Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Создание и восприятие экранного пространства
January 24, 2017, 12:21 pm

Преподаватель: Познин Виталий Фёдорович, доктор искусствоведения, профессор

Кафедра телерадиожурналистики

Аудиовизуальная информация в наши дни приобрела доминирующий характер. Экранная культура охватывает сегодня самые разнообразные явления (фильм, телепередача, аудиовизуальные произведения в Интернете, компьютерные игры и т.п.). Поэтому не только журналисту, но и любому образованному человеку необходимо иметь представление об изобразительном и звуковом решении экранного произведения.

Поскольку в реальную практику работников СМИ активно внедряется конвергентная журналистика, то всем студентам не лишне знать, каким образом создается иллюзия единого экранного пространства, какими изобразительными средствами пользуются авторы фильма или телепередачи при формировании композиции кадра, глубины пространства, перемещения из одного экранного пространства в другое и т.п. Немаловажное значение сегодня имеет и знание того, как различные средства и приемы создания экранного пространства воспринимаются зрителем.

Главная задача семинара – привить студентам навыки анализа изобразительного решения аудиовизуального произведения, сформировать умение определять различного вида изобразительной композиции, способы пространственного построения кадра, приемы выразительного освещения и колористического решения, создания иллюзии единого пространства с помощью монтажа и звука.

Занятия в семинаре, сопровождаемые выразительным иллюстративным материалом, дадут студентам достаточно глубокие знания:

- о том, как, исходя из поставленной авторами произведения драматургической задачи, решается проблема организации пространства кадра, эпизода, телепередачи, фильма;

- о различных способах организации художественного экранного пространства, включая такие понятия, как композиция, ракурс, перспектива, световое решение, создание иллюзии глубины пространства;

- о различных способах светового и цветового решения кадра и эпизода;

- о видах панорамирования и современных способах съемки с движения,;

- о видах монтажа, формирующего экранное пространство;

- о специальных и комбинированных видах съемки и о новых, цифровых технологиях, создающих виртуальное экранное пространство.

Особое внимание будет уделено вопросам психологии восприятия экранного пространства и времени и способам создании на экране иллюзии единого пространственно-временного континуума (хронотопа).

Полученные на семинаре знания будут полезны как для тех, кто решил связать свое будущее с телевидением или Интернетом, так и для тех, кто интересуется вопросами изобразительного решения экранного произведения и хочет быть эстетически подготовленным к целостному восприятию фильма, телепередачи, мультимедийного произведения.

Авторские работы по теме спецсеминара

1. Познин В.Ф. Экранное пространство и время: психология восприятия. Монография. СПб, СПБУКиТ, 2012.

2. Познин В.Ф. Аудиовизуальный продукт: технология плюс творчество. Монография СПб.: СПбГУКиТ, 2007.

3. Познин В.Ф., Кузнецов И.Р.Создание фильма на компьютере. Технология и творчество (Совместно с И.Р.Кузнецовым).- СПб: Питер, 2006.

4. Познин В.Ф. От пиктограммы до интернета. Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное. – СПб.: СПбГУ, 2008. – 8,5 п. л.

5. Познин В.Ф. Основы монтажа изображения – СПб: СПбГУ, 2010

6. Познин В.Ф. Выразительные средства экрана. Экранное пространство и время // Искусство в школе. – 2008. №1. – С. 50-53. – 0,4 п. л.

7. Познин В.Ф. Выразительные средства экрана. Смещение пространственных и временных характеристик // Искусство в школе. – 2008. №2. – С. 48-50. – 0,4 п. л.

8. Познин В.Ф. Световое и цветовое решение экранного изображения // Искусство в школе. – 2008. №3. – С. 37-39. – 0,4 п. л.

9. Познин В.Ф. Цвет в жизни и на экране // Искусство в школе. – 2008. №4. – С 49-53. – 0,4 п. л.

10. Познин В.Ф. Экранная культура в свете постмодернизма // Русская речь. – 2008, № 2. – С. 31-39. – 0,7 п. л.

11. Познин В.Ф. Экранное творчество: современные тенденции // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 7(63). – С . 425-428. – 0,5 п. л.

12. Познин В.Ф. Природа выразительных средств экрана. Экранное пространство и время // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. – 2008. № 10 (59). – С. 311- 319. – 0,7 п. л.

13. Познин В.Ф. Роль памяти в восприятии экранного образа // Вестник ВГИК, № 12-13, 2012 .

14. Познин В.Ф. Экранное изображение. Эффект последействия // Вестник ВГИК, № 16, 2013 .

15. Познин В.Ф. Художественное пространство арт-фильма // Вестник СПбГУ, Серия 15, вып. 4. Серия ?Искусствоведение?, дек. 2013. Вып. 2.

16. Познин В.Ф. Современные СМИ: между правдой и вымыслом // Медиаскоп, вып. №2. 2014.

17. Познин В.Ф. Медиатехнологии и общество // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2014. No 3 Июль-сентябрь.

18. Познин В.Ф. Стилевые особенности отечественного арт-фильма // Вестник ВГИК, июнь 2015, № 2 (24).

19. Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения. - СПб.: ВШЖиМК, 2015. – 14.75 п. л.

20. Познин В.Ф. Экранное пространство: реальное и воображаемое // Вестник СПбГУ, Серия 15, дек. 2015.

21. Познин В.Ф. Документальное кино, XXI век: время подводить итоги // Вестник ВГИК, № 3 (29) | сент. 2016. C. 36-47.

22. Познин В.Ф. Коммуникационные технологии и восприятие СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Филология и журналистика, №3, 2016. С. 135-139.

23. Познин В.Ф. Кинотекст документального фильма как продукт критического осмысления действительности // Медиалингвистика. Международный научный журнал. 2016, № 2 (12).

24.. Познин В.Ф. Новые технологии и экранная эстетика // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 19 февраля, СПбГУП, 2016.С. 12-16.

25. Poznin V.F. Modern screen culture and its influence on society // Science and world, 2016, Vol. II. P. 134-135.

26. Poznin V.F. Technology as a factor of screen aethtetics // International Conferance on Europen Science and Technology, Munich, Germany, 2016, October 12th - 13th. P. 188-189.

27. Познин В.Ф. Техника и технология СМИ. Радио- и тележурналистика. Учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 362 c.

План лекционных занятий

Занятие 1. Понятие изобразительных средств. Изобразительные выразительные средства. Роль изобразительных средств при создании экранного пространства.

Занятие 2. Особенности восприятия зрителем экранного пространства.

План семинарских занятий

Занятие 1. Виды курсовых работ. Исследовательская и творческая работа в спецсеминаре. Знакомство с планом работы.

Занятие 2. Способы анализа изобразительных средств аудиовизуального (экранного) произведения. Понятие экранного пространства.

Занятие 3. Выбор и обсуждение возможных тем курсовых работ участников семинара.

Занятие 4. Анализ показанных материалов с точки зрения композиции кадра . Создание иллюзии глубины экранного пространства (виды перспектив, ракурс, использовании оптики и съемки с движения).

Занятие 5. Анализ экранного пространства с точки зрения использования для создания выразительного изображения светового решения.

Занятие 6. Анализ видеофрагментов с точки зрения цветового решения и роли цвета в создании экранного пространства.

Занятие 7. Определение специфических изобразительных и выразительных экранных средств (панорамирование, съемка с движения, монтаж, крупность плана, ракурс) и их роли в создании образа пространства.

Занятие 8. Создание иллюзии глубины пространства. Показ и анализ фрагментов с различными видами перспективы – линейной (центральной), воздушной (тональной), оптической, динамической.

Занятие 9. Изменение линейной перспективы при использовании различной оптики. Показ и анализ фрагментов из фильмов.

Занятие 10. Панорамирование и движение камеры. Внутрикадровый монтаж. Показ и анализ использования данных приемов в практике создания экранного пространства.

Занятие 11. Способы создания виртуального экранного пространства с помощью спецэффектов и компьютерной графики (творческое использование кей-фонов, композитинга, клонирования, мэт-пейнтинга и т.п.).

Занятие 12. Монтаж как средство создания иллюзии единого экранного пространства. Монтаж как средство повествования и как выразительное экранное средство. Показ и анализ использования параллельного, ритмического и ассоциативного монтажа.

Занятие 13. Презентация тем курсовых работ: актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования. Обсуждение выбранных формулировок в группе.

Занятие 14. Самостоятельный анализ видеоматериалов участниками семинара. Обсуждение концепций курсовых работ.

Занятие 15. Самостоятельный анализ видеоматериалов участниками семинара. Обсуждение концепций курсовых работ.

Занятие 16. Защита курсовых работ.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Индивидуальное консультирование студентов по предложенному преподавателем графику, групповые формы аудиторной работы, индивидуальная работа под контролем преподавателя в оборудованных аудиториях.

Основные тематические направления курсовых работ

1. Драматургический замысел и его визуальное воплощение на экране.

2. Создание художественного экранного пространства как основа стилистического решения телепередачи/фильма.

3. Особенности стилистического решения экранного пространства.

4. Художественное использование глубинной композиции кадра.

5. Драматургия светового и колористического решения экранного пространства.

6. Создание художественного экранного пространства и атмосферы действия с помощью изобразительных и звуковых средств.

7. Монтаж как способ создания иллюзии единого экранного пространства. Переключение экранных хронотопов.

8. Творческое использование современных технологий для создания виртуального экранного пространства.

9. Изобразительные средства создания экранного пространства.

10. Комплексное использование изобразительно-выразительных средств для решения драматургической задачи телепередачи, фильма.

11. Роль жизненного опыта в восприятии экранного пространства.

12. Роль памяти в восприятии экранного пространства.

Текущий контроль (зачет)

Форма текущего контроля по спецсеминару:

- посещаемость занятий и участие в аудиторной работе;

- подготовка курсовой работы по выбранной и утвержденной преподавателем теме.

Студенты должны посещать занятия и участвовать в работе. При пропуске более трех занятий каждый последующий пропуск предполагает подготовку дополнительного творческого задания.

Самостоятельная работа с методическими материалами предполагает презентацию каждым студентом анализа выбранного аудиовизуального произведения с точки зрения изобразительных и монтажных приемов, способствующих созданию иллюзии единого экранного пространства.

Курсовая работа должна быть представлена в назначенный срок, чтобы студент имел возможность устранить допущенные недочеты

Текущий контроль (курсовая работа)

В конце лекционных и семинарских занятий студенты представляют оформленную согласно регламенту курсовую работу, которая должна продемонстрировать уровень усвоения ими полученных знаний, умение анализировать экранное произведение с точки зрения драматургической целесообразности использования тех или иных изобразительных и монтажных приемов. Темы курсовых работ могут быть как из списка, преложенного преподавателем, так и представлять собой оригинальную тему, если она соответствует цели и задачам данного спецсеминара.

Критерии оценки (зачет)

К зачету допускаются студенты, успешно прошедшие аттестацию в форме текущего контроля.

Зачет проводится в форме презентации, на конкретных примерах анализирующей использование изобразительных и монтажных средств для создания экранного пространства.

Оценка «зачтено» ставится в случае, если проект выполнен в установленный срок, представленный материал соответствует требованиям.

Оценка «незачтено» выставляется, если студент не подготовил проект к указанной дате, либо выполненное задание не соответствует установленным требованиям.

Форма проведения зачета – устная.

Критерии оценки (курсовая работа как экзамен)

Оценка «Отлично» ставится, если студент показал умение самостоятельно анализировать экранное произведение с точки зрения его изобразительного решения, использовал широко и уместно теоретический и эмпирический материал.

Оценка «Хорошо» ставится, если студент в целом справился с освещением темы, но недостаточно полно осветил тему или использовал мало эмпирического материала.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если тема освещена поверхностно, не чувствуется самостоятельного мышления студента.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент редко посещал занятия и если работа не удовлетворяет предъявляемым требованиям.

Вопросы к зачету

1. Понятие изобразительных и выразительные средств. Изобразительные средства как основополагающий фактор стилистического решения экранного произведения.

2. Использовании изобразительных средств в кино и на телевидении.

3. Понятие экранного пространства. Создание иллюзии единого экранного пространства.

4. Создание иллюзии глубины экранного пространства (виды перспектив, ракурс, использовании оптики и съемки с движения).

5. Световое решение эпизода. Высокая и низкая тональность. Виды освещения. Роль света в создании экранного пространства.

6. Роли цвета в создании экранного пространства.

7. Создание экранного пространства с помощью панорамирования и съемки с движения.

8. Создание иллюзии единого экранного пространства с помощью монтажа.

9. Понятие ракурса, его роль в создании субъективного пространства.

10. Создание на экране иллюзии глубины пространства. Различными виды перспективы – линейная, тональная, оптическая, динамическая.

11. Изменение линейной перспективы при использовании различной оптики. .

12. Внутрикадровый монтаж.

13. Способы создания виртуального экранного пространства с помощью спецэффектов и компьютерной графики.

14 Параллельный, ритмический и ассоциативный монтаж.

Основная литература

1. Долинин Д. А. Киноизображение для чайников. СПб, 2009.

2. Железняков В.Н. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор. М., 2001.

3. Медынский С.Е. Мастерство оператора-документалиста. М., 2008.

4. Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения. СПб.: ВШЖиМК, 2015.

5. Познин В.Ф. Техника и технология СМИ. Радио- и тележурналистика. Учебник. - М.: Юрайт, 2016..

Дополнительная литература

1. Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. М., 2008

2. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. М., 2005

3. Дробашенко С.В. Пространство экранного документа. М., 1986.

4. Ильин Р.Н. Изобразительные ресурсы экрана. М., 1970.

5. Медынский С.Е. Компонуем кинокадр. М., 1992

6. Михалкович В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986.

7. Разлогов К.Э. Искусство экрана. Проблемы выразительности. М., 1981.

8. Утилова Н.И. Монтаж.М., 2004.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация