Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Телевизионный журналист в прямом эфире
January 18, 2017, 11:39 am

Преподаватель: Куксин Игорь Александрович, кандидат филологических наук, доцент

Кафедра телерадиожурналистики

Студентам, в процессе предыдущего обучения уже освоившим теоретические основы телевизионной журналистики и закрепившим полученные знания в практических разделах ряда профессиональных дисциплин, предлагается спецкурс творческих, технологических и организационных аспектов функционирования журналиста в прямом телевизионном эфире.

Значение прямого эфира для современной телевизионной и радиожурналистики огромно. Прямой эфир накладывает огромный отпечаток на весь процесс замысла, создания и выхода программы в свет. Трудно представить современное информационное и аналитическое телевещание без обеспечения выхода этих передач в режиме прямого эфира.

Техническое переоснащение телевизионного производства, переход на цифровые технологии, расширение трансляционных форматов в программном производстве все чаще ставит журналиста перед необходимостью организовывать и принимать непосредственное участие в прямых включениях в информационных программах, в прямом эфире выходить на связь с ведущими ток-шоу, телемостов и т.д. Нередко задачей журналиста становится включение в ткань программы и непосредственных участников или очевидцев каких-то важных событий, экспертов, спикеров высокого государственного или политического уровня.

Для успешного решения этих творческих и организационных задач от журналиста требуется владение определенными технологическими навыками подготовки к выходу в эфир, обеспечения взаимодействия с режиссерской группой канала, организация эффективного функционирования творческих и технических специалистов, обеспечивающих прямое включение. Особым разделом задач, решаемых журналистом в данном процессе, является проведение необходимой психологической и организационной подготовки к участию во включении различных собеседников.

Онлайновые форматы телевизионного вещания оказались сегодня под активным воздействием конвергентных процессов в журналистике в целом, все чаще формирующих в одном вещательном пространстве журналистские произведения одновременно для телевизионного и радиовещания. Специфика такой работы рассмотривается в рамках занятий по данному спецкурсу.

В обзорной форме обучающимся также будет представлена эволюция прямого эфира на отечественном телеэкране, история и тенденции развития на современном этапе.

Учебные занятия по указанной дисциплине сопровождаются выполнением практических заданий в учебной телевизионной студии СПбГУ, что позволяет обучающимся закрепить теоретические знания и получить навыки практической работы в прямом телевизионном эфире.

Автор курса имеет многолетний опыт телевизионной работы в качестве руководителя информационной службы ТВ и ведущего прямого эфира ежедневной программы «Тема дня» на канале ГТРК «Томск», ГТРК «Дон-ТР».

Авторские работы по теме спецкурса

1. Куксин И.А. Прямой эфир на ТВ: история и тенденции. Электронный международный научно-практический журнал «Филологический аспект» (РИНЦ 358-05/2015, ISSN 2412-8953) 17.11.2015. faspect.ru

2. Куксин И.А. Тезисы "Технологии 2.0 при создании ТВ-контента в прямом эфире", секция "Поколение 2.0 в журналистике", международный форум "Медиа в современном мире. 54 Петербургские чтения". тезисы Междунар. науч. форума 23-24 апреля 2015 г. / отв. ред. В.В.Васильева. - СПб.: Институт "Высш.шк. журн. и масс. комм." СПбГУ, 2015. Электронный сборник.

3. Куксин И.А. Региональные ТВ-новости как зеркало информационной ситуации // Говорит и показывает кафедра телерадиожурналистики: Сборник статей. СПб:ИВШЖиМК СПбГУ, 2014. С.146-156.

4. Куксин И. А. Информационные приоритеты региональных ТВ-новостей // Журналистика в поисках моделей развития: Сборник статей научно-практической конференции. Томск: ФЖ ТГУ, 2006. С. 89-97.

5. Куксин И. А. Телевизионные новости в центре и на местах // Журналистика. 2005: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Сборник материалов научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. С. 370-371.

6. Куксин И. А. Проблемы доступа к информации на региональном уровне // Телевидение и радиовещание. 2005, № 3. С. 19-22.

План лекционных занятий

Занятие 1. Обзор современного телевизионного вещания России. Федеральные каналы и местное вещание: специфика, тематика, жанровые особенности. Рекомендуемая литература по теме спецкурса.

Занятие 2. Прямой эфир как природная основа телевидения. Определение понятия «прямой эфир». Функциональные и технологические характеристики прямого эфира. Специфика сценария прямого эфира.

Занятие 3. Краткий экскурс в историю отечественного телевидения. Периодизация прямого эфира в политическом контексте страны. Феномен перестройки в прямом телевещании. Программа «Взгляд». Ленинградский / петербургский прямой телевизионный эфир.

Занятие 4. Актуальные аспекты прямого телевизионного вещания. Современное состояние прямого эфира и острые вопросы общественного диалога. Отражение конвергентных процессов. Законодательство. Освещение антитеррористических операций в прямом эфире.

Занятие 5. Прямой эфир как неотъемлемый элемент современного информационного телевидения. Прямое включение как форма прямого вещания. Виды прямых включений.

Занятие 6. Организационные и технологические аспекты подготовки прямого включения. Стендап (stand-up). Общение со студией.

Занятие 7. Информационная программа в прямом эфире. Принципы верстки. Регулирование хронометража. Участие собеседника в прямом включении.

Занятие 8. Специфика прямого эфира в спортивном вещании. Трансляция соревнования: ведение, работа съемочной бригады. Особенности организации трансляций в зависимости от вида спорта.

Занятие 9. Прямой эфир в аналитическом вещании. Модели имитации прямого эфира. Проекты Ленинградского телевидения (журналисты Владимир и Тамара Максимовы). Технологические особенности.

Занятие 10. Диалоговые характеристики прямого эфира художественно-публицистических и развлекательных программ. Взаимосвязь технических возможностей с выработкой технологии прямого телевизионного вещания. Специальные проекты в прямом эфире: диалог с Президентом В.В. Путиным, трансляция Пасхальных богослужений.

Занятие 11. Журналист в современном телевизионном производстве. Профессии обеспечения прямых включений. Специальные профессиональные требования. Психологические и организационные аспекты. Дисциплина на площадке.

Занятие 12. Ведущий прямого эфира. Специфика интервью. Технологии эффективного входа в прямой эфир и выхода из него журналиста и журналиста с собеседником.

Занятие 13. Модели работы ведущего в прямом эфире. Переход «студия – площадка прямого включения – студия». Обзор практики прямого вещания региональной студии.

Занятие 14. Специальные телепроекты петербургского эфира второй половины 1990-х годов. Центр межрегиональных программ «Регион-ТВ».

Занятие 15. Телемост как комбинированная жанровая форма прямого телевизионного вещания. История телемостов на отечественном экране. Технологические особенности работы журналиста в процессе подготовки и проведения телемоста. Типы телемостов. Периоды подготовки. Особенности работы обеих бригад. Из практики реализации международных телемостов.

Вопросы к зачету

1. Прямой эфир на телевидении. Природная основа.

2. Определения прямого эфира.

3. Историческая периодизация прямого эфира на отечественном телеэкране.

4. Специфика сценарной работы в процессе подготовки проекта прямого эфира.

5. Прямой эфир и законодательство о средствах массовой информации.

6. Информационное вещание как главный полигон прямого эфира.

7. Технология подготовки прямого включения. Типы включений.

8. Стендап в прямом включении. Работа с собеседником.

9. Верстка информационного выпуска.

10. Прямой эфир в спортивном вещании.

11. Специфика работы ведущего в прямом эфире.

12. Специальные проекты Ленинградского / петербургского телевидения.

13. Телемост. История проведения телемостов в программах отечественного телевидения.

14. Особенности работы при организации телемоста. Периоды подготовки.

15. Практика работы по подготовке телемостов в отечественном региональном вещании.

Текущий контроль (зачет)

Если количество пропусков превышает достаточное для получения зачета, обучающийся готовит пропущенную тему самостоятельно и показывает знание материала на зачете.

Критерии оценки (зачет)

Зачет по данному курсу включает

1) собеседование по теоретическим вопросам, предложенным выше;

2) анализ проектов прямого эфира (по выбору) на телеэкране в виде презентации (10 минут);

3) подготовку двух-трех стендапов для прямого включения с места события (по выбору).

К зачету допускаются студенты, посетившие не менее 75% лекций. При большем количестве пропусков студент готовит реферат по темам пропущенных занятий, используя рекомендованную по дисциплине литературу. Объем реферата – не менее 10 страниц (14 кегль).

Зачет проходит в устной форме. На подготовку ответа студенту дается не менее 15 минут.

В презентации необходимо наглядно представить проект, изложив его историю, познакомить с авторами, целевой аудиторией, особенностями авторской концепции и режиссерского воплощения.

Оценка «зачет» ставится:

- если студент демонстрирует основные навыки работы в кадре;

- если материал презентации наглядно и полно представляет проект прямого эфира;

- если студент дает полный и обстоятельный ответ на теоретический вопрос.

В отдельных случаях зачет может быть выставлен на основании презентации и практически исполненных стендапов (если она выполнена добросовестно, а студент пропустил не более 2 лекционных занятий)

Оценка «незачет» ставится, если студент не подготовил презентацию (или она не соответствует необходимым требованиям). Зачет не может быть выставлен только на основании ответа на теоретический вопрос.

Основная литература

1. Зверева Н.В. Прямой эфир: В кадре и за кадром. М., 2012.

2. Корконосенко С.Г. Основы журналистской деятельности: учебник. М., 2013.

3. Лукина М.М. Технология интервью. М., 2012.

4. Слуцкий П.А. Информационная свобода личности. Проблемные аспекты: научное издание. СПб., 2013.

5. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: учебное пособие. М., 2013.

Дополнительная литература

1. Бережная М.А.Телерадиоинформация в упражнениях и тренингах. СПб., 2001.

2. Зарва М.В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач. М., 2011.

3. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

4. Летуновский В. П. Телевизионный журналист в прямом эфире: учеб. пособие. – СПб: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. – 121 с.

5. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 1998.

6. Телевизионная журналистика. М., 2002.

7. Телевизионный журналист в прямом эфире: Учеб. пособие. – СПб: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. – 121 с.

8. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М., 2004.

9. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация