Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Стилистические особенности музыкального дискурса в массмедиа: интенции, жанровое своеобразие, коммуникативные сценарии
January 24, 2017, 12:20 pm

Преподаватель: Прокофьева Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук, ст. преподаватель

Кафедра речевой коммуникации

В настоящее время особенностью медиадискурса является его тематическое деление на дискурсы, связанные с запросами целевой аудитории издания. Это предопределяет интерес исследователей к отдельным сферам функционирования медиатекста – спортивный, деловой, экономический дискурс и т.д. В сфере журналистики досуга выделяется также музыкальный журналистский дискурс, с его жанровыми особенностями, спецификой текстопорождения, ценностными установками, коммуникативно-речевыми сценариями. Именно эти особенности и станут предметом обсуждения в рамках планируемого спецсеминара.

Целью дисциплины является создание у студентов представления о типичных коммуникативно-речевых сценариях, функционирующих в рамках музыкального дискурса, особенностях речевой репрезентации музыкального произведения, средствах информативной и фатической речи при создании журналистского произведения, связанного с музыкальной сферой. В центре внимания окажутся текстопорождающие практики, контактоустановление, ценностные ориентиры, коммуникативные интенции и речевые жанры музыкального журналистского дискурса.

Освоение программы спецсеминара позволит студентам научиться рецензировать журналистские произведения сферы музыкального дискурса, овладеть начальными навыками применения соответствующих коммуникативно-речевых сценариев, создавать собственные и редактировать чужие тексты сферы музыкального журналистского дискурса.

Содержание дисциплины:

в рамках спецсеминара предполагается обсудить такие понятия, как музыкальный журналистский дискурс, коммуникативно-речевой сценарий, информативная и фатическая речь, ценностный ориентир, коммуникативная интенция, речевой жанр и пр.;

в процессе обучения студенты ознакомятся с теоретическими основами изучения музыкального журналистского дискурса, сформируют представление о нём как частном проявлении журналистики сферы досуга, определят специфику обращения к средствам фатической и информативной речи в рамках музыкального журналистского дискурса, особенностях речевой репрезентации события в этой сфере;

обсуждение заявленной проблемы будет разворачиваться вокруг дискуссионных вопросов ценностных установок создания журналистского произведения и реализации коммуникативных сценариев при создании конкретного текста;

в целях приобретения базовых навыков создания текстов сферы музыкального журналистского дискурса студентам будет предложено проанализировать тексты, написанные в соответствии с разными коммуникативно-речевыми сценариями, а также создать собственные тексты по этим схемам.

Результатом работы в спецсеминаре станет курсовая работа, предметом изучения которой будут различные коммуникативно-речевые сценарии в музыкальном журналистском дискурсе.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Дускаева Л. Р., Корнилова Н. А. Фатика в медийной речи // Журналистика сферы досуга: учеб. Пособие / под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб.: Высш. школа журн. и масс. коммуникаций, 2012. С. 250-260.

2. Корнилова Н. А. Текстообразующая роль фатических средств в медиаречи // Медиалингвистика. №1 (5). СПб., 2015. С. 101-108.

План лекционных занятий

Тема 1. Теоретические основы изучения музыкального журналистского дискурса. Определение круга теоретических понятий: дискурс, музыкальный журналистский дискурс, коммуникативно-речевой сценарий, ценностные ориентиры.

План семинарских занятий

Тема 1. Музыкальный журналистский дискурс в современных массмедиа. Тематическое разнообразие, жанровое варьирование, специфика речевой репрезентации материала (2 часа).

Тема 2. Ценностные ориентации. Этические и эстетические основания оценки. Оценка и её виды в музыкальном журналистском дискурсе. Категория оценочности в журналистском произведении о музыке (2 часа).

Тема 3. Понятие коммуникативно-речевого сценария. Коммуникативно-речевые сценарии музыкального журналистского дискурса (2 часа).

Тема 4. Коммуникативный сценарий «Инструментальное исполнение»: интенциональность, адресованность. (2 часа).

Тема 5. Коммуникативный сценарий «Инструментальное исполнение»: эмотивность, оценочность. (2 часа).

Тема 6. Коммуникативный сценарий «Вокальное исполнение»: интенциональность, адресованность. (2 часа).

Тема 7. Коммуникативный сценарий «Вокальное исполнение»: эмотивность, оценочность (2 часа).

Тема 8. Коммуникативный сценарий «Музыкальное произведение как замысел композитора»: интенциональность, адресованность (2 часа).

Тема 9. Коммуникативный сценарий «Музыкальное произведение как замысел композитора»: эмотивность, оценочность (2часа).

Тема 10. Коммуникативные интенции в музыкальном журналистском дискурсе. Иерархия коммуникативных интенций в журналистских произведениях музыкального медиадискурса (2 часа).

Тема 11. Фатическая и информативная речь в журналистских произведениях музыкального медиадискурса (2 часа).

Тема 12. Речевые средства реализации коммуникативных сценариев в музыкальном журналистском дискурсе (2 часа).

Тема 13. Контактоустановление в музыкальном журналистском дискурсе (2 часа).

Тема 14. Понятие речевого жанра. Речевые жанры в музыкальном журналистском дискурсе. Первичные и вторичные речевые жанры музыкального медиадискурса (2 часа).

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Выбор тем курсовых работ. Обсуждение эмпирического материала, подбор и предварительный анализ примеров, определение структуры курсовой работы (2 часа).

Занятие 2. Индивидуальные консультации по ходу написания курсовой работы. Обсуждение чернового варианта работы.

Самостоятельная работа с использованием методических материалов предполагает освоение ряда методических пособий, подготовленных преподавателями кафедры речевой коммуникации (например: Васильева В. В., Горячев А. А. Курсовая работа по стилистике; Коньков В. И., Потсар А. Н. Стилистический анализ), подготовку вопросов по написанию курсовой работы и применение полученных навыков при анализе эмпирического материала.

Внутрисеместровый контроль

Занятия обязательны для посещения. При пропуске занятия обучающийся готовит краткий доклад (5-7 минут) по теме пропущенного занятия, обязательным требованием является выступление с докладом перед аудиторией.

Самостоятельная работа предполагает знакомство с литературой из списка обязательной литературы, а также с 10 источниками из списка дополнительной литературы. По итогам работы преподавателю предоставляется конспект, который является допуском к зачёту.

Вопросы к зачёту

1. Тематическое и жанровое разнообразие музыкального журналистского дискурса.

2. Ценностные ориентации в музыкальном журналистском дискурсе.

3. Коммуникативно-речевые сценарии музыкального журналистского дискурса.

4. Коммуникативный сценарий «Инструментальное исполнение».

5. Коммуникативный сценарий «Вокальное исполнение».

6. Коммуникативный сценарий «Музыкальное произведение как замысел композитора».

7. Фатическая и информативная речь в музыкальном медиадискурсе.

8. Контактоустановление в музыкальном журналистском дискурсе.

Критерии оценки (зачёт)

Форма проведения зачёта устно-письменная.

На подготовку ответа студенту предоставляется 45 минут.

Оценка «зачёт» ставится, если студент демонстрирует достаточно глубокие знания при ответе на теоретический вопрос и представляет качественный лингвостилистический и интенциональный анализ предложенного журналистского произведения.

Оценка «незачёт» ставится, если студент в процессе собеседования демонстрирует поверхностные представления о музыкальном журналистском дискурсе и/или не способен подготовить достаточный лингвостилистический и интенциональный анализ предложенного журналистского произведения.

Предполагаемая продолжительность проведения зачёта – 15 минут на одного человека.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Коммуникативно-речевые сценарии музыкального журналистского дискурса.

2. Коммуникативный сценарий «Инструментальное исполнение».

3. Коммуникативный сценарий «Вокальное исполнение».

4. Коммуникативный сценарий «Музыкальное произведение как замысел композитора».

5. Фатическая и информативная речь в музыкальном медиадискурсе.

6. Фатическая речь как текстопорождающий фактор в музыкальном медиадискурсе.

7. Фатическая речь как вспомогательный фактор текстопорождения в музыкальном медиадискурсе.

8. Контактоустановление в музыкальном журналистском дискурсе.

Критерии оценки (курсовая работа)

На первом занятии преподаватель знакомит студентов с графиком подготовки курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы осуществляется студентом в третью неделю семестра. Тема утверждается преподавателем.

С рекомендациями по подготовке курсовой работы можно ознакомиться по следующей ссылке: jf.spbu.ru/upload/files/file_1412796066_5215.pdf

Дальнейшая работа над курсовым исследованием проводится в виде индивидуальных консультаций.

Каждый обучающийся спецсеминара обязан пройти процедуру защиты курсовой работы. Представляется целесообразным осуществление системы взаимного рецензирования, что позволяет обучающимся приобрести навыки критического осмысления научного исследования. Каждая курсовая работа должна быть прочитана всеми студентами, выбор оппонента осуществляется преподавателем (13 неделя семестра).

Курсовая работа должна иметь приложение в виде всех текстов, взятых для исследования, время выхода журналистского текста в печать ограничивается рамками учебного года. Курсовая работа оценивается преподавателем, и окончательная оценка выставляется по итогам защиты.

Совершенствование текста осуществляется под руководством преподавателя, ведущего спецсеминар, научное руководство предполагает работу с черновыми вариантами исследования в течение всего сместра. Доработка текста после защиты не допускается.

Оценка «отлично» ставится за самостоятельное исследование, отличающееся глубиной разработки темы, серьёзным знакомством с научной базой, качественным стилистическим анализом текстов, грамотной работой с источниками, правильным оформлением научного аппарата, написанное хорошим литературным языком с соблюдением стилистических особенностей научных текстов. При оценке учитывается языковая грамотность автора.

Оценка «хорошо» ставится за исследование, отличающееся глубиной разработки темы, серьёзным знакомством с научной базой, качественным стилистическим анализом текстов, грамотной работой с источниками, правильным оформлением научного аппарата, написанное хорошим литературным языком с соблюдением стилистических особенностей научных текстов, но допускающее отдельные неточности развития мысли, недостаточно самостоятельное, имеющего тенденцию к реферативному изложению. При оценке учитывается языковая грамотность автора.

Оценка «удовлетворительно» ставится за исследование, отличающееся недостаточной глубиной и самостоятельностью стилистического анализа текстов, слабой теоретической осведомлённостью автора, грубыми нарушениями развития мысли и структуры курсовой работы, реферативным изложением теоретического материала, недобросовестной работой с научными источниками. При оценке учитывается языковая грамотность автора.

Оценка «неудовлетворительно» ставится за курсовую работу, в которой не раскрыта заявленная тема исследования, отличающуюся недостаточной глубиной и самостоятельностью стилистического анализа текстов, слабой теоретической осведомлённостью автора, грубыми нарушениями развития мысли и структуры курсовой работы, реферативным изложением теоретического материала, недобросовестной работой с научными источниками. При оценке учитывается языковая грамотность автора.

Список основной литературы

1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 5. С. 159-206. М., 1997.

2. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993.

3. Журналистика сферы досуга: уч. пособие / под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб., 2012.

4. Русская речь в средствах массовой информации. Речевые системы и структуры / под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб., 2011.

5. Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект / под ред. В. И. Конькова. СПб, 2007.

6. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003.

Список дополнительной литературы

1. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2014.

2. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.

3. Мурзин Л. Н. Полевая структура языка: фатическое поле (текст лекции) // Фатическое поле языка (памяти профессора Л. Н. Мурзина): межвуз. сб. научных трудов. Пермь, 1998. С. 9-14.

4. Седов К. Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности // Жанры речи. Вып. 2. Саратов, 1999. С. 13-26.

5. Текст: теоретические основания и принципы анализа / Под ред. К. А. Роговой. СПб., 2011.

6. Трошина Н. Н. Социокультурные параметры дискурса // социолингвистика вчера и сегодня: сборник научных трудов. М., 2004. С. 107-131.

7. Чепкина Э. В. русский журналистский дискурс: Текстопорождающие практики и коды. Екатеринбург, 2000.

8. Teun Van Dijk. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация