Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Человек в зеркале российской журналистики
January 24, 2017, 12:19 pm

Преподаватель: Коняева Юлия Михайловна, кандидат филологических наук, старший преподаватель

Кафедра речевой коммуникации

Спецсеминар «Человек в зеркале российской журналистики» предполагает комплексное рассмотрение основных вопросов, связанных с репрезентацией образа человека в медиа, а также анализ коммуникативно-речевого поведения журналиста, пишущего о человеке.

Публикации, посвященные репрезентации человека, в СМИ занимают особое место. Образ современника, уникального индивида, являющегося носителем эталонных качеств, способного своим примером влиять на мысли и поступки массовой аудитории, часто используется журналистами с просветительской целью. Из таких публикаций аудитория узнает о жизни в искусстве, наполненной вдохновенным творчеством, великими взлетами человеческого духа. В центре внимания оказываются творческие поиски, переживания, эстетическая оценка созданных личностью произведений. Но такого рода публикации немногочисленны. Гораздо чаще мы встречаем материалы, в которых человек – это «звезда», а в центре внимания оказываются эксцентричные выходки, тайная жизнь, продемонстрированная широкой публике. В соответствии с этим необходимо различать две группы публикаций, эстетическая ценность которых прямо противоположна. С одной стороны, это эталонные личности, которые могут служить образцом для подражания. С другой – мы имеем дело с публикациями, выявляющими человеческие пороки, низменные качества личности, рассчитанные на эпатажность, привлечение внимания. В свою очередь, тексты, посвященные репрезентации каждого из названных типов личности, значительно отличаются друг от друга.

Объектом изучения в рамках заявленного спецсеминара станут современные тексты печатных и электронных средств массовой информации, образцы PR и рекламных текстов в аспекте репрезентации в них личности – известного или, по меньшей мере, интересного в творческом отношении человека (деятеля культуры, ученого, изобретателя, политика, бизнесмена, спортсмена и т.д.).

В рамках спецсеминара предполагается:

1) выявить основные особенности репрезентации личности в медиатексте;

2) изучить типологические и жанровые особенности медиатекстов о человеке;

3) проанализировать особенности репрезентации личности в различных типах изданий – от универсальных до специализированных;

4) сформировать базовые навыки написания текстов в жанре «портрет».

Результатом работы в спецсеминаре станет курсовая работа, предметом изучения которой являются конкретные образцы медиатекстов о человеке в современных СМИ.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Коняева Ю. М., Мисонжников Б. Я., Сидякина А. А., Кара-Мурза Е. С., Виноградова К. Е. Периодические издания сферы досуга // Журналистика сферы досуга: учеб. пособие. СПб., 2012. С. 107–179.

2. Коняева Ю. М., Дускаева Л. Р. «Звездная персона» в арт-журналистике: стилистико-речевая репрезентация коммуникативного сценария // Филология и человек. №1. 2015.

3. Коняева Ю. М. Творческая личность в арт-медиадискурсе // Култура/Culture, 2015. № 12. С. 41-52.

4. Коняева Ю. М. Троллинг как коммуникативный феномен (из наблюдений над культурно-просветительскими медиатекстами) // Научные ведомости Белгородского государственного университета, 2015. № 18. С. 140-144.

5. Duskaeva L., Konyaeva Yu., Cvetova N., Protopopova O. Speech genre "Creative portrait": representation of communicative scenarios // Journal of Language and Literature, 2015. Vol. 6, № 1. С. 149-153.

6. Коняева Ю. М. Речевая репрезентация творческой личности в PR-биографии // Медиалингвистика, 2015. № 4. С. 76-80.

7. Дускаева Л. Р., Коняева Ю. М. Троллинг как речевая практика в русскоязычных интернет-СМИ // Учимся говорить по-русски. Речь электронных СМИ в контексте медиастилистики: коллективная монография. М., 2016. С. 49-58.

План лекционных занятий

Занятие 1. Человек в массмедиа: общая характеристика, обзор концепций. Понятие коммуникативного сценария репрезентации личности.

План семинарских занятий

Занятие 1. Обзор основных понятий курса. Организация работы над курсовым сочинением. Выбор тем для исследования.

Занятие 2. Медиатексты о человеке: тематическое разнообразие и основные композиционно-стилистические особенности.

Занятие 3. Категория персональности: особенности выражения в медиатексте. Анализ примеров.

Занятие 4. Жанровое разнообразие публикаций о человеке. Речевой жанр «портрет». Соотношение журналистских и речевых жанров. Анализ примеров.

Занятие 5. Разновидности информационных портретов в медиатексте: представление нового человека, напоминание о человеке. Анализ примеров.

Занятие 6. Речевой жанр «Оценка человека». Анализ примеров.

Занятие 7. Коммуникативные сценарии развертывания текста о человеке в журналистике. Некролог. Юбилейное посвящение. Посвящение «герою события». Анализ текстов.

Занятие 8. Особенности репрезентации личности в массовых СМИ. Анализ примеров.

Занятие 9. Особенности репрезентации личности в специализированных изданиях. Анализ примеров.

Занятие 10. Личность в рекламных текстах: особенности репрезентации. Анализ примеров.

Занятие 11. Личность в PR-тексте: особенности репрезентации. Анализ примеров.

Занятие 12. Тексты о человеке: этические и правовые аспекты. Троллинг как речевая практика.

Занятие 13. Особенности репрезентации личности в медиадискурсе. Доклады студентов (в соответствии с темами курсовых работ).

Занятие 14. Особенности репрезентации личности в медиадискурсе. Доклады студентов (в соответствии с темами курсовых работ).

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Студент обязан посетить не менее 75% занятий.

Формами текущего контроля являются: 1) анализ изучаемых явлений в текстах СМИ (проверка домашних заданий); студентам, которые пропустили занятие, предлагается сделать анализ письменно и сдать в течение недели; 2) подготовка устного доклада по теме курсовой работы.

Самостоятельная работа с использованием методических материалов (2 часа) предполагает работу с научными источниками над теоретической частью курсовой.

Первая глава курсовой работы должна быть представлена руководителю к 5-6 занятию.

За месяц до защиты должно быть представлено 80% курсовой работы, а также полный список изученной литературы.

Полностью готовая курсовая работа должна быть сдана за неделю до дня защиты в распечатанном и скрепленном виде.

Защита проходит в виде доклада (3-5 мин.) и его последующего обсуждения в группе.

Вопросы к зачету

1. Медиатексты о человеке: тематическое разнообразие и основные композиционно-стилистические особенности.

2. Категория персональности: особенности выражения в медиатексте.

3. Жанровое разнообразие публикаций о человеке.

4. Речевой жанр «портрет». Разновидности информационных портретов.

5. Коммуникативные сценарии развертывания текста о человеке в журналистике.

6. Особенности репрезентации личности в массовых СМИ.

7. Особенности репрезентации личности в специализированных изданиях.

8. Личность в рекламных текстах: особенности репрезентации.

9. Личность в PR-тексте: особенности репрезентации.

10. Тексты о человеке: этические и правовые аспекты.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Композиционно-стилистические особенности текстов о человеке (на примере текстов конкретного автора).

2. Творческая личность на страницах СМИ (на примере публикаций о конкретном человеке).

3. Человек в специализированном издании (на примере конкретного СМИ).

4. Человек в массовой прессе (на примере конкретного СМИ).

5. Творческий портрет человека в СМИ: интенционально-стилистическая модель.

6. Особенности репрезентации личности в новостном тексте (на примере универсальных и специализированных СМИ).

7. Особенности репрезентации личности в аналитическом тексте (на примере универсальных и специализированных СМИ).

8. Особенности выражения категории персональности (на примере конкретного СМИ).

9. Медиатексты о человеке: коммуникативные сценарии (на примере конкретного человека).

10. Речевой жанр «портрет» (на примере конкретного СМИ).

11. Коммуникативные сценарии развертывания текста о человеке в журналистике.

12. Личность в рекламных текстах: особенности репрезентации.

13. Личность в PR-тексте: особенности репрезентации.

14. Тексты о человеке: этические и правовые аспекты.

15. Троллинг как речевая практика (на примере публикаций о человеке).

Критерии оценки (зачет)

На зачёте студент отвечает на один вопрос из предложенного списка.

Форма проведения зачета – устная.

На подготовку ответа студенту дается 15 минут.

Оценка «Зачет» ставится, если студент продемонстрировал владение важнейшими понятиями дисциплины, умение анализировать стиль журналистского произведения с точки зрения изучаемых стилистических свойств, выделяет средства выражения и определяет их функциональные свойства в соответствии с параметрами коммуникативной ситуации.

Оценка «Незачет» ставится, если ответ не удовлетворяет основным требованиям.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета в группе – 1,5 часа.

Критерии оценки (курсовая работа)

Курсовая работа по спецсеминару – итоговая квалификационная работа по дисциплине. Это самостоятельное научное исследование по теме, согласованной с руководителем спецсеминара, оформленное в соответствии со стандартными требованиями. В ходе работы над избранной темой студент должен продемонстрировать понимание проблемы, необходимые исследовательские навыки, умение работать с разнообразными источниками и литературой. Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов в течение семестра предполагаются индивидуальные и групповые консультации с преподавателем.

Предусмотрена процедура обязательной защиты курсовой работы. Представляется целесообразным осуществление системы взаимного рецензирования, которое позволяет студентам приобрести навыки критического осмысления научного исследования. Знакомство с работами происходит до защиты. Оппонент назначается преподавателем.

К защите допускаются полностью готовые работы – окончательный вариант, исправленный на основании замечаний руководителя. Курсовая работа оценивается преподавателем, окончательная оценка выставляется по итогам защиты. Возможно повышение оценки при условии исправления всех недочетов в тексте работы по рекомендации преподавателя до защиты.

Оценка «отлично» ставится, если курсовая работа отличается глубиной анализа научной литературы по теме исследования, грамотной работой с источниками, отсутствием плагиата, качественным стилистическим анализом текстов. Работа должна быть написана научным языком, оформлена в соответствии со всеми требованиями, ошибки не допускаются.

Оценка «хорошо» ставится, если курсовая работа содержит анализ научной литературы по теме исследования, отличается грамотной работой с источниками, отсутствием плагиата, наличием стилистического анализа текстов, но допускает некоторые незначительные неточности в изложении материала, либо недостаточную глубину анализа. Работа должна быть написана научным языком, оформлена в соответствии со всеми требованиями, допускается наличие 2-3 негрубых ошибок.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если курсовая работа отличается недостаточной глубиной и самостоятельностью, реферативным изложением теоретических основ, анализ эмпирического материала поверхностный, присутствуют нарушения научного стиля изложения, не соблюдаются требования оформления.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если курсовая работа не подготовлена в установленные сроки, содержит плагиат, если заявленная тема не раскрыта, допущены принципиальные ошибки, выявляющие незнание теории, отсутствует стилистический анализ эмпирического материала, не соблюдается научный стиль изложения и требования оформления.

Список основной литературы

1. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. №1.

2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998.

3. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа речевых жанров. Пермь, 2012.

4. Стилистика и литературное редактирование: учебник. В 2 т. / Под ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2016.

5. Никитина Л.Б. Образ HOMO SAPIENS в русской языковой картине мира. Омск, 2003.

Список дополнительной литературы

1. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка. М., 2010.

2. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996.

3. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. Т.5: Работы 1940-1960 гг. М., 1996. С.159-206.

4. Булыгина Т. В. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997.

5. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1990.

6. Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. М., 1980.

7. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М., 1985.

8. Воробьев В. В. Лингвокультурология. М., 2008.

9. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М., 2010.

10. Дускаева Л. Р. Интенциональность речевой деятельности журналиста: онтология и структура // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. № 2.

11. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М., 1989.

12. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1997.

13. Ковтунова И. И. О поэтических образах Б. Пастернака // Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Опыты описания идиостилей. М., 1995.

14. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Лекционный курс. М., 2002.

15. Крысин Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989.

16. Крысин Л. П. Язык в современном обществе. М., 1977.

17. Леонтьев А. А. Психолингвистика // Тенденции развития психологической науки. М., 1989.

18. Лысакова И. П. Язык газеты: социолингвистический аспект. Л., 1981.

19. Маслова В. А. Лингвокультурология. М., 2001.

20. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

21. Пищальникова В. А., Сорокин Ю. А. Введение в психопоэтику. Барнаул, 1993.

22. Никитина Л. Б. Образ-концепт «homo sapiens» в русской языковой картине мира: Дисс. . д-ра филолог., наук. Омск, 2006.

23. Одинцова М. П. Синонимия в свете базовых речемыслительных и рече-поведенческих характеристик человека // Славянские чтения. Вып. 5. Гуманитарное знание и образование: традиции и современность. Мат-лы обл. на-уч.-практ. Конф. 24 мая 1996 г. Омск, 1996.

24. Пименова М. В. Ментальность: Лингвистический аспект. Кемерово, 1996. Пименова, 1999.

25. Салимовский В. А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении (Русский научный академический текст). Пермь, 2002.

26. Сорокин Ю. А. Введение в этнопсихолингвистику. Ульяновск, 1998.

27. Степанов Ю. С. Изменчивый "образ языка" в науке ХХ века // Язык и наука конца 20 века. М., 1995. С. 7–34.

28. Телия В. Н. Русская фразеология. М., 1996.

29. Тертычный А.А. Жанры периодических изданий. М., 2010.

30. Урысон Е. В. Фундаментальные способности человека и наивная "анатомия" // Вопросы языкознания. №3. 1995. С. 3–16.

Перечень иных информационных источников

1. Презентации к занятиям.

2. Интернет-ресурсы.

3. Раздаточные материалы (образцы журналистских публикаций).

4. Электронная библиотека сайта «Медиалингвистика».

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация