- ЗАПИСЬ НА СПЕЦДИСИПЛИНЫ 2017
- Бакалавриат. Журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Международная журналистика. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Журналистика. Очно-заочная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очная форма обучения
- Бакалавриат. Реклама и СО. Очно-заочная форма обучения
- Магистратура. Журналистика
- Магистратура. Реклама и связи с общественностью
- Master Program Global Communication and International Journalism
- Аспирантура. Журналистика
- Аспирантура. Реклама и связи с общественностью
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!
Преподаватель: Краснова Татьяна Ивановна, доктор филологических наук, доцент
Кафедра речевой коммуникации
В центре внимания спецсеминара находится тот речевой аспект социальной информации в медиа, который структурно-семантически отражает социальные отношения и представления, бытующие в обществе, его противоречия и проблемы.
Во все времена журналистику отличал аналитический подход к событиям. В настоящее время элементы качественной журналистики приживаются и в массовых медиа: люди хотят понять «положение вещей» в мире глобального регулирования / хаоса происходящего. Взвешенность оценок, спокойная тональность речи, внешняя респектабельность давно в моде. В то же время популярные («желтые») СМИ, умеющие приковывать внимание аудитории, учитывая массовую психологию, тоже используют внешние показатели аналитичности (причинно-следственные связи, чередование причины и следствия, цели). Интересно разобраться, в чем состоит отличие между качеством информации и его подражанием с эффектом внушения по решению той или иной проблемы.
Выполнять роль посредника-регулировщика в социальных конфликтах – одна из важнейших задач в профессии журналиста, и готовиться к ней нужно заранее. Язык в этом случае выполняет свою орудийную функцию, которая должна быть соразмерной полю проблемного конфликта (информационному, межгрупповому, классовому, бытовому, социально-историческому, церковному, гражданскому).
Духовно-идеологическая роль журналистики иногда вызывает множественные эффекты (согласие, непонимание, размежевание, усиление эмоциональных всплесков). Именно поэтому выше всего ставится деятельность журналистов в гуманистической, духовно-идеологической сфере, когда эта деятельность удовлетворяет потребности людей в знаниях, в просвещении, в разъясняющем воздействии, в сотрудничестве СМИ и аудитории. Ролевой и субъектный подходы журналистики к формированию общественного мнения в его вариантах связан с регулирующим воздействием на социальную практику в соответствии с главными интересами общества. При этом причинно-следственные показатели (дискурсивные выражения) являются индикаторами статусного неравенства, которые весьма разнообразны. В этих условиях говорящий (журналист) может понижать или повышать свой статус (снисходительное отношение, самоутверждение, стремление доминировать или использовать показатели уважительного стиля общения).
Обычно журналист обращается к локальной проблемной ситуации, способствуя (или добиваясь) решения конкретного вопроса. Поэтому в центре работы спецсеминара стоит категория «проблемной ситуации». Далее она получает разрешение в анализе тех речевых действий, которые имеют связь с категориями «причина», «следствие», «цель» и другими синтаксическими категориями обусловленности.
Адекватное восприятие действительности требует воссоздания в сознании говорящего образа определенной ситуации в виде понятия или представления о ней. В спецсеминаре принят когнитивно-семантический, в том числе фреймовый, подход к анализу текста. Текст в исследовании понимается как номинация определенного события, процесса, проблемной ситуации действительности и изучается как последовательность высказываний, отражающая отношения, действительно или потенциально существующие между предметами описания (изложения).
Участки внеязыковой реальности в виде понятий или «концептуальных структур» запечатлены в сознании говорящего. Совокупность этих участков («отрезков»), а также их ассоциативные противопоставления или оппозиции образуют понятийную картину мира, которая определенным образом членится лексическими средствами языка и выражает волю субъекта мыслящего и говорящего. Компонент «причина» и компонент «следствие» нередко модифицируются. К тому же конструкции, выражающие умозаключение чрезвычайно разнообразны в русском языке. По желанию обучающихся поле исследования могут составить как жанрово-тематические объекты анализа (статья, репортаж, интервью), так и тексты любых направлений журналистики (политической, экологической, научно-популярной, досуговой).
Авторские публикации по теме спецсеминара
1. Аргументация в публицистическом тексте: жанрово-стилистический аспект / в соавт. с Л. М. Майдановой и др. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1992.
2. Аргументация в полемических выступлениях // "Наука о журналистике: исторический опыт и проблемы развития". Программа и материалы научно-практической конференции.- Л. 1990.
3. Анализ "ментального состояния" текста с точки зрения когнитивной функции языка // "Журналистика - ХХ век": эволюция и проблемы". Тезисы международной научно-практической конференции 24-25 апреля 1996 года. - СПб. 1996.
4. Анализ политического дискурса: подходы и категории // Политическая лингвистика. 2013. № 2 (44). С. 46–54.
5. Идеологические аспекты языка газеты // Подготовка журналистских кадров (опыт, история, проблемы). Тезисы докладов научно-практической конференции.- СПб., 1992.
6. Импликация. Пресуппозиция. Подтекст. // "Языковое и литературное образование в школе и вузе". Материалы юбилейной международной научно-практической конференции 15-16 мая 1997 года. - СПб.,1997.
7. Интенциональность и модализация медиатекста в контексте культуры (опыт обобщения) / в соавт. с Л. Р. Дускаевой // Политическая лингвистика. 2014. №3 (49). С. 49–55.
8. К вопросу о структурах знания и мнения в эмигрантском газетном дискурсе эпохи кризиса // Русский язык и культура речи: прошлое, настоящее, будущее. - СПб, 2008. С. 51-69.
9. Кванторное слово и генерализованные высказывания в антибольшевистском дискурсе эмигрантских газет (1918–1921) // Электронный научный журнал «Мир лингвистики и коммуникации». Тверь: ТГСХА, ТИПЛиМЛ, 2014. № 1 (34). 11 с. (0,7 п. л.). Режим доступа: www.tverlingua.ru (дата обращения: 07.10.2014).
10. Ключевые смыслы современных медиатекстов // Известия Урал. гос. ун-та. Серия 1. «Проблемы образования, науки и культуры». 2006. 19 (№ 40). С. 210-214.
11. К методологии исследования политического дискурса // La Table Ronde . - Минск, 2013. Вып.2. Лингвистика дискурса и перспективы ее развития в парадигме современной славистики. С. 160-172.
12. Лингвистические заметки о модальности // Логос. Общество. Знак (к исследованию феноменологии дискурса).- СПб.1997.С. 51-61.
13. Оппозитивность в структуре коммуникации / в соавт с Л. Р. Дускаевой // Вестник Пермского государственного университета. Серия заруб. и русская филология. 2011. № 1. С. 107-112.
14. Проблема "другого голоса" в языке как проблема социолингвистики, прагматики и лексикографии // "Проблема "другого голоса" в языке, литературе и культуре". Материалы 4-й международной конференции 27-29 марта 2003 года. - СПб. 2003.
15. Семантика отрицания (на материале публицистики) // Гуманитарные науки: Из опыта теоретической интерпретации. – СПб., 1993.С. 37-44.
16. Семантико-стилистические оппозиции в структуре текста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика, 1995. Вып. 4 (№ 23). С. 67-72.
17. Сообщение и понимание // "Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов". Материалы научно-практического семинара 25 марта 1997 года. - СПб. 1997.
18. Субъективность в системе знаний и представлений // "Невский наблюдатель". СПб., 2002. С. 34-40.
19. Целеобразующий концепт "сближение" и фактор занимательности в коммерческом издании // Досуговая журналистика в России: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – СПб. 2009., С. 133-138.
20. Языковое средство достоверности // "Средства массовой информации в современном мире". Материалы межвузовской научно-практической конференции. - СПб. 2001.
План лекционных занятий
Лекция 1. Связь междисциплинарного понятия «проблема» с категориями социологии, психологии, философии. Категории «противоречие, «конфликт» и понятие проблема; несоответствие и проблема. Обозначение проблемы и постановка проблемы в тексте.
План семинарских занятий
Занятие 1. Проблема и причинно-следственные отношения в тексте. Введение в практические занятия. Перечень тем курсовых работ и комментарии к выбору темы. О возможных материалах исследований.
Занятие 2.: Аргументативный строй речи в риторике; аргументативные и представляющие (смешанные) подтипы речи. Доклады.
Занятие 3. Выбор и утверждение материала курсового исследования. Статусное неравенство в речевых показателях причинных отношений. Деловая игра. Подтипы аргументации.
Занятие 4. Рассуждение как текстовая структура (история развития, вариативность воплощения).
Материалы курсового исследования. Сообщения участников семинара о выборе тем курсовых работ с последующим их утверждением.
Занятие 5. Синтаксическая категория обусловленности и ее выражение в тексте. Каузальные отношения.
Упражнения и экспромты. Литература по темам.
Занятие 6. Элементы рассуждения в медиатексте; смешанные формы. Речевые показатели объяснения.
Основная часть курсовой работы: анализ конкретного материала (доклад и его обсуждение). Методика описания.
Занятие 7. Жанровые тексты с элементами причинно-следственных отношений. Эксплицитные и имплицитные средства их выражения.
Основная часть курсовой работы: анализ конкретного материала (доклад и его обсуждение). Методика описания; оформление исследовательской части курсовой.
Занятие 8. Оппозитивность как аргументативная структура с модальностью приятие/неприятие.
Основная часть курсовой работы: анализ конкретного материала (доклад и его обсуждение).
Занятие 9. Виды оценочной модальности и ее средства в медиатексте. Упражнения и экспромты.
Основная часть курсовой работы: анализ конкретного материала (доклад и его обсуждение). Методические рекомендации.
Занятие 10. Как обеспечивается доступность причинно-следственных построений в разных медиатекстах.
Основная часть курсовой работы: анализ конкретного материала (доклад и его обсуждение). Сообщения по темам курсовой работы.
Показательные образцы анализа текстов (обзор методик, литература).
Занятие 11. Типичные ошибки в частях текста с элементами умозаключения.
Основная часть курсовой работы: анализ конкретного материала (доклад и его обсуждение). Методика описания; оформление исследовательской части курсовой. Реферативные сообщения по вводной части работы. Обзор литературы и оформление библиографии.
Занятие 12. Основная часть курсовой работы: анализ конкретного материала (доклад и его обсуждение).
Адекватная методике разметка анализируемых примеров.
Занятие 13. Отчеты по состоянию курсовых работ. Консультации. Оформление исследовательской части курсовой. Как писать заключение.
Занятие 14. Предзащиты курсовых работ.
Самостоятельная работа в присутствии преподавателя
В процессе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации преподавателя по выполнению курсовой работы, подбору материала анализа и дополнениям списка научных источников. Проводится как индивидуальное консультирование, так и групповые формы аудиторной работы по тем вопросам, которые вызвали затруднение.
Внутрисеместровый контроль
В соответствии с рекомендациями преподавателя обучающиеся в семинаре готовят рефераты, обзорные доклады, сообщения по анализу материала курсовой в соответствии с предложенными методиками или приемами анализа.
Преподаватель следит за выполнением плана работы (этапов подготовки студентами курсового сочинения) и фиксирует этот процесс по формам отчетности:
- сообщения и доклады студентов,
- выполнение ими заданий в аудитории,
- сдача рефератов по обзорам и методике исследования.
Контролируемые этапы:
- обоснование выбранной темы исследования и список научной литературы;
- подборка эмпирического материала для исследования;
- ведение: цели, задача, обоснование методов анализа, рабочая гипотеза исследования;
- реферативный обзор научной литературы по теме курсовой;
- анализ эмпирического материала;
- текст первой и второй главы курсовой работы;
- заключение и оформленные приложения к курсовой работе.
Вопросы к зачету
1. Связь междисциплинарного понятия «проблема» с категориями социологии, психологии, философии.
2. Синтаксическая категория обусловленности. Способы и средства выражения причинно-следственных отношений в тексте.
3. Постановка, демонстрация проблемы и семантические оппозиции в изложении.
4. Элементы рассуждения в медиатексте; смешанные формы.
5. Речевые показатели объяснения.
6. Статусное неравенство в речевых показателях причинных отношений.
7. Оппозитивность как аргументативная структура с модальностью приятие/неприятие.
8. Жанровые тексты с эксплицитно выраженной и имплицитной причинно-следственной связью.
9. Типичные ошибки в частях текста с элементами умозаключения.
10. Обеспечение доступности причинно-следственных построений.
Рекомендуемые примерные темы курсовых работ
1. Внушение в составе убеждающей интерпретации в проблемно ориентированных медиатекстах.
2. Выражение проблемы в структурах оппозитивной модальности.
3. Доказательство-опровержение в дискурсе политической проблематики (приемы и недочеты).
4. Иронизмы как способ передачи проблемной ситуации в авторской интерпретации.
5. Обозначение проблемной ситуации и постановка проблемы в медиатексте.
6. Объяснение как форма выражения авторской позиции по проблеме публикации.
7. Опровержение и подтверждение опорного тезиса в речевой структуре медиатекста.
8. Отклонение от функционально-стилевых и этических норм аргументации в современных медиатекстах.
9. Причинно-следственные отношения как способ подачи проблемного изложения.
10. Проблема, выводное суждение и его обоснованность в тексте.
11. Проблемная ситуация в композиционно-смысловой структуре аргументативного изложения.
12. Проблема и ее обоснование (корреспонденция, интервью, рецензия, очерк).
13. Постановка проблемы и язык аргументации альтернативных изданий в СМИ.
14. Роль описания в аргументативных построениях.
15. Способы выражения причинно-следственных отношений в материалах, посвященных проблеме идентичности (субъектной, групповой, национальной; приоритетной, взаимоисключающей).
16. Причинно-следственные построения и выкладка проблемы в «желтых» изданиях.
17. Типы отрицательных суждений в полемических текстах с идеологической доминантой.
18. Фактор адресата в научно-популярном издании по проблемам науки и техники.
19. Эксплицитные и имплицитные причинно-следственные отношения в изложении трудно решаемого (дискуссионного) вопроса
20. Контекст и экспрессивное рассуждение по проблемам медицины и детства
Критерии оценки (зачет)
Форма проведения зачета – устная беседа по вопросу задания. На подготовку ответа студенту дается 30 минут.
Оценка «Зачет» ставится, если студент обнаружил в предложенном для анализа тексте речевые показатели причинно-следственных отношений и обосновал свои выводы о проблеме суждения. При недостаточно полном выполнении практического задания продемонстрировал знание содержания теоретического вопроса из предложенного выше списка.
Оценка «Незачет» ставится, если студент выявил менее половины причинно-следственных элементов в предложенном тексте, не смог аргументировать собственную оценку этих элементов и не продемонстрировал в ходе беседы с преподавателем знания содержания теоретических вопросов к зачету.
На зачете разрешается пользоваться учебными материалами, собранными по темам спецсеминара.
Студенты, пропустившие более половины занятий, должны предоставить для проверки конспекты и выписки из научной литературы по пропущенным темам.
Критерии оценки (курсовая работа)
Критерии оценки курсовой работы связаны с соблюдением основных требований, предъявляемых к курсовым сочинениям.
Курсовая работа должна продемонстрировать актуальность выбранной студентом темы, владение аппаратом исследования (терминологией).
Оценка выставляется по трем критериям.
1) Реализация поставленных в курсовой работе задач:
«Отлично» – четко поставлены и реализованы исследовательские задачи на исследованном материале.
«Хорошо» – есть замечания к постановке задач, но большинство из них реализованы на достаточном материале.
«Удовлетворительно» – нечетко сформулированы задачи, реализована малая часть, материал представлен в недостаточном объеме.
«Неудовлетворительно» – задачи не выявлены, материал представлен хаотично.
2) Процедура защиты:
«Отлично» – выступление дало полное представление о курсовой работе, ответы на вопросы удовлетворили аудиторию.
«Хорошо» – есть замечания к форме и содержанию выступления, но ответы на вопросы и участие в обсуждении показали включенность студента в тему.
«Удовлетворительно» – выступление имеет недостатки по форме и содержанию, часть вопросов со стороны аудитории не получила ответов.
«Неудовлетворительно» – выступление имеет существенные недостатки формы (объем, композиция, лексика и грамматика) и содержания (неясны задачи, плохо представлен материал).
3) Соблюдение требований к оформлению курсовой работы:
«Отлично» – требования соблюдены, текст грамотно составлен.
«Хорошо» – есть замечания к отдельным компонентам курсовой работы (например, к оформлению ссылок, примеров), встречаются отдельные ошибки в тексте.
«Удовлетворительно» – есть нарушения в оформлении курсовой работы одновременно в нескольких композиционных элементах (заголовки, примеры, оформление ссылок, списка литературы), частое нарушение речевых и языковых норм.
«Неудовлетворительно» – требования к оформлению не соблюдены, текст изобилует ошибками.
Список основной литературы
1. Аргументация в публицистическом тексте: жанрово-стилистический аспект. Под ред. Л. М. Майдановой. - Свердловск, 1992.
2. Дускаева Л. Р. Диалогичность современных газетных текстов в аспекте речевых жанров. - Пермь, 2004; СПб, 2013.
3. Карасик В. И. Речевое поведение и типы языковых личностей // Человек и его дискурс.- М. 2003. С. 24-45.
4. Краснова Т. И. Интенциональность и модализация медиатекста в контексте культуры (опыт обобщения) / в соавт. с Л. Р. Дускаевой // Политическая лингвистика. 2014. №3 (49). С. 49–55.
5. Краснова Т. И. Субъективность – модальность. – СПБ., 2002.
6. Приходько А. И. Средства аргументации в политическом дискурсе // «Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиакритики в России и за рубежом» / Международный научный семинар, Белгород 2-3 апреля 2014. – Белгород. 2014. С. 153-157
7. Язык средств массовой информации: Учеб. пособие для вузов.- М., 2008.
8. Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987.
Список дополнительной литературы
1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М., 1999.
2. Баранов, А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. - Ростов н/Д, 1993.
3. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки.- М. 2005
4. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: энцикл. словарь-справ. Под ред. А. П. Сковородникова. - М., 2005.
5. Зачесова И. А., Павлова Н. Д. Подход к оценке содержательности текста // Психологические и психофизиологические исследования речи. - М., 1985.
6. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - Омск, 1999.
7. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. - М., 2010.
8. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. – СПБ, 1995.
9. Краснова Т. И. Другой голос: анализ газетного дискурса русского зарубежья 1917-1920 (22) гг. - СПб., 2011.
10. Крюков А. Н. Фоновые знания и языковая коммуникация // Этнопсихолингвистика. - М., 1988.
11. Леонтьев А. А. Восприятие текста как психологический процесс // Психологическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. - Киев, 1979.
12. Леонтьев А. А. Смысл как психологическое понятие // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. - М., 1969.
13. Практическая риторика. - М., 2003.
14. Сметанина С. И. Масс-медиа текст в системе современной культуры. - СПб, 2001.
15. Социальная практика и журналистский текст. - М. 1990.
16. Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. - Екатеринбург, 1999.
17. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М. Н. Кожиной. 2-е изд. - М., 2006.
18. Телия, В. Н. Экспрессивность как проявление субъективного фактора в языке и ее прагматическая ориентация // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. - М. 1991.
19. Трошева Т. Б. Смешанные функционально-смысловые типы речи, включающие аргументативный компонент // Семантика и функционирование единиц языка и речи. - Уфа, 1996. С. 160-166.
20. Трошева Т. Б. Формирование рассуждения в процессе развития научного стиля русского литературного языка XVIII – XX вв. (сопоставительно с другими функциональными разновидностями). - Пермь, 1999.
21. Этнические стереотипы поведения.- Л., 1985.
Перечень иных источников
1. Библиотека центра экстремальной журналистики. www.library.cjes.ru
2. Кибрик, А., Паршин, П. Дискурс slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/7/75/1008254.htm
3. «Медиаскоп» mediascope.ru
4. Социологические исследования. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской академии наук. www.ecsocman.edu.ru
5. Степанов, Ю. С. Концепт // Электронная Библиотека МГУ: теория языка. URL: genhis.philol.msu.ru/article_120.shtml