Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Дипломатический аспект международной журналистики
January 17, 2017, 10:50 pm

Преподаватель: Никонов Сергей Борисович, кандидат политических наук, доцент

Кафедра международной журналистики

В 1601 году, как сообщают нам исторические документы, по дороге к московскому Кремлю был замечен иностранец, ехавший верхом на лошади. Лошадь была роскошно одета, по стандартам того времени. И была явно из царской конюшни. Несмотря на то, что иностранец был преклонного возраста и явно уставший от долгой дороги, но пересесть в карету он не мог. Именно так выглядела торжественная церемония «въезда» иностранного посла в Москву. Фамилия посла была Ли, а представлял он Англию. Прошло много лет, менялись в России столицы, но сегодня, как и более чем четыре века назад, иностранные послы идут в московский Кремль для вручения верительных грамот. Правда лошадей сегодня заменяют автомобили. Но и эти автомобили имеют свое отличие.

Средства массовой информации освещают различные аспекты международного сотрудничества, но внимание к дипломатическим работникам, к их речам, взглядам, жестам, поведению — журналисты следят особенно. Тот, кто хочет посвятить себя профессии международного журналиста должны отчетливо понимать, что их работа и работа дипломата схожа по своей сути. Заключается она в сборе информации и ее обработке. При этом необходимо понимать, что журналист-международник, беседуя либо с политиками, либо с простыми гражданами, волей-неволей представляет свою Родину. В журналистике ведутся дискуссии о возможности и необходимости задавать «острые» вопросы собеседнику. Наша задача, в рамках изучения данного спецкурса, освоить правила гостеприимства и понять, что из себя представляет международная вежливость.

Изучая спецкурс, студенты поймут, почему нельзя к Генеральному консулу, обращаться «господин консул». Что такое «нота протеста» и как журналисты-международники могут испортить отношения между государствами.

Благодаря СМИ можно получить информацию о встречах руководителей страны с главами иностранных государств, правительств. Но это все — «сцена». А что происходит «за кулисами» дипломатического протокола знает лишь небольшой круг специалистов. С появлением на международной арене стран, чей международный статус не определен, возникает и необходимость правильно, с позиции государства, которое представляет журналист-международник, его называть. Данный спецкурс предполагает углубленное изучение дипломатического протокола и понимание дипломатического этикета, что близко по своему содержанию с журналистской этикой, но по форме и духу очень отличается от нее. Но все же курс рассчитан больше на журналистов, чем на тех, кто изучает международные отношения, так как объект работы журналиста—международника человек, а не отдельно взятое государство. Именно через человека происходит познание международного общения.

Авторские публикации по теме спецкурса

Никонов С.Б. Правовые и геополитические проблемы функционирования СМИ: учеб—метод. Пособие для магистрантов — СПб: Роза мира, 2010 — 174 с.

План лекционных занятий

Занятие 1. Дипломатия и дипломатическая служба. Дипломаты. Дипломаты как источник информации

Занятие 2. Дипломатия как составная часть международной деятельности государства.

Занятие 3. Методы и организационные формы дипломатической деятельности. Признание и суверенитет государств. Проблемы освещения в СМИ

Занятие 4. Государственные визиты на высшем уровне. Формы визитов. Освещение средствами массовой информации визитов главы государства.

Занятие 5. Дипломатический протокол. Дипломатические документы.

Занятие 6. Требования к дипломатическим документам. Дипломатические приемы, дипломатический этикет. Правила поведения на дипломатических приемах.

Занятие 7. Органы внешнеполитического руководства государства. Деятельность информационных служб внешнеполитических ведомств.

Занятие 8. Протокольные службы в дипломатических представительствах Российской Федерации за рубежом, и их взаимодействие со СМИ.

Занятие 9. Дипломатическая переписка как источник информации. Установление дипломатических контактов. Переговоры.

Занятие 10.Международные встречи. Работа дипломатических работников со СМИ государства пребывания.

Занятие 11. Обработка внешнеполитической информации зарубежных государств. Проблематика проверки информации.

Занятие 12. Освещение дипломатической деятельности в СМИ. Политическая диффамация.

Занятие 13. Внешняя политика России и управление политическими рисками

Занятие 14. Эволюция понятий и терминов дипломатии и их использование в СМИ

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Подготовка и критерии интервью с дипломатическими работниками на примере программы «Международные встречи». Студенты анализирую ответы дипломатов, просматривая программу «Международные встречи», выложенные на официальном сайте Института «высшая школа журналистики и массовых коммуникаций». Подготавливают вопросы для интервью с дипломатами. Рассматривают и разбирают ошибки допущенные при интервьюировании.

Вопросы к зачету

1. Дипломатия и ее роль в международных отношениях.

2. Соотношение дипломатии и внешней политики.

3. Дипломатия как аккумулированный опыт поколений.

4. Сила дипломатии – не дипломатия силы.

5. «Оружие послов – слова и благоприятные возможности».

6. Профессионализм в дипломатии и основные требования к дипломату.

7. Приемы и методы дипломатического искусства.

8. Задачи Российской дипломатии

9. Система государственных органов внешних сношений.

10. Основные направления деятельности внутригосударственных конституционных органов внешних сношений.

11. Структура зарубежных органов внешних сношений.

12. Полномочия Президента РФ во внешнеполитической деятельности.

13. Министерство иностранных дел РФ как орган внешних сношений.

14. Взаимное представительство государств и международных организаций.

15. Порядок назначения и полномочия делегаций государств в международных органах и на международных конференциях.

16. Иммунитеты и привилегии представительств международных организаций и их персонала.

17. Использование обнародованной дипломатической переписки — этические аспекты.

18. Освещение дипломатической деятельности в СМИ

19. Интервью дипломата.

20. Нарушение этикета главами государств и имидж государства.

21. Освещение СМИ международных конфликтов.

22. Освещение соблюдения дипломатического протокола главами государств.

Текущий контроль

Студенты подготавливают и проводят интервью с дипломатическими работниками зарубежных стран. Самостоятельно подготавливают запрос в посольство выбранного ими государства. Организуют согласование вопросов и дату встречи. Проводят интервью и публикуют его на студенческом информационном портале «1-я Линия» Все вопросы согласуются с преподавателем. К зачету допускаются студенты посетившие не менее 70% лекционных занятий.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная. Студент готовит устный ответ на 2 предложенных преподавателем вопроса из списка вопросов к зачету.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Оценка «Зачет» ставится, если студент ответил на оба вопроса в билете, умеет оперировать основными понятиями по теме вопроса, может привести примеры из опыта практической журналистики, прокомментировать их, объяснить значение того или иного события, может грамотно ответить на любой, заданный преподавателем вопрос, связанный с темой вопросов в билете, ответ экзаменуемого является логичным и последовательным.

Оценка «Незачет» ставится, если студент не знает ответа на вопросы в билете, не знает базовых определений по теме билета, не может привести примеры, иллюстрирующие высказанный тезис, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя, связанные с темой вопросов в билете.

Использование каких либо дополнительных источников на любых носителях информации во время устного зачета запрещается. За пользование какими-либо источниками студент удаляется с зачета, в ведомость выставляется оценка «незачет».

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 4 часа.

Список основной литературы:

1. Самойленко В.В. Профессиональные секреты дипломата: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Издательство «Аспект Пресс» 2016. – 272 с.

2. Литвиненко А.А. Репортаж: искусство повествования. Практическое пособие. Литвиненко А.А. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2013. 48 с.

3. Байчик А.В., Курышева Ю.В., Никонов С.Б. Международные стандарты профессиональной этики журналистов. Учеб.-метод. пособ. СПб.: СПбГУ, 2012. – 102 с.

Список дополнительной литературы

1. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. Изд—3—у доп. — М.: Междунар. Отношения, 2007. — 264 с ил. nashaucheba.ru

2. Молочков Ф.Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. — изд.2 —М., 1979 nashaucheba.ru

3. Кашлев Ю.Б. Многоликая дипломатия: исповедь посла М.: Издательство «Известия», 2007. - 472с., ил. www.twirpx.com

4. Д.Вуд, Ж. Серре. Дипломатический церемониал и протокол. М., 2003

5. Э. Сатоу. Руководство по дипломатической практике. М., 1961

6. Э.Л. Кузьмин. Протокол и этикет дипломатического и делового общения. М., 1996

7. Э.Я. Соловьев. Современный этикет. Деловой протокол. М., 2000

Перечень иных информационных источников

Официальный сайт МИД РФ: www.mid.ru

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация