Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Качественная журналистика и новые медиаформаты
January 24, 2017, 12:43 pm

Преподаватель: Бодрунова Светлана Сергеевна, доктор политических наук, профессор

Кафедра менеджмента массовой коммуникации

Спецсеминар «Качественная журналистика и новые медиаформаты» посвящен вопросам сохранения журналистского стандарта в меняющейся медиасреде в России и за рубежом, а также вопросам «новой медийной чувствительности» - созданию и развитию новых медиаформатов и их отличиям от традиционных СМИ.

Теоретическое занятие посвящено анализу современных тенденций в развитии медиасистемы. Обсуждаются современный медиабум, факторы его формирования и распространения, кризисные явления в традиционных секторах медиаэкономики, товарная природа медиапродукта и эффективность моделей продажи контента (модель прямой продажи, модель двойной конверсии, paywall, crowdsourcing и др.), трансформация медийных аудиторий, влияние концепций продьюзера и прозьюмера на понимание принципов производства контента и др.

Практические занятия по дисциплине разбиты на три блока: аналитический, практический (тренинговый) и создание и обсуждение курсовых работ. Аналитическая часть посвящена ознакомлению студентов с лучшей современной практикой в сфере блог-журналистики и ее жанров (в т.ч. «живого блоггинга»), краудфандинговых проектов и проектов агрегации контента, пользовательского контента на порталах традиционных СМИ, дата-журналистики и т.д. Изучение практики предполагается в проблемном разрезе (социальное и политическое влияние новых форм коммуникации, вопросы авторского права, контроль и дерегулирование Интернета в России в контексте трансформации законодательного поля, новая культура журналистского производства, вопросы приватности/публичности и другие социальные разломы и их экстраполяция на сетевое общество). Будут затронуты также вопросы трансформации медиарынка под влиянием медиаконвергенции с точки зрения расширения редакторских практик путем использования механизмов Web 2.0, рассмотрены лучшие кейсы. Из российских медиа обсуждаются проекты Openspace/Colta, Slon.ru, BesTToday, Look at Me и др.; из зарубежных – The Guardian (проекты), OhMyNews, Indymedia, Medium, Global Voices и др. Общая цель обсуждения проектов – поиск новых моделей монетизации, взаимодействия с аудиторией, медийности в целом.

Основное внимание в аналитическом модуле будет уделено студенческим презентациям. Лучшие из них будет рекомендовано доработать до статей и представить к публикации в сборниках, издаваемых ВШЖиМК. Неотъемлемой частью семинара является тренинг по одному из новейших жанров комплементарной/конвергентной журналистики (лайвблоггинг). Участники семинара формируют редакцию, которая за 4-6 часов создает медийный продукт (онлайн-трансляцию) события в ВШЖиМК. Курсовые работы предполагают углубленное исследование тех медиа, которые обсуждаются в студенческих презентациях.

Авторские публикации по теме спецсеминара

Главы в монографиях и учебных пособиях

1. Бодрунова С. С. СМИ Великобритании в XXI веке // Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ: учеб. пос. / Под ред. Пую А. С. СПб: Издательство СПбГУ, 2010. С. 10 – 110. (в соавторстве с Е.Озеровой, глава).

2. Бодрунова С. С. Современные массмедиа Италии: многообразие периодики и конфликт телеинтересов (глава) // Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ: учеб. пос. / Под ред. Пую А. С. СПб: Издательство СПбГУ, 2010. С. 214 – 303.

3. Бодрунова С. С. Типологизация прессы Великобритании: теория и практика // Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / Под. науч. ред. Б. Я. Мисонжникова. СПб.: Издательство СПбГУ, 2009. С. 182-192.

4. Бодрунова С. С. Типологические модели в медиалогии итальянской прессы // Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / Под. науч. ред. Б. Я. Мисонжникова. СПб.: Издательство СПбГУ, 2009. С. 206-215.

Статьи и тезисы

1. Бодрунова С. С. Альтернативный медиапроект: особенности контента (сравнительный анализ телепроектов журналов США «The New Yorker» и «Vice») // Мировые тенденции медиасферы: Сборник статей по итогам регулярного научно-практического семинара «День науки - 2011». СПб, 2012. С. 177-196. (в соавторстве с А. И. Распопиной).

2. Бодрунова С. С. Блоги и сетевая журналистика // Практическая журналистика сегодня: материалы к международному форуму работников зарубежных русскоязычных средств массовой информации. СПб., 2010. С. 17–37.

3. Бодрунова С. С. Газетный рынок Великобритании: типология современной газеты под влиянием мирового кризиса прессы // Вестник Совета молодых ученых СПбГУ. 2010. №1. С. 32–42.

4. Бодрунова С. С. Газетный рынок Италии в начале XXI века: причины кризиса и потенциал модернизации газет // Мировые тенденции медиасферы: сб. статей по итогам регулярного научно-практического семинара «День науки – 2010» / Под ред. Бодруновой С. С. СПб., 2010. С. 96–118.

5. Бодрунова С. С. Иконическая журналистика как концепт и жанровая система // СМИ глазами молодых исследователей – 2012: сб. статей. М.: МГУ, 2012. (в печати)

Публикации на иностранном языке

1. Bodrunova S. Economics of Italian daily papers online: the crisis of the year 2002 and its overcoming // СМИ в современном мире. Молодые исследователи. Тезисы VII межвузовской научно-практической конференции. СПб: СПбГУ, 2008. Сс.193-194.

2. Bodrunova S. S. Fragmentation and Polarization of the Public Sphere in the 2000s: evidence from Italy and Russia // Global Media Journal. Vol. 3, Number 1. URL: www.dbthueringen.de/servlets/DerivateServlet/Derivate27654/GMJ5_Bodrunova_final.pdf

3. Bodrunova S. S., Litvinenko A. A. Hybridization of the Media System in Russia: Technological and Political Aspects // World of Media 2012: Yearbook of Russian Media and Journalism Studies / ed. by E. L. Vartanova. Moscow, 2013. P. 37-49.

4. Bodrunova S. S., Litvinenko A. A. New media and the political protest: the formation of a public counter-sphere in Russia of 2008–12. In: A. Makarychev, A. Mommen (eds), Russia’s Changing Economic and Political Regimes: The Putin Years and Afterwards. London: Routledge, 2013. P. 29-65.

План лекционных занятий

Тема 1. Обзор курса и библиографии, формирование плана презентаций. Лекционное занятие: дигитализация в сфере медиа: философские, экономические, профессиональные последствия. Общий обзор.

План семинарских занятий

Тема 1. Дигитализация, трансформация социальной среды и традиционного медиарынка. Кризис газет и традиционного телевидения. Кейсы выживания традиционных газет в трех рыночных нишах. Обсуждение

Тема 2. Дигитализация: экономический аспект. Трансформация традиционных СМИ под влиянием новых медиапрактик: три фактора развития современной газеты. Новые возможности редакционной организации с участием пользовательского контента (UGC). Иные способы ориентации редакционного контента на web 2.0. Монетизация редакционной работы с пользовательским контентом: принципы викиномики и теория длинного шлейфа. Семинар.

Презентация 1. Подходы к дигитализации: поиск определения.

Тема 3. Первое занятие по курсовым работам.

Тема 4. Блогосфера и ее изучение. Тематика в блогосфере: волны распространения новостей. Новостная практика в блогосфере. GoogleWave как попытка ручной организации волны новостей.

Тема 5. Самостоятельные новостные проекты пользовательского контента. Агрегация. OhMyNews, Global Voices, Indymedia и другие инициативы. Политическая роль проектов пользовательского контента.

Презентация 2. Проекты UGC: OhMyNews и Indymedia.

Презентация 3. Проекты селекции в блогах: GlobalVoices и BestToday.

Тема 6. Медиа альтернативной повестки дня в Европе и России. Фрагментация социальной среды и медиадиеты альтернативных публичных сфер.

Презентация 4. Медиа альтернативной повестки дня и российское движение «За честные выборы».

Тема 7. Культурная журналистика России и стилистика «нового репортажа». Журнал «Русский репортер» (отдел культуры) и другие медийные проекты в сфере культурного репортажа. Структура репортажа: литературные и кинематографические влияния.

Презентация 5. Проект «Openspace - Colta».

Тема 8. Журналистика «стиля жизни» в сети: новая урбанная медийность.

Презентация 6. Проекты «The Village» и «Look at me».

Тема 9. «Новая медийность» в современных медиапроектах. Авторские сообщества как новый способ создания и организации контента.

Презентация 7. Проект «Сноб».

Презентация 8. Проект «Slon».

Тема 10. Второе занятие по курсовым работам.

Тема 11. Законодательные и этические аспекты работы журналиста в сети Интернет: новейшие ограничения.

Презентация 9. Этика работы журналиста и блоггера. Преследования блоггеров в России. Блоггинг как анонимная журналистика.

Презентация 10. Социальная дискуссия о новейших законах, вызвавших политическую поляризацию (закон Димы Яковлева, закон о пропаганде гомосексуализма, закон о сборе персональных данных в Интернете и т.д.).

Тема 12. Новые жанры в качественной журналистике: комплементарная и иконическая журналистика. «Живой блоггинг» как жанр. Интерактивы. Дата-журналистика. Интерактивы и дата-журналистика.

Презентация 11. Лайвблоггинг на guardian.co.uk.

Презентация 12. Интерактивы на порталах британских и американских газет.

Тема 13. Медиатизация социального и визуального. Видео- и фотопроекты в Интернете. Медийность в проектах за пределами медиасистемы.

Презентация 13. Instagram и его медиапотенциал.

Презентация 14. Проект «Гражданин поэт» и его медийность.

Тема 14. Третье занятие по курсовым работам. Сдача курсовых работ / индивидуальных проектов.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1-2. Тренинг по лайвблоггингу.

Внутрисеместровый контроль (зачет)

Внутрисеместровый контроль по дисциплине осуществляется по мере контроля посещаемости студентов на семинарах. Основной единицей отчетности является фиксация присутствия студента на лекциях и его выступлений с презентацией.

Зачет в конце семестра выставляется автоматически на основании данных внутрисеместрового контроля (процент посещаемости, подготовка презентации, активность на занятиях). При этом допускается проставление зачета на последнем занятии дисциплины (см. ниже).

Вопросы к зачету

1. Дигитализация, трансформация социальной среды и традиционного медиарынка.

2. Кризис газет и традиционного телевидения.

3. Дигитализация: экономический аспект. Трансформация традиционных СМИ под влиянием новых медиапрактик

4. Новые возможности редакционной организации с участием пользовательского контента (UGC).

5. Монетизация редакционной работы с пользовательским контентом: принципы викиномики и теория длинного шлейфа.

6. Блогосфера и ее изучение.

7. Новостная практика в блогосфере.

8. GoogleWave как попытка ручной организации волны новостей.

9. Самостоятельные новостные проекты пользовательского контента. OhMyNews, Global Voices, Indymedia и другие инициативы.

10. Политическая роль проектов пользовательского контента.

11. Медиа альтернативной повестки дня в Европе и России.

12. Фрагментация социальной среды и медиадиеты альтернативных публичных сфер.

13. Культурная журналистика России и стилистика «нового репортажа».

14. Журнал «Русский репортер» (отдел культуры) и другие медийные проекты в сфере культурного репортажа.

15. Структура репортажа: литературные и кинематографические влияния.

16. Журналистика «стиля жизни» в сети: новая урбанная медийность.

17. «Новая медийность» в современных медиапроектах.

18. Авторские сообщества как новый способ создания и организации контента.

19. Законодательные и этические аспекты работы журналиста в сети Интернет: новейшие ограничения.

20. Этика работы журналиста и блоггера.

21. Блоггинг как анонимная журналистика.

22. Социальная дискуссия о новейших законах, вызвавших политическую поляризацию.

23. Новые жанры в качественной журналистике: комплементарная и иконическая журналистика.

24. «Живой блоггинг» как жанр.

25. Интерактивы и дата-журналистика.

26. Интерактивы на порталах британских и американских газет.

27. Медиатизация социального и визуального.

28. Видео- и фотопроекты в Интернете.

29. Медийность в проектах за пределами медиасистемы.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Новые механизмы газетного бизнеса.

2. Новомедийный проект 2000-2010-х годов (Россия).

3. Новый тип / жанр журналистики: поиск медийности.

4. Региональные медиа страны онлайн (страна по выбору студента).

5. Проекты в социальных медиа.

6. Блогосфера и журналистика: анализ блог-проектов.

7. Политическая роль новых медиа.

Допускается сдача индивидуальных медиапроектов (медиастартапов) вместо практической главы курсовой работы. В отдельных случаях могут быть сданы групповые проекты (с четким указанием объемов индивидуальной работы).

Текущий контроль (зачет)

Основной единицей отчетности по спецсеминару является подготовленная презентация по теме семинара. Темы презентаций указаны в разделе «План семинаров» в следующем формате:

Презентация №…. .

Для допуска к зачету все презентации данного раздела должны быть подготовлены. Также для допуска к зачету студент обязан посетить не менее 50% занятий семинара, если иное не предусмотрено нормативными документами СПбГУ и ВШЖиМК.

Условием получения зачета-автомата являются посещение более 50% занятий по дисциплине и успешно представленная презентация. При несоблюдении хотя бы одного из этих условий студент перестает претендовать на получение зачета-автомата и допускается к зачету по вопросам.

График подготовки и сдачи курсовой работы по дисциплине определяется деканатом факультета журналистики ВШЖиМК.

Текущий контроль (курсовая работа)

Курсовая работа разрабатывается в течение семестра, при этом весь процесс исследования производится в три этапа.

В начале семестра студент готовит Введение, в котором необходимо обосновать актуальность выбранной темы, главную цель исследования, содержание поставленных для достижения главной цели задач, описать объект и предмет исследования, избранные методы исследования. Создается реферативный обзор источников по теме курсового исследования.

На втором этапе (середина семестра) студент готовит практическую часть с анализом эмпирической базы. Параллельно редактируется и дописывается теоретическая глава.

На третьем этапе (последние два месяца семестра) с помощью преподавателя готовится Заключение и итоговый вариант текста курсовой работы.

Критерии оценки (зачет)

Критериями выставления зачета по дисциплине являются:

1. Сданная в срок преподавателю и представленная и обсужденная с коллегами презентация по медиапроекту.

2. Уровень посещаемости семинара выше 50%. Повторная сдача зачета предполагает сдачу двух презентаций и написание эссе (не менее 6000 знаков) о современном понимании медийности в сети Интернет на основе предложенной литературы и теоретического материала, предложенного преподавателем.

Критерии оценки (курсовая работа)

Оценка «отлично» ставится за курсовую работу 25-30 стандартных страниц, оформленную по требованиям ВШЖиМК, сданную вовремя и раскрывшую полностью заявленную тематику в процессе защиты курсовой работы.

Оценка «хорошо» ставится за курсовую работу 25-30 стандартных страниц, оформленную по требованиям ВШЖиМК, сданную вовремя и раскрывшую полностью заявленную тематику в процессе защиты курсовой работы, однако имеющую недостатки в оформлении или недостаточную степень проработанности тематики.

Оценка «удовлетворительно» ставится, когда курсовая работа представлена с нарушениями формальных требований по объему, структуре, оформлению работы / за пределами установленного срока / по теме, заранее не согласованной с преподавателем / с иными грубыми нарушениями в процедуре подготовки, сдачи и защиты текста.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, когда курсовая работа не соответствует формальным и содержательным требованиям, предъявляемым к курсовым работам по правилам обучения в СПбГУ, регламенту обучения в ВШЖиМК и со стороны преподавателя(-лей) дисциплины, а также если работа не представлена в установленные сроки без уважительной причины.

Аналогичные требования по качеству, срокам сдачи и защите предъявляются к курсовому проекту. Текст работы без практической главы должен быть не менее 15 стандартных страниц, оформленных по требованиям ВШЖиМК.

Практическая глава должна включать описание проекта, профиль аудитории, бизнес-план (расчет стоимости производства и проект монетизации).

Список основной литературы

1. Газетный рынок Великобритании: типология современной газеты под влиянием мирового кризиса прессы // Вестник Совета молодых ученых СПбГУ. 2010. №1. С. 32–42.

2. Газетный рынок Италии в начале XXI века: причины кризиса и потенциал модернизации газет // Мировые тенденции медиасферы: сб. ст. по итогам регулярного научно-практического семинара «День науки – 2010» / Под ред. Бодруновой С. С. СПб., 2010. С. 96–118.

3. Иконическая журналистика как концепт и жанровая система // СМИ глазами молодых исследователей – 2012: сб. статей. М.: МГУ, 2012. (в печати)

4. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ: учебное пособие / под ред. А. С. Пую. СПб., 2010.

5. Anderson C. The Long Tail: Why The Future of Business is Selling Less of More. New York, 2006.

6. M. Castells, ‘Communication, Power and Counter-power in the Network Society’, in International Journal of Communication, 2007, 1, pp. 238-66.

7. M. Gladwell, ‘Small Change. Why the Revolution Will Not Be Tweeted’, in The New Yorker, 4 October 2010. Online. Available HTTP: (accessed 5 August 2012).

8. Tapscott D., Williams A. D. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything. New York, 2006.

Список дополнительной литературы

1. Идлис Ю. Рунет: сотворенные кумиры. М., 2010.

2. Adam S., Pfetsch B. Media Agenda Building in Online and Offline Media – Comparing Issues and Countries, paper presented at the 6th ECPR General Conference, University of Iceland, Reykjavik, August 2011.

3. Bovt G. Internet Media in Russia: A Virtual Duplication of Reality, in C. Marsh and K. Gvosdev (eds) Civil Society and the Search for Justice in Russia, Lanham, MD: Lexington Books, 2002, pp. 96-104.

4. Chadwick A. ‘The Hybrid Media System’, paper presented at the European Consortium for Political Research (ECPR) General Conference, Reykjavik, Iceland, August 2011. Online. Available HTTP: (accessed 30 September 2012).

5. Deep secrets of successful blogging // Chitica Inc. URL: chitica.com/crm/BlogBash.pdf

6. Fossato F. ‘The Web That Failed: How the Russian State Co-opted a Growing Internet’, in Social Movements and the State in Russia: Russian analytical digest, 2008, 50, pp. 12–5;

7. Gabowitch M. ‘Social media, mobilization and protest slogans in Moscow and beyond’, in Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media, 2012, 7, pp. 213-25. Online. Available HTTP: (accessed 12 September, 2012).

8. Gorny E. ‘Understanding the Real Impact of Russian Blogs’, in Russian Analytical Digest, 2009, #69, pp. 7–11. Online. Available HTTP: (accessed 28 September 2012).

9. Kuchins C. Alternative Futures for Russia to 2017, Washington, DC: Center for Strategic and International Studies, 2007. Online. Available HTTP: (accessed 5 September 2012).

10. Marcus A. ‘The Internet and Democratization: The Development of Russian Internet Policy’, in Demokratizatsiya, 2004, 12(4), pp. 607-27;

11. Schmidt H., Teubener K. (Counter)Public Sphere(s)on the Russian Internet, in H Schmidt, K. Teubener and N. Konradova (eds), Control+Shift: Public and Private Usages of the Russian Internet, Norderstedt: BOD Verlag, 2006.

12. The Handbook for Bloggers and Cyber-dissidents // Reporters Without Borders. 2005.

Перечень иных информационных источников:

library.spbu.ru

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация