Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Психологизм и антипсихологизм в журналистике
January 17, 2017, 4:04 pm

Преподаватель: Гришанина Анастасия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент

Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций

Современный человек включается во множественные коммуникации в связи с глобализацией информации, увеличением сети мобильной связи, Интернет, цифровых технологий производства и оформления журналистской продукции. Массовые коммуникационные процессы формируют новый психотип человека, и журналисту необходимо его изучить.

Сегодня журналист использует психологический инструментарий познания человека, чтобы: а) применять на практике наиболее эффективные для СМИ приемы психологизма; б) на основе анализа журналистских произведений и читательского восприятия понять потребности современного читателя; в) знать, как существует и реализуется в конкретном человеке его психическая энергия, в чем заключаются побуждающие силы удовлетворения потребностей; в) найти причину нарушений энергетического равновесия, которые сопровождаются тревожностью и разного рода фобиями. Знание и понимание механизмов написания текстов с помощью психологических приемов помогают журналисту лучше отражать психосоциальную природу человека, быть успешнее в профессии.

На спецкурсе предлагается рассмотреть психологизм как исследовательское направление в журналистике и как междисциплинарный метод. Основная цель лекционных занятий спецкурса – выявить наиболее оптимальные формы психологического изображения современного человека в журналистском творчестве; определить возможности применения принципа психологизма в аналитических и художественно-публицистических жанрах; проследить «жизнь» этого приема в медиасреде.

Журналист использует для создания произведений и противоположный психологизму прием – антипсихологизм. Это направление отрицает саму возможность истолкования логики как своего рода модели мышления. На смену приходят другие психологические теории, успешно функционирующие в качестве приемов создания текстов СМИ. Часть лекционных занятий планируется провести на выездных площадках (Интститут психотерапии «Гармония», музей Фрейда и др.) в форме интерактивных игр и упражнений (плей-бэк театр, обсуждение фильма, интерактивная экскурсия).

Автор спецкурса занимается проблемой психологического изучения журналистики, личности журналиста, а также приемов психологизма и антипсихологизма более десяти лет, имеет десятки научных публикаций по данной теме, публикации в СМИ; психолог-консультант.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Гришанина А. Н. Психологизм как методологический компонент журналистского творчества. Автореф. дисс. на соиск. … канд.филол.н. СПб., 2005 (на правах рукописи).

2. Гришанина А. Н., Угрюмов В. Б. Телевидение и общество: ценностный аспект новых форм медиарилейшнз // Управленческое консультирование. 2012. № 4. С. 117-123.

3. Гришанина А. Н. Персонификация власти в политическом медиапортрете: психологический аспект // СМИ в современном мире. Петербургские чтения. СПб., 2014.

4. Гришанина А. Н. Современный познавательный медиатекст: наивная и научная картина мира / Научные труды РАНХиГС. Т. 6. Вып. 5. СПб., 2015. С. 13-18.

5. Гришанина А. Н. Невербальные коммуникации: символика и цветовое решение в политической мобилизации // Коммуникативные технологии в процессах политической мобилизации. Монография / под ред. В. А. Ачкасовой, Г. С. Мельник. М.: Флинта, 2016.

6. Гришанина А. Н. Личность в социальных сетях: интент-анализ диалогов с экстремистскими проявлениями // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2016. С. 65-68.

7. Герасимов Р. М., Гришанина А. Н. Командобразование в системе внутренних коммуникаций. Учебно-методическое пособие. СПб.: СЗАГС, 2011.

8. Гришанина А. Н. Психологическое изучение журналистики // Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.

9. Гришанина А. Н. Духовные потребности личности в современном медиапространстве // Вестн. ЮФУ. Вып.4. Ростов-на-Дону, 2010.

10. Гришанина А. Н. Человек в медийном пространстве // Вестник СПбГУ, сер.9. Вып.2. СПб., 2010.

11. Гришанина А. Н. Духовное лидерство в социокультурном пространстве: взгляд журналиста // Век информации. СПб., 2015.

12. Гришанина А. Н. Ценностные ориентиры журналистики в материалах о сохранении духовного наследия / Ценностные ориентиры современной журналистики. Сб. научных статей / под ред Е. К. Рева. Пенза, 2015. С. 30-34.

13. Melnik G. S., Misonzhnikov B. Y., Grishanina A. N., Teplyashina A. N. Sense Distortions in the Mass Media: their Social Consequences // American Journal of Applied Sciences, 2016 // thescipub.com

План лекционных занятий

Занятие 1. Психологическое изучение журналистики. Теории и направления, используемые в журналистском творчестве.

Занятие 2. Психологизм как методологический компонент в журналистском творчестве. Междисциплинарные связи в психологизме: логика, философия, филология, лингвистика, литературоведение.

Занятие 3. Психологизм как художественный метод. Создание эффективных массмедиа-текстов. Активизация компонента: индивидуальный творческий стиль журналиста. Социально-психологические изменения, происходящие в обществе. Запросы аудитории.

Занятие 4. Познание и изображение действительности в очерковых и портретных жанрах. Способы анализ чувств, мыслей, переживаний героев. Психологизм как свойство саморефлексии журналиста-творца. Впечатления внешнего мира.

Занятие 5. Антипсихологизм как философское течение. Прием антипсихологизма в изображении человека и мира в СМИ.

Занятие 6. Антипсихологизм в медиасфере. Массовые «герои потребления», стереотипы известных людей, представляющих собой социальные группы. Типология медийного человека.

Занятие 7. Специфические, аномальные и экстравагантные образы (фантомы). Эмоциональное воздействие на читателя.

Занятие 8. Душа, дух, духовность (духовное начало) в изображении человека. Приемы описания проявлений телесной активности человека. Глубинные функциональные механизмы психики человека и изображение внешнего рисунка поведения.

Занятие 9. Портретирование в СМИ как инструментарий психологизма. Психологический портрет, портретный очерк, портретное интервью, эссе (2 часа).

Занятие 10. Новые коммуникативные стратегии в СМИ и сетевой среде. Поведенческие характеристики телеведущих и интервьюеров (2 часа).

Занятие 11. Визуальные возможности психологизма в журналистике. Фотография, фотопроект, видеофиксация, блогерство. Пространство 3D как новая технология изображения человека.

Занятие 12. Сетевой читатель. Сетевой писатель. Специфика психологии восприятия в медиасреде.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

1. Выполнение задания: анализ текстов СМИ. Приемы психологизма в журнальных публикациях.

2. Моделирование стратегии изучения героя произведения. Психолого-социальные исследования и их использование в журналистике. Интент-анализ.

Внутрисеместровый контроль

Студенты, пропустившие более 30 % занятий, осваивают пропущенные темы самостоятельно, используя методическую литературу и научные публикации по теме. Форма отработки – письменная. Это может быть реферат, конспект книги по теме, анализ СМИ (на усмотрение преподавателя в зависимости от пропущенной темы). Результаты отработки объявляются преподавателем в конце семестра после окончания лекционных занятий.

Самостоятельная работа студента заключается, прежде всего, в освоении литературы и источников по теме спецкурса; преподаватель также дает задание на анализ текстов СМИ по заданной схеме, творческое задание по написанию эссе. В ходе проведения занятий предполагается три этапа контроля успеваемости студента по спецкурсу согласно программе курса и УММ. График отчетности: после первой и второй трети лекционных занятий, после окончания лекций.

Вопросы к зачету

1. Психологическое изучение журналистики.

2. Теории и направления, используемые в журналистском творчестве.

3. Психологизм как методологический компонент в журналистском творчестве.

4. Междисциплинарные связи в психологизме: логика, философия, филология, лингвистика, литературоведение.

5. Психологизм как художественный метод.

6. Активизация психологизма в произведении: индивидуальный творческий стиль журналиста.

7. Действительность и личность в очерковых жанрах.

8. Антипсихологизм как философское течение. Прием антипсихологизма в изображении человека в СМИ.

9. Антипсихологизм в медиасфере.

10. Эмоциональное воздействие на читателя.

11. Глубинные функциональные механизмы психики человека и изображение внешнего рисунка поведения.

12. Портретирование в СМИ как инструментарий психологизма.

13. Психологический портрет, портретный очерк, портретное интервью.

14. Новые коммуникативные стратегии в СМИ и сетевой среде.

15. Поведенческие характеристики телеведущих и интервьюеров.

16. Сетевой читатель.

17. Сетевой писатель.

18. Специфика психологии восприятия в медиасреде.

19. Интент-анализ текстов СМИ.

20. Деструктивизм в текстах СМИ.

Критерии оценки (зачет)

Зачет проводится в устной форме по вопросам. Студент отвечает на один вопрос в билете.

Отметки «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. «Зачтено» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Отметка «незачет» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, отметка «незачет» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Список основной литературы

1. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Психология массовой коммуникации. М.: Юрайт, 2014.

2. Виноградова С. М., Смирнова И. С. Риторика. М.: Юрайт, 2015.

3. Гришанина А. Н. Психологическое изучение журналистики / Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.

4. Медиа: между магией и технологией / под ред. Н. Сосна и К. Федоровой. М.-Екатеринбург, 2014.

5. Олешко В. Ф. Психология журналистики. М.: Юрайт, 2015.

6. Психология политической журналистики // Политическая журналистика /под ред. С. Г. Корконосенко. М.: Юрайт, 2015.

Список дополнительной литературы

1. Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.

2. Винокур Г. О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. М., 1990.

3. Гуревич А. Социальная мифология. М., 1991.

4. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. СПб., 1999.

5. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М.: Флинта, 2011.

6. Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему. Речевые и поведенческие стратегии журналиста. М., 1999.

7. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002.

8. Мисонжников Б. Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб., 2001.

9. Олешко В.Ф. Журналистка как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели понимали тебя и вступали в диалог. Екатеринбург, 2002.

10. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Пер. с нем. М., 1996.

11. Уэст М.Секреты успешного управления командой. М., 2007.

12. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2002.

13. Шостром Э. Анти-Карнеги. Минск, 1999.

Перечень иных информационных источников

1. modernlib.ru

2. dic.academic.ru

3. www.library.spbu.ru

4. journ-port.ru

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация