Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Российская история в СМИ: интерпретации в контексте политики
January 17, 2017, 2:06 pm

Преподаватель: Кругликова Ольга Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент

Кафедра истории журналистики

Историческая тематика в СМИ – часть политического дискурса. Различные политические силы активно используют в пропаганде своих идей исторические мифы и стереотипы, призванные обосновать их «историческое право» на власть, подчеркнуть преемственность или оправдать неудачу их политических шагов. События прошлого интерпретируются в соответствии с актуальными политическими задачами, исторические мифы создаются как властью, так и оппозицией, споры об истории повсеместно становятся частью политической борьбы.

Задача данного спецкурса – показать механизмы формирования исторических мифов в ходе политического противостояния, выявить заинтересованность определенных политических сил в поддержании того или иного представления об отечественной истории и проанализировать роль СМИ в процессе исторического мифотворчества.

Слушатели спецкурса попробуют разобраться в том, какова на сегодняшний день официальная парадигма оценки исторического прошлого России, представленная в СМИ, установить системные взаимосвязи между хронологически отдаленными событиями, понять общие исторические закономерности, связывающие призвание варягов и приход к власти В. Путина, Андрея Курбского и Михаила Ходорковского, декабристов и олигархов1990-х. В рамках спецкурса процессы создания исторических мифов и динамика исторических интерпретаций в СМИ будут рассматриваться в широком культурном контексте, с привлечением материалов по истории литературы, живописи, музыки, кинематографа. Междисциплинарный подход к рассмотрению процессов создания культурно-исторических мифов помогает осуществлять интеграцию знаний, полученных обучающимися в рамках различных дисциплин, преодолеть фрагментарность и односторонность восприятия сложных процессов жизни общества.

Навык всестороннего анализа причинно-следственных связей между историческими событиями, умение прогнозировать развитие социально-политических процессов на основе анализа опыта прошлого существенно обогатят профессиональный арсенал слушателей курса, будут способствовать их более эффективной работе в аналитических журналистских жанрах, повысят общий уровень их культурного кругозора и исторической компетентности.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Ущиповский С. Н., Кругликова О. С. Российская историческая журналистика: учебное пособие. — М.- Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 164 с.

2. Кругликова О. С. Публицистика Н. П. Гилярова-Платонова и Ф. М. Достоевского в общественном диалоге по вопросу о судебной реформе (1860-70гг) // Материалы конференции «Журналистика в 2014 г.», 2015.

3. Кругликова О. С. Первая мировая война как предчувствие: провиденциальные мотивы в русской публицистике конца XIX века // Материалы международной научной конференции «Россия в Первой мировой войне: анализ события сквозь призму письменных источников и произведений искусства» / Л. Громова, Э. Метлов, В. Сергиенко., 2015. — P. 101-130

4. Кругликова О. С. Историческая тематика на страницах "Русского вестника" 1860-1870 гг. // Литературный журнал в контексте русской культуры — г. СПб, — 2015. — С. 54-63

5. Кругликова О. С. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. на страницах «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского // «Журналистика и войны». Мат-лы 53 Международной научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения», 2015

6. Кругликова О. С. Публицистика Н. П. Гилярова-Платонова: антинигилистический дискурс // Русская публицистика в духовно-нравственной жизни общества: идеалы и ценности. — Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2014. — 204,53-68 С.

7. Кругликова О.С. Публицистика и общественная деятельность М.Н. Каткова. Публицист и власть. — Saarbrucken: LAP LAMBERT AcademicPublishing, 2011. — 208 С.

8. Кругликова О.С. "Московские ведомости" М. Н. Каткова в полемике о реформе образования в 1860-1870 х гг. // ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 1: ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ, 2008. — № 23. — С. 205-210

9. Кругликова О. С. Передача газеты "Московские ведомости" на правах аренды М. Н. Каткову в 1862 г. (Политический контекст и финансовые условия контракта) // ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 9: ФИЛОЛОГИЯ. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА, 2007. — № Вып. 4. Ч II.. — С. 248-255

10. Кругликова О. С. Идея самодержавной монархии в публицистике М. Н. Каткова и В. В. Розанова // Русская литература и журналистика в движении времени. Ежегодник 2013. – М. Факультет журналистики. 2014. – с. 135-146.

План лекционных занятий

Занятие 1. Традиции освещения русской истории в СМИ. Россия как страна с непредсказуемой историей и феномен «проклятого прошлого». Дискуссия о концепции единого учебника истории.

Занятие 2. Происхождение русской государственности. Полемика вокруг норманнской теории – от М. В. Ломоносова и Г. Ф. Миллера до фильма М. Задорнова «Рарог. Полет сокола».

Занятие 3. Собирание русского национального государства после феодальной раздробленности: основные трактовки в прессе XIX в., в советский период и в современных СМИ.

Занятие 4. Иван Грозный: политически обусловленные трактовки исторического образа в трудах историков и политиков, художников, журналистов, кинорежиссеров.

Занятие 5. Борис Годунов, династический кризис и русская смута – динамика политических интерпретаций от трагедии А. С. Пушкина до документального фильма «Романовы» (2014 г.).

Тема 6. Алексей Михайлович, царевна Софья и Петр I – конкурирующие проекты модернизации и евроинтеграции. Оценка реформ Петра I в русской журналистике разных эпох и политических направлений.

Тема 7. Екатерина Великая – политическое и историческое мифотворчество. «Записки касательно российской истории» как образец политической пропаганды.

Тема 8. Александр I – царственный сфинкс, его загадки и ответы истории. Отечественная война 1812 года, интерпретация в журналистике её причин, хода и последствий от басен И. А. Крылова до книги E.H. Понасенкова «Правда о войне 1812 года».

Тема 9. Николай I: формирование национальной идеологии и официальная модель исторического прошлого страны. Исторический миф декабризма и его осмысление в XIX-XXI вв.

Тема 10. Великие реформы Александра II и экономическое чудо Александра III. Архетипическая «Россия, которую мы потеряли».

Тема 11. П. А. Столыпин: реформа, вагон и галстук. Трактовки биографии консервативного реформатора в журналистике разных эпох и политических направлений. Столыпин как исторический ориентир современной власти.

Тема 12. Первая мировая война. Кто её развязал, и кто выиграл – новые трактовки и актуализация темы в СМИ в связи с празднованием столетней годовщины.

Тема 13. Царственные страстотерпцы – путь от ненависти и забвения до канонизации. Григорий Распутин – смена трактовки от «Агонии» (1974) до «Григория Р.» (2014)

Тема 14. Революция 1917 года: история, написанная победителями, и история, которую спустя 70 лет переписали побежденные. Образ В. И. Ленина в СМИ: от вождя мирового пролетариата до шаржа С. Курехина «Ленин-гриб».

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятия 1-2. Мониторинг публикаций СМИ на определенную историческую тему и анализ найденных публикаций на предмет выявления политических взглядов и целей их авторов.

Вопросы к зачету

1. Современная официальная концепция исторического прошлого России, ее отражение в СМИ.

2. Современные альтернативные концепции оценки русской истории, их отражение в оппозиционных СМИ и блогосфере.

3. Историческая тематика в СМИ – её роль в легитимации власти.

4. Историческая тематика в СМИ – её роль в формировании национальной идентичности.

5. Доктрины славянофильства и западничества: актуальное звучание в современном политическом дискурсе (на примерах из СМИ).

6. СМИ и переосмысление истории в период смены общественно-политического строя (1917-1930 гг.)

7. СМИ и переосмысление истории в период смены общественно-политического строя (1985-2000 гг.)

8. Исторические мифы как инструмент политики: примеры функционирования в современной политической ситуации России.

9. Исторические мифы как инструмент политики: примеры функционирования в политической ситуации ближнего зарубежья.

10. Современные западные концепции оценки русской истории, их отражение в зарубежным СМИ.

Текущий контроль (зачет)

Обучающиеся должны посетить не менее 10 лекционных занятий в рамках спецкурса. Если обучающиеся пропускают более 5 лекционных занятий, они должны подготовить реферат по теме любой из пропущенных ими лекций по своему выбору.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная. В билете – один вопрос. На подготовку ответа обучающемуся дается 20 минут.

Вопросы к зачету не дублируют темы лекций и сформулированы таким образом, чтобы исключить простой пересказ материала лекционного курса. Обучающийся должен из всего объема информации, полученной в рамках спецкурса, самостоятельно вычленить ту, которая способствует раскрытию проблемы, поставленной в вопросе, и представить свой собственный аргументированный взгляд на данную проблему.

Оценка «Зачтено» ставится, если обучающийся сумел последовательно и логично изложить свой взгляд на заявленную в вопросе проблему, привлекая в качестве аргументации своей точки зрения широкий круг исторических фактов, продемонстрировал глубокое знакомство с научной литературой и текстами современных СМИ по рассматриваемой проблеме.

Оценка «Не зачтено» ставится, если студент не смог логически структурировать ответ и не обозначил самостоятельного взгляда на поставленную в вопросе проблему, испытывал затруднения в аргументации высказанных положений, продемонстрировал незнание фактов, изложенных в рекомендованной для подготовки научной литературе.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета –беседа с отвечающим в течение 5-7 минут.

Список основной литературы

1. Ущиповский С. Н., Кругликова О. С. Российская историческая журналистика: учебное пособие. — М.- Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 164 с.

Список дополнительной литературы

1. Алексеева Г.Д. Историческая наука в России. Идеология. Политика (60-80-е годы XX века). М., 2003.

2. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта: В 3 т. Т. 1. От прошлого к будущему. Новосибирск, 1997.

3. Базылев В.Н. К изучению политического дискурса в России и российского политического дискурса // Политический дискурс в России – 2. М., 1998.

4. Будаев Э. В., Чудинов А. П. Метафора в политической коммуникации. М., 2007.

5. Будущее нашего прошлого. // Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 15-16 июня 2011 г. М

6. Дубровский А.М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930-1950-е гг.). Брянск: Издательство Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, 2005.

7. Ильин М. В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997.

8. История и политика: учебное пособие для вузов, КГУ, Казань, 2009.

9. Кашкин В.Б. Дискурс: учебное пособие, Воронеж, 2004.

10. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; изд. 2-е М., 2003Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М., 2003.

11. Козлов В. П. Тайны фальсификации: анализ подделок исторических источников XVIII - XIX веков: Пособие для студентов вузов / В. П. Козлов; "Гуманитарное образование в высшей школе", конкурс. - М. : Аспект-пресс, 1994. - 271 с.

12. Колесников А., Привалов А. Новая русская идеология: хроника политических мифов. М., 2001.

13. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М.: Высшая школа, 1993. - 448 с.

14. Никитина К. В. Политический дискурс СМИ и его особенности, создающие предпосылки для манипуляции общественным сознанием. Уфа, 2011.

15. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., АСТ, Астрель, 2006.

16. Пономарев Н.Ф. Информационная политика органа власти: пропаганда, антипропаганда, контрпропаганда. Пермь, 2007.

17. Реймон А. Избранное: измерения исторического сознания. М., 2004.

18. Русакова О.Ф. Политическая дискурсология: актуальность исследования и теоретико-методологические основания / О. Ф. Русакова // Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 61. – С. 114-122.

19. Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе ХIХ века. Екатеринбург, 2002.

20. Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург, 2007.

21. Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г., М., 1993.

Перечень иных информационных источников

1. Данилин П. В. Политическая пропаганда: новые технологии (цикл лекций) / http: liberty.ru

2. Репина Л.П. Междисциплинарные подходы к изучению прошлого. www.auditorium.ru/books/2624/text.pdf

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация