Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Журналистика стран Центральной и Восточной Европы
January 24, 2017, 12:47 pm

Преподаватель: Георгиева Елена Савова, кандидат политических наук, ст. преподаватель

Кафедра международной журналистики

Европейский регион является важной составляющей глобального информационного пространства, а страны Центральной и Восточной Европы все чаще подают повод для формирования новых информационных и геополитических стратегий. В последние годы разнообразные, иногда полярные события и процессы, определяли социально-политический контекст отдельных государств, глобализационный процесс и интеграционный фактор уступили место стремлению стран сохранить свою национальную идентичность. Подобные противоречия неизменно приводят к необходимости сотрудничества стран в рамках региона с целью формирования новой общественно-политической, правовой, экономической и культурной реальности. Важную роль в данном процессе играют массмедиа, которые на сегодняшний день выполняют функцию, как интеграции, так и дезинтеграции граждан.

Восточные модели развития СМИ характерны для постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы, медиасистемы которых претерпели радикальные трансформации после краха социализма в 1989-1990-е гг. Современные медиарынки региона выстраивались и структурировались по примеру западноевропейской модели. Это стало важным этапом их интеграции в европейское медиапространство. Европеизация политической, экономической и социальной жизни стран с транзитивной демократией выражается в заимствовании и адаптации западных стандартов управления и регулирования СМИ применительно к национальным реалиям, причем процесс адаптации был значительно ускорен вступлением большинства стран региона в Европейский Союз (ЕС). В настоящее время в рамках ЕС массмедиа становятся объектом все более пристального наблюдения, взаимосвязь политических и экономических интересов в управлении средств массовой коммуникации накладывает серьезный отпечаток на формирование политической повестки дня в регионе. Серьезную озабоченность сегодня вызывает вопрос о независимости региональных массмедиа в контексте европейских концепций развития информационной среды.

В рамках спецсеминара рассматриваются и анализируются актуальные тенденции и процессы, которые определяют информационную картину исследуемого региона. Значительное внимание уделяется социальным, политическим, экономическим и культурным факторам, воздействующим на функционирование региональных массмедиа.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Georgieva, E.S., Danilova, Y.S., Bykov, A.Y., Sergeevna, A.S., Labush, N.S. (2015). Media systems of South-Eastern Europe in the condition of democratic transition: The example of Albania, Bulgaria, Macedonia and Serbia. // International Review of Management and Marketing, 2015. – Vol. Special Issue for “Media as the Tool: Management of Social Processes”, – № 5 (Special Issue). URL: www.econjournals.com/index.php

2. Георгиева Е. С. Геополитика и массмедиа в странах Балканского полуострова // Соколовские чтения – 2016: сборник статей участников традиционных Соколовских чтений. Ред.-составитель Михайлов С. А., доктор политических наук, профессор (Россия). – СПб., Арт-Экспресс, 2016. – 140 с. С. 25-41.

3. Георгиева Е. С. Международное сотрудничество в рамках повышения качества медиаобразования в странах юго-восточной Европы. // СМИ в современном мире. Петербургские чтения: тезисы 53-й междунар. науч.-практ. конф. 23-25 апреля 2014 г. — г. Санкт-Петербург, — 2014.

4. Георгиева Е. С. Болгарская медиасистема в 2011 году: трансформация собственности и формы коммуникации с политической властью // Сборник статей международного постоянно действующего научно-практического семинара «День науки». СПб, 2012. С. 22-32.

5. Георгиева Е. С. Новые геополитические условия и СМИ: Балканский вопрос // Сборник статей международного постоянно действующего научно-практического семинара «Век информации». СПб,2012. С. 24-29.

6. Георгиева Е. С. Телевидение Болгарии: особенности управления контентом // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи. Материалы X международной конференции студентов и аспирантов. СПб., 2011. С. 206-207.

7. Георгиева Е. С. Трансформация системы массмедиа Болгарии в условиях европейской интеграции // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия Филология. Востоковедение. Журналистика. 2011. №1. С. 222-229.

План лекционных занятий

Занятие 1. Страны Центральной и Восточной Европы: общая характеристика макрорегиона, глобальные тенденции и национальные особенности развития медиасистем.

План семинарских занятий

Занятие 1. Этапы демократизации медиасистем в постсоциалистических странах: обзор институциональных трансформаций.

Занятие 2. Журналистика Центральной и Восточной Европы в условиях европейской интеграции. Европейские концепции развития регионального информационного пространства.

Занятие 3. Журналистика стран Центральной Европы: обзор по странам. Роль исторического и культурного факторов в формировании национальных медиасистем.

Занятие 4. Журналистика стран Центральной Европы: обзор по странам. Национальные медиасистемы в условиях демократического транзита. Перспективы развития национальных СМИ в раках европейского медиапространства.

Занятие 5. Журналистика стран Восточной Европы: обзор по странам. Роль исторического и культурного факторов в формировании национальных медиасистем.

Занятие 6. Журналистика стран Восточной Европы: обзор по странам. Национальные медиасистемы в условиях демократического транзита. Перспективы развития национальных СМИ в раках европейского медиапространства.

Занятие 7. Журналистика стран Юго-Восточной Европы: обзор по странам. Роль исторического и культурного факторов в формировании национальных медиасистем.

Занятие 8. Журналистика стран Юго-Восточной Европы: обзор по странам. Национальные медиасистемы в условиях демократического транзита. Перспективы развития национальных СМИ в раках европейского медиапространства.

Занятие 9. Развитие национальных СМИ: европейские и национальные стратегии. Промежуточная аттестационная аудиторная работа.

Занятие 10. Европейские концепции развития аудиовизуальных массмедиа: переход на цифровые форматы и конвергенция массмедиа. Национальные форматы общественного вещания: проблемы сохранения политической и финансовой независимости.

Занятие 11. Культурные измерения современного информационного пространства Центральной и Восточной Европы. Роль массмедиа в интеграционном процессе.

Занятие 12. Исследование понятия «стереотип», функциональные изменения стереотипа в современных условиях. Мифологизация и стереотипизация посредством массмедиа.

Занятие 13. Национальные подходы к политике мультикультурализма, механизмы консолидации этнических и национальных общностей на региональном уровне.

Занятие 14. Формирование гибридных медиасистем при участии западных инвестиций, трансформация публичной сферы СМИ в странах с транзитивной демократией.

Внутрисеместровый контроль

Показателями, характеризующими внутрисеместровую работу слушателей, являются:

1. посещаемость занятий – не менее 80 %;

2. выполнение письменной исследовательской работы, посвященной конкретной стране исследуемого региона (не менее 10 тыс. зн. с пробелами, шрифт – Times New Roman, 14 кегль, полуторный междустрочный интервал);

3. представление исследовательской работы в рамках семинарских занятий, выступление должно длиться от 20 до 30 мин. и сопровождаться презентацией (не менее 10 слайдов).

Тема письменной исследовательской работы и график выступлений должны быть предварительно согласованы с преподавателем. В случае пропуска занятий, студент должен подготовить дополнительную письменную работу по второй стране исследуемого региона (не менее 10 тыс. зн. с пробелами, шрифт – Times New Roman, 14 кегль, полуторный междустрочный интервал) и представить ее преподавателю до окончания семинарских занятий.

Исследовательская работа представляет собой письменный анализ медиасистемы конкретной страны исследуемого региона в контексте европейской стратегии развития массмедиа, ее трансформации на современном этапе, рассмотрение национальных стратегий развития массмедиа, а также освещение актуальных тем и событий с учетом национальных медиастратегий.

Самостоятельная работа с использованием методических материалов включает изучение списка обязательной литературы, обзор актуальных исследований в области региональных массмедиа (см. в списке дополнительной литературы), обзор рейтингов уровня свободы СМИ. В результате самостоятельной работы студент готовит ридер по исследуемой теме.

Вопросы к зачету

1. Функционирование СМИ в условиях социалистического режима: общая характеристика.

2. Трансформация СМИ стран Центральной и Восточной Европы в период перехода к рыночной экономике.

3. Право и саморегулирование СМИ в странах Центральной и Восточной Европы (страна по выбору).

4. Перераспределение собственности в сфере массмедиа и демонополизация прессы в странах Центральной и Восточной Европы.

5. Реформа аудиовизуальных СМИ: переход к цифровому вещанию и конвергенция массмедиа.

6. Политические партии и партийная пресса в странах Центральной и Восточной Европы (страна по выбору).

7. Общественное вещание в странах Центральной и Восточной Европы.

8. Гибридные медиасистемы в странах с транзитивной демократией: определение и характерные признаки.

9. Европейские концепции развития регионального информационного пространства.

10. Проблемы политической и финансовой независимости СМИ в странах Центральной и Восточной Европы.

11. Роль массмедиа в консолидации этнических и национальных общностей (страна по выбору).

12. Современные СМИ Турции в условиях европейской интеграции.

Рекомендуемые темы курсовых работ

1. Роль культурного фактора в формировании национальной модели массмедиа (стана по выбору).

2. Влияние западноевропейских практик на развитие национальных массмедиа (страна по выбору).

3. Этнический и религиозный фактор в журналистике стран Балканского полуострова.

4. Турецкая модель массмедиа: между Западом и Востоком.

5. Развитие национальных массмедиа в условиях европейской интеграции (страна по выбору).

6. Правовое регулирование СМИ: национальное законодательство и международные стандарты (страна по выбору).

7. СМИ как фактор интеграции в условиях конфликта (страны Балканского полуострова).

8. Проблемы политической и финансовой независимости массмедиа (страна по выбору).

9. Роль СМИ в популяризации новых геополитических стратегий (обзор региональных массмедиа).

10. «Гражданская журналистика» в странах Центральной и Восточной Европы (страна по выбору).

Критерии оценки (зачет)

К зачету допускаются студенты, выполнившие условия внутрисеместрового контроля.

Форма промежуточной аттестации по спецсеминару – зачет по билетам (два вопроса в билете).

Форма проведения зачета – устная.

На подготовку ответа студенту дается 30 мин.

Оценка «Зачтено» ставится, если студент ответил на оба вопроса в билете, умеет оперировать основными понятиями по теме вопроса, может привести конкретные примеры и прокомментировать их, может грамотно и исчерпывающе ответить на любой, заданный преподавателем вопрос, связанный с темой вопросов в билете.

Оценка «Не зачтено» ставится, если студент не знает ответа на вопросы в билете, не знает базовых определений по теме билета, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя, связанные с темой вопросов в билете.

Использование каких либо дополнительных источников на любых носителях информации во время устного зачета запрещается. За пользование какими-либо источниками студент удаляется с зачета, в ведомость выставляется оценка «Не зачтено».

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 4 часа.

Условия для получения оценки «Зачтено» автоматом:

• посещаемость занятий составила 80 % и выше;

• письменная исследовательская работа выполнена, представлена в рамках семинарских занятий и зачтена преподавателем;

• активное участие в дискуссиях в рамках семинарских занятий;

• соблюдение графика выполнения курсовой работы.

Критерии оценки (курсовая работа)

В курсовой работе студент должен представить анализ деятельности массмедиа одной европейской страны учитывая при этом различные факторы, которые влияют на функционирование СМИ, в том числе: географические, исторические, культурные, политические, правовые, экономические и этические. Также в курсовой работе студент может провести исследование конкретной проблемы, области, процесса и т.д. в сфере или при участии массмедиа. Тему курсовой работы необходимо предварительно согласовать с преподавателем.

Объем курсовой работы – 30-35 тыс. знаков с пробелами, шрифт – Times New Roman, 14 кегль, полуторный междустрочный интервал.

График подготовки курсовой работы предполагает, что студент должен сдать курсовую работу (печатную и электронную версии) преподавателю не позднее последнего семинарского занятия. В случае несоблюдения графика сдачи, оценка курсовой работы снижается на один балл.

Для подготовки курсовой работы студенты используют подготовленные в рамках самостоятельной работы ридеры, а также данные, полученные в процессе выполнения письменной исследовательской работы.

Оформление курсовой работы должно соответствовать стандартным критериям оформления курсовых работ.

Оценка «Отлично» ставится, если тема полностью раскрыта, использовано оптимальное количество источников и литературы, автор продемонстрировал высокий уровень источниковедческого и историографического анализа, владения исследовательскими методиками. Работа правильно оформлена.

Оценка «Хорошо» ставится, если тема в целом раскрыта, однако работа имеет недостатки в области источниковедческого и историографического анализа. Есть недочеты в оформлении работы.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если работа несамостоятельная, носит откровенно реферативный характер, то есть, переписана из нескольких источников с минимальной авторской работой. Число источников, статей и книг, к которым обратился автор, явно недостаточно для качественного раскрытия темы. Работа является «подражательной». Ошибки в оформлении работы. Допущены нарушения графика представления работы.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если тема не раскрыта, источниковедческая база слабая, установлен факт прямого плагиата.

В случае если курсовая работа оценена отрицательно (оценка «Неудовлетворительно»), студент должен доработать ее и сдать преподавателю перед повторным прохождением промежуточной аттестации.

Список основной литературы

1. История зарубежной журналистики / А. Ю. Быков, Е. С. Георгиева, С. А. Михайлов / под общ. ред. С. А. Михайлова. М., 2014.

2. Лабуш Н. С., Пую А. С. Международное гуманитарное право: журналистика и права человека. СПб., 2012.

3. Медиакратия: современные теории и практики, под ред. Пую А. С., Бодруновой С. С. СПб., 2013.

4. Михайлов С. А. Международное право и законодательство иностранных государств о СМИ: учеб. пособие / С. А. Михайлов, С. Б. Никонов. СПб., 2012.

5. Основы медиабизнеса: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Е. Л. Вартановой. М., 2009.

6. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ / Под ред. Пую А. С. СПб., 2010.

7. Современные зарубежные СМИ в условиях глобализации. Сб. статей / науч. ред. А. Ю. Быков. СПб., 2011.

8. Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учебное пособие / научн. ред. Н. В. Ткачева ; ответ. ред. Е. Л Вартанова. - 2-е изд., испр. и доп. М., 2013.

Список дополнительной литературы

1. Быкова А. С. Массмедиа стран-членов Европейского Союза. СПб., 2004.

2. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.

3. Воронцова-Хэтч Т. М. Журналистика Польши 1990-х гг. СПб., 2006.

4. Геруля М. Местная периодическая печать Польши 1990-х гг.: типология, современное состояние и перспективы развития. Ростов-на-Дону, 2001.

5. Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии. Сравнительный анализ / под науч. ред. В. Н. Монахова. М., 1999.

6. Ибрагимов А. Х. Печать Турции. М., 1995.

7. История зарубежной журналистики (1945 — 2008): хрестом. М., «Аспект-пресс», 2008.

8. История зарубежной коммунистической печати, 1917-1945 гг.: Хрестоматия / под ред. Я. Н. Засурского. М., 1981.

9. История мировой журналистики / Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. М., 2003.

10. Михайлов С. А. Журналистика стран Балтии. СПб., 2006.

11. Михайлов С. А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб., 2002.

12. Михайлов С. А., Никонов С. Б. Принципы сравнительного и международного права в регулировании информационных потоков государств различных правовых систем. СПб., 2000.

13. Пресса под прессом политики. Свобода СМИ: ситуация в Белоруссии, Молдавии и Украине. Изд-во «Артикль 19», 2003.

14. Трейс Р. История латышской журналистики. Рига, 1996.

15. Allievi S., Nielsen J. S. Muslim Networks and Transnational Communities in and across Europe. Brill, 2003.

16. Berglund B., Porter-SzUcs B. Christianity and Modernity in Eastern Europe. Central European University Press, 2010.

17. Bilenky S. Romantic Nationalism in Eastern Europe: Russian, Polish, and Ukrainian Political Imaginations. Stanford University Press, 2012.

18. Can Liberal Pluralism Be Exported? Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe. Will Kymlicka; Magda Opalski. Oxford University Press, 2001.

19. Dimitrova, Anelia K. Communication in Eastern Europe: The Role of History, Culture, and Media in Contemporary Conflicts. Academic journal article from Journalism and Mass Communication Quarterly, Vol. 73, No. 3

20. European Institute for Comparative Cultural Research (ERICarts): Sharing Diversity. National Approaches to Intercultural Dialogue in Europe. Study for the European Commission. Report from March 2008.

21. Finding the Right Place on the Map. Central and Eastern European MediaChange in a Global Perspective. / ed. by K. Jakubowicz, M. Sukosd. Bristol, 2008. URL: ru.scribd.com

22. Fossum J. E. and Schlesinger Ph., The European Union and the public sphere: a communicative space in the making? Routledge, 2007.

23. Horvath J. The Changing Face of the Mass Media in Eastern Europe. URL: www.heise.de/tp/artikel/1/1214/1.html

24. Intercultural dialogue in Europe, Flash EB Series №217. Conducted by The Gallup Organization Hungary upon the request of DG Education and Culture. Survey coordinated by the Directorate-General Communication, 2007.

25. Jakubowicz, Karol. 2007. “The Eastern-European Post-Communist Media System. An Introduction.” Pp. 303–312 in European Media Governance. National and Regional Dymensions, ed. by Georgios Terzis. Bristol, Chicago: Intellect Books.

26. Jakubowicz K., Sukosd M. Twelve concepts regarding media system evolution and democratization in post-communist societies // Finding the Right Place on the Map: Central and European Media Change In a Global Perspective / ed. by K. Jakubowicz, M. Sukosd. Bristol, 2008. P. 9–40.

27. Jebril N., Stetka V., Loveless M. “Media and Institutional Change in Central and Eastern Europe: ‘Lessons to be Learned’?” In Media and Democratisation: What is Known about the Role of Mass Media in Transitions to Democracy. Report. Reuters Institute for the Study of Journalism. University of Oxford. September, 2013. URL: reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/fileadmin/documents/Publications/Working_Papers/Media_and_Democratisation.pdf

28. Johnson A. R., Parta R. E. Cold War Broadcasting: Impact on the Soviet Union and Eastern Europe: A Collection of Studies and Documents. Central European University Press, 2010.

29. King C. Extreme Politics: Nationalism, Violence, and the End of Eastern Europe. Oxford University Press, 2010.

30. OPI. Television across Europe: regulation, policy and independence. Budapest, 2005.

31. Spohn W., Triandafyllidou A. Europeanisation, National Identities, and Migration: Changes in Boundary Constructions between Western and Eastern Europe. Routledge 2003.

32. Starr, Paul. 2012. “An Unexpected Crisis: the News Media in Post-Industrial Democracies.” The International Journal of Press/Politics, 17(2): 234–242.

33. The Data Journalism Handbook / J. Gray, L. Chambers, L. Bounegru. The Open Knowledge Foundation, European Journalism centre, O'Reilly Media, 2012.

34. Voltmer K. Mass Media and Political Communication in New Democracies. London: Routledge, 2006.

35. Voltmer K. The Media in Transitional Democracies: Contemporary Political Communication. Cambridge: Polity, 2013.

Перечень иных информационных источников

1. www.europa.eu

2. www.soros.org

3. www.balkans.courriers.info

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация