Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Фотография как феномен культуры
January 17, 2017, 12:07 pm

Преподаватель: Гурьева Мария Михайловна, кандидат философских наук, старший преподаватель

Кафедра медиадизайна и инфорационных технологий

Фотография – важная составляющая современной визуальной среды, которая, в свою очередь, возникает внутри многопланового культурного контекста и находится в состоянии постоянного взаимодействия с ним. Изображения информируют, объясняют, убеждают, создают картину мира и формируют образ мышления. Информативность и наглядность фотографического изображения давно перестала быть очевидной. Критическое осмысление феномена фотографии на протяжении XIX-XXI веков даёт возможность взглянуть на неё с многочисленных сторон: как на инструмент убеждения и пропаганды, самоидентификации, документации, познания — а прежде всего как на способ создания визуальной, виртуальной реальности, первичный импульс поверить в реальность которой ещё не изжит у зрителя.

Курс посвящён знакомству с основными современными подходами в исследовании фотографии как феномена культуры, в рамках междисциплинарного поля исследований визуального. В ходе курса будут предложены для изучения разнообразные формы осмысления фотографии как феномена в области академического и художественного письма, искусства, сбора и исследования данных.

Автор курса имеет опыт преподавательской и исследовательской деятельности в области истории и теории фотографии, включая преподавание курсов по этой тематике в Институте философии СПбГУ, на кафедре кино- и фотоискусства СПбГИК, на открытых коммерческих и некоммерческих площадках (академия «Фотографика», Школа Академической фотографии, Музей истории фотографии), а также является основателем и со-организатором ежегодной международной конференции по визуальным исследованиям «После (пост)фотографии» (СПб, с 2014 года).

Курс может включать в себя материалы и модули на английском языке.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Гурьева М.М. Проблемы истории фотографии // Известия РГПУ им.А.И.Герцена №115, 2009.

2. Гурьева М.М. Повседневная фотография как объект научного исследования // Вестник ЛГУ им.А.С.Пушкина №3/том 2, 2009.

План лекционных занятий

Лекции 1-2. Фотография как феномен культуры. Изображение, объект, практики фотографии. Функции фотографии. Критический подход в осмыслении феноменов современной визуальной среды. Теория фотографии и исследования визуального. Текст: «Новая фотография» под ред. М.Фризо

Лекции 3-4. Семиотический анализ изображения. Денотативное и коннотативное иконические сообщения, функция языкового сообщения («Риторика образа» Р.Барта). Письменное задание: анализ изображения по выбору из вариантов, предложенных преподавателем.

Лекции 5-6. Этика в практиках создания, восприятия, распространения изображений. Этика взгляда, съёмки, показа фотографии. Этически сложные темы и сюжеты. Фрагменты текстов С.Сонтаг «Глядя на чужие стадания» и Д.Берджер «Фотография и её предназначения»

Лекции 7-8. Восприятие фотографии. Фотография как средство экстериоризации памяти. Фотография как память личная и коллективная, естественная и культурная, рабочая и долговременная, визуальный регистр. Фотография и аффект: экзистенциальный опыт зрителя. Studium, punctum, «приключение» фотографии, по работе Р.Барта «Camera lucida».

Лекции 9-10. Специфическая оптика фотографии. Живописная перспектива начиная с Возрождения. Фотограф как наблюдатель, фланёр, вуайёр. Знакомство с фрагментами из книги Д.Крэри «Техники наблюдателя»

Лекции 11-12. Слежка, контроль, паноптикон, «большие данные». Фотография как инструмент организации больших масс населения. Добровольная слежка за самими собой. Медиаграмотность. Чтение отрывков из труда М.Фуко «надзирать и наказывать».

Лекции 13-14. Социальные функции фотографии. От семейного альбома к социальным медиа: личное становится публичным. Мобильность и одноразовость фотографии в соцсетях. Неписаные правила и вкусовые предпочтения массового фотографа. Чтение отрывков из труда П.Бурдье и др. «Фотография: общедоступное искусство».

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Курс включает себя групповые формы работы по чтению и устному и письменному анализу текстов по теории фотографии из списка, предложенного преподавателем.

Внутрисеместровый контроль

При посещении менее 70% занятий студенту необходимо проделать дополнительное письменное задание в виде аналитического текста по теме, предложенной преподавателем в ходе индивидуального обсуждения.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – собеседование по вопросам из списка.

На подготовку ответа студенту дается 15 минут, на собеседование 15-20 минут.

Оценка «Зачтено» ставится, если сданы в срок и приняты все текущие задания в семестре. Пропуск занятий не более 30%.

Оценка «Незачтено» ставится, если пропущено более 30% занятий и не сдано дополнительное письменное задание. Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа

Список вопросов для зачёта:

1. Визуальная культура и фотография

2. Теория фотографии и визуальные исследования

3. Функции фотографии в современной культуре

4. Аффект, «Пунктум» и «студиум» Ролана Барта

5. Принципы семиотического анализа изображения

6. «Чужие страдания» у Сюзан Сонтаг и Джона Берджера

7. Социальные функции фотографии и социальные исследования фотографии

8. «Варварский вкус» массового фотографа у П.Бурдье

9. Память и фотография

10. Оптика фотографии у Д.Крэри

11. Фотография как паноптикон

Список основной литературы

1. Барт Р. Риторика образа // Р.Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г.К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989

2. Барт Р. Camera lucida : Комментарий к фотографии : Пер. с фр. / Послесл. и коммент. М. Рыклина. - М. : Ад Маргинем, 1997

3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: forlit.philol.msu.ru/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm

4. Бергер, Д. Искусство видеть. - СПб: Клаудберри, 2012.

5. Берджер, Д. Фотография и ее предназначения. – М: Ад Маргинем, 2014

6. Крэри, Д. Техники наблюдателя. М: V-A-C press, 2014

7. Новая история фотографии = Nouvelle histoire de la photographie / под ред. Мишеля Фризо. - СПб. : Machina : Андрей Наследников, Т. 1 / С. Александер . - 2008

8. Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания. - М: Ад Маргинем, 2014

9. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. – М.: Ад Маргинем, 2015

Список дополнительной литературы

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

2. Вирильо П. Машина зрения / Пер. с фр. А. С. Шестакова под ред. В. Ю. Быстрова. - СПб. : Наука, 2004

3. Левашов В. Лекции по истории фотографии. – Н.Новгород: Нижегородский филиал ГЦСИ, 2007.

4. Маклюэн М., Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. / Москва. : Академический проект : Фонд "Мир", 2005.

5. Савчук В. Философия фотографии. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005

6. Флюссер В. За философию фотографии / пер. с нем. Г. Хайдаровой. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008.

Савчук В. Философия фотографии. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005.

7. Сонтаг С. О Фотографии. Пер.с англ. Москва: Ад Маргинем и ЦСИ Гараж, 2012.

8. Флюссер В. За философию фотографии / пер. с нем. Г. Хайдаровой. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008.

9. Чапник Г. Правда не нуждается в союзниках. – СПб.: Клаудберри, 2016.

10. Photography: a Critical Introduction / Edited by Liz Wells. – New-York: Routledge, 2001.

Перечень иных информационных источников

1. photographer.ru

2. monoskop.org

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация