Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Человек и жанры в русской публицистике ХХ века
January 24, 2017, 12:17 pm

Преподаватель: Перхин Владимир Васильевич, доктор филологических наук, профессор

Кафедра истории журналистики

Журналисты всегда пишут о человеке. Даже если они говорят о природной или техногенной катастрофе, то все равно неизбежно выходят к человеку, потому что последствия катастроф может ликвидировать только человек.

Развитие гуманистического потенциала журналистики – необходимое условие ее поступательного развития. Человековедение – одна из главных отраслей журналистики на всех этапах её развития в ХХ веке. Гуманизация общественного сознания – важнейшая функция журналистики. И тут мало одного рассказа о гуманных идеях. Надо показывать носителей этих идей, как человек на деле утверждает эти идеи. Человек на производстве и в спорте, в политике и в искусстве – всегда в центре творчества ведущих журналистов. Личность публициста и редактора – часть проблемы «человек в публицистике». Профессионализм журналиста – в глубоком видении человеческой индивидуальности и в умении показать её многогранность – в различных жанровых формах (заметка, статья, очерк, фельетон, некролог).

Работа в спецсеминаре предполагает подготовку докладов по конкретным вопросам и темам, рецензирование новых книг и журнальных статей, обзоры историко-журналистских публикаций. Темой семинарского доклада может быть анализ одного-единственного журналистского текста или сравнительный анализ двух произведений (Деятели политики, культуры и искусства в политической, этической и художественной публицистике; Андрей Платонов – рецензент журнала; Г. В. Адамович и В. Ф. Ходасевич – публицисты парижской прессы; Правда войны в публицистике А. Н. Толстого 1915 и 1942 годов; Жанр открытого письма в публицистике; Колонка редактора и его позиция; Портрет киноактёра в журнале и газете). В докладах анализируется содержание избранного текста, его композиция, образы, художественные приёмы, язык, стиль. Предметом доклада может быть также иконография журналиста – фотографии, шаржи, карикатуры. Изучение исторического опыта познания человека в журналистике и аналитического освещения его деятельности в прессе, осмысление неповторимых творческих индивидуальностей журналистов – мужчин и женщин – главная цель спецсеминара «Человек и жанры в русской публицистике ХХ века». Студенты узнают о грандиозном опыте журналистского познания человека. Этот опыт может обогатить сознание современного человека, укрепить базовые традиции профессионального роста и становления индивидуального стиля молодого журналиста. Студенты получат важные методологические и практические навыки анализа проблематики и поэтики публицистических текстов. Эти навыки будут востребованы в дальнейшей самостоятельной работе в средствах массовой информации на всех постах – от репортёра до редактора или директора агентства.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Перхин В.В. О «веховской» традиции в публицистике конца 1910 - начала 1940-х годов (по материалам наследия Е. И. Замятина, А. Н. Толстого) // Русская публицистика в духовно-нравственной жизни общества: идеалы и ценности / под ред. проф. Л. П. Громовой. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.

2. Перхин В. В. История журналистики Русского зарубежья ХХ века. Конец 1910-х – начало 1990-х годов. Хрестоматия. М: Флинта. Наука,2011.

3. Перхин В. В. Деятели русского искусства и М. Б. Храпченко, председатель Всесоюзного комитета по делам искусств (апрель 1939 – январь 1948). Свод писем. М: Наука, 2007.

4. Перхин В. В. Андрей Платонов и Лазарь Каганович. История неосуществленного замысла // Вопросы литературы. 2016. № 4.

5. Перхин В. В. Милосердие. Неизвестное письмо Д. Д. Шостаковича о С. С. Прокофьеве // Новый мир. 2016. № 8.

План лекционных занятий

Занятие 1. Цель и задачи спецсеминара. Журналистика и гуманизм. Человек и жанры в истории публицистики.

Занятие 2. Поиск материалов по избранной студентом теме курсовой работы с использованием электронных ресурсов.

Занятие 3. Обсуждение сообщений о результатах самостоятельного поиска источников для разработки избранной темы курсовой работы.

Занятие 4.Обсуждение сообщений о результатах самостоятельного поиска источников по избранной теме курсовой работы.

Занятие 5. Статья - ведущий жанр этической публицистики А. П. Платонова.

Занятие 6. Понятия «любовь» и «ненависть» в журналистике Великой Отечественной войны.

Занятие 7. Особенности композиции статьи как жанра этической публицистики (по материалам Т. Н. Тэсс и С. С. Оболенского).

Занятие 8. Статья как жанр этической публицистики: особенности стиля (А. Т. Твардовский и Н. А. Бердяев).

Занятие 9. Литературно-критический и политический портрет: сходство и различия в творчестве А. В. Луначарского и М. А. Алданова (силуэт и очерк).

Занятие 10. Шарж и сопроводительный текст: Реми, Дени, Кукрыниксы.

Занятие 11.Шарж и карикатура в фельетоне и графике: А. Зорич, А. Ротов.

Занятие 12. Этическая позиция рецензента литературы и искусства в начале и в конце ХХ века.

Занятие 13. Портрет на экране, в жизни и в газетном киноматериале: позиция автора

Занятие 14. Газетный некролог и его разновидности (отклики на смерть Н. С. Хрущёва и А. И. Солженицына).

Занятие 15. Жанр открытого письма: по материалам наследия ведущих публицистов.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

1. Работа студентов со справочной литературой из фондов библиотеки Института «ВШЖиМК».

2. Работа в компьютеризированной аудитории с периодикой из электронных баз данных по «Журналистике и средствам массовых коммуникаций» Научной библиотеки им. М. Горького.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль осуществляется на каждом семинарском занятии при чтении и обсуждении докладов по избранной теме курсовой работы, а также при проверке реализации намеченного графика выполнения курсовой работы. За пропущенные занятия предусмотрен отчет в форме письменной работы и конспекта источников и научной литературы. Во время работы в спецсеминаре изучается его проблематика. Условием успеха является участие в занятиях (заседаниях): чтение докладов по избранным аспектам тематики спецсеминара и тем курсовых работ, ответы на вопросы слушателей, выступления с оценкой прослушанных докладов. Во время текущей аттестации положительную оценку получает студент, принимавший участие во всех заседаниях по расписанию деканата или выполнивший дополнительное задание по теме какого-либо пропущенного занятия. Успех работы в спецсеминаре в значительной мере обусловлен активной подготовкой курсовой работы. После ознакомления с основными источниками студент представляет предварительный план курсовой работы (не позднее четвертой недели с начала семинаров) и график его реализации. Далее он планирует чтение доклада. Выступление докладами (не менее двух) по теме курсовой работы – неотъемлемая часть работы спецсеминара и необходимая стадия создания курсовой работы высокого качества. Отсутствие докладов, как уже говорилось, можно компенсировать представлением конспектов источников и научной литературы по теме курсовой работы. Но как правило это снижает качество, а значит и оценку за курсовую работу.

Вопросы к зачету

1. Характеристика избранных источников по теме курсовой работы.

2. Обзор научной литературы по теме курсовой работы.

3. Анализ одного номера прессы (газеты, журнала), которая является основой для разработки избранной темы курсовой работы.

4. Человек в политической публицистике.

5. Человек в этической публицистике.

6. Человек в художественной публицистике.

7. Человек в исторической публицистике.

8. Человек в творчестве публициста и смежных областях художественной деятельности.

9. Человек в творчестве публициста и смежных областях художественной деятельности.

10. Портрет в документальном очерке и документальном фильме.

11. Специфика жанра некролога в периодической печати.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Роль М. Горького в журналистике после 1918 года. Его статьи в эмигрантской прессе 1920-х и в московских газетах 1930-х годов.

2. Вопрос о человеке и герое в журналистике Первой мировой и Великой Отечественной войн.

3. Проблема человека в публицистике журнала «Возрождение» (Париж,1950-е годы).

4. Вопрос о человеке в журналистике А. И. Солженицына 1990-х годов (по статьям в московской и зарубежной прессе).

5. Темы, оценки, аргументация, типичная фразеология в «Литературной газете» 1930-1980-х годов.

6. Ценностные предпочтения ведущих журналистов 1970-х и 1980-х годов.

7. Политика государственных лидеров в области культуры и журналистики (1940-е и 1960--е годы).

8. Концепция человека в демократической и «национально - почвенной» журналистике ХХ века.

9. «Вестник русского христианского движения» и журнал «Москва» о «взыскующей совести» и о гуманизации культуры.

10. Этические позиции А. Н. Толстого и Т. Н. Тэсс.

11. Авторский состав русской советской журналистики в годы Великой Отечественной войны.

12. Английская периодика в Москве и советская периодика в Лондоне в 1940-е годы.

13. Жанры и творческая индивидуальность журналиста («Аполлон» и «Рампа и жизнь»).

14. Об актёре в жизни и на экране (журналы «Искусство кино» и «Экран»).

15. Жанр статьи в журнале «Русская мысль» под редакторством П. Б. Струве (1910-е – 1920-е годы).

16. О рецензии на страницах «Литературного критика» и «Литературного обозрения».

17. Театральная рецензия в ведущих московских газетах.

18. Некролог в журналах 1910-х и 1930-х годов.

19. Редакторы и авторы: позиция и жанры.

20. Индивидуальность редактора (на материале любого периода).

Критерии оценки (зачет)

На зачете по расписанию деканата студент получает один вопрос и 20 минут на его подготовку. Предварительно он оставляет у преподавателя конспекты источников и литературы, составленные в ходе семестровой подготовки к занятиям. Во время ответа на вопрос студент может воспользоваться своими конспектами, процитировать из них необходимый ему аргумент. Показать умение подтверждать теорию практикой – основное условие получения зачета.

Критерии оценки (курсовая работа)

Курсовая работа - важнейший итог работы в семинаре. В историко-журналистской курсовой работе на третьем курсе требуется показать знание работ ведущих исследователей по теме, изучаемой студентом, умение собрать материал (источники), описать и систематизировать его, осуществить анализ избранных текстов, сопоставить разные точки зрения и сделать самостоятельные выводы, правильно оформить научный аппарат, список источников и литературы. Оценка «отлично» означает, что соблюдены все перечисленные условия. Оценка тем ниже, чем меньшему числу критериев соответствует работа.

Список основной литературы

1. Между молотом и наковальней. Союз советских писателей СССР. Документы и комментарии. Т. 1. 1925 – июнь 1941г. / руководитель коллектива Т. М. Горяева. М., 2010.

2. Русская публицистика в духовно-нравственной жизни общества: идеалы и ценности / Пол ред. проф. Л. П. Громовой. М., 2014.

3. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Изд. 3-е. М., 2004.

4. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учебное пособие. М., 2011. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия: учебное пособие. М., 2004.

5. Фролова Т. И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике. М., 2009.

Список дополнительной литературы

1. Большая цензура. Писатели и журналисты в стране советов. 1917- 1956 / Сост. Л. В. Максименков. М., 2005.

2. Волковский Н. Л. Отечественная журналистика. 1950-2000: уч. пособие. В 2-х ч. Ч. 1. СПб., 2006.

3. Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1999.

4. Кремлёвский кинотеатр. 1928-1953. Документы / Гл. редактор К. Аймемахер. М., 2005. (Культура и власть от Сталина до Горбачева. Документы).

5. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000): учебный комплекс: учебное пособие, хрестоматия. М., 2006.

6. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкин. М., 2001.

Перечень иных информационных источников

1. Электронная библиотека ИМЛИ РАН. Указатели и справочники imli.ruhttp://imli.ru/upload/docs/Iokar-Timofeeva-ulitca-Vorovskogo-25a.pdfhttp://imli.ru/upload/elibr/russliteratura/Letopis_vypusk_3.pdf

2. Электронный каталог Российской государственной библиотеки искусств liart.ru

3. Единый электронный каталог Российской государственной библиотеки rsl.ru

4. Электронные ресурсы и базы данных по «Журналистике и средствам массовой информации» Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ library.spbu.ru

5. Электронные каталоги Российской национальной библиотеки nlr.ru>poisk/

6. Электронный каталог Санкт-Петербургской театральной библиотеки sptl.spb.ru

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация