Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Радиостанция в условиях конвергенции медиа
January 24, 2017, 12:29 pm

Преподаватель: Апухтин Игорь Николаевич, старший преподаватель, главный редактор Невского информационного агентства

Кафедра телерадиожурналистики.

В течение многих лет, начиная с 1990-х, медиаконвергенцией считался выход печатных изданий в интернет, что позволило расширить площадь и количество публикаций, увеличить число фотографий, а позже добавлять аудио и видеоподкасты. То есть, использовать электронную печатную площадь с применением технологий, присущих другим медиа.

С развитием компьютерной технической базы выход в интернет-эфир получили возможность радио и телестанции, которые также начали применять приёмы, присущие печатным СМИ - публиковать не только аудио или видеозаписи, но дополнять контент фотографиями, текстовыми материалами, то есть, и радио и ТВ также получили возможность расширения информационного поля.

Тем не менее, традиционные каналы распространения информации по-прежнему играют важную роль, в частности, FM-диапазон для радио.

Сегодня мы стоим на пороге очередного технического прорыва. В 2015-м году Норвегия первой из стран мира полностью перешла на цифровое вещание. Это означает, что отныне с применением новых цифровых технологий радиостанции получили возможность организовывать на одной частоте FM-диапазона до семнадцати вещательных, не зависимых друг от друга каналов. И подобное развитие в технической сфере неизбежно ставит вопрос о расширении производства контента: должны ли быть эти каналы, вещающие на одной частоте, быть связанными между собой тематически, или же они могут быть совершенно различные по содержанию стилю? Какие критерии должны быть основополагающими для разработки контента, и каким образом процесс конвергенции медиа, то есть параллельное вещание в интернете, может усиливать или ослаблять позиции вещательной станции? Как будет распределять рекламный рынок и насколько параллельное вещание в цифровых диапазонах и в интернет-эфире поможет радиостанциям увеличивать долю прибыли и присутствие на рынке?

На эти вопросы сегодня нет совершенно точных ответов.

Таким образом, Работа в семинаре поможет выявить и проанализировать тенденции в развитии цифрового радиовещания и углубления процесса конвергенции медиа, выявить потенциальные возможности цифрового радио в формировании мировоззрения молодого поколения, поскольку появление новых радиоканалов будет способствовать появлению также программ образовательного и просветительского направления. Участники семинара познакомятся с отечественным и зарубежным опытом развития современного радиовещания, его социальной, развлекательной, образовательной роли, с его тематической, функциональной и коммуникативной спецификой, актуальными творческими методами и формами подачи материала, рассчитанного на аудиторию различных возрастов, а также познакомятся с уникальным авторским экспериментом создания первого цифрового радио в России (и смогут стать его непосредственными участниками) - проектом "Открытая волна".

Автор курса имеет многолетний опыт работы в качестве автора и ведущего информационно-публицистических программ на телевидении (ТРК "Петербург - 5-й канал", развития информационного вещания радиостанции "Радио РОКС 102 FM в Петербурге, создания экспериментальных музыкальных развлекательно-просветительских программ на той же радиостанции, с 2001-го года владеет собственным средством массовой информации - Невским информационным агентством, а с 2009-го года преподает курс "Техника и технология электронных СМИ" на факультете журналистики СПбГУ.

Авторские работы по теме.

1. Апухтин И.Н. Изменение медиатекста под влиянием процесса конвергенции СМИ// Мир Русского Слова 2/2015. С. 18-21.

2. Апухтин И.Н. Кому нужен мой материал: как не пропасть на рынке труда. Советы от Игоря Апухтина// Телевизионный журналист. Основы творческой деятельности. М., АспектПресс, 2015. С.176-186.

3. Апухтин И.А. Пятнадцатая мировая десятка как индикатор актуальных проблем современной российской тележурналистики// Говорит и показывает кафедра телерадиожурналистики. СПб.,.: Ин-т "Высшая школа журналистики и мас. комммуникаций, 2014. С. 97-121.

4. Апухтин И.Н. Техника и технология в арсенале журналиста ТВ// Телерадиожурналистика у упражнениях, тренингах и творческих практиках. СПб., Ин-т "Высшая школа журналистики и мас. комммуникаций, 2014.

План лекционных занятий.

Занятие 1. История конвергенции медиа от создания первых электронных версий газет в Интернете до наших дней.

Заняте 2. Понятие цифрового вещания. Основы цифровизации контента. Стандарты цифрового радио и телевещания.

Занятие 3. Роль радиовещания в формировании личности. Возможности многоканального цифрового радио в образовательной и просветительской деятельности.

План семинарских занятий.

Занятие 1. Инструментарий для создания радиоконтента: микрофоны, программы редактирования, основы записи звука, требования к качеству эфирного звука (повторение пройденного из курса ТиТ ЭСМИ в углублённом варианте).

Занятие 2. Основы создания страниц в Интернете с открытием возможностей для включения аудио и видеоподкастов.

Занятие 3. Опыт работы отечественных радиостанций в Интернете. Дополнительные возможности радиостанций в условиях медиаконвергенции.

Занятие 4. Опыт работы зарубежных радиостанций в Интернете. Анализ схожести и разницы в подходах.

Занятие 5. Различие подходов к структуре информационного сообщения русскоязычных и иноязычных (англоязычных) медиа.

Занятие 6.«Обратная конвергенция»: аудиовизуальный контент как частное от текстового и текстовый контент как частное от аудиовизуального.

Занятие 7. Юридические основы для создания цифрового радио в Российской Федерации. Проблемы формирования законодательной базы.

Занятие 8. Проект "Открытая волна" как уникальный опыт начала создания многоканального цифрового радио в России. Основные идеи вещания.

Занятие 9. Практика. Формулирование тем, поиск идей и героев для проекта "Открытая волна". Набросок сценарных планов.

Занятие 10. Практика. Продолжение формулирования тем, поиска идей и героев для проекта "Открытая волна". Окончательное создание сценарных планов.

Занятие 11. Практика. Внеаудиторная работа – самостоятельная запись героев радиопрограмм для проекта "Открытая волна" и видеоподкастов в соответствии со сценарными планами.

Занятие 12. Черновой монтаж записанных материалов в программе Adobe Audition.

Занятие 13. Прослушивание и обсуждение созданных материалов.

Занятие 14. Монтаж видеоподкатов для размещения в Интернете на сайте проекта "Открытая волна".

Занятие 15. Совмещение на интернет-странице аудиопрограммы, видеоподкаста и дополнительного текстового и фото материалов.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Создание текстового/аудиовизуального произведения с использованием методов конвергенции.

Занятие 2. Обсуждение созданных аудиовизуальных и текстовых произведений, размещённых на странице в Интернете на сайте проекта.

Текущий контроль: зачёт.

Примерный перечень контрольных вопросов к зачету

1. Радио как социокультурное явление. Роль радио в развлечении, образовании, просвещении.

2. Развитие конвергенции медиа как фактор, влияющий на функционирование традиционных СМИ.

3. Особенности подхода к подаче материала в эфире и в Интернете.

4. Радио как способ формирования личности на разных этапах развития человека.

5. Особенности формирования информационной среды в условиях конвергенции медиа.

6. Дополнительные возможности традиционных медиа в условиях конвергенции.

7. Основные принципы формирования многоканального цифрового радио, вещающего на одной частоте FM-диапазона.

8. Система личностных предпочтений при создании аудиоконтента для различных категорий слушателей и пользователей Интернета.

9. Совокупность цифровых радиоканалов, вещающих на одной FM-частоте как способ создания единого информационного радио пространства.

10. Создание аудиовизуальных произведений как способ самовыражения и утверждения себя в медиабизнесе.

11. Создание аудиовизуальных произведений как метод социальной адаптации.

Критерии оценки (зачет)

Поскольку дисциплина связана не только с теорией, но и практикой, то оценка «зачёт» выставляется по совокупности ответа на теоретический вопрос и создания практической работы с её последующей публикацией в СМИ или на публичной общественной площадке (включая театрально-концертную деятельность). В случае недостаточных знаний обучающегося, преподаватель задаёт дополнительные контрольные вопросы с целью выяснить степень владения теоретическими знаниями.

Предоставление подготовленных материалов показывает мотивацию обучающегося и его умение работать в профессиональной среде.

Оценка «незачет» ставится, если студент не ответил на теоретический вопрос или не показал необходимых знаний по теме вопроса, не смог ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

При большом количестве пропусков лекций студент готовит реферат по одной из тем пропущенных занятий, используя рекомендованную по дисциплине литературу. Объем реферата – не менее 10 страниц (14 кегль).

Список основной литературы

1. Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. Академический курс. Юрайт, М., 2014.

2. Брайс Р. Руководство по цифровому телевидению. ДМК Пресс, 2012.

3. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики, СПб., 2004.

4. Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах под ред. Филимоновых Е. Н. М.: Фонд независимого радиовещания, 2002.

5. Губин Д. «Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения». ООО «Альпина Паблишер», 2016.

6. Кийт М, Шейн Э. Радиостанция. М. Мир, 2001.

7. Копперуд Рой, Нельсон Рой Пол. Как преподносить новости. М., 1998.

8. Кузнецов Г. В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. М., 2001.

9. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

10. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.

11. Ламбет Эдмонд Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М., 1998.

12. Макарова С. К. Техника речи: уч. пособие для дикторов телевидения и радиовещания. М., 1995.

13. Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики (опыт этического кодекса). М., 1994.

14. Отт Урмас. Вопрос + ответ = интервью. М., 1991.

15. Поберезникова Е. В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения / Е. В. Поберезникова. М.: Аспект Пресс, 2004.

16. Радиожурналистика / под ред. А. А. Шереля. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005.

17. «Радио: музыкальное, новостное, общественное...» под ред. Аллахвердова А. Сухаревой В. М.: Фонд независимого радиовещания, 2001..

18. Петер Хюллен П. Карг Т. Пособие для радиожурналистов. DW, 2010 (http://docplayer.ru/8056-Posobie-dlya-radiozhurnalistov-peter-hyullen-torsten-karg.html)

19. Системы проверки подлинности информации. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Актуальные проблемы современности и журналистика. СПб., 2005.

Список дополнительной литературы

1. Основы социальной работы: учебник. М., 2001.

2. Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет. М., 1990.

3. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия: учеб. пособие. М., 2004.

4. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.

5. Черных А. Мир современных медиа. М.: Территория будущего, 2007.

6. Шеремет Павел. TV. Между иллюзией и правдой жизни. М., 2009.

7. Ярцева Н. «Ради радио. Как стать популярным ведущим». Электронное издание. ООО «ЛитРес», 2013. – М.: Альпина нон-фикшн, 2009.

8. John Biewen. «Reality Radio: Telling True Stories in Sound». Published by: University of North Carolina Press, 2010.

9. Valerie Geller. «Beyond Powerful Radio: A Communicator's Guide to the Internet Age». www.gellermedia.com

10. Fundamentals of News Reporting, Fifth edition, 1971-1990, by Ralph S. Izard, Hugh M. Culberton and Donald Lamberts; Hunts Publishing Company; ISBN 0-8403-5581-5

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация