и экономического факторов на деятельность средств массовой информации.

Тема 12. СМИ Африки и свобода слова (прикладной аспект).

Системы СМИ в странах Африканского континента. Плюрализм и ограничения свободы слова в странах Африки. Влияние других стран на деятельность средств массовой информации в Африке.

Тема 13. Международные документы о свободе слова.

Документы ООН, Совета Европы и других международных организаций, посвященные регулированию информационной сферы. Регламентация свободы информационной деятельности и ее ограничения на международном уровне. Судебные прецеденты.

Тема 14. Международные рейтинги свободы слова: Reporters Without Borders, Freedom House, IREX, Friedrich-Ebert-Stiftung.

Методика составления рейтингов уровня свободы слова международными организациями: сравнительный анализ. Факторы, влияющие на изменение позиций стран в международных рейтингах свободы слова.

Тема 15. Международные рейтинги свободы слова: ЮНЕСКО.

Методика оценки свободы слова ЮНЕСКО. Особенности работы специалистов ЮНЕСКО по оценке развития демократических институтов в различных странах.

План семинарских занятий

Семинарские занятия не предусмотрены учебным планом.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена учебным планом.

Внутрисеместровый контроль

Форма текущего контроля по спецкурсу:

- посещаемость занятий и участие в дискуссии по обсуждаемым вопросам;

- подборка и обобщение публикаций американских СМИ по заданной проблематике.

1. Посещаемость занятий

Студенты должны посещать занятия и участвовать в работе. При пропуске более двух занятий каждый последующий пропуск предполагает выполнение письменной работы, посвященной теме занятия.

Тематика и условия выполнения работ обговариваются с преподавателем.

2. Письменная работа, посвященная обобщению публикаций зарубежных СМИ по определенной теме.

Проблематика для выполнения работы определяется на первых двух занятиях и согласовывается с преподавателем.

Форма контроля:

- выступление на занятии с отчетом о проделанной работе (не менее 10 минут), участие в дискуссии;

- выступление должно сопровождаться презентацией, где отражаются основные положения работы;

- самостоятельный текст, представляющий обобщение материала рассмотренных публикаций (7-8 тыс. знаков);

- копии не менее трех проанализированных публикаций с указанием полных выходных данных.

Дата проведения текущей аттестации – 7-я неделя занятий в семестре. К этому времени студенты сдают преподавателю: копии оригинальных публикаций СМИ, работу, посвященную обобщению рассмотренных публикаций, презентацию.

При качественно выполненной письменной работе, посещении занятий и активном участии в дискуссии в ходе аудиторной работы (не менее 3 выступлений на занятиях, на основе материала, собранного и обобщенного во время часов внеаудиторной самостоятельной работы) возможен «зачет-автомат».

В спорных ситуациях для получения «зачета-автомата» преподавателем может быть предложено дополнительное письменное задание, связанное с проблематикой спецкурса.

Вопросы к зачету

1. Интерпретация понятий «свобода слова», «политическая культура», «политический процесс» в современной политической науке.

2. Отношение к свободе слова в Античности и Средневековье.

3. Категория свободы в политической культуре Азии и Африки.

4. Проявление свободы слова в государствах с различными политическими режимами на современном этапе.

5. Подходы к обеспечению свободы слова в США: политические традиции и современные тенденции

6. Трансформация концепта «свобода слова» в американской общественно-политической мысли.

7. Плюрализм в американских СМИ и возможности ограничения свободы слова в журналистской практике.

8. Становление институтов, гарантирующих свободу слова, в Западной Европе.

9. Роль Европейского Суда в обеспечении свободы журналисткой деятельности.

10. Регулирование информационной деятельности в странах Азии и ее регулирование.

11. Особенности организации работы СМИ в азиатских странах.

12. Подходы к регулированию информационной деятельности в странах Африки: законы и традиции.

13. Влияние аудиторного и экономического факторов на деятельность средств массовой информации африканских стран.

14. Регламентация свободы информационной деятельности и ее ограничения на международном уровне. Судебные прецеденты.

15. Методика составления международных рейтингов свободы слова. Reporters Without Borders, Freedom House, IREX, Friedrich-Ebert-Stiftung: сравнительный анализ.

16. Методика ЮНЕСКО по оценке развития свободы слова в странах мира.

Критерии оценки (зачет)

К зачету допускаются студенты, успешно прошедшие аттестацию в форме внутрисеместрового контроля.

Форма проведения зачета – устная. На подготовку ответа студенту дается 20 минут.

Оценка «Зачтено» ставится, если:

- студент ответил на оба вопроса в билете;

- умеет оперировать основными понятиями по теме вопроса;

- может привести примеры из истории современного опыта американской журналистики журналистики, прокомментировать их, объяснить значение того или иного события;

- может грамотно ответить на любой, заданный преподавателем вопрос, связанный с темой вопросов в билете;

- ответ является логичным и последовательным.

Оценка «Незачтено» ставится, если:

- студент не знает ответа на вопросы в билете;

- не знает базовых определений по теме билета;

- не может привести примеры, иллюстрирующие высказанный тезис;

- не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя, связанные с темой вопросов в билете.

Использование каких либо дополнительных источников на любых носителях информации во время устного зачета запрещается. За пользование какими-либо источниками студент удаляется с зачета, в ведомость выставляется оценка «незачет».

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 4 часа.

Список основной литературы

1. Кудрявцев В. Н. Свобода слова. М.: Наука, 2006.

2. Прозоров В. В. Власть и свобода журналистики. М., 2012.

3. Рихтер А. Н. Правовые основы журналистики. М., 2009.

Список дополнительной литературы

1. Баранова, К. М. Неоднозначность понимания категории свободы в произведениях ранней американской словесности. Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология», 2010, № 1 (105-110).

2. Дамье В. В. Анархизм. URL: postnauka.ru

3. Додонов В. Н., Ермаков, В. Д., Крылова М. А. и др. Свобода слова. // Большой юридический словарь. / Под ред. Сухаревой, А. Я., Крутских, В. Е. М., 2003. URL: dic.academic.ru/dic.nsf

4. Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. М., 1997.

5. Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь. СПб., 2003.

6. Милль Дж. О гражданской свободе. М., 2012.

7. Овечкин, Л. Ю. Совместимы ли Ислам и свобода? // Сумма философии. Вып. 7. Екатеринбург, 2007. С. 185-187. URL: elar.urfu.ru/bitstream/10995/4522/2/sf-07-41.pdf

8. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка Изд. 4-е. М., 2006.

9. Пархоменко, Р. Н. Генезис идеи свободы в западноевропейской философии. NB: Философские исследования. 2012. № 4. С. 179-210. URL: e-notabene.ru/fr/article_146.html

10. Снетков В. Н. Средства массовой информации как фактор реализации свободы слова и права на информацию: (политико-правовой аспект). Автореферат дис. на соискание ученой степени д-ра полит. наук. СПб., 2001.

11. Amos, M., Harrison, J., & Woods L. (Eds.). (2012). Freedom of expression and the media. Leiden; Boston: Martinus Nijhoff Publishers.

12. Barendt, E. (1985). Freedom of Speech. Oxford: Clarendon Press.

13. Hargreaves, R. (2002). The first freedom: a history of free speech. Stroud: Sutton.

14. Haworth, A. (1998). Free speech. London; New York: Routledge.

15. Lewis, A. (1991). Make no law: the Sullivan case and the First Amendment. New York : Random House.

16. Melkonian, H. (2012). Freedom of speech and society: a social approach to freedom of expression. (P. xv.) Amherst, N.Y.: Cambria Press. Retrieved from www.cambriapress.com/camber.cfm

17. Merriam-Webster's dictionary of law. (2016). Springfield, Massachusetts: Merriam-Webster, Incorporated. www.merriam-webster.com

18. The African Media Barometer (AMB) Country Reports. (2016). Retrieved October 29, 2016, from www.fesmedia-africa.org

19. Weinstein, J. (2011). Participatory Democracy as the Central Value of American Free Speech Doctrine. Virginia Law Review, Vol. 97, No. 3, pp. 491-514.

Перечень иных информационных источников

1. www.pewresearch.org (Pew Research Center)

2. stateofthemedia.org (Project for Excellence in Journalism)

3. nielsen.com (Nielsen Media Research)

4. www.auditedmedia.com (Audit Bureau of Circulations)

5. www.arbitron.com (Arbitron – Radio Ratings and Media Research)

6. www.naa.org (Newspaper Association of America)

7. World Press Freedom Index 2016: Detailed methodology. (2016). Retrieved October 29, 2016, from rsf.org

8. Freedom of the Press 2016 Methodology. (2016). Retrieved October 29, 2016, from freedomhouse.org

9. Media Sustainability Index (MSI) (2016). Retrieved October 30, 2016, from www.irex.org

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация