Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Журналистика «горячих точек»
January 24, 2017, 12:48 pm

Преподаватель: Волковский Николай Лукьянович, доктор филологических наук, профессор

Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций

Работа в семинаре позволит получить систематизированные знания в области экстремальной журналистики, которая исследует и познает необычные факты и события.

На занятиях спецсеминара рассматриваются: экстремальная журналистика как наука и учебная дисциплина; истоки развития теории и практики экстремальной журналистики; формирование и развитие военной журналистики - исторический опыт, концепции освещения вооруженных конфликтов; проблемы современной военной журналистики; международное гуманитарное право и деятельность журналистов в зоне военных действий; государственное право Российской Федерации о работе журналиста в зоне вооруженного конфликта; военная цензура: история, теория и практика; журналист на задании в зоне вооруженного конфликта, взаимодействие военного журналиста с представителями пресс-служб силовых ведомств; жанрово-тематические особенности информационных, аналитических материалов и методика их подготовки; жанры военной публицистики; социальные конфликты в отражении СМИ; освещение демонстраций, мятежей, актов гражданского неповиновения; пресса и проблемы прав меньшинств, специфика освещения этнических конфликтов; журналист на задании в зоне этнического конфликта; журналистика и религиозные конфликты; борьба с терроризмом и журналистика; журналист в зоне проведения антитеррористической операции; деятельность журналиста по освещению стихийных и экологических бедствий и технических катастроф; освещение стихийных бедствий; журналистика экологических (социально-технических) бедствий, освещение в СМИ технических катастроф.

Руководитель семинара более 15 лет работал военным журналистом, в его творчестве и научном интересе значительное место занимает военная тема. Он – член международной ассоциации писателей баталистов и маринистов, автор 25 военно-исторических и научно-популярных книг, многих статей научных и энциклопедических изданий. Под его редакцией вышла значительная часть книг серий «Военно-историческая библиотека» и «Военные противостояния» издательств «АСТ» и «Полигон».

Aвторские публикации по теме спецсеминара

1. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов / под ред. Н. Л. Волковского. М.; СПб., 2005.

2. Волковский Н. Л. 111 баек для журналистов. СПб., 2012.

3. Волковский Н. Л. Военная журналистика русского зарубежья // Журналистика русского зарубежья. СПб., 2004.

4. Волковский Н. Л. Журналистика в информационных войнах: Методическое пособие. СПб., 2003.

5. Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. СПб., 2003.

6. Волковский Н. Л. Отечественная журналистика. 1950-2000: Учебное пособие. СПб., 2006.

7. Волковский Н. Л. Психологический аспект освещения катастроф // Экологическая журналистика: Сборник статей. СПб., 2011.

8. Волковский Н.Л. Свобода слова и военная тайна: исторический аспект // Век информации. 2014. № 2.

9. Волковский Н. Л. Энциклопедия современного оружия и боевой техники. М., 2005.

10. Каторин Ю. Ф., Волковский Н. Л., Голод Л. Е. Уникальная и парадоксальная военная техника. М.- СПб.,2011.

11. Каторин Ю. Ф., Волковский Н. Л.. Все о кораблях. От гребного флота древнего мира до наших дней. М.,2010.

12. Сытин Л., Каторин Ю., Волковский Н. Все об авиации. Большая энциклопедия. М., 2015.

План лекционных занятий

Занятие 1. Экстремальная журналистика как наука и учебная дисциплина. Истоки развития теории и практики экстремальной журналистики.

План семинарских занятий

Занятие 1. Формирование и развитие военной журналистики: исторический опыт, концепции освещения вооруженных конфликтов.

Занятие 2. Проблемы современной военной журналистики, информационные технологии освещения вооруженных конфликтов.

Занятие 3. Международное гуманитарное право о статусе журналиста в зоне военных действий.

Занятие 4. Государственное право Российской Федерации о работе журналиста в зоне вооруженного конфликта.

Занятие 5. Свобода слова и военная тайна: история и современная практика. Военная цензура.

Занятие 6. Журналист на задании в зоне вооруженного конфликта: личная безопасность, этика поведения, психология общения.

Занятие 7. Взаимодействие военного журналиста с представителями пресс-служб силовых ведомств.

Занятие 8-9. Жанрово-тематические особенности информационных материалов из «горячей точки» и методика их подготовки.

Занятие 10-11. Жанрово-тематические особенности аналитических материалов военной проблематики и методика их подготовки.

Занятие 12. Социальный конфликт: основные концепции (позиции) освещения. Освещение демонстраций, мятежей, актов гражданского неповиновения.

Занятие 13. Пресса и проблемы прав меньшинств и этнических конфликтов. Журналист на задании в зоне этнического конфликта. Журналистика и религиозные конфликты.

Занятие 14. Борьба с терроризмом и журналистика. Журналист в зоне проведения антитеррористической операции.

Занятие 15. Освещение стихийных и экологических бедствий, техногенных катастроф: психологический, правовой и этические аспекты.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Содержание самостоятельной работы в присутствии преподавателя: индивидуальное консультирование студентов по предложенному преподавателем графику, групповые формы аудиторной работы, индивидуальная работа под контролем преподавателя в оборудованных аудиториях.

Внутрисеместровый контроль

Контроль посещаемости (отработать пропуски можно во время самостоятельной работы). Самостоятельная работа с использованием методических материалов, текущих выступлений в СМИ, обзоры литературы по теме спецкурса.

Вопросы к зачету

1. Экстремальная журналистика как наука и учебная дисциплина. Истоки развития теории и практики экстремальной журналистики.

2. Формирование и развитие военной журналистики: исторический опыт, концепции освещения вооруженных конфликтов.

3. Проблемы современной военной журналистики, информационные технологии освещения вооруженных конфликтов.

4. Международное гуманитарное право о статусе журналиста в зоне военных действий.

5. Государственное право Российской Федерации о работе журналиста в зоне вооруженного конфликта.

6. Свобода слова и военная тайна: история и современная практика. Военная цензура.

7. Журналист на задании в зоне вооруженного конфликта: личная безопасность, этика поведения, психология общения.

8. Взаимодействие военного журналиста с представителями пресс-служб силовых ведомств.

9. Жанрово-тематические особенности информационных материалов из «горячей точки» и методика их подготовки.

10. Жанрово-тематические особенности аналитических материалов военной проблематики и методика их подготовки.

11. Социальный конфликт: основные концепции (позиции) освещения. Освещение демонстраций, мятежей, актов гражданского неповиновения.

12. Пресса и проблемы прав меньшинств и этнических конфликтов. Журналист на задании в зоне этнического конфликта. Журналистика и религиозные конфликты.

13. Борьба с терроризмом и журналистика. Журналист в зоне проведения антитеррористической операции.

14. Освещение стихийных и экологических бедствий, техногенных катастроф: психологический, правовой и этические аспекты.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Отражение событий Кавказской войны в очерке А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум».

2. Военные корреспонденции В. И. Немировича-Данченко (на примере его работы военным корреспондентом на: Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.; Русско-японской войне 19904 -1905 гг.; Первой мировой войне 1914 – 1918 гг.).

3. Д. Ортенберг – редактор «Красной звезды» первых лет Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

4. Военная публицистика К. Симонова (или анализ творчества других военных журналистов периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.).

5. Репортажи специального корреспондента А. Мамонтова из зон кризисных ситуаций (или другого современного репортера – по выбору студента).

6. Военная фотопублицистика Ю. Романова (или другого современного военного корреспондента).

7. Работа журналиста в зоне вооруженного конфликта (на примере современных локальных войн).

8. Информационные жанры экстремальной журналистики (на примере освещения вооруженного конфликта).

9. Особенности интервью по проблемам экстремальной журналистики.

10. Военный комментарий в современных СМИ.

11. Военно-политическое обозрение: традиции и новые подходы.

12. Репортаж из зоны проведения контртеррористической операции.

13. Особенности освещения стихийных и экологических бедствий, техногенных катастроф.

14. Независимая военная журналистика современной России (на примере «Независимого военного обозрения» и др. изданий).

15. Военная цензура: история и современные подходы.

(Другие темы по актуальным проблемам экстремальной журналистики, предложенные студентами и согласованные с руководителем спецсеминара).

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная. Студент отвечает на два вопроса.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Критерии оценивания по дисциплине: посещаемость занятий – 30% (2% за занятие); результаты работы в рамках текущего контроля – 34%; результаты ответа на вопросы к зачету – 36%. Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс составляет 100 баллов.

Оценка «Зачет» (более 75%) ставится, если студент демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины, посетил более половины занятий и успешно выполнил работу в рамках текущего контроля. Оценка «Незачет» (менее 75%) ставится, если студент демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки при ответе на вопросы, посетил менее половины занятий и плохо выполнил (не выполнил) работу в рамках текущего контроля.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Критерии оценки (курсовая работа)

Оценка «отлично»:

- содержание работы соответствует теме;

- работа выполнена самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной;

- проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично;

- теоретические положения органично сопряжены с журналистской практикой;

- сделаны представляющие интерес выводы, вытекающие из анализа проблемы;

- в работе широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы ( допускается опора на вторичный анализ имеющихся данных);

- в работе приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение автора формализовать результаты исследования;

- широко представлена библиография по теме работы;

- приложения к работе иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его выводы;

- работа безукоризненна по своему оформлению (орфография, стиль, цитаты, ссылки и т. п.).

Оценка «хорошо»:

- содержание работы в целом соответствует ее теме;

- работа актуальна, написана самостоятельно;

- дан анализ степени теоретического исследования проблемы;

- основные положения работы раскрыты на достаточном теоретическом и методологическом уровне;

- теоретические положения сопряжены с журналистской практикой;

- выводы обоснованы;

- приложения грамотно составлены и прослеживается связь с положениями курсовой работы;

- работа правильно оформлена.

Оценка «удовлетворительно»:

- имеет место определенное несоответствие содержания работы заявленной теме;

- исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью;

- нарушена логика изложения материала, поставленные задачи раскрыты не полностью;

- в работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований;

- теоретические положения слабо увязаны с журналистской практикой, выводы носят формальный бездоказательный характер;

- содержание приложений не освещает решения поставленных задач;

- оформление работы правильное.

Оценка «неудовлетворительно»:

- содержание работы не соответствует теме;

- работа содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений;

- курсовая работа носит умозрительный и (или) компилятивный характер;

- выводы автора четко не сформулированы;

- работа не выполнена в срок;

- оформление работы не соответствует предъявляемым требованиям.

Список основной литературы

1. Волковский Н. Л. Психологический аспект освещения катастроф / Экологическая журналистика. СПб., 2011. С. 41-48.

2. Журналист в экстремальной ситуации // Волковский Н. Л., Гришанина А. Н. Психология журналистики. СПб., 2009. С. 84-94.

3. Лабуш Н. С., Пую А. С. Международное гуманитарное право. СПб., 2012.

4. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: Учеб. пособие. М., 2010.

Список дополнительной литературы

1. Абрамов В. Работа журналиста в особых условиях. М., 2005.

2. Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции) // Газета. 2003. апреля.

3. Белогуров С. Б. История развития и становления военной периодической печати России Х1Х - начала ХХ веков. М., 1995.

4. Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. СПб., 2003.

5. Гассер Х.-П. Международное гуманитарное право. Введение. М., 1995.

6. Гассер Х.-П. Запрет на акты террора в Международном праве. М., 1994.

7. Гийебода Ж.-К. Военная журналистика – это моральный вызов // Телерама. 1991. 26.10. – 1.11. С. 17-21.

8. «Горячая линия»: Программа МККК для журналистов, находящихся в опасных командировках. Женева, 1994.

9. «Горячая точка»: Справочник для журналистов. М., 1995.

10. Гужва Д. Г. Русская военная печать в годы Первой мировой войны //Военно-исторический журнал. 2007. № 12. С. 37-41.

11. Государственная тайна в Российской Федерации / Под ред. М. А. Вуса. СПб., 1999.

12. Доклад о глобальных катастрофах. Женева – Москва, 1999.

13. Доклад об освещении российскими СМИ трагедии в Беслане: доступ к информации и условия работы журналистов. Владикавказ. 2002.

14. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Журналист. 2000. № 10. С. 14-27.

15. Журналистика и война: освещение российскими СМИ военных действий в Чечне. / Ред. А. Г. Рихтер. М., 1995.

16. Журналисты на чеченской войне: Факты. Документы. Свидетельства. М., 1995.

17. Информационная война в Чечне: Факты, документы, свидетельства. М., 1997.

18. Как освещать на телевидении конфликтные ситуации // Профессия – журналист. 2000. № 2. С. 46-48.

19. Князев А. А. Журналистика конфликта. М., 2002.

20. Кузьминский К. Очерк развития военной журналистики в России // Война и мир. 1906. № 7 – 10.

21. Лемке М. К. 250 дней в царской ставке. Пг., 1920.

22. Лещинский М. Отторжение: О журналисткой работе во время войны в Афганистане // Журналист. 1991. № 2. С. 6-12.

23. Лукина М. М. Современные журналистские технологии в работе с новостями. М., 2001.

24. Макеева Л. Ответственность СМИ за разжигание национальной розни// Законодательство и практика массмедиа. 2004. № 4. С. 17-21.

25. Международное гуманитарное право и деятельность журналиста. М., 1994.

26. Международное право: Ведение боевых действий. М., 1995.

27. О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства РФ со СМИ // Российская газета. 1995. 7 мая

28. О порядке освещения деятельности органов государственной власти // Российская газета. 1995. 17 января.

29. Современная военная журналистика: опыт, проблемы, перспективы / Ред.-сост. М. Погорельский, И. Сафранчук. М., 2002.

30. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» // Законодательство и практика СМИ. 2001. № 6.

31. Элбакян В. Справочник для журналистов, работающих в районах военных действий. М., 2002.

32. Daniek C. “The Uncensord”: The Media and Wietnam. Berkeley. 1989.

33. Crime of War: What public should know. N.Y.- L. 1999.

34. Goving N. Media Coverage: Help or Hindrance in Conflict Prevention? – Carnegie Commission on Preventing Deadly Conflict. N.Y. 1997.

35. Livingston St. Clarifying the CNN Effect; Examination of Media Effect According to Type of Military intervention. Washinton D. C., 1997.

36. The Media at War: The Рress and Persian Gulf Conflict. A Report of the Gannet Foundation. N.Y. 1991.

37. Hovard R. Conflict sensitive journalism. IMPACS. 2003.

Перечень иных информационных источников

1. evartist.narod.ru/text5/86.htm

2. studwork.org

3. www.dissercat.com

4. jyrnalistedu.ru/2012-11-28-18-01-29/215-rabota_zhurnalista_v_zone_vooruzhennogo_konflikta_mery_predostorozhnosti.html

5. otherreferats.allbest.ru/journalism/00128740_0.html

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация