Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Речевая практика СМИ: коммуникативно-воздействующий потенциал
January 24, 2017, 12:23 pm

Преподаватель: Коньков Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор

Кафедра речевой коммуникации

Речь в средствах массовой информации рассматривается как актуальная речь, утилитарная по своей природе, вписанная в конкретные координаты социального пространства-времени.

Изучение коммуникативно-воздействующего потенциала русской речи в средствах массовой информации, производится в основном в системе категорий функциональной стилистики. Базовой категорией здесь был функциональный стиль. Под классическое определение публицистического стиля подходит, однако, лишь очень небольшое количество текстов из того речевого материала, с которым соприкасаются те, кто читает газеты и журналы, смотрит телевизор и слушает радио. Большая часть речевой продукции СМИ остается, как следствие, вне поля зрения исследователей.

При описании разнообразных воздействующих речевых средств целесообразно отойти от теории, где в основу описания русской речи кладется категория функционального стиля. В основу изучения следует положить изучение тех реальных разновидностей русской речи, которые сложились в речевой практике СМИ. При этом не следует ограничиваться печатными материалами, необходимо существенно расширить круг исследований за счет телевизионной речи, радиоречи. Анализ коммуникативно-воздействующего потенциала русской речи в СМИ целесообразно производить на основе соотнесения с типом издания, жанром, авторским индивидуальным стилем и т. д. Следует учитывать специфику технических средств порождения речи и противопоставлять печатную, телевизионную речь и радиоречь. Необходимо также учитывать и тип аудитории, выделяя речь, рассчитанную на массовую аудиторию, речь, рассчитанную на молодежную аудиторию и т.д. По степени выраженности в тексте субъекта речи противопоставлять речь с ярко выраженным личностным началом и речь официальную. Работа в спецсеминаре предполагает изучение коммуникативно-воздействующего потенциала русской речи в массовой коммуникации с опорой на реальную речевую практику. Подобный принцип изучения воздействующей речи может быть использован и при изучении речевой деятельности в сети Интернет.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Субъект речи как системное образование (к вопросу о культуре речи в СМИ) // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. Сб. науч. тр. / Под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2008. – Вып 8. Материалы Междунар. Науч.-практ. конф. «Современное состояние русской речи: эволюция, тенденция, прогнозы». – С. 93-99.

2. Особенности формирования речевой среды СМИ // Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России. Материалы 1 Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 14-18 октября 2008 г. / Под ред. Т. И. Поповой и Е. Е. Юркова. – В двух частях. – Т. 1. – СПб: Издательский дом «МИРС», 2008. С. 285 – 290.

3. Можно ли изучать русскую речь без русской литературы? // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгресса. Санкт-Петербург, 15-17 октября 2008 г. Русская литература в контексте мировой культуры. Место и роль русской литературы в мировом образовательном пространстве / Под ред. П. Е. Бухаркина, Н. О. Рогожиной, Е. Е. Юркова. – В двух томах. Т. I. Ч. 2. – СПб.: МИРС, 2008. С. 97 – 102.

4. Воздействующая речь в печатных средствах массовой информации //Речевое общение: специализированный вестник / Сибирский федеральный университет; под ред. А. П. Сковородникова. Вып. 10 – 11 (18 – 19). – Красноярск, 2009. С. 83 – 89.

5. Стилистические явления в речевой практике СМИ // Вестник Пермского гос. ун-та. Русская и зарубежная филология. 2009. Вып. 6. С.14-18.

6. Очерк в системе газетных жанров // Труды кафедры стилистики русского языка. Вып. 3. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. – С. 51 – 59.

7. Бульварный тип речевого поведения в СМИ // Мир русского слова, 2010, № 2. С. 14 – 20.

8. Печатная речь и ее вербальная составляющая в массовой коммуникации // Языковая политика и язык СМИ в современной России: коллективная монография / Под ред. Н. О. Рогожиной, О. В. Трофимовой и Е. Е. Юркова. – Тюмень; СПб.: Мандр и К?, 2010. – С. 90 – 93.

9. Заметка в аспекте текстовых категорий // Речеведение: современное состояние и перспективы: материалы междунар. Науч. Конф., посвященной юбилею М. Н. Кожиной (Пермь, 16 – 0 ноября 2010 г.) / отв. Ред. Е. А. Баженова; Перм. Гос. Ун-т. – Пермь, 2010. – С. 378 – 383.

10. Текст как жизнь и жизнь как текст // Русский язык и культура в пространстве русского мира. Материалы II Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 26 – 28 октября 2010 г. / Под ред. Е. Е. Юркова, Т. И. Поповой, И. М. Вознесенской, А. С. Шатилова. – В двух частях. Т. I. СПб.: Издательский дом «МИРС», 2010. С. 294 – 299.

11. Перечитывая С. В. Светану-Толстую… // Мир русского слова, 2010, № 4. С. 99-100.

12. Стиль как речевая технология // Традиции и новации в преподавании русского языка и литературы: матер. Докладов и сообщений XV? междунар. Науч.-метод. Конф. – СПб.: СПГУТД, 2011. - С. 329 – 332.

13. Тексты СМИ в структуре речевой практики общества // Мысль. Текст. Стиль: сб. статей, посвященный докт. филол. наук, проф. К. А. Роговой / Под ред. Л. Р. Дускаевой и В. И. Коньков. - СПб., 2011. С. 112 – 116.

14. Речевая практика СМИ: достижения, проблемы, перспективы развития // Медиадискурс и проблемы медиаобразования: материалы ? Международной научно-практической конференции (Омск, 27-29 сентября 2010 г.) / отв. ред. Н. А. Кузьмина. – Омск, 2011. С. 125-129.

15. Язык молодежной субкультуры в речевой практике СМИ // Записки Горного института. Т. 193. Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе.- СПб., 2011. С. 25-28.

16. Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 399 с.

17. Иерархия коммуникативных интенций в речевой структуре газетного текста // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей /отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т., 2012. – С. 179 – 183.

18. Коммуникативная типология речи в практике обучения // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы третьей международной научно-практической конференции / Под ред. Н. А. Карлик и др. Том 1. - СПб., 2012. С. 22-26.

19. Открытые речевые образования как составляющие дискурса // Коммуникативистика в современном мире: эффективность и оптимизация речевого взаимодействия в социуме: Материалы Третьей международной научной конференции (Барнаул, 24-29 апреля 2012 г.) / под ред. Н.В. Панченко, Т. В. Чернышовой, А. А. Чувакина. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. С. 38-41.

20. Теория речевой практики СМИ как проблема речеведения // Журналистика и культура речи. 2012, № 1. С. 6-23.

21. Комическое в массовой коммуникации // Информационное пространство: проблемы теории и практики: Сб/ науч/ статей, посвященный юбилею профессора Н.П. Кравченко. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2012. С. 154-165.

22. От предложения к тексту, от высказывания к произведению // Лингвистика речи. Медиастилистика: колл. монография, посвященная 80-летию профессора Г. Я. Солганика. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. С. 354-363.

23. Вербальный текст и фотография в аспекте визуализации информационного потока // Вторая международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра: медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах». Пленарные доклады.- М.: МедиаМир, 2012. С. 92-98.

24. Стиль как речевая технология // Стилистика как речеведение: сб. науч. тр. славянских стилистов, посвященный памяти М. Н. Кожиной.- М.: Флинта: Наука, 2013. С. 131-137.

План лекционных занятий

Тема 1. Медиатекст как актуальный текст утилитарного типа.

План семинарских занятий

Тема 1. СМИ и Интернет как среда коммуникации и как технические средства производства речевой продукции.

Тема 2. Понятие о воздействующей речи. Проблемы типологии средств речевого воздействия.

Тема 3. Курсовая работа в спецсеминаре. Требования. Структура содержания. Библиографический аппарат: ссылки, список литературы.

Тема 4. Телевизионная речь. Радиоречь. Основные средства воздействия, обусловленные устной формой существования.

Тема 5. Печатная речь. Многоканальность печатной речи. Основные средства воздействия, обусловленные печатной формой существования.

Тема 6. Невербальные компоненты печатного текста.

Тема 7. Речевые ресурсы разговорности в печатном воздействующем тексте.

Тема 8. Особые приемы использования возможностей глагола в печатном воздействующем тексте.

Тема 9.Особые приемы использования местоименных слов в печатном воздействующем тексте.

Тема 10. Изображение и образ как средства воздействия.

Тема 11. Воздействующая речь с ярко выраженным авторским «я» в колумнистике.

Тема 12. Воздействующие средства в текстах с доминирующим плоскостным принципом расположения речевого материала.

Тема 13. Защита курсовой работы.

Тема 14. Защита курсовой работы.

Самостоятельная работа с использованием методических материалов

проводится по указанию преподавателя в виде конспектирования и последующего обсуждения научных работ. Тема – основные средства воздействия медиаречи, обусловленные формой её существования.

Внутрисеместровый контроль

Форма текущего контроля – ведомость посещения спецсеминара с личной росписью студента. Две обязательные домашние контрольные работы.

О требованиях к посещаемости. Вопросы решаются индивидуально с каждым студентом в зависимости от конкретной ситуации. Как правило, студент вместо пропущенного занятия выполняет домашнее задание

Сроки сдачи и график работы определяются в соответствии с общими требованиями кафедры. Работа сдается в печатном и электронном виде.

Каждый студент должен сделать на семинаре сообщение по теме курсовой работы. Формы самостоятельной работы с использованием методических материалов определяются графиком работы над курсовой:

- подготовка сообщения по теоретическому вопросу:

- подготовка сообщения о характеристике собранного материала;

- выполнение домашних заданий в соответствии с указаниями преподавателя;

- подготовка сообщения о проделанной работе на том или ином этапе.

Вопросы к зачету

1. Телевизионная речь. Основные средства воздействия, обусловленные устной формой существования.

2. Радиоречь. Основные средства воздействия, обусловленные устной формой существования

3. Печатная речь. Многоканальность печатной речи. Основные средства воздействия, обусловленные печатной формой существования.

4. Работа с ключевыми словами идеологической системы.

5. Невербальные компоненты печатного текста.

6. Речевые ресурсы разговорности в печатном воздействующем тексте.

7. Особые приемы использования возможностей глагола в печатном воздействующем тексте.

8.Особые приемы использования местоименных слов в печатном воздействующем тексте.

9. Изображение и образ как средства воздействия.

10. Воздействующая речь с ярко выраженным авторским «я» в колумнистике.

11. Воздействующие средства в текстах с доминирующим плоскостным принципом расположения речевого материала.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Коммуникативно-воздействующий потенциал современной колумнистики (на примере…).

2. Коммуникативно-воздействующий потенциал ведущего в телепередаче (на примере…).

3. Коммуникативно-воздействующий потенциал индивидуального стиля в массовой коммуникации (на примере…).

4. Коммуникативно-воздействующий потенциал изобразительной и образной речи в очерке (на примере…).

5. Коммуникативно-воздействующий потенциал многоканальной печатной речи: взаимодействие слова и фотоизображения в вербальном тексте.

6. Коммуникативно-воздействующий потенциал русской речи в новостном тексте (на примере…).

7. Коммуникативно-воздействующий потенциал модульного текста (на примере…).

8. Коммуникативно-воздействующий потенциал речи, рассчитанной на молодежную аудиторию (на примере…).

9. Коммуникативно-воздействующий потенциал делового издания (на примере…).

10. Коммуникативно-воздействующий потенциал ключевого слова в массовом общественно-политическом издании.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – Устная беседа с преподавателем по предложенному вопросу .

На подготовку ответа студенту дается 20 минут.

Оценка «Зачет» ставится, если студент

- раскрыл содержание вопроса;

- обозначил основные проблемы в обсуждаемой сфере;

- показал знание научной литературы по обсуждаемому вопросу;

- продемонстрировал умение применять полученные знания при анализе текста.

Оценка «Незачет» ставится, если студент не смог при ответе выполнить предъявляемые требования в их минимальном объеме.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Критерии оценки (курсовая работа)

Процедура защиты предполагает представление студентом результатов своей работы в виде устного сообщения, обсуждение доклада участниками семинара.

Курсовая работа в данном спецсеминаре отличается от традиционной курсовой работы более углубленным анализом речевого материала с привлечением более обширного круга научной литературы.

Виды курсовых работ в рамках данного спецсеминара: исследовательская курсовая работа; творческая курсовая работа (работа является творческой, если автор анализирует свои произведения).

Студент имеет право переделать работу в соответствии со сделанными замечаниями, в случае если работа сдана не позже, чем за неделю до конца установленного срока.

Оценка «отлично» ставится в том случае, если работа отвечает следующим требованиям:

- содержание работы соответствует теме;

- правильно определена цель работы и соответствующим образом поставлены задачи;

- студент показал умение собирать и читать научную литературу по избранной теме и реферировать ее;

- собран речевой материал по избранной теме в достаточном объеме;

- собранный материал умело проанализирован;

- результаты анализа изложены грамотно в соответствии с нормами научного стиля;

- правильно оформлены ссылки и список литературы.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если работа имеет незначительные несоответствия обозначенным выше требованиям.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если работа не удовлетворяет хотя бы одному из обозначенных выше требований.

Во всех других случаях ставится оценка «удовлетворительно».

Список основной литературы

1) Вайнрих Х. Лингвистика лжи // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

2) Жельвис В. И. Инвектива: опыт тематической и функциональной классификации // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 296-322.

3) Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М., 2008.

4) Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров. СПб, 2004.

5) Левин Ю. И. О Семиотике лжи // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1974. С. 245-247.

6) Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 2000.

7) Рождественский Ю. В. Введение в общую филологию. М., 1979.

8) Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб., 2011.

9) Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект / Под ред. В. И. Конькова. СПб., 2007.

10) Сметанина С.И. Масс-медиа текст в системе современной культуры. СПб, 2001.

Список дополнительной литературы

1. Васильев А. Д. Слово в эфире: Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. Красноярск, 2000.

2. Гаспаров Б. М. Устная речь как семиотический объект // Семантика номинации и семиотика устной речи. Тарту, 1978. С. 63-112.

3. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М., 2009.

4. Кайда Л.Г. Композиционная поэтика публицистики. М., 2006.

5. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.

6. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М., 2007.

7. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск,1990.

8. М.В. Ломоносов и современные стилистика и риторика. Сб-к статей. М., 2008.

9. Светана-Толстая С.В. Русская речь в массмедийном пространстве. М., 2007.

10. Солганик Г.Я. Современная публицистическая картина мира. М., 2000.

11. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 2000.

12. Стернин И.А. Что такое речевой воздействие? // В кн.: Практическая риторика. М., 2003.

13. Степанов В.Н. Провокативный дискурс социально-культурной коммуникации. СПб, 2003.

14. Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. М., 1986.

15. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., 2001.

Перечень иных информационных источников

Иные информационные источники предлагаются участникам спецсеминара в ходе его работы в зависимости от избранных тем курсовых работ.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация