Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Психология взаимодействия в медиасфере
January 24, 2017, 12:38 pm

Преподаватель: Гришанина Анастасия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент

Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций

Журналистика – коммуникационная сфера деятельности, поэтому журналистам необходимо изучать коммуникативные стратегии, основы психологии личности и способы воздействия на личность, быть готовым к защите от проявлений влияния. На спецсеминаре студентам предлагается познакомиться с приемами и методами психологии взаимодействия, освоить методы воздействия (внушение, убеждение, манипуляция и др.). Основные объекты изучения психологии взаимодействия — человек, текст, журналистское произведение. Сегодня появились новые способы взаимодействия с аудиторией, формы общения: их важно знать, чтобы успешно применять в работе.

Обсуждение вопросов психологического воздействия на занятиях сочетается с упражнениями по овладению техник и приемов убеждения, внушения, манипулирования, защиты от него; процесс написания курсовой работы строится с учетом разбора конкретных примеров из СМИ. Часть семинарских занятий планируется провести на выездных площадках в форме интерактивных игр и упражнений (плей-бэк театр, обсуждение фильма, интерактивная экскурсия, мини-диагностика, тренинг).

Проблема современной аудитории – от недостатка информации в прошлом к переизбытку в настоящем – накладывает отпечаток и на процессы медиапсихологии: вопросы провоцирования, манипулирования, медиа-агрессии и медианасилия широко обсуждаются в информационном пространстве. Формирование категориального аппарата, профессиональных навыков и умений в результате участия студентов в спецсеминаре – необходимое условие становления сознания и личности будущего специалиста.

После обучения на спецсеминаре и написания курсовой работы студенты должны уметь знать основный способы психологического воздействия на аудиторию, приемы манипулирования и защиты, новые формы воздействия в медиапространстве, приобрести навыки анализа медиаисследований с помощью психологического инструментария; освоить методы создания психологической защиты журналистов, работников коммуникационной сферы и аудитории.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Гришанина А. Н. Психологизм как методологический компонент журналистского творчества. Автореф. дисс. на соиск. … канд.филол.н. СПб., 2005 (на правах рукописи).

2. Гришанина А. Н., Угрюмов В. Б. Телевидение и общество: ценностный аспект новых форм медиарилейшнз // Управленческое консультирование. 2012. № 4. С. 117-123.

3. Гришанина А. Н. Персонификация власти в политическом медиапортрете: психологический аспект // СМИ в современном мире. Петербургские чтения. СПб., 2014.

4. Гришанина А. Н. Современный познавательный медиатекст: наивная и научная картина мира / Научные труды РАНХиГС. Т. 6. Вып. 5. СПб., 2015. С. 13-18.

5. Гришанина А. Н. Невербальные коммуникации: символика и цветовое решение в политической мобилизации // Коммуникативные технологии в процессах политической мобилизации. Монография / под ред. В. А. Ачкасовой, Г. С. Мельник. М.: Флинта, 2016.

6. Гришанина А. Н. Личность в социальных сетях: интент-анализ диалогов с экстремистскими проявлениями // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2016. С. 65-68.

7. Герасимов Р. М., Гришанина А. Н. Командобразование в системе внутренних коммуникаций. Учебно-методическое пособие. СПб.: СЗАГС, 2011.

8. Гришанина А. Н. Психологическое изучение журналистики // Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.

9. Гришанина А. Н. Духовные потребности личности в современном медиапространстве // Вестн. ЮФУ. Вып.4. Ростов-на-Дону, 2010.

10. Гришанина А. Н. Человек в медийном пространстве // Вестник СПбГУ, сер.9. Вып.2. СПб., 2010.

11. Гришанина А. Н. Духовное лидерство в социокультурном пространстве: взгляд журналиста // Век информации. СПб., 2015.

12. Гришанина А. Н. Ценностные ориентиры журналистики в материалах о сохранении духовного наследия / Ценностные ориентиры современной журналистики. Сб. научных статей / под ред Е. К. Рева. Пенза, 2015. С. 30-34.

13. Melnik G. S., Misonzhnikov B. Y., Grishanina A. N., Teplyashina A. N. Sense Distortions in the Mass Media: their Social Consequences // American Journal of Applied Sciences, 2016 // thescipub.com

План лекционных занятий

Занятие 1. Психология взаимодействия. Психология взаимодействия. Формы психологического влияния в медиасфере. Психологическая совместимость: взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость: согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации участников. Социально-идеологическая совместимость: общность идеологических ценностей, сходство социальных установок (по интенсивности и направленности).

План семинарских занятий

Занятие 1. Определение тематики курсовых работ. Краткий обзор литературы по теме спецсеминара. Определение эмпирической базы курсового исследования.

Занятие 2. Манипулятивные игры. Форма социальной активности индивида (по Э. Берну). Бихевиоризм в современных СМИ. Гештальтпсихология в прессе, на телевидении, в рекламе. Человек - манипулятор (Д.Карнеги, Э. Фромм). Человек играющий (И. Хейзинга). Дискуссия.

Занятие 3. Социокультурный пласт современных массмедиа. Проблема работы с аудиторией и для аудитории разных возрастов (детская журналистика, молодежная среда). Развлекательные передачи. Психология насилия и психология агрессии. Этимология агрессивности в СМИ. Миф, его природа и сущность; стереотипы и их использование в манипулировании. Тип СМИ и мифологизация. Журнальная публицистика, телевизионные шоу. Обзор СМИ.

Занятие 4. Психолого-социальные аспекты манипулирования и защиты. Биологическая, социальная, психологическая, управленческая сторона манипулирования. Манипулирование в массовой коммуникации. Игра и манипуляция в СМИ. Психологическая защита и эмоциональное выгорание в профессии. Формы и виды защиты. Занятие на выездной площадке.

Занятие 5. Интернет как средство внушения. Медиасреда. Сетевые СМИ. Общение с потребителем СМИ. Виртуальная реальность. Защита от данного вида воздействия. Мониторинг, наблюдение, творческая работа.

Занятие 6. Анализ личности журналиста сквозь призму его произведений. Трансформация профессии: шоу-мен, ведущий, модератор, креатор и т.д. Особенности работы в медиапространстве. Творческие способности и субъектность личности в сетевых СМИ. Проблема эмоционального выгорания и профессионального кризиса. Способы разрешения внутренних конфликтов журналиста. Сложности общения с аудиторией. Обсуждение работ студентов.

Занятие 7. Психологический портрет как прием воздействия в СМИ. Минилекция и обсуждение экспозиции в музее (предположительно Музей политической истории СПб). Внеаудиторная работа.

Занятие 8. Коллоквиум по литературе. Обсуждение первой главы курсовой работы. Вопросы работы с источниками.

Занятие 9. Психологическая защита: необходимость, формы, методы. Приемы изучения механизмов защиты. Психотерапевтические приемы в СМИ: критическое осмысление. Деловая игра.

Занятие 10. Социальные мотивы взаимодействия. Мотивация потребления информации. Основные потребности и роль СМИ в их удовлетворении.

Занятие 11. Связи с общественностью: особенности социально-психологического взаимодействия с целевой аудиторией. Обсуждение PR-материалов. Реклама: психология манипулирования сознанием. Приемы манипулирования в рекламе.

Занятие 12. Психология взаимодействия субъектов СМИ. Личность и деятельность коммуникатора в СМИ. Метапознание: психологические технологии оптимизации познавательных процессов. Основы репутационного менеджмента в медиасфере. Основы аудиторологии.

Занятие 13. Воздействие СМИ на различные возрастные аудитории. СМИ для детей. СМИ для пожилых людей и особенности геронтологии. Пропаганда и агитация в специализированных СМИ.

Занятие 14. Психология взаимопонимания. Психолого-социальные основы ораторского мастерства. Стили и модели общения. Минитренринг «Пойми меня».

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Анализ текстов журналистских произведений. Составление психологического портрета сетевого писателя.

Обсуждение социального-психологических исследований медиасферы.

Внутрисеместровый контроль

Форма текущего контроля на спецсеминаре – выполнение плана написания курсовой работы, отчетность на практических занятиях № 3-14.

Вопросы к зачету

1. Психология взаимодействия и ее роль в СМИ.

2. Массово-информационных тексты: социально-психологические особенности.

3. Манипулирование в печати: цвет, форма, текстопостроение.

4. Мифологизация в медиасфере.

5. Современные технологии психологической защиты.

6. Профессиональное выгорание работника массмедиа.

7. Приемы психологической защиты от медиа-агрессии.

8. Сетевой читатель: психология восприятия.

9. Сетевой писатель: современные тенденции творчества.

10. Блогерство: особенности психологического воздействия.

11. Манипулятивный потенциал языка.

12. Возможности слова в современной журналистике.

13. Игра как форма взаимодействия.

14. Основные виды социально-психологических исследований СМИ.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Проблематика провокативного дискурса в массово-информационных текстах.

2. Психологическое воздействие журналистских произведений духовно-нравственного содержания.

3. Манипулирование в печати: цвет, форма, текстопостроение.

4. Мифологизация в медиасфере: современные тенденции.

5. Инфантилизм в российской журналистике.

6. Сравнительные психологические портреты журналистов.

7. Манипулирование, психологическая защита и современные технологии.

8. Профессиональное выгорание работника массмедиа.

9. Приемы психологической защиты от медиаагрессии.

10. Деловая журналистика: роль конкуренции в манипулятивной подаче материала.

11. Блогерство: новые приемы психологического воздействия.

12. Читатель в Интернете: формы взаимодействия с писателем.

13. Человек в современном медийном пространстве (психолого-социальная, духовная сфера).

14. Концептуальный образ в психологическом восприятии фотографии (видео, графики, иллюстрации и т.п.)

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная. Студент отвечает на один вопрос.

На подготовку ответа студенту дается 20 минут.

Критерии оценки по дисциплине: посещаемость занятий – 32 балла (2 балла за занятие); результаты работы на практических занятиях – 30 баллов; результаты ответа на вопрос на зачете – 38 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить студент, составляет 100 баллов.

Оценка «Зачет» (более 70 баллов) ставится, если студент демонстрирует всестороннее, систематическое знание учебного материала при ответе на вопрос, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины, посетил не менее половины занятий и успешно выполнил работу в рамках текущего контроля.

Оценка «Незачет» (менее 70 баллов) ставится, если студент демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки при ответе на вопросы, посетил менее половины занятий и плохо выполнил (или не выполнил) работу в рамках текущего контроля.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 4 академических часа.

Критерии оценки (курсовая работа)

Курсовая работа сдается в сроки, установленные учебным планом. Процедура обсуждения в группе: представление текста на занятии, краткая характеристика и рассказ о проведенной работе (методы, цели, исследования и т. п.), мнение однокурсников и преподавателя о работе.

Оценки «отлично» заслуживает студент, всестороннее и глубоко освоивший выбранную им тему. Курсовая работа должна быть сдана в срок, оформлена по правилам, соответствовать объему курсовых, иметь четкую структуру изложения, а автор должен продемонстрировать использование учебно-программного материала, а также творческий подход к написанию работы.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебного материала в курсовой работе. «Хорошо» получают студенты, сдавшие работу с срок, проявившие способности, навыки и умения в изложении данной тематики.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает курсовая работа, автор которой освоил основной лекционный и практический материал, использовал рекомендованную литературу. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется допустившим погрешности в тексте при выполнении задания, не полностью раскрывшим тему и неправильно оформившим работу.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала по дисциплине, допустившему принципиальные ошибки в выполнении курсовой работы, не умеющему систематизировать полученные в ходе исследований данные. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Список основной литературы

1. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Психология массовой коммуникации. М.: Юрайт, 2014.

2. Коммуникативные технологии в процессах политической мобилизации / под ред. В. А. Ачкасовой, Г. С. Мельник. М.: Флинта, 2016.

3. Медиа: между магией и технологией / под ред. Н. Сосна и К. Федоровой. М.-Екатеринбург, 2014.

4. Олешко В.Ф. Психология журналистики. М.: Юрайт, 2015.

5. Политическая журналистика / под ред. С.Г. Корконосенко. Учебник для бакалавриата и магистратуры. УМО ВО. М.: Издательство Юрайт, 2015.

6. Теории журналистики в России: зарождение и развитие. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2014.

Список дополнительной литературы

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2000.

2. Герасимов Р. М., Гришанина А. Н. Командообразование в системе внутренних коммуникаций. Учебн.-метод. компл. СПб., 2011.

3. Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии. М., 1999.

4. Гуревич А. Социальная мифология. М., 1991.

5. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М., 2011.

6. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.

7. Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему. Речевые и поведенческие стратегии журналиста. М., 1999.

8. Олешко В. Ф. Журналистка как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели понимали тебя и вступали в диалог. Екатеринбург, 2002.

9. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2001.

10. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Пер. с нем. М., 1996.

11. Уэст М. Секреты успешного управления командой. М., 2007.

12. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2004.

13. Шейнов В. П. Манипулирование сознанием. Минск, 2011.

Перечень иных информационных источников

1. elibrary.ru

2. kulikov-l.spb.ru

3. log-in.ru

4. www.grandars.ru

5. www.psypress.ru

6. vash-psiholog.info

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация